Биография министра образования рф филиппова в м. Вак возглавил ректор рудн владимир филиппов, экс-министр образования, который начал введение егэ. Наталия Тарасова: наука России поможет решить глобальные проблемы ООН

В программу "Экспорт образования", рассчитанную на срок до 2025 года, вошли 39 вузов. Перед университетами стоит серьезная задача - увеличить число иностранных студентов в три раза. Где мы возьмем столько? Зачем строить в общежитии бассейн и ресторан? Чем плох Шанхайский рейтинг? Что общего между Салтыковым-Щедриным и инженерным факультетом? Об этом и многом другом рассказывает Владимир Филиппов , ректор РУДН - одного из вузов, которые вошли в программу.

Владимир Михайлович, в наших вузах учатся 240 тысяч иностранных студентов. Через восемь лет их должно быть больше семисот тысяч. Где их найти?

Владимир Филиппов: 700 тысяч иностранных студентов должны учиться не только в этих 39 университетах. Речь идет в том числе и о дистанционном образовании, и о дополнительном образовании для иностранцев - выпускников российских вузов. Наши выпускники уезжают повышать квалификацию в европейские страны и обучаются работать уже на другом оборудовании и по другим технологиям, фактически переучиваясь. Если мы хотим, чтобы какие-то отрасли, например, атомная энергетика, оборонка, ориентировались на наших иностранных выпускников, мы должны создать условия для повышения квалификации.

Кто будет оплачивать им учебу или станем учить бесплатно?

Владимир Филиппов: К сожалению, пока у нашего бизнеса нет такой культуры и средств, чтобы переобучать выпускников-иностранцев. В отличие от частных западных компаний. Поэтому для некоторых отраслей, думаю, нужны и государственные стипендии тем, кто к нам поедет. Также нужно вести работу среди наших компаний и объяснять, что оплата учебы, прежде всего, это вложения в свой рынок. Еще один источник - иностранные компании. Сотрудник, получивший сертификат, принесет компании больше прибыли. Будут и люди, которые сами заплатят за учебу. Но взрослый человек не поедет на курсы в другую страну, если ему придется жить в комнате общежития на 3-4 человека. В РУДН готов проект строительства Института повышения квалификации для выпускников российских и советских вузов на тысячу человек. Это будет современное здание на территории РУДН с хорошими аудиториями, рестораном, бассейном. Группы будут маленькие, по 10-15 человек. В год планируем набирать примерно 70 групп.

Допустим, я окончила не РУДН, а Воронежский госуниверситет. Смогу я к вам приехать?

Владимир Филиппов: Мы должны принимать на переобучение выпускников любых российских вузов. В РУДН разработано 1600 программ дополнительного образования. Такая многопрофильность позволяет предлагать и междисциплинарные программы. Но надо знать, что будет востребовано на этом рынке, понимать, в каких странах каких специалистов ждут. Первый проректор РУДН сейчас находится на Мадагаскаре, где много наших выпускников - специалистов горной промышленности. Может быть, они станут одними из первых слушателей института. В Ливане, Иордании есть наши выпускники-медики и у них есть потребность в повышении квалификации. Мы поняли это по выездным конференциям и семинарам. Может быть, другим вузам необязательно открывать большой институт, но программы дополнительного профобразования для иностранных выпускников у них быть должны.

Что надо сделать нашим вузам, чтобы вместо Мюнхенского технологического или Хельсинкского университетов студент выбрал Бауманку или РУДН?

Владимир Филиппов: Когда меня на одном из съездов ректоров в очередной раз пытались критиковать за введение системы бакалавров и магистров, на сцену вышел ректор Челябинского госуниверситета Герман Платонович Вяткин и обратился к президенту: "Мы, конечно, лучшие в мире в области высшего образования, но плохо, что они там за рубежом об этом не знают".

У нас хорошее образование по соотношению цена - качество, тут мы конкурентоспособны. Я недавно встречался с ректором Университета города Сальвадор. Инженерное образование в этом вузе стоит 10 тысяч долларов в год. У нас - 3-4 тысячи. Но нам надо активнее себя продвигать, сравнивать наши и западные вузы по уровню образования и рассказывать студентам, что рейтинги построены в основном на принципах науки, и количества нобелевских лауреатов. А студент, может, ни разу за время учебы ни одного лауреата и не увидит.

Как себя продвигать? Первое: надо делать сайты вузов не только на русском и английском языках, но и на всех языках ООН - это русский, английский, французский, испанский, арабский, китайский. Второе: надо создавать студентам нормальные бытовые условия. И не так, чтобы в хорошем общежитии жили иностранцы, а российских селили абы куда. Все это отталкивает людей. Третье: ректорам стоит активнее выступать на международных конференциях и семинарах. К сожалению, наша беда в том, что многие руководители вузов не знают английского. У меня два языка - английский и французский, я часто выступаю на разных мероприятиях и вижу, как мало ректоров там бывает.

Извините, можете назвать тех, кого видите на международных конференциях?

Владимир Филиппов: Ректора МГУ Виктора Антоновича Садовничего, ректора Академии госслужбы Владимира Александровича Мау, ректора МГИМО Анатолия Васильевича Торкунова. Много ездят ректоры Санкт-Петербурского университета Николай Михайлович Кропачев, Томского политеха и госуниверситета Петр Савельевич Чубик и Эдуард Владимирович Галажинский. С трудом наберется 10 ректоров из 900.

