Народное собрание в древнем мире. Комиции. Магистраты и эдикты

После изгнания последнего рекса (Тарквиний) в пятьсот девятом году до нашей эры в Риме был установлен республиканский строй. В республиканский период организация власти была простой и отвечала некоторое время условиям, которые сложились в Риме ко времени формирования государства. В следующие пять веков были заметно увеличены размеры самого государства, однако эти геополитические изменения никак не отразились на структуре высших правящих государственных органов, которые находились в Риме и осуществляли централизованное управление всеми землями. Всё это существенно снижало эффективность управления. Кроме того, по мнению историков, именно по этим причинам и пол позже республиканский строй.

В Римской республике сочетались демократические и аристократические черты, которые обеспечивали привилегированное положение богатой рабовладельческой верхушки. Всё это отразилось во взаимоотношениях и полномочиях высших государственных органов. Таковыми в тот период являлись магистратуры, сенат, а также народные собрания. Последние из перечисленных являлись народными органами римской власти, однако они по факту совершенно не управляли государством. Магистраты и сенат были органами реальной управленческой власти нобилитета.

Народные собрания в Древнем Риме

Различали три вида народных собраний:

Куриатные – вводили формально в должности лиц, которые были избраны другими собраниями. Со временем они были заменены на собрания тридцати представителей курии.

Трибутные – избиравшие низших должностных лиц и рассматривающих жалобы на приговоры о штрафных взысканиях.

Центуриатные – им отводилась главная роль. Они отвечали за принятие законов, а также избрание высших должностных лиц. Кроме того, этими собраниями заключалось объявление военных действий и приговоров смертной казни.

Важнейшая роль отводилась сенату. Формально он был совещательным органом, однако компетенция его была довольно обширной. Одной из важных его функций был контроль законодательной деятельности центуриатных собраний.

Власть магистратов делилась на общую и высшую. Высшая, она же военная, заключала мир, имела право созывать сенат и народные собрания, а также издавать приказы и имела право суда.

Общая имела право налагать штрафы за невыполнение ею отданных распоряжений. Всю систему магистратур возглавляли два консула.

Народные собрания были важным институтом власти в Древнем Риме. По ходу развития его государственности они принимали разные формы. Их называли комициями. Такие собрания принимали первостепенные государственные решения, касавшиеся внутренней и внешней политики. Кроме того, комиции были местом, где кипели страсти между разными боровшимися друг с другом сословиями.

Понятие комиций

Согласно лексическому значению слова, комиции в Древнем Риме - это народные собрания. Государственные законы гласили, что так назывались те мероприятия, которые получали легальный статус. То есть они противопоставлялись стихийным сходкам населения.

Комиции в Древнем Риме - это собрания, которые организовывались магистратом, чтобы поставить на голосование какой-нибудь общественно важный вопрос. В этом смысле данное античное явление очень похоже на славянское вече. Впрочем, такое определение охватывает далеко не все виды комиций (всего их было три). Власти могли организовать народное собрание еще и для того, чтобы просто объявить о том или ином своем решении.

Появление комиций

Прослеживая историю античной государственности, можно определить, что комиции в Древнем Риме - это в первую очередь институт, возникший при родовом строе. Эта особенность крайне важна, так как она объясняет полномочия и структуру собрания. Первыми появились куриатные комиции, название которых происходило от слова «курия». На эти административные части с самых древних времен делились все римляне. Основой такого ранжирования была принадлежность к тому или иному роду.

До VI века до н. э. куриатные комиции были единственными в Риме. Устоявшийся порядок изменил царь Сервий Туллий. До его реформы право голоса в комициях принадлежало только патрициям - представителям самых знатных и влиятельных родов города. Связано это было с традициями. В латинском языке слово «народ» означало совокупность людей с гражданством - то есть почти всегда влиятельных патрициев.

Первые народные собрание

Комиции, на которые приглашались члены курий, мог созвать только правитель Древнего Рима. В случае если он отсутствовал в столице, а власти было необходимо узнать мнение патрициев, эта функция переходила к префекту. Помимо представителей знатных родов, в тогдашнем Риме существовало другое важное сословие. Это были клиенты - свободные граждане, которые добровольно переходили под покровительство своего патрона, таким образом, оказываясь в зависимости от него. Эти жители города не имели права голоса на комициях, но они могли посещать их в качестве зрителей.

