Положительное при получении госуд и муниц управление. Возможные рабочие места после получения специальности "государственное и муниципальное управление". Где и кем работать

Сама специальность «Государственное и муниципальное управление» начала формироваться со второй половины 90 годов. Тогда стало понятно, что для настоящего реформирования и обеспечения жизнедеятельности государства на любом, будь то на федеральном или на муниципальном уровне, нужны не узкопрофильные специалисты менеджмента, правоведения или финансирования, а профессионалы более широкой специализации, способные ориентироваться в тенденциях законотворчества, финансового и бюджетного планирования на основе всестороннего анализа как текущего момента, так и перспектив развития.

Уже на стадии абитуриента ВУЗа человек, который выбрал эту , должен, учитывая свои способности, определиться, в каком направлении деятельности он будет трудиться после окончания обучения.

За время введения обучения этой специальности на «злобу дня» стандарты обучения постоянно «модернизировались» и видоизменялись. Так, последний федеральный стандарт обучения государственному и муниципальному управлению был введен только в 2015 году. Нетрудно догадаться, что для обеспечения карьерного роста по этой специальности обучение вместе с получением «корочек» не закончится. Поэтому абитуриент должен осознавать, в первую очередь, свои возможности к постоянной самообучаемости широкому спектру знаний, для чего нужны природная любознательность и масштабный кругозор.

Немаловажные черты характера для будущего специалиста представляют коммуникабельность и умение работать в коллективе на ролях внимательного подчиненного, равного в команде единомышленников, и даже волевого руководителя подразделения. Кроме того, специалист государственного и муниципального управления бывает востребован на поприще связей его организации-работодателя с общественностью.

Специалисты государственного и муниципального управления после окончания учебы обычно востребованы по трем основным (но при этом абсолютно неравнозначным) направлениям деятельности. Рассмотрим подробнее каждое из них.

Естественно, это направление можно считать основным, так как эта вакансия предполагает обеспечение профессионалами государственных учреждений. Среди основных плюсов можно считать в этом направлении то, что работодателем является государство. Соответственно, своевременная выплата заработной платы и все сопутствующие гарантии специалисту обеспечены изначально. Что же касается материального благополучия, то человек выбравший после окончания ВУЗа чиновничью карьеру, должен запастись терпением.

На первых порах придется начинать с заработной платы около 20–25 тыс. рублей , если работа будет в центральных областях, с оклада в 13 тыс. рублей при работе на периферии, а то и вообще на волонтерских условиях .

Карьерный рост может оказаться не быстрым, но наиболее перспективным , так как именно здесь вы сможете получить тот самый бесценный личный опыт , приобрести базу навыков для дальнейшего развития от простого клерка до руководителя первого звена или депутата любого уровня. Но даже, если вы не отличаетесь креативностью или карьерными устремлениями, вы все равно сможете закрепиться на аппаратных должностях, где нужны добросовестные делопроизводители. По мере увеличения стажа заработная плата в государственных учреждениях будет повышаться автоматически.

В бизнесе, ориентированном на долгосрочную деятельность, а не созданном ради сиюминутной выгоды, руководители, как правило, также нуждаются в специалистах, которые имеют возможность проводить анализ:

  • рынка продукции или предоставляемых услуг, на которых специализируется предприятие с целью повышения конкурентоспособности компании;
  • законодательных актов (в том числе и в сфере налогообложения) для проведения оптимизации деятельности фирмы с целью снижения рисков и потерь.

Кроме того, в компетенции такого специалиста в частной структуре могут быть вопросы совместного сотрудничества предприятия с государственными структурами, внедрение программ взаимодеятельности с местными органами самоуправления, маркетинговая или рекламная работа в компании, различные имиджевые наработки для создания и продвижения положительного образа фирмы.

Нелишним будет пояснить, что перспективы продвижения в частной компании и, как следствие, повышение материального благосостояния специалиста несколько быстротечнее, чем в государственных структурах. Однако, «прийти с улицы» на вакансию в такого рода компанию практически маловероятно. Поэтому для доказывания своей потребности или незаменимости как будущего сотрудника, у вас может все же появиться возможность, например, при прохождении производственной практики во время процесса обучения специальности.