РУДН сейчас строит общежитие. В какую сумму обойдется стройка?

Владимир Филиппов: Примерно 700 миллионов, 350 миллионов - наши деньги, а еще половину надеемся получить от минобрнауки. У нас сейчас 14 корпусов, будет пятнадцатый. Общежития приходится строить раз в пять лет - благодаря ЕГЭ постоянно растет число иногородних студентов.

С рождения ЕГЭ прошло почти 20 лет. Откройте секрет: кто его все-таки придумал? Вы?

Владимир Филиппов: Впервые проблема была обозначена на Всероссийском съезде работников образования в Кремле в январе 2000 года. Пять тысяч делегатов согласились, что есть серьезные проблемы: школам нужен единый измеритель знаний. Уже после съезда, во время проработки решений, появилась идея соединить выпускной и вступительный экзамены. А название ЕГЭ родилось, когда мы обсуждали этот вопрос с Ярославом Ивановичем Кузьминовым и Виктором Ивановичем Болотовым. И в докладе на Госсовете в августе 2000 года уже звучало слово "ЕГЭ".

ЕГЭ приняли, бакалавриат и магистратуру одобрили, аспирантуру переводим на полный день. Что дальше?

Владимир Филиппов: Надо поднимать качество образования, вкладываться в оборудование для вузов, инфраструктуру, больше приглашать на работу иностранных преподавателей.

Но им платить надо, как на Западе - не 50 тысяч рублей, а 5 тысяч долларов.

Владимир Филиппов: Помните, у Салтыкова-Щедрина есть фраза: "Они сидели и думали, как бы из своего убыточного хозяйства сделать прибыльное, ничего в оном не меняя". Такого быть не может. Хотим что-то изменить - надо платить зарплату. И нашим российским преподавателям удвоить и иностранным, конечно, платить больше, если мы хотим, чтобы были для нас образцом. Чтобы не ректор сказал нашим преподавателям: "Работайте лучше!", а приехавший коллега. В РУДН пока всего 1,4 процента иностранных преподавателей, это 25 человек, а надо 190. Мы поставили себе такую задачу в "дорожную карту" до 2020 года. Объявляется свободной ставка доцента - ты выноси ее на общий конкурс, и к тебе приедут и индус, и китаец, и араб, и преподаватель из Европы.

Вы легко расстаетесь с людьми, которые не очень соответствуют своим должностям в вузе?

Владимир Филиппов: Это как хирургическая операция. Иногда ее затягиваешь, но потом все равно приходится резать... В какой-то момент у нас по показателям стал проседать инженерный факультет. Закончилось это тем, что мы уволили всех 200 преподавателей и объявили новый конкурс. Сорок процентов ушли из университета. Среди них были и те, кто учил меня. Да, они проработали 30-40 лет, но они не соответствовали современным требованиям. Претензий было много.

Есть в России нехорошая привычка: люди, которые защитили кандидатскую диссертацию, пытаются тащить свою тему диссертации до конца жизни. А нужна другая культура - готовности к резким переменам в жизни. На западе ребенок часто меняет школу и учится привыкать к новым коллективам. В России пока низкая мобильность и в перемещении, а значит, и в идеях. Все новое приживается с трудом. Возьмите хотя бы аккредитацию выпускников-медиков. Иностранцы не обязаны ее проходить, потому что все равно будут сдавать трудный экзамен в своих странах на право заниматься практикой. Но многие соглашаются пройти аккредитацию в России и получить сертификат. А наши российские студенты недовольны: почему экзамены принимают не их вузовские педагоги? Но не должен принимать экзамен тот, кто учит. Иначе экзамен обесценивается. У нас не все это понимают.

  • О научной дипломатии и роли ученого в чрезвычайных ситуациях

    ​Подходящий к концу 2017 год был объявлен перекрестным Годом науки и образования Великобритании и России. В его рамках прошли научные семинары, лекции известных ученых, мастерские по научным коммуникациям.

  • Профессор Владимир Филиппов: взаимное признание образования стимулирует вузы работать лучше

    ​Соглашения о взаимном признании документов об образовании наподобие того, который недавно подписали Россия и Венгрия, стимулируют университеты, кафедры и преподавателей работать лучше и выходить на международный уровень.

  • Наталия Тарасова: наука России поможет решить глобальные проблемы ООН

    Российские химики давно и по праву занимают прочное место вверху мировой табели о рангах, существенные успехи достигнуты также в одном из ведущих направлений - зеленой химии. Свидетельством этому станет конференция по зеленой химии Международного союза теоретической и прикладной химии (IUPAC), которая пройдет в Москве 2-5 октября при поддержке столичного правительства.

  • Академик Виктор Садовничий: «Мы должны показать всем, что мы – великая научная страна»

    ​В МИА «Россия сегодня» состоялась мультимедийная пресс-конференция ректора МГУ, академика РАН Виктора Садовничего. «Конкурс среди поступающих в МГУ на бюджет на сегодняшний день в среднем составляет два человека на место, а всего в этом году планируется принять на бюджет 10 тысяч абитуриентов», - сообщил ректор вуза Виктор Садовничий.