Народные собрания царского периода обладали важной функцией избрания нового правителя. Когда монарх умирал, избирался интеррекс - чрезвычайная магистратура. Делалось это с помощью жребия среди самых знатных граждан. Интеррекс, в свою очередь, созывал комиции в Древнем Риме. полномочий должно было произойти не позже, чем через пять дней после смерти царя. Наконец, народное собрание определяло, кому суждено было стать следующим правителем.

Куриатные выборы

Самые первые комиции в Риме собирали голоса только от курий, а не персонально от граждан. Каждый род должен был определиться со своим выбором после внутренней дискуссии. У курии был один голос (всего в Риме было 30 курий). Новость о созыве комиций разносилась по городу глашатаями или ликторами - государственными чиновниками, исполняющими важные распоряжения магистрата. Так как не существовало никакого регламента, который мог бы хоть как-то определить ход всеобщего голосования, использовался классический жребий. С помощью него согласовывалась очередь, по которой высказывались курии.

Важно подчеркнуть, что тогдашние комиции не имели права предложить какую-либо собственную инициативу. Они могли только принимать или отклонять предложения власти. В ведении народа, согласно такой системе, было решение об избрании царей и магистратов, принятии новых законов, объявлении мира или войны, а также смертной казни для граждан Рима. В случае с определением нового правителя кандидатуры подбирались интеррексом. Курии таким же образом выбирали жрецов (фламинов). То есть комиции - это еще и инструмент регулирования религиозной жизни римского общества.

Голосование центурий

Царь Сервий Туллий решил избавиться от прежних законодательных порядков. Он отказался от куриатных и создал новые - центуриатные - комиции, главной единицей в которых стали центурии - военные подразделения в Впервые право голоса получили плебеи - обычные граждане того Они были уравнены с патрициями. Для того чтобы проголосовать, мужчина должен был соответствовать двум требованиям. Во-первых, выборщиком мог стать только тот, кто умел обращаться с оружием. Во-вторых, выходцы из плебса должны были по своему благосостоянию соответствовать рамкам, заданным специальным имущественным цензом.

Таким образом, центуриатные комиции, основанные Сервием Туллием в VI веке до н. э., смогли объединить разрозненные части древнеримского общества и сгладить противоречия между ними. Всего в столице в разное время было почти 200 центурий. Каждое воинское подразделение голосовало по очереди. Когда в одном «лагере» набиралось больше половины центурий, вопрос снимался с голосования и принималось соответствующее решение.

Функции центуриатных комиций

Так как центуриатные комиции - это в первую очередь собрания по военному признаку, их созывали в специальном районе, где проводились армейские учения и упражнения по гимнастике. Это было знаменитое Знаком о созыве собрания служило развевающееся на Капитолии боевое красное знамя. Центуриатные комиции были крайне важным органом. Именно они принимали большинство римских законов. Это народное собрание согласовывало, объявлять ли мир и войну своим соседям. Кроме того, на нем рассматривались судебные дела граждан, обвиненных в

До 287 года до н. э. большую часть решений в Риме принимали именно центуриатные комиции. Полномочия этого института были урезаны после закона Квинта Гортензия. решил притеснить права плебеев, которых, кроме всего прочего, еще и выселили на отдельный римский холм Яникул. Тогда же были учреждены новые трибутные комиции.

Новые комиции

С 287 года до н. э. важнейшую роль в жизни Древнего Рима играли трибутные комиции, которые созывались по территориальному признаку. Уже упомянутый Сервий Туллий разделил свою столицу на тридцать округов. Они получили название трибов, а позже также стали называться соответствующие комиции.

На протяжении своего существования этот институт народной власти пережил несколько своих реинкарнаций. Поначалу к компетенции трибутных комиций относилось только вопросы местного характера (сбор налогов и призыв в армию). Постепенно, вместе с усилением влияния все возрастающего плебса, они получали новые полномочия. В конце концов, центуриатные комиции остались только в качестве органа, необходимого для дипломатического взаимодействия с соседними странами. Трибутные же собрания получили в свое ведение внутреннюю повестку дня.