Все ВУЗы, которые ведут обучение по государственному и муниципальному управлению, остро нуждаются в подпитке свежими кадрами в связи с тем, что эта специальность новая, и, как ранее указывалось, постоянно находится в развитии.

Если выпускник на протяжении процесса образования проявлял достаточно большой интерес к знаниям, демонстрировал творческий подход к предмету обучения, имел положительные отзывы от преподавательского состава и с места прохождения практики, он имеет все шансы продолжить учебу в аспирантуре, с дальнейшим переходом в научно-исследовательскую и преподавательскую деятельность как в своей «альма-матер», так и в других ВУЗах, в которых есть специальность «Государственное и муниципальное управление».

Только довольно крупные и зарекомендовавшие себя на протяжении длительного времени частные фирмы и компании могут позволить себе целые отделы специалистов, в которых могут работать выпускники государственного и муниципального управления.

Подавляющее же количество предпринимательских структур (особенно средний и малый бизнес) все еще не могут предоставить вакансию даже одному специалисту данной отрасли. Но ощущение требования идти в ногу со временем их также склоняет к необходимости длительного планирования на основании аналитических выкладок, предоставляемых консалтинговыми и аналитическими центрами, ядро которых составляют выпускники ВУЗов по специальности «Государственное и муниципальное управление».

Изначально это не такие большие деньги, но если ваши прогнозы окажутся наиболее точными и полезными, вы вполне можете «сколотить» себе в этой профессии приемлемый имидж и выйти на более высокие уровни востребованности с достойным финансированием.

Какие экзамены сдавать

Для поступления в ВУЗы на специальность государственное и муниципальное управление обычно сдают экзамены по следующим предметам:

  • математика и русский язык (обязательные профильные предметы);
  • история или (на выбор ВУЗа);
  • информатик а и информационно-коммуникационные технологии либо иностранный язык (на усмотрение учебного заведения в зависимости от направления обучения конкретным профессиям в ВУЗе).

Государственное управление (англ. public administration ) - деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного на основе соответствующих процедур политического курса (public policy). Деятельность по государственному управлению традиционно противопоставляется, с одной стороны, политической деятельности, а с другой стороны, - деятельности по формулированию политического курса.

В теории государственного управления существуют три основных подхода к формулированию основных принципов государственного управления:

  • правовой подход;
  • политический подход;
  • менеджеристский (управленческий) подход.

Согласно правовому подходу, ключевыми ценностями государственного управления являются ценности верховенства права, защиты прав граждан. Государственный служащий подчинён не столько своему руководству, сколько требованиям правового государства и Конституции.

Согласно политическому подходу, основной задачей государственного управления является максимально лучшее воплощение воли народа. Государственные служащие должны быть политически ответственны (подотчётны), восприимчивы к текущим интересам граждан. Для того, чтобы воплотить это, иногда предлагается реализация концепции «представительной бюрократии», в рамках которой органы исполнительной власти должны быть социальной моделью общества в миниатюре. Предполагается, что в этой ситуации облегчится учёт ведомствами существующих в обществе интересов, будут снижены возможности для дискриминации отдельных групп.

Согласно менеджеристскому подходу, основными ценностями государственного управления должны быть эффективность, экономичность и результативность, формулируемые, по возможности, в квантифицируемой (измеримой) форме. Основная проблема, которая ставится в этом подходе, состоит в том, как обеспечить нужный результат с наименьшими затратами или, как вариант, как получить максимальный результат при заданных затратах. Характерным признаком данного подхода является использование понятия «государственный менеджмент» (public management) в качестве синонима понятию «государственное управления».

Общей для всех трёх подходов является проблема соответствия действий государственных служащих сформулированным заранее принципам:

  • следования принципу верховенству права (правовой подход);
  • следования воле народа (политический подход);
  • следования цели получения нужного социально-экономического результата (менеджеристский подход).

Оценка того, насколько эта проблема решается, называется качеством государственного управления. Каждый подход использует в качестве основных разные показатели качества государственного управления.