  • Как развивается российско-китайское сотрудничество в сфере образования: интервью с Людмилой Огородовой

    Окно в мировое образование Отвечая на вопросы журналиста «Гуанмин Жибао», заместитель министра образования и науки РФ Людмила Огородова подчеркнула, что отношения партнерства между российскими и китайскими вузами поднялись на новую ступень развития как в сфере обучения, так и в сфере научных исследований.

  • Об этом рассуждает министр образования РФ в 1998 −2004 годах, председатель Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки, ректор Российского университета дружбы народов, академик РАО Владимир Филиппов .

    Экран вместо профессора

    Юлия Борта, «АиФ»: — Владимир Михайлович, ведущие университеты начали отказываться от обычных лекций в пользу онлайн-курсов через интернет. Но ведь мы уже много лет боремся с неэффективными вузами и филиалами, которые заочно учат всему, а на деле ничему... Не выйдет ли то же самое?

    Владимир Филиппов : — В цифровой экономике от использования информационных технологий в образовании никуда не деться. Есть дисциплины, перевод которых «в цифру» открывает больше возможностей для самообразования. Например, курсы по истории России, философии можно дополнить видеоматериалами о каждом историческом деятеле, философе, фильмами о них, тут же посмотреть их, и многое другое. На лекции столько дать невозможно. Но полностью заменить онлайн-курсами обычные лекции и семинары в аудитории не получится. В законе «Об образовании в РФ» сказано, что образование — это целенаправленный процесс воспитания и обучения. Причем воспитание на первом месте. Воспитать медика, педагога невозможно без личного контакта преподавателя и студента. Директор Курчатовского института профессор Михаил Ковальчук мне говорил, что даже воспитание физика и инженера по духу — совершенное разное.

    Нужно избегать крайностей. В Советском Союзе, когда начали внедрять технические средства обучения, появилась такая шутка. Преподаватель как-то приходит к студентам и говорит: «Ну что я вам одно и то же читаю из года в год? Я записал на магнитофон всю лекцию». Включил и ушел. А когда через 1,5 часа вернулся, ни одного студента в аудитории нет, а вокруг магнитофона лежат диктофоны.

    — Допустим, профессор записал онлайн-курс по своему предмету, студенты могут его посмотреть заочно, ни первый, ни вторые в вузе не появляются. Всем удобно, но как обеспечить качество?

    — Недавно у нас выступал Филип Альтбах , один из ведущих специалистов в мире в области высшего образования, электронных технологий обучения, глобальных университетов и т.д. Так вот когда его попросили рассказать про один онлайн-университет в США, в котором учились 300 тыс. студентов, он признался, что этот бизнес-проект провалился. Они хотели заработать за счёт массовости, но не смогли обеспечить качество обучения (а работодатель сегодня смотрит на компетенции специалиста, а не на его «корочки»), дискредитировали себя и вынуждены были продать бизнес другой компании, которая реализует полудистанционное обучение. В итоге осталось всего 70 тыс. студентов.

    Профессор американского Массачусетского технологического университета (один из лучших вузов мира, всегда входит в тройку лидеров самых престижных рейтингов — Ред.) выступая недавно в РУДН, отметил: онлайн-курс окупается, если на него записались минимум 10 тыс. человек. Мы радуемся, если на наши онлайн-курсы записалась хотя бы тысяча. Но главное — чтобы работать с этими 10 тыс. студентов дистанционно (отвечать на вопросы, проверять задания и т.д.), ему приходится содержать штат 8 помощников плюс к профессору. Только на одну дисциплину.

    Если мы хотим бороться с обманом, коррупцией, надо разработать кампанию, поставить задачу перед всеми учителями страны, чтобы отучить от списывания, предусмотреть серьёзное наказание.

    — Выходит, качественные онлайн-курсы могут быть только платными?

    — На данном этапе — да. Однако со временем вузы в рамках создания сетевых университетов будут договариваться между собой, что своим студентам свои курсы они предлагают бесплатно. Более того, на Западе сейчас продвигается идея открытых образовательных ресурсов (OpenEducationalResources — OER). Её главный идеолог — сэр Даниэль , бывший замгендиректора ЮНЕСКО , создатель первого в мире Открытого университета Великобритании (OpenUniversityofGreatBritain), в котором ещё 20 лет назад дистанционно обучалось 200 тыс. студентов по всему миру. Смысл идеи OERв такой: договориться с правительствами разных стран о том, что если профессор или учитель школы, работая в госучреждении, создаёт за бюджетные деньги электронный образовательный ресурс, то обязан разместить его в открытом доступе для всех. Получилась бы такая база данных учебных ресурсов преподавателей со всего мира. Но, к сожалению, пока не до конца решена проблема авторских прав.

    — Это похоже на Московскую электронную школу, где учителя выкладывают сценарии уроков.

    — Да, принцип тот же.

    — Несколько лет назад страну сотрясали скандалы, связанные со списанными диссертациями — то у одного политика или чиновника их найдут, то у другого... Сейчас тишина. Все честными стали?