Полномочия трибутных комиций

На позднем этапе своего развития комиции стали влиять на законотворчество. Они могли отправить резолюцию в сенат, которую тот обязан был рассмотреть в установленный срок. Чаще всего такие требования учитывались при принятии важных государственных решений. После закона Гортензия трибутные комиции окончательно получили самостоятельную законодательную власть.

Когда в I веке до н. э. римское гражданство стало распространяться на всех свободных жителей Италии, институт народного собрания стал отмирать. Он окончательно исчез при императоре Августе.

Комиций (лат. comitio, от лат. comeo - схожусь, собираюсь) - народное собрание в Древнем Риме.

Существовали три вида комиций:

Куриатные комиции - собрания патрициев по куриям, восходящие к родовому строю. В царскую эпоху (VIII-VI века до н. э.) решали вопросы войны и мира и избрания царей. Созывались царями и интеррексами (верховными правителями в периоды междуцарствий). В эпоху республики, с появлением других видов комиций, потеряли политическое значение, сохранив формальное право вручения империя (то есть верховной власти) магистратам, а также право решения вопросов, связанных с отношениями между членами родов и фамилий, и дел религиозного характера.

Центуриатные комиции - собрания по центуриям, объединявшим и патрициев, и плебеев по принципу имущественного ценза. Согласно исторической традиции, были основаны в середине VI в. до н. э. Сервием Туллием. Изначально были собраниями воинов. Центуриатные комиции ведали вопросами войны и мира, избирали высших магистратов, исполняли судебные функции. Созывались высшими магистратами за померием на Марсовом поле. Каждый класс подразделялся на центурии. Созывалось для избрания консулов, преторов, цензоров. Кроме того использовалось для прослушивания дел по государственной измене и одобрения законов, что впрочем не являлось основной его функцией

Трибутные комиции - собрания всех граждан по территориальным округам - трибам. Выросли из сходок плебса, где избирались народные трибуны и плебейские эдилы. В результате борьбы плебеев с патрициями с 287 до н. э. получили законодательную, а потом и судебную власть и право избирать всех низших магистратов, превратившись в важнейший вид народных собраний. Созывались консулами, преторами, диктаторами и народными трибунами на Форуме или на Марсовом поле. Представляло собой 35 триб, состоящих из всего населения Рима без различия по классам. Обычно, если трибутное собрание созывались консулами или преторами, то оно проходило на Нижнем Форуме. Трибутное собрание могло избирать курульных эдилов, квесторов, военных трибунов, составлять и принимать законы. До учреждения Луцием Корнелием Суллой постоянных судов в трибутных комициях могли проводиться судебные процессы. В период Поздней Республики собиралось в основном для принятия законов и проведения выборов.

В I веке до н. э., с распространением римского гражданства на свободное население всей Италии, система комиций переживает кризис. При Сулле ограничиваются, а при Августе отмирают судебные функции комиций, выборные функции становятся формальностью. К концу I в. н. э. отмирают и законодательные функции комиций.

Перейти к: навигация, поиск

Куриатные комиции - древнеримские собрания патрициев 30 курий, восходящие к родовому строю.

До реформы Сервия Туллия куриатные комиции были в Риме единственным видом комиций и состояли, очевидно, лишь из патрициев. Вопрос, состояли ли плебеи в куриатных комициях во времена Республики, в науке дискуссионен. Одни авторы (например, Эрнст Херцог) считали, что и во времена Республики куриатные комиции включали только патрициев. Другие (например, Вильгельм Зольтау), отстаивали точку зрения, что плебеи были включены в их состав еще во времена царского Рима. Однако для царского периода присутствие плебеев в куриатных комициях довольно сомнительно. Так, И. Л. Маяк делала вывод, что плебеи стали принимать участие в этом виде комиций не ранее IV в. до н. э. Местом их проведения был Comitium на Форуме

Главные функции куриатных комиций состояли в следующем:

Вынесение Lex curiata de imperio (куриатного закона об империи) - этот закон был необходим для того, чтобы вручить ординарному или экстраординарному магистрату высшую власть - империй.
Утверждение отдельных частных актов - усыновлений и завешаний, то есть куриатные комиции ведали вопросами семейного права.