Муниципальное управление - это составная часть местного самоуправления, связанная с упорядочивающим воздействием органов муниципального управления (местного самоуправления) на муниципальное образование и взаимодействие с его субъектами с целью повышения уровня и качества жизни населения муниципалитета.

Внутри муниципального управления, также, как и на общенациональном уровне, может существовать принцип разделения властей: исполнительная власть сосредотачивается в руках главы (мэра), законодательная - в руках городского совета, и судебная - в руках городского суда и муниципального подразделения министерства юстиции.

Муниципальное , как и государственное, связано с определенной территорией и разными группами населения, живущими на данной территории. Отмеченное сходство не исключает глубоких различий, основные из которых заключаются в следующем:

  1. муниципальный орган не создает законов, это прерогатива государственных законодательных органов;
  2. государство управляет гражданами (через нормативные акты), муниципалитет как орган управляет не гражданами и жителями территории (за исключением решений о налогах и выборах органов муниципальной власти), а собственными службами и предприятиями. Главным средством управления этими службами выступают проекты деятельности (цели, планы, решения, приказы, распоряжения и т. д.).

Согласно Положению об основах организации местного само­управления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы, утвержденному Указом Президента РФ от 26 октября 1993 г., выборный представительный орган местного самоуправления:

  • утверждает местный бюджет и отчет о его исполнении;
  • устанавливает местные налоги и сборы;
  • утверждает программы развития соответствующих территорий;
  • принимает положение (устав) о местном самоуправлении;
  • осуществляет контроль над деятельностью главы местного самоуправления (главы администрации).

Решения, связанные с утверждением местного бюджета, расходованием финансовых средств, установлением или отменой местных налогов и сборов, принимаются выборным представительным органом местного самоуправления. Эти решения представляютcя и согласуются с главой местного самоуправления, соответствуют установленным в России межбюджетным отношениям.

Сравнение с частным предприятием. У муниципалитета много общего с частными предприятиями. Последние тоже управляют только своими сотрудниками и работниками, для чего используют организационные нормы, такие как устав или должностные инструкции, решения. Однако статус этих документов муниципального органа иной. Федеральный закон № 154 определяет акты, принимаемые ОМС и должностными лицами местного самоуправления, как правовые, то есть обладающие характером общеобязательности на территории муниципального образования, неисполнение или ненадлежащее исполнение которых влечет применение мер государственного принуждения.

Также муниципальное управление отличается от частного предприятия тем, что одним из источников его финансирования являются налоги. Муниципалитет является бюджетной, а не коммерческой общностью.

Еще одно отличие состоит в том, что частное предприятие поставляет товары на рынок, а муниципальная служба - только жителям определенной территории.

Наконец, частное предприятие может быть монопродуктовым, а муниципалитет всегда имеет множество служб.

На сегодняшний день получение высшего образования считается обязательным, так как без него в принципе достаточно трудно получить достойное место работы.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Разные специальности открывают перед учащимися разные перспективы, но многие часто не отдают себе отчет в том, что именно позволяет тот или иной вид образования.

В частности, не все знают, кем после получения специальности «Государственное и муниципальное управление» можно работать.

Нюансы и особенности

На сегодняшний день в любом государстве присутствует аппарат, обеспечивающий управление и организацию разных направлений деятельности всевозможных органов. Чтобы обеспечить максимальное удобство управления, была введена так называемая иерархия подчинения, куда входит муниципалитет, региональные службы, а также федеральные органы управления.

Каждый из трех уровней предусматривает свои задачи, которые будут ставиться перед работниками. К примеру, муниципальные органы должны заниматься организацией слаженной работы каких-либо городских коммунальных служб, обеспечивать защиту свобод и прав людей, в то время как региональные обеспечивают должный контроль за работой различных правоохранительных и других служб.

Федеральные органы предназначены для корректировки и принятия законов, действующих на территории федерального округа.

История специальности

Передовые страны на протяжении длительного промежутка времени занимаются подготовкой специалистов, которые будут управлять государством, но в России данная система обзавелась какими-то грамотными кадрами только в начале 2000-х годов.