    — Мы продолжаем проверять всех, кто защитился после 2011 года — к сожалению, по истечении 10 лет лишить научного звания уже нельзя. Все 5,5 лет, что я работаю председателем ВАК, мы каждый месяц лишаем степени доктора или кандидата наук по 5-10 человек. Только в прошедшем сентябре на президиуме ВАК по гуманитарным наукам сразу 12 человек лишись степени или получили отказ в её присвоении. Сейчас трём ректорам университетов грозит лишение научной степени. Многие стали серьёзно бояться подавать лже-диссертации. В 2013 году было принято решение публиковать в открытом доступе на сайте ВАК сроком на 10 лет фамилии не только тех, кого лишили степени, но и их научных руководителей, оппонентов, ведущую организацию. Так теперь люди стали жаловаться, что не могут найти оппонентов, ведущую организацию. Никто не хочет на 10 лет оказаться в «чёрном» списке.

    Почему наши вузы сейчас проигрывают в мировых рейтингах? Один из главных критериев оценки - уровень научных исследований. В Англии, США все ведущие научные лаборатории (даже сверхсекретная Лос-Аламос, где ведутся ядерные разработки!) числятся в структуре университетов.

    Но решать проблему нужно шире. Вот аспиранты нам говорят: интересно, в магистратуре курсовые можно было списывать, а в аспирантуре диссертацию нельзя. Почему? Потом мы приходим к магистрантам, внушаем: нельзя, мы ваши диссертации магистерские пропускаем на антиплагиат. А нам отвечают: интересно, а почему в бакалавриате было можно списывать, а в магистратуре нельзя? И вот так возвращаясь к 1 классу школы. У нас, к сожалению, дух в школе такой, что вот если ты отличник и не дашь кому-то списать, то ты «нехороший человек». И тебя позорят твои же друзья.

    Как-то меня пригласили на телепередачу, посвящённую проблеме списывания на ЕГЭ. Так вот там выпускник РУДН, известный певец Пьер Нарцисс , меня, действующего министра образования, крепко приложил. Он сказал тогда: «Вы знаете, у нас в Камеруне если на ЕГЭ (аналог французской системы госэкзаменов) поймают того, кто списывает, то по национальному ТВ на всю страну позорят и папу, и маму». Вот где Камерун, и где Россия. Но там с 1 класса воспитывают так, что списывать нельзя категорически. И иностранные студенты, приезжая в наш университет, поначалу удивляются: как можно вообще списывать? Но это тот самый случай, когда они очень быстро учатся. Поэтому если мы хотим бороться с обманом, коррупцией, надо разработать кампанию, поставить задачу перед всеми учителями страны, чтобы отучить от списывания, предусмотреть серьёзное наказание. Поздно делать это на 2-3 курсе университета.

    — Объявили, что программа по поддержке вузов для вхождения в ведущие мировые рейтинги продолжится. А какая нам польза с этого?

    — Мы сейчас живем в таком открытом информационном мире, что вынуждены сравнивать — что лучше, что хуже. В какую школу пойти, в какой вуз? И одно дело — слушать мнение знакомых или соседей. И совсем другое, когда кто-то учебные заведения уже сравнил, ранжировал по внешним критериям. А будучи в рейтингах, вуз привлекает больше хороших студентов, а значит и финансов.

    Сейчас в мире 23 тыс. вузов. А в рейтинги входит только 600, то есть менее 4%. И конечно, недовольство в мире такими рейтингами растет. Каждый предлагает создать свои. Это как в футболе. Не умеем играть, ну так что, нам свои правила придумать? Давайте клюшки дадим футболистам, тогда они, может, начнут выигрывать что-то. Почему наши вузы сейчас проигрывают в мировых рейтингах? Один из главных критериев оценки — уровень научных исследований. В Англии, США все ведущие научные лаборатории (даже сверхсекретная Лос-Аламос, где ведутся ядерные разработки!) числятся в структуре университетов. И все научные открытия, публикации идут в копилку этим вузам. Более того, на Западе крупные университеты имеют по 50-100 тыс. студентов. А у нас в самом крупном МГУ — всего 45 тыс. В России же от вузов отделены всевозможные отраслевые НИИ, которые всегда традиционно занимались наукой, — медицинские, пищевые, транспортные и т.д. Эту систему надо менять.

    К 2020 году не меньше 5 российских вузов должны оказаться в топ-100 мирового рейтинга (пока там только МГУ — Ред.). Сейчас в проекте участвует и получают господдержку 21 университет. Предлагается расширить программу за счёт включения лучших отраслевых институтов и отобрать те вузы, в которых действительно есть наука.

    Охота за мозгами

    — Профессор одного из ведущих вузов говорил мне, что наши студенты после 2-3 курса начинают сильно проигрывать западным. Почему так?

    — Ситуация неоднозначна. Сейчас все развитые страны стремятся развивать STEM-образование. Это начальные буквы английских слов «наука — технологии — инженерия — математика» (science — technology — engineering — mathematics). Предметы в школе, программы вузов подбираются исходя из этого подхода. Американцы, французы, немцы, все хотят быть прогрессивными в STEM. Они понимают, что без этого можно отстать в экономике, вооружениях и т.д. Россия пока удерживает здесь неплохие позиции в математике, а вот в инженерии существенно отстаёт. Потому что отстали еще и технологии, которые остались со времён Советского Союза. Помню, когда к бывшему министру образованию Андрею Александровичу Фурсенко (сейчас помощник президент РФ — Ред.) пристали с вопросом, почему у нас плохие инженеры выпускаются, он ответил: «Наши выпускники-инженеры не хуже, чем наши автомобили».