С течением времени и политическая роль куриатных комиций, и, соответственно, их популярность, снижались. К концу Республики наделение магистратов империем осталось фактически единственной функцией этих собраний, и на них собиралось лишь 30 ликторов, символизировавших 30 курий. Тем не менее, с формальной точки зрения, куриатные комиции вплоть до своего исчезновения при Империи оставались сосредоточием высшей власти, так как именно они вручали магистратам империй.

Трибутные комиции (лат. comitia tributa) - один из видов народного собрания в Древнем Риме. В раннюю эпоху проводились как плебейские собрания по трибам (территориальным округам), которые созывались на Капитолии, Форуме или Марсовом поле. Со II века до н. э. трибутные комиции стали основными.

Существовало три вида трибутных комиций:

Consilia plebis tributa - чисто плебейские собрания, проводились под председательством плебейских магистратов (плебейского трибуна или эдила). Постановления concilia plebis tributa назывались лат. plebiscita (плебисцит). По законам 449 г. до н. э. (Закон Валерия и Горация), 339 г. до н. э. (Закон Публия Филона) и 287 г. до н. э. (Закон Гортензия) плебисциты стали иметь силу законов для всех граждан, независимо от происхождения. До того они были обязательны лишь для плебеев. Concilia plebis tributa стали собственно полноправным видом народных собраний с 471 г. до н. э., когда стали избирать плебейских трибунов. На этих комициях избирались и плебейские эдилы.
Comitia tributa - патрициано-плебейские собрания. Патриции начали принимать активное участие в работе трибутных комиций после 471 г. до н. э., после расширения прав последних. Проводились под председательством консула или претора - высших магистратов, первоначально избиравшихся только из патрициев. Постановления comitia tributa назывались лат. populuscita или лат. leges - законы. В comitia tributa избирали квесторов и курульных эдилов. Обладали эти собрания и судебной властью - в них рассматривались дела, влекшие за собой штраф.
Contio - сходка. Это было просто собрание плебеев, на котором не принимались никакие постановления. На сходках заслушивались сообщения магистратов, народ совещался между собой, но голосования не происходило. Данный вид комиций, в силу своей специфичности, просуществовал в Риме дольше всех остальны - институт contio был широко распространен в римской императорской армии и зачастую именно на таких армейских собраниях в эпоху Империи императоры обретали легитимность.

Центуриатные комиции (лат. Comitia centuriata) - один из видов народного собрания в Древнем Риме, состоявшее из патрициев и плебеев, способных носить оружие. Собрание распределялось по принципу имущественного ценза. По преданию были учреждены предпоследним римским царем Сервием Туллием. По функциям они вытеснили куриатные комиции. Прежде чем подавать голос, участники одной центурии совещались между собой. Каждая центурия имела один голос в комициях, поэтому общее число голосов равнялось количеству центурий. Однако, большинство центурий принадлежало первому классу (крупным землевладельцам) и перевес принадлежал часто именно ему. Всего имелось 193 центурии, голосование останавливалось, если первые 97 центурий голосовали единым мнением.

Так как центуриатные комиции были собранием воинов, то, по закону, они не могли собираться в самом городе Риме и собирались вне священной границы города (померия), на Марсовом поле. В течение собрания на Капитолии развевалось красное боевое знамя. Созывать центуриатные комиции могли только высшие магистраты, обладавшие империем: консулы, преторы, диктаторы, интеррексы. До закона Гортензия 287 г. до н. э. через центуриатные комиции проходило большинство законов. После этой даты этим правом наделялись также трибутные комиции. Тем не менее даже тогда полномочия центуриатных комиций оставались весьма широкими. Они объявляли войну и заключали мир. В центуриях выбирали всех высших магистратов. Также до закона Луция Апулея Сатурнина (Lex Appuleia de majestate) были основным органом по делам о государственной измене.