Пока страна только начинала развиваться, не имея какой-либо корректной нормативно-правовой базы, которая могла бы обеспечить стабильную работу всей системы, необходимость в квалифицированных специалистах, которые могли бы разработать и реализовать различные проекты благодаря наличию у них специализированных знаний и компетенции, стала особенно актуальной, чтобы улучшить жизнь граждан, а также состояние всего государства.

Начиная с 1995 года, Министерство образования занималось разработкой стандартов, в соответствии с которыми в дальнейшем должны были обучаться такие специалисты в средних и высших профессиональных учреждениях.

На тот момент данную специальность выбирали лишь единицы, в то время как на сегодняшний день она является одной из наиболее распространенных среди имеющихся гуманитарных направлений.

Престижно или нет

Популярность и престижность данной профессии обуславливается несколькими ключевыми факторами:

  • в процессе реализации различных экономических реформ государственное и муниципальное управление многим кажется максимально стабильным и надежным вариантом, выбрав который можно быть полностью уверенным в исполнении всех прав и обязательств со стороны работодателя;
  • многие думают, что при наличии такого образования человек сразу открывает себе дверь в высшие властные структуры, но по факту карьера любого чиновника является поступательной;
  • уполномоченные сотрудники соответствующих органов власти должны регулярно повышать собственную квалификацию, а также иметь профильное образование;
  • бизнесмены, желающие лоббировать какие-то свои интересы с помощью органов власти, заинтересованы в получении соответствующего образования;
  • с течением времени данное образование не перестанет быть актуальным, так как чиновники будут нужны вне зависимости от обстоятельств, а в случае необходимости можно просто повысить квалификацию.

Какие дает знания и навыки

Основной перечень навыков и знаний, которые получает человек, закончивший подобное образовательное учреждение, выглядит следующим образом:

  • знание Конституции, а также регионального и федерального законодательства;
  • ориентирование в различных органах власти, а также системе управления страной в целом;
  • умение быстрого поиска достоверной информации о тех или иных законных аспектах;
  • знание экономических закономерностей, проблем в социальной сфере, а также политической ситуации в стране;
  • умение принимать взвешенные управленческие решения;
  • наличие различных методов прогнозирования, анализа, а также оформления отчетности и статистики.

Куда устроиться на работу

После того как человек получает данный диплом, у него есть три основных варианта дальнейшего развития себя в указанной специальности:

  • получение определенной должности в тех или иных государственных структурах;
  • работа в частной компании;
  • ведение профессиональной деятельности в институте или независимой исследовательской организации.

В данном случае нужно выбирать, основываясь на финансовых потребностях и амбициях. После того как человека пять лет учили основам прогнозирования и анализа, можно будет использовать эти знания, в частности, для того, чтобы определить возможные перспективы того или иного пути развития.

В преимущественном большинстве случаев такие специалисты получают различные предложения, имеющие непосредственное отношение к делопроизводству, но выпускники чаще всего отказываются от подобной работы, ссылаясь на недостаточную заработную плату, ответственность и отсутствие интереса к профессии.

На практике же подобное направление является достаточно неплохим толчком, становясь началом карьерной лестницы, если не оставаться на одной должности на протяжении длительного промежутка времени.

Госструктуры

Выбирая государственные организации, нужно в первую очередь понимать ответственность, которая лежит на людях, идущих в эту сферу. Фактически человек представляет собой посредника между имеющимися институтами власти и обычными гражданами. В преимущественном большинстве случаев людям, имеющим на руках только диплом, предоставляется возможность занять должность специалиста второй категории.

К сожалению, на сегодняшний день коррупция еще не искоренена, в связи с чем приходится в некоторых ситуациях бороться с различными людьми, которых будут продвигать «по блату».

Несколько лет назад оклад служащего этого ранга достигал не более 12 000 рублей, но на сегодняшний день данная сумма уже составляет более 20 000 рублей и с каждым годом увеличивается.

Государство старается всячески поддерживать своих сотрудников, в связи с чем доход бюджетных сотрудников нередко превышает среднюю заработную плату. В то же время в частных компаниях молодые специалисты могут рассчитывать на получение более высокого оклада.