    Почему мы теряем в качестве образования на старших курсах и в магистратуре? Мы меньше требуем от студентов самостоятельности и креативности. У нас ведь как: если студент 17 лекций за семестр послушал, выучил, пришел на экзамен и по этим лекциям сдал, то получает «пятёрки». Такого в принципе не может быть в западных университетах. Лекции — это десятая часть того, что ты должен был сам освоить. И даже на «тройку» надо пахать, много заниматься самостоятельно. У нас же все студенты знают, что если лекции посещал, то уж «тройки»-то им точно поставят и диплом дадут. Ну и плюс к тому — практика слабовата. Раньше государственные предприятия обязаны были принимать студентов на практику. Теперь частный бизнес не хочет этим заниматься и тратить время на их обучение.

    — Сейчас стипендии таковы, что прожить на них нельзя. Молодые люди из небогатых семей из регионов лишаются возможности получить качественное высшее образование в столичных городах.

    — Когда мы вводили ЕГЭ, то рассуждали с точки зрения министерства образования: задать механизм, чтобы дети из отдалённых регионов могли поступать в лучшие столичные вузы, не выезжая из своих регионов, причём могли подавать документы сразу в несколько университетов. Эту задачу решили. Встала следующая проблема — материальное обеспечение этих студентов, чтобы они могли жить в больших городах. В западных университетах 90% студентов живут вне общежития. Они арендуют жилье. У нас пока рынка свободного жилья нет или оно дорогое. Поэтому проблема строительства общежитий стоит остро.

    Как решается проблема во многих странах мира? Строительством больших студгородков, где расположены различные вузы и общежития. Например, в каждом областном городе можно объединить все «местные» вузы (везде есть педагогический институт, медицинский, технический и т.д., и в каждом своя кафедра философии, химии и пр.) в один большой университет, построить за городом огромный кампус для них. Причем это может быть бизнес-проект, потому что здания, как правило — хорошие, которые они занимают сейчас в центре города, можно отдать инвестору. Но, к сожалению, не решен вопрос межведомственного взаимодействия. Ведомства не хотят отдавать свои вузы. Вот эта местечковость очень мешает нам в продвижении в рейтингах и решении проблемы жилья.

    Но, кстати, сейчас многие ведущие вузы, чтобы привлечь лучших студентов, вводят дополнительные стипендии за счёт собственных средств. Например, у нас в РУДН это 15 тыс. рублей.

    — В новом нацпроекте «Образование» есть цель увеличить в 2-3 раза число иностранных студентов в российских вузах в ближайшие 6-7 лет. А 5% из них трудоустроить в российских компаниях. Разве у нас лишние рабочие места есть, которые мы своим предложить не можем?

    — Начну издалека. Мы критикуем марксизм-ленинизм. Но надо помнить, что Маркс и Ленин были экономистами. И Ленин предсказал две вещи, которые уже сбылись. Первое — что в Европе неминуем процесс стирания границ, создания единой валюты и образование новой структуры Соединённые Штаты Европы (по сути нынешнее ЕС). Второе — в борьбе между капитализмом и социализмом победит тот, у кого выше производительность труда. А она связана с конкуренцией. Плохо работаешь — тебя заменят другим. А у нас при социализме был принцип: все должны иметь рабочее место, числиться где-то. Безработицы не должно быть в Советском Союзе. А ведь определённый процент безработицы необходим, это стимулирует людей к самообразованию, развитию. Кто победил? Капитализм. В основе развала лежал прежде всего кризис экономики. Советский Союз проиграл в экономическом соревновании.

    Конечно, государство не должно бросать людей, которые проиграли в конкуренции за рабочие места в столице. Создавать другие возможности. Скажем, не хочешь быть безработным бомжом — вот тебе гектар на Дальнем Востоке, поезжай и работай.

    Среди наших выпускников — больше ста тысяч иностранцев. И среди них наверняка были талантливые физики, химики, математики. И где они сейчас? Во Франции и Германии, Италии — сейчас там созданы целые ассоциации выпускников РУДН, при том что студентов из этих стран у нас никогда не было. Они не вернулись к себе в Африку! И мы в итоге за российские деньги кормили Запад, потому что Россия, Советский Союз не создали им условия работать здесь и применять свои таланты на благо нашей страны. Надо сделать очень многое в этом направлении, начиная с восприятия общества, что с тобой рядом может работать, скажем, африканский врач или преподаватель.

    — Какие профессии будут востребованы в будущем больше всего? Программисты?

    — Не думаю, что будут сильнее других востребованы «чистые» программисты. В большей степени будут нужны профессионалы, владеющие информационными технологиями каждый в своей профессии. Например, медик, учитель, химик, инженер, разбирающийся в информационных технологиях и умеющий их применить.

    На чем делает и куда выводит деньги руководство РУДН

    Ростислав Пляхин

    Громкий скандал, разразившийся в Российском университете дружбы народов в конце марта, до сих пор не утихает. Ректор РУДН Владимир Филиппов, правда, заявил РИА «Новости», что противостояние вузовской администрации и студентов разрешилось в пользу последних. Но пострадавших в некрасивой истории предложенная ректором «мировая» не устроила. Добиваясь полноценного расследования попытки мошенничества, они даже написали открытое письмо Президенту России. И теперь ждут реакции.