Элементы государственной власти в Древнем Риме

Народное собрание в Риме периода республики

Если отношение царя к народу мы могли представлять себе в виде патриархального отношения домовладыки к своей семье, то с установлением республики народ освобождается от патриархальной опеки, делается самостоятельным властителем своих судеб, делается суверенным. Государство - это Populus Romanus Quirites(pимский народ квиритов) . Народ является подлинным носителем государственного верховенства, государственного «величества» (majestas); и если есть в Риме в это время какое - либо «величество», то это есть Его Величество Римский Народ. Оскорбление народа, нарушение его прерогатив квалифицируется как «оскорбление величества», как crimen laesae majestatis .
Народ является также носителем и всех частных прав, присущих государству: он имеет собственное имущество (например, ager publicus считается имуществом populi Romani), он является иногда наследником (например, по отношению к Пергаму) и даже опекуном (по отношению к Египту).
Общая идея этого народного верховенства находит себе реальное выражение в народных собраниях: народ осуществляет свое верховенство только тогда, когда он действует в известных формах, когда он выступает надлежащим образом организованным. Ввиду этого от народных собраний в техническом смысле, от так называемые comitia , надо отличать простые собрания - митинги, так называемые contiones . Даже если эти contiones были созваны каким - либо магистратом для такого или иного сообщения народу, для предварительного обсуждения какого - либо законопроекта и т. д., мнения и решения собравшейся массы не будет иметь никакого юридического значения. На таких contiones магистрат юридически ни в чем народ не спрашивает и никакого решения от него не ждет («contionem habere, hoc est verba facere ad populum sine ulla rogatione» - «иметь сходку означает держать речь к народу без внесения какого - либо законопроекта»), напротив, предметом комиций является всегда такое или иное решение народа, такой или иной ответ на предложение (rogatio) магистрата.
Период республики знает уже три вида комиций.
1. Первый вид - это старые досервиановские народные собрания по куриям - comitia curiata . Они еще сохраняются, но постепенно теряют свое значение: все важнейшие вопросы решаются в других народных собраниях; за ними остаются лишь некоторые функции чисто формального характера. Таковы: а) lex de imperio (закон о наделении властью). Магистрат, избранный в другом народном собрании, должен был получить еще от comitia curiata lex de imperio. Это не значит, что без этого он не имел бы никакой власти; lex de imperio необходим лишь для того, чтобы доставить ему право сноситься с богами, то есть право ауспиций. Эта функция в глазах Цицерона была уже почти единственной функцией comitia curiata. b) Некоторые частные акты, совершение которых должно было произойти в народном собрании: усыновление (arrogatio) и завещание (testamentum).
Неясен, однако, состав куриатных комиций в период республики. Есть ученые (например, Герцог и др.), которые думают, что эти комиции и в период республики состоят только из патрициев, что плебеи и теперь остались вне организации по куриям. Другие полагают, что плебеи, напротив, участвуют в comitia curiata, и ссылаются при этом на следующие данные. а) Во главе каждой курии стоял особый curio, а во главе всех курионов - curio maximus. По сообщению некоторых источников, в 209 г. до Р. Х. на должность curio maximus был избран плебей, что было бы немыслимо, если бы плебеи не входили в состав курий. b) Во второй половине республики мы встречаем случаи усыновления патрициев плебеями, что опять - таки было бы невозможно, если бы последние в куриатных собраниях не участвовали. с) Наконец, есть сообщение о том, что первое время (до lex Publilia Voleronis) народные трибуны избирались в собраниях плебеев по куриям. На основании этих данных некоторые ученые (например, Солто, Ленель) приходят даже к заключению, что плебеи были включены в курии и принимали участие в comitia curiata всегда, даже еще в период царей. Но тогда вся дальнейшая известная нам борьба между патрициями и плебеями была бы совершенно непонятна: естественный рост плебейства дал бы ему более легкий перевес над патрициями в рамках comitia curiata, чем в рамках comitia centuriata. Если приведенные данные несомнительны, то, очевидно, появление плебеев в comitia curiata есть событие республики, но когда и при каких условиях оно произошло - неизвестно.