Частный бизнес

Даже при отсутствии стажа в частной компании можно будет получить неплохой оклад, в связи с чем люди, которые настроены на получение максимальной прибыли, ищут вакансии в тех или иных негосударственных компаниях.

Ключевым преимуществом данного выбора является исключительно возможность максимального удовлетворения собственных амбиций, так как практически в любой компании присутствует специализированный отдел, сотрудники которого налаживают связи с различными государственными структурами.

Научная и консалтинговая деятельность

Любые вузы, которыми осуществляется обучение по муниципальному и государственному управлению, стараются постоянно подпитываться свежими кадрами по той причине, что на данный момент данная специальность только развивается.

Если на протяжении своего образования выпускнике проявлял интерес к получению знаний и демонстрировал творческий подход, имея положительные отзывы от своих преподавателей, в дальнейшем ему могут предложить бюджетное место в аспирантуре с последующим предоставлением должности в качестве преподавателя или научного исследователя.

Если говорить о частных компаниях, то на сегодняшний день только самые крупные представители бизнеса имеют специализированные отделы, в которых работают люди данной специальности.

Эта профессия для неравнодушных, искренне переживающих о нуждах общества. Если ваша цель – незаметно, но уверенно создавать новую страну и общество, служить на благо людей и государства, то смело выбирайте эту профессию. Специальность подразумевает стабильную, хорошо оплачиваемую, интересную работу.

В каждом государстве существует аппарат, который управляет и организует различные направления государственной деятельности. Для удобства управления существует иерархия подчинения – муниципалитет, регион и федеральные органы управления.

На каждом из трех уровней перед работниками ставятся определенные задачи. Например, на муниципальном уровне – организация слаженной работы городских коммунальных служб, защита прав и свобод граждан, на региональном - контроль за деятельностью правоохранительных органов, на федеральном – корректировка, внесение поправок и написание законов федерального округа.

Данная специальность дает широкий спектр возможностей:

  • распределение и координация, контроль за расходом средств бюджета;
  • планирование и развитие экономики региона;
  • работа в общественной приемной с заявлениями граждан;
  • организация работы правоохранительных и хозяйственных структурных единиц;
  • управление и контроль над учреждениями здравоохранения;
  • работа в пенсионном фонде;
  • контроль и управление районными и федеральными службами занятости;
  • помощь и поддержка многодетных и малоимущих;
  • охрана природы, окружающей среды, ресурсов.

Эта специализация предоставляет широкий круг знаний по многим вопросам – от юриспруденции до биологии и географии.

В России

Специалистов данного профиля начали готовить с 1995 года, когда Министерство Образования установило стандарты и схемы обучения по этой специальности. Сейчас это направление самое востребованное из гуманитарных специальностей в ВУЗах страны.

Для того, чтобы Законы работали, нужны грамотные профессионалы, которые смогут грамотно осуществлять важные проекты, направленные на развитие страны и качественное улучшение жизни людей.

Что за профессия по специальности «Государственное и муниципальное управление»?

Есть ошибочное суждение, что после обучения выпускник получает специальность экономиста, юриста или бухгалтера. Это не так. Эта профессия подразумевает административную организационную работу и в государственных структурах, и в коммерческих фирмах.

Получив эту специальность можно планировать трудоустройство по следующим направлениям:

  • работа в госструктурах – это по сути посредничество между государством и гражданами. Не стоит сразу рассчитывать на большой заработок, но, даже самая скромная должность государственного служащего способна обеспечить хороший старт для роста по карьерной лестнице. Заработок – от 12 тысяч, повышается ежегодно и по регионам превышает среднюю зарплату;
  • в коммерческой организации всегда существует отдел взаимодействия с органами власти. Работа сотрудников состоит в анализе и мониторинге Законодательства, взаимодействии с государственными структурами, составление совместных программ и мероприятий с муниципальными органами, координация работы фирмы в русле проводимой государственной политики. Средний заработок (начальный) выше – от 20 тысяч, но карьерный рост незначительный, максимум – начальник отдела;
  • центры аналитики и консалтинговые компании – основной вид деятельности – аналитика и мониторинг, прогнозирование. Работа рутинная и однообразная, карьерного роста в этом направлении добиваются единицы.