    А на Владимира Филиппова, тем временем, навалились иные заботы. Он сегодня неустанно трудится над переводом ВУЗа из статуса государственного в статус автономного учреждения. В обоснование целесообразности такой метаморфозы главный бухгалтер РУДН В.А. Зорин сочинил весьма содержательную служебную записку. В ней главбух излагает все преимущества, которые откроет перед вузом новый статус. Это и возможность обходить знаменитый ФЗ-94 о госзакупках. И упрощенные договорные отношения с нанимаемыми на работу сотрудниками: их можно не брать в штат и не платить отпускных. И более тесное сотрудничество с зарубежными университетами, которые нынче часто пугаются российской бюрократической машины. В общем, резюмирует главбух, организационно-правовая форма бюджетного учреждения находится в явном противоречии с высокой миссией РУДН. И пора положение исправить. А что до рисков, которые таит в себе автономный статус, так на то есть репутация ректора и его «влияние в эшелонах власти». Они-то и спасут от любых форс-мажоров.

    Служебная записка Зорина, разошедшаяся большим тиражом среди членов Ученого совета, написана на имя самого ректора. Дескать, может, руководитель чего-то не знал или о чем-то запамятовал - так вот вам, Владимир Михайлович, напоминание. На самом деле, все г-н Филиппов знает и про все помнит. И не хуже своего главбуха понимает, что статус автономного учреждения - это прежде всего возможность до окончания полномочий раздать как можно больше площадей в аренду аффилированным организациям на длительные сроки в максимально комфортных условиях без так надоевшего ФЗ-94. Карманный Ученый совет, кстати, уже проголосовал «за».

    После выхода статьи «Ректор Филиппов и его «темы» главный герой публикации и его правая рука первый проректор Евгений Щесняк запаниковали. Владимиру Филиппову даже пришлось оправдываться перед замминистра образования Маратом Камболовым - в том числе и за то, что светлое имя чиновника было упомянуто в тексте. Но, видимо, сеанс покаяний прошел успешно: никаких мер по проверке хозяйственной деятельности вуза от Камболова не последовало. Как не последовало телодвижений и от состоящего при РУДН «на кормлении» начальника УВД по ЮЗАО Андрея Пучкова. Несмотря на то, что в публикации рассказывалось о целом букете правонарушений и просто преступлений, совершаемых в стенах университета. Генерал не стал ворошить дружественный муравейник, а занялся поисками источников утечки информации - это важнее.

    Однако в унисон с Пучковым почему-то безмолвствует и прокуратура. Неужели прокуроры округа и района уже получили свое и отрабатывают «тишину»? Доказывая в очередной раз, что все разговоры с высоких трибун о борьбе с коррупцией не стоят ничего… Тогда, может быть, РУДН, де-факто живущий вне российского правового поля, надо просто и де-юре признать отдельным государством?

    В изобличающем репортаже о РУДН, прогремевшем на первом канале 17 апреля, советник Министра образования и науки говорил о мерах по результатам проводимой в университете проверки. Вот только не было никакой проверки, а чиновник откровенно лгал. Да и в самом деле, за что же корить ректора, если с его же, ректора, слов «всего» 15-20 программ (около 2000 человек ежегодно) из 1200 не подпадают под лицензию. Ну и что, что врачи, подумаешь… Для Владимира Филиппова важно чтобы в РУДН не учились врачи из Баден-Бадена. Ведь исключительно там он поддерживает свое здоровье.

    Баден-Баден - курорт дорогой. Но ректор Филиппов умеет зарабатывать. Например, он научился извлекать профит из назначений на должности подчиненных. К примеру, Александр Бедрин, бывший директор нашумевшего Института дополнительного профессионального образования РУДН был назначен на должность только после внесения в пользу РУДН «пожертвования» в размере 500 тысяч рублей.

    Но полумиллиона Филиппову показалось мало. Через одного из своих доверенных людей - проректора Е. Сженова - ректор потребовал с Бедрина еще 1 млн. рублей наличными. (Сженов в ту пору был проректором РУДН по дополнительному образованию. Именно он организовал в РУДН систему ДПО таким образом, что сейчас возбуждено уголовное дело по факту мошенничества.) Но тогда в ситуацию вмешались правоохранительные органы, и Сженов «вызвал огонь на себя». От уголовного дела своего человека ректор спас. Но уволить подчиненного все же пришлось. Однако, Филиппов «рещальшика» на произвол судьбы не бросил, ведь «голодный» человек - злой человек. По протекции Владимира Михайловича Сженов устроился в МГУ им. Ломоносова, где по сей день организовывает дополнительное профессиональное образование на базе ИППК МГУ. Схема та же, что действовала в РУДН. Только теперь задействовано некое ООО «УКЦ Университет». От «успешной» деятельности Сженова на новом месте, безусловно, получает откат и «наставник» Филиппов. А что, плохо ли хорошо, а прибавка в несколько десятков миллионов рублей в год лишней не будет.

    Не известно, знает ли о филипповской коммерции в своем вузе ректор МГУ Виктор Садовничий. Хочется верить, что Филиппов, когда просил за своего «решальщика», уважаемого человека использовал «втемную». Если же к мутным делишкам ректора РУДН причастен и ректор МГУ, российскому образованию пора заказывать молебен «за упокой».