Как бы то ни было, но роль comitia curiata в действительной жизни Рима неуклонно падает; население утрачивает к ним всякий интерес, так что нередко все собрание состоит только из 30 ликторов, которые по обязанности представляют 30 курий.
2. Главною формой народных собраний являются в этом периоде собрания по центуриям - comitia centuriata . Здесь происходят выборы важнейших магистратов, здесь решаются важнейшие вопросы законодательства и политики, вследствие чего эти собрания называются comitiatus maximus(Великое народное собрание) . Но в составе их произошли весьма существенные изменения.
Как было указано выше, comitia centuriata были первоначально собранием войска; организация политическая покоилась на организации военной и совпадала с ней. В период республики эта связь порывается: технические условия военного дела заставили перейти к иной организации войска, вследствие чего comitia centuriata приобрели характер формы народных собраний исключительно политической.
Вместе с тем, экономическое развитие республики вызвало к жизни появление таких групп среди римского населения, которые далее нельзя было игнорировать и которые в старой, Сервиановской организации не находили себе места, соответствующего их действительному общественному значению. Отсюда естественная необходимость известных реформ.
Первая из этих реформ состояла в следующем. По первоначальному, Сервиановскому, устройству в трибы, а затем и в классы заносились только землевладельцы («adsidui», а потому и «tribules»); лица же, не владеющие недвижимостью (proletarii), как capite censi , все вместе были собраны в одну последнюю, внеклассную центурию. К половине республики таких не - землевладельцев в Риме появилось уже множество, и они перестали представлять из себя величину социально незначительную. Ввиду этого Аппий Клавдий Цек, цензор 312 г., стал записывать и этих не - землевладельцев, aerarii , в трибы и классы (сообразно их движимому имуществу). Благодаря этому, трибы утратили свой прежний характер землевладельческих округов, а самые центуриатные собрания сильно демократизировались («humilibus per omnes tribus divisis et forum et campum corrupit» - «простонародьем распределенным по всем трибам он и форум и Марсово поле [места собраний] испортил»). Это обстоятельство вызвало сильную реакцию, и с 304 г. aerarii стали заноситься только в 4 городские трибы.
О другой реформе мы имеем, к сожалению, весьма скудные сведения. В общих чертах, однако, сущность ее сводится к следующим основным пунктам: 1) Был повышен имущественный ценз классов в связи с увеличившимися богатствами и уменьшившейся ценностью денег: для первого класса - 100 тысяч новых ассов, для второго - 75 тысяч, для третьего - 50, для четвертого 25 и для пятого 12,5 тысяч ассов. 2) Уничтожена была привилегия всадников подавать голоса первыми; центурия, начинающая подачу голосов (так называемая centuria praerogativa), отныне всякий раз избиралась из центурий первого класса по жребию. 3) Приведено было в связь число центурий с числом триб, но каким именно образом - неизвестно. С расширением римской территории наряду со старыми городскими и сельскими трибами образовались новые, и к 241 г. до Р. Х. общее количество триб доросло до 35, но затем более не увеличивалось, несмотря на новые и крупные территориальные приобретения: вновь присоединяемые территории включались уже в состав тех или других из существующих триб. Причиной этого является, по - видимому, то обстоятельство, что с этого момента число 35 лежит уже в основании новой организации центуриатных комиций. С другой стороны, Цицерон сообщает, что число центурий первого класса было понижено с 80 на 70. Ввиду этого полагают (Моммзен и др.), что и все остальные классы имеют теперь одинаковое количество центурий, а, следовательно, и голосов, то есть по 70 - от каждой трибы по 2 центурии: одна centuria juniorum, другая - seniorum. Вследствие этого общее число центурий, образующих comitia centuriata, возросло до 375: 350 центурий от 5 классов + 18 центурий всадников + 2 центурии военных мастеров, 2 центурии музыкантов и 1 дополнительная центурия для пролетариев (с имуществом ниже 12,500 ассов).
Также неизвестно и время этой реформы. Несомненно только, что она приходится на время между первой и второй пунической войной; Моммзен приписывает ее цензорам Л. Эмилию и Г. Фламинию и относит ее к 220 г. до Р. Х.