Выпускники чаще всего выбирают работу в администрациях разных уровней, исполнительных органах власти, надзорных органах и гражданских институтах по защите прав и свобод населения.

Какие предметы необходимо сдавать для обучения?

В зависимости от ВУЗа, надо будет сдавать следующие экзамены:

  • математика;
  • русский язык;
  • история, обществознание, информатика и ИКТ – каждый ВУЗ определяет экзамен по собственному приоритету;
  • иностранные языки – по усмотрению ВУЗа.

Можно поступать на очную (дневную) и на заочную, или смешанную форму обучения.

Что пишут в дипломе после окончания обучения?

Бакалавр с указанием профильного направления, общая специальность – менеджер или специалист.

В зависимости от выбранного профиля в дипломе будет уточнение специализации:

  • финансы;
  • социальная сфера;
  • человеческие ресурсы;
  • городское хозяйство;
  • социальное и культурное развитие;
  • персонал (кадры).

При устройстве на работу специализация может стать решающим фактом для положительного решения.

Кем и где можно работать?

Если рассчитываете на карьерный рост, то нужно ориентироваться на государственные муниципальные структуры, если есть желание хорошей заработной платы, то нужно искать работу в туристических компаниях и крупных холдингах.

Выбор вакансий для выпускников этого направления довольно обширен, особенно в органах гос. управления.

Зарплата по этой специальности

Стартовая зарплата второй категории – 14 -20 тысяч, ведущий специалист – 25 – 30 тысяч, главный специалист – 35 тысяч, начальники отделов – от 40 тысяч. Оклады варьируются в зависимости от региона.

Википедия о профессии

Почитать статьи об этой профессии можно в Википедии. Интересные материалы на сайте Российской академии и в регламенте муниципальных управлений и ведомств. Многие федеральные ВУЗы также представлены в рубрикаторе Википедии.

Специалист государственного и муниципального управления работает в государственных органах власти, муниципальных учреждениях. Основные виды деятельности - управленческая, организационная и информационная работа. Специалист работает с документами, организует информационно-справочную деятельность, проводит сбор и анализ информации, которая необходима для принятия управленческих решений. В обязанности также входит распространение информации, составление прогнозов социально-экономического развития.

Должен владеть навыками работы с оргтехникой, быть коммуникабельным, грамотным и ответственным. Областью профессиональной деятельности специалиста государственного и муниципального управления - менеджера - является обеспечение эффективного управления организацией, участие в организации и функционировании систем государственного и муниципального управления в соответствии с тенденциями социально-экономического развития.

Специалист государственного и муниципального управления должен быть готов к следующим видам деятельности: планированию индивидуальной и совместной деятельности, организации работы по целям, ресурсам и результату, рациональному контролю деятельности сотрудников и организации в целом, руководству коллективом и координации деятельности во внешней среде, мотивации сотрудников, исследованию и диагностике проблем, прогнозов, целей и ситуаций, инновационной деятельности в области управления.

Специалист государственного и муниципального управления осуществляет анализ, фактов и событий, происходящих в регионе, на основании этого прогнозирует тенденции дальнейшего развития ситуации; производит контроль за доходами и расходами бюджетных средств; принимает участие в подготовке бюджета, докладов, публикаций; решает организационные проблемы; общается с политиками, общественными деятелями, деловыми людьми и гражданами; инициирует современные формы работы и услуг; занимается совершенствованием структурной организации.

Как будет меняться характер труда специалиста государственного и муниципального управления в будущем?

Развитие таких сервисов, как «Портал государственных услуг» и «Электронное правительство», а также гражданского краудсорсинга приводит к трансформации задач государственного, муниципального работника - как минимум, должно уменьшиться число сотрудников, занимающихся документооборотом. Для того, чтобы оставаться востребованным в профессии необходимо постоянно дообучаться, осваивать новые технологии.