    Что же до Владимира Михайловича, что пристраивать своих людей с особенным прошлым к ничего не знающим руководителям давно вошло у него в привычку. Вот, к примеру, «этапы большого пути» родного брата ректора - Сергея Михайловича Филиппова 07.08.1954 года рождения:

    Осужден Урюпинским судом 15.07.1970г. по статье 89 ч.2 (Хищение государственного имущества)УК РСФСР к 1 году 6 месяцам лишения свободы.
    Осужден Урюпинским судом 24.06.1971 по ст.108 ч.1 (Умышленное тяжкое телесное повреждение) УК РСФСР к 4 годам 6 месяцам лишения свободы.
    Осужден Урюпинским судом 12.02.1976г. по статье 206 ч.3 (Злостное хулиганство с применением оружия) УК РСФСР к 5 годам лишения свободы.
    Осужден Урюпинским судом 30.11.1983г. по статье 144 ч.2 (Кража) УК РСФСР к 2 годам лишения свободы.
    Осужден Урюпинским судом 29.05.1992г. по статье 221 ч.1 (Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств лицами, управляющими транспортными средствами) УК РСФСР к 1 году 6 мес. исправительных работ.
    Отбывая наказание в местах лишения свободы, окончил ПТУ по специальности «Газоэлектросварщик». После освобождения из мест лишения свободы работал по специальности на Урюпинском предприятии Стройгаз, Горгаз.

    Несмотря на такое прошлое, не имея высшего образования, в 2002 году назначен заместителем директора Урюпинского филиала Волгоградского государственного университета. В 2003 году по диплому ПТУ поступает на 1 курс заочного отделения названного филиала по специальности « Менеджмент организации» на договорной основе. (Факт оплаты в бухгалтерии отсутствует.) Заканчивает высшее учебное заведение в течение последующих трех лет за счет средств федерального бюджета. В 2009 г. оформляет пенсионное обеспечение и продолжает работать в прежней должности, осуществляя руководство научно-педагогическими кадрами филиала как член Ученого совета, воспитывая студентов.

    После выхода статьи «Ректор Филиппов и его «темы» некоторые эксперты решили повнимательнее присмотреться к происходящему вокруг РУДН. И вот в какую схему вылились их наблюдения:

    То есть, «движуха» началась сразу, как только Владимир Филиппов стал министром образования и науки, уйдя на эту должность с должности ректора РУДН. Под «крышей» в лице министра университет в свое безраздельное пользование заполучили всего несколько человек - близких друзей Филиппова:

    Щесняк Евгений Леонидович (ныне проректор по экономической деятельности),
    Щесняк Кирилл Евгеньевич (сын), Щесняк Ольга Николаевна (жена),
    Захарова Елена Николаевна (родная сестра жены Щесняка Е.Л.),
    Морозов Кирилл Алексеевич,
    Ястребов Александр Владимирович.

    В качестве учредителей нескольких фирм и вузовских менеджеров - в одном лице - эти люди успешно осваивают большую часть университетского бюджета. И еще пользуют не менее 30 тыс. кв. метров территорий РУДН - на условиях 20-летней аренды и по смехотворной цене.

    Ольга Щесняк реорганизовала свое ИЧП «Чага-Щесняк» в ООО «Чага-М», и, возглавив ее, начала работать с РУДН. Подчиненная Евгению Щесняку конкурсная комиссия РУДН (возглавляемая его одногруппником Щесняка - Василюком) с 2000 года и по сей день именно «Чагу-М» предпочитает видеть победителем конкурсов на строительные работы. Фирме жены проректора достается 70% всех подрядов. И 800 млн рублей ежегодно.

    Оставшиеся работы по ремонту в РУДН забирает ЗАО «Рикор», принадлежащая Захаровой Е.Н.

    Важную роль играют организации с названием «Уником» (ООО, ЗАО, АОЗТ). Все они так или иначе принадлежат филипповским соратникам по коммерции. В 2010 году по факту строительства корпуса в РУДН ЗАО «Уником» уже возбуждено уголовное дело №29332, обстоятельства которого широко раскрыты в статье «Ректор Филиппов и его «темы». Так вот, в настоящее время один из корпусов РУДН строит ООО «Уником» (как видно из схемы, учредители - все знакомые лица), по проекту ЗАО «Рикор»! Ничего не напоминает?

    Указанный в схеме КБ «Московский» (ТОО) уже канул в лету. В 90-х была темная история с тем, как Министр Филиппов В.М. согласовал перевод внебюджетных средств РУДН в этот банк. Как только деньги завели, банк «Московский» благополучно «слился» в помойку. Рвения к поиску денег милиция по указке Филиппова В.М. не проявила, да и РУДН особых претензий не предъявил…

    Особенной фигурой в РУДН является А.Ястребов. Об этом человеке можно прочитать в статье А. Хинштейна «Менты-оборотни. Бригада » и Л. Кислинской «Новые русские коллекционеры - II » . Имея весомый криминальный авторитет и устойчивые коррумпированные связи в правоохранительных органах, он поддерживает, сопровождает и прикрывает Владимира Филиппова.