3. Третьей формой народных собраний являются собрания по трибам, которые во второй половине республики начинают играть весьма заметную роль. Рост их значения соответствует общему росту демократической идеи: в собраниях по трибам имущественная состоятельность граждан уже не играет никакой роли.
Следует, однако, различать два вида трибутных собраний: собрания специально - плебейские - concilia plebis tributa и собрания патрицианско - плебейские, то есть всего народа - comitia tributa. Постановления первых называются plebiscita , постановления вторых - populiscita. Взаимное историческое соотношение этих двух видов трибутных собраний в высокой степени неясно ввиду следующего обстоятельства.
Закон 286 г. до Р. Х. - lex Hortensia - постановил, что всякие решения трибутных плебейских собраний должны иметь полную обязательную силу для всего народа («ut quod tributim plebs jussisset omnem populum teneret» - «чтобы того, что плебс по трибам определит, весь народ держался») и что, следовательно, plebiscitum должно равняться lex. Однако, рядом с этим мы имеем сообщения о других, более ранних законах, которые поставляли, по - видимому, то же самое; это lex Valeria Horatia 449 г. и lex Publilia Philonis 339 г. Считая невероятным, чтобы все эти три закона повторяли, действительно, одно и то же, современные историки предполагают некоторое различие в их содержании, но какое именно - в этом расходятся. Наиболее вероятным кажется мнение Моммзена: только последний закон, lex Hortensia, признал общеобязательную силу за плебисцитами; два же первые закона относились не к plebiscita, а к populiscita , то есть к постановлениям всенародных собраний по трибам, причем первый имел в виду выборы в них, а второй - общие законодательные решения. Если эта гипотеза верна, то мы имеем тогда дату возникновения обоих видов собраний по трибам: concilia plebis tributa приобретают юридический характер для избрания плебейских трибунов с lex Publilia Voleronis 471 г., а для законодательной функции вообще с lex Hortensia; comitia tributa узаконены lex Valeria Horatia и lex Publilia Philonis.
Таковы три исторически сложившиеся вида римских народных собраний. Строго проведенного принципиального разграничения компетенций между ними не существовало: многое определялось случайными историческими прецедентами. Так, прежде всего, что касается выборов, то они распределялись следующим образом: высшие магистраты - консулы, преторы, цензоры - избираются в comitia centuriata; квесторы и курульные эдилы в comitia tributa; плебейские магистраты (трибуны и плебейские эдилы) в concilia plebis tributa. В области уголовной юрисдикции наиболее важные преступления, влекущие за собой смертную казнь (capite anquirere), подлежат суду comitia centuriata; менее важные, влекущие только штраф (pecunia anquirere), - суду comitia tributa. - Что касается законопроектов, то они вносятся в те или другие собрания, смотря по тому, кто их вносит: каждый магистрат предлагает свои проекты тем комициям, в которых он избирается; следовательно, консулы и преторы в comitia centuriata, плебейские трибуны в concilia plebis tributa и т. д.
Порядок делопроизводства в общем таков. Инициатива в созыве народного собрания принадлежит только магистратам. День и предмет собрания должны быть объявлены заранее, причем, в интересах предварительного ознакомления народа, законопроект или имена подлежащих избранию кандидатов должны быть также заблаговременно выставлены на форум. Начинается народное собрание с ауспиций, затем вновь объявляется подлежащий решению вопрос и непосредственно (без речей и дебатов) приступают к голосованию. Подача голосов первоначально была устная и открытая, но во второй половине республики несколькими legis tabellariae (lex Gabinia 139 г. для выборов, lex Papiria 131 г. для законодательства и мн. др.) устанавливается голосование закрытое и письменное (посредством табличек с надписью UR - uti rogas(как ты предлагаешь), согласие и А - antiquo(оставляю по прежнему, то есть отвергаю нововведение), несогласие). Каждый участвующий имел один голос; голоса сосчитывались сначала внутри каждой курии, центурии или трибы, и таким образом получался голос этой единицы; большинство голосов этих единиц давало решение всего народного собрания. Понятно, что при таком порядке голосования большинство голосов центурий или триб могло не всегда согласоваться с действительным большинством отдельных голосов.

В римской республике существовало три вида народных собраний, или комиций: куриантные, центуриантные и трибутные. Самыми древними на них были куриантные комиции, когда-то единственный вид народных собраний патрициев. С появлением центуриантных и трибутных комиций, куриантные собрания потеряли всякое реальное политическое значение. За ними остались чисто формальные функции вручать «империй», то есть верховную исполнительную власть, магистратам, избранным в центуриантных комициях.

Кроме того, в куриантом собрании решались вопросы об усыновлении граждан. Насколько формальный характер носили куриантные комиции, показывает тот факт, что для их деятельности не требовалось присутствия членов курий, а достаточно было тридцати ликторов и трех жрецов - авгуров.

Центуриатные комиции появились, согласно традиции, в результате реформ Сервия Туллия и долго после этого служили высшим видом народных собраний. Они возникли первоначально как сходка городского ополчения и все время сохраняли военный характер.

Так, центурные комиции должны были собираться за чертой города, в так называемом Марсовом поле. Созывать их и председательствовать на них могли только высшие должностные лица, обладавшие военным империям: диктаторы, консулы, преторы. Голосование происходило сначала в центуриях, а затем подсчитывали общее число центурий, голосовавших за или против. Так как всего центурий было 193, то голосование прекращалось, если первые 97 центурий голосовали одинаково.

По реформе центуриатных комиций, произведенной в 241 г. до н.э. количество центурий в каждом разряде было установлено одинаковое, и общее количество их было доведено до 373. Теперь абсолютное большинство составляли 187 центурий.

Первоначально все новые законы должны были проходить через центуриатные комиции. Но после того как народные собрания по трибам получили общегосударственный характер, законодательные функции перешли к ним. Центуриатные комиции служили высшей инстанцией при объявлении войны и заключении мира; они выбирали самых высших должностных лиц - консулов, преторов, цензоров; наконец, центуриатные комиции разбирали все уголовные дела, когда обвиняемому грозила смертная казнь или изгнание.

Трибутные комиции, окончательно вошедшие в практику политической жизни после 287 г. до н.э., были наиболее демократическим видом римских народных собраний, так как для участия в них не требовалось ценза. Обычно они созывались на форуме. Голосование происходило таким же способом, как и в центуриатных комициях, то есть сначала голосовали в трибах, а потом подсчитывали общее число триб, голосовавших за или против.

После 287 г. к трибутным комициям перешли законодательные функции. Кроме того, народное собрание по трибам разбирало уголовные дела, в которых обвиняемому грозил крупный штраф (3020 весов и выше), и выбирало квесторов, эдилов и низших должностных лиц. Плебеи в собраниях по трибам продолжали выбирать своих должностных лиц; народных трибунов и плебейских эдилов. Впрочем, фактически разницы между трибутными комициями и собранием плебса по трибам не было, так как в этом и другом собрании принимало участие подавляющее большинство граждан.

В римских комициях было несколько общих организационных моментов, которые ослабляли их значение. Это станет особенно ясным, если римские народные собрания сравнить с афинской экклесией, как наиболее демократическим типом народного собрания в рабовладельческом обществе.

В то время как в Афинах было единое народное собрание, в Риме их было два (формально даже три). Такая дробность, конечно, уменьшала авторитет народного собрания. Кроме того, до середины II в. до н.э. в комициях существовала открытая подача голосов, что давало возможность богатым и влиятельным людям оказывать давление на рядовых избирателей.

Только во второй половине II в. до н.э. было введено тайное голосование. К этому нужно добавить, что у римских народных собраний не было права законодательной инициативы, то есть ни одно предложение, ни один законопроект не могли быть выдвинуты самим собранием. Комиции могли голосовать только те предложения, которые вносились тем магистром, который данное собрание созвал и на нем председательствовал. Вносимых предложений нельзя было ни обсуждать, ни изменять: текст предложения можно было только принять или отвергнуть целиком. Их обсуждение производилось предварительно, на особых сходках.

Таким образом, сама организация римских народных собраний имела недемократический характер. Следует добавить, что центуриатные комиции были основаны на цензовом принципе. Даже после их реформы в 241 г. до н.э. большая часть центурий принадлежала состоятельным элементам, так как абсолютное большинство давали голоса всадников, первого, второго и части третьего разрядов. Что же касается трибутных комиций, то в них 4 голоса городских густонаселенных триб всегда оказывались в меньшинстве по сравнению с 31 голосом сельских триб, имевших по сравнению с городскими плотное население.

К этому нужно добавить, что сельское население было менее организованно и легко могло подпасть под влияние реакционной земельной знати.