    Являясь учредителем во многих «пасущихся» возле РУДН юридических лицах, А.Ястребов владеет ЧОПами «Ястреб» и «Ястреб+», бессменно охраняющих университет за «скромные» 90 млн в год. Хотя большинство ЧОПов Москвы с радостью забрали бы такой объект и за 40 млн в год.

    А суммарный годовой доход «коммерческой группы» Владимира Филиппова от всех форм «сотрудничества» с РУДН составляет не менее 1 миллиарда.

    Так, дочка ректора - Ирина, будучи 18-летней студенткой, стала собственницей просторных апартаментов в Мансуровском переулке и членом ТСЖ «Мансуровский 5», как и папины соратники. А помимо ТСЖ «Мансуровский 5» их связывает ТСЖ «Болшево» и ТСЖ п. Ямищево Одинцовского района, где все наши герои имеют по нескольку коттеджей.

    В общем, получается, что пока официальный РУДН ищет пригодные гражданско-правовые формы для исполнения своей «миссии», ректор создал на базе университета практически идеальную систему «хозяйствования», скрепленную коррупцией по всем направлениям. Действуя более 10 лет, эта система отточилась и укрепилась, втянув в себя представителей правоохранительных органов и обеспечив свою неприкосновенность.

    В настоящее время в отношении должностных лиц РУДН различными правоохранительными органами расследуется 4 уголовных дела - три по мошенничеству (хищение бюджетных средств в особо крупном размере, вымогательство денег с арендаторов и продажа дипломов) и одно по факту функционирования наркопритона (УД №112163 от 6 апреля 2012 г., в производстве 1 отдела СЧ СС УФСКН по г. Москве).

    Хочется верить, что расследования этих уголовных дел не придут в тупик, как это случалось ранее. Хотя, как говорят наблюдатели, пока ректор Филиппов остается на своем месте, вывести его на чистую воду будет чрезвычайно сложно - слишком крепки сплетенные им коммерческие узы.

    Запомнился реформой образования по западному образцу.

    Биография

    Министр образования РФ с сентября 1998 г.; родился в 1951 г. в г. Урюпинске Волгоградской области; окончил Университет дружбы народов (УДН) им. Патриса Лумумбы по специальности "математика" в 1973 г., имеет также диплом переводчика с французского языка, доктор физико-математических наук, профессор; работал ассистентом кафедры высшей математики, начальником научного управления УДН, заведующим кафедрой математического анализа, деканом факультета физико-математических и естественных наук; 1993-1998 - ректор Российского университета дружбы народов; впервые занял пост министра в правительстве Е. Примакова и вновь утверждался на эту должность при формировании кабинетов С. Степашина в мае 1999 г., В. Путина в августе 1999 г., М. Касьянова в мае 2000 г.; известный специалист в области дифференциальных уравнений и функционального анализа; автор более 120 опубликованных научных работ, в том числе трёх монографий, первые две из которых сразу после их выхода переведены и переизданы в США Американским математическим обществом; академик Международной академии наук высшей школы, Российской академии естественных наук, Международной академии информатизации; вице-президент Евразийской Ассоциации университетов, член экспертной группы Совета Европы и ЮНЕСКО по высшему образованию в Европе (занимается вопросами признания дипломов российских вузов в Европе); награжден орденом Дружбы, почетным знаком РАЕН "За заслуги в развитии науки и экономики"; кавалером ордена Почетного легиона Франции (2002, за вклад в сотрудничество в области образования между Россией и Францией); женат, имеет сына и дочь.

    Владеет английским и французским языками.

    Семья

    Жена Владимира Михайловича, выпускница Политехнического института, работает школьным учителем. Сын и дочь окончили экономический факультет РУДН. Дочь Ирена Понарошку работает ведущей на MTV .

    Награды, почётные звания и должности

    • Орден Дружбы (1995)
    • Медаль «В память 850-летия Москвы» (1997)
    • Благодарности Президента Российской Федерации (1999, 2003)
    • Орден «Коммандора» (Бельгия), (1999)
    • Премия Президента Российской Федерации в области образования (2001)
    • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2001)
    • Кавалер ордена Почётного легиона (Франция , 2002)
    • Орден «Святого благоверного Князя Даниила Московского» (2002)
    • Медаль «За заслуги в социально-трудовой сфере Российской Федерации» (2002)
    • Орден Короны (Бельгия) (2003)
    • Медаль «За заслуги в развитии Олимпийского дивижения в России» (2003)
    • Медаль «За укрепление боевого содружества» (2003)
    • Орден Франциска Пауло Сантандер (Колумбия) (2008)
    • В 1996 году награждён Почётным знаком Российской академии естественных наук «3а заслуги в развитии науки и экономики»;
    • 2 сентября 2004 года В. М. Филиппову присуждён Знак отличия «За заслуги перед Томской областью» - за большой личный вклад в подготовку и проведение празднования 400-летия города Томска.
    • Академик Международной академии наук высшей школы (1994).
    • Академик Российской академии естественных наук (1994).
    • Академик Международной академии информатизации (1994).
    • Вице-президент Евразийской ассоциации университетов.
    • Вице-президент Ассоциации российских вузов.
    • Член экспертной группы Совета Европы и ЮНЕСКО по признанию документов о высшем образовании в Европе.
    • Член правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом.
    • Член попечительского совета Фонда поддержки соотечественников за рубежом «Россияне».
    • Почетный доктор Томского государственного университета