Как вы понимаете что такое вежливость. Беседа на уточнение лексического значения «Что такое вежливость»? Словарь лингвистических терминов

Наталия Горячко
Беседа на уточнение лексического значения «Что такое вежливость»?

Беседа на уточнение лексического значения

«Что такое вежливость

Цели : воспитывать умение использовать вежливые формы обращения в общении с людьми; уточнение лексического значения слова «вежливость » , «обходительность» , «предусмотрительность» , «тактичность» , «заботливость» ; учить интонационно выразительно проговаривать вежливые слова .

Ход беседы:

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о вежливости . Кто знает, что такое вежливость ? (Дети высказывают свои варианты определения «вежливости » ).

Слово «вежливость » образовалось давным-давно. Произошло оно от старого слова «ведать» . Это слова значили «знать что-то» . А было ещё слово «вежа» , что значило «знаток, человек, который что-то хорошо знает» . И слово вежлив означало «человек, который знает как себя вести» . Иными словами, «вежливость » - это умение себя так вести, чтобы другим было приятно с тобой общаться, умение предусмотрительно, внимательно, заботливо, обходительно, тактично относится к другим людям.

Ребята, а что значат слова «тактично» , «предусмотрительно» , «заботливость» ? (Дети по очереди кратко говорят о своих представлениях) .

Тактичность произошло от слова «такт» , которое значит чувство меры , умение вести себя общепринятым образом. Тактичность – обладание тактом, знание чувство меры.

Быть предусмотрительным значит заранее подумать о чём-либо.

Заботливость – это доброжелательность, внимательное отношение к другим, к их желаниям и состоянию здоровья. Кто может привести примеры заботливости?

Послушайте стихотворение одной девочки :

Я смотрю в окошко,

Где папуля ходит,

А ещё там кошка

Хвост задравши бродит.

Я люблю кыс-кыску,

Папу я люблю,

Им на ужин в миску

Молочка налью.

Как вы думаете, девочка какая – заботливая или нет? Правильно, заботливая. Она заботится о папе и кошечке.

Ребята, а к кому мы можем обращаться на «ты» , а к кому на «вы» ? Правильно, взрослым, не знакомым людям мы обращаемся на «вы» , а к близким родственникам, друзьям мы обращаемся на «ты» .

Когда мы должны вежливо себя вести ? С кем мы должны вежливо себя вести ? Почему мы должны себя вежливо вести ? Давайте теперь подумаем, какие ещё слова мы можем отнести к слову «вежливость » ?

Слова приветствия – «здравствуйте» , «доброе утро» , «добрый день» , «добрый вечер» , «привет» , «рад тебя видеть»

Слова прощания – «до свидания» , «до встречи» , «всего доброго» , «всего хорошего» .

«Волшебные» слова – «пожалуйста» , «спасибо» .

Слова – извинения – «извините» , «простите» , «прошу прощения» .

Все эти слова и есть вежливые слова , которые употребляют в речи вежливые люди . Итак, давайте вспомним, с какими словами мы с вами сегодня познакомились?

Дети перечисляют слова с примерами их употребления.

Публикации по теме:

Беседа с детьми «Что такое книга? Где живут книги?» Беседа с детьми по теме: Что такое книга? Где живут книги? Описание: знакомство детей с миром книжной культуры и с правилами поведения в.

Беседа с элементами тренинга на тему «Жестокое обращение с детьми: что это такое?» Уважаемые родители, наши дети – наше будущее. И чтобы.

В нашей средней группе " Фантазёры" прошла беседа "Что такое вакцинация", которую провела медсестра детского сада Татьяна Борисовна. В.

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо» Цель занятия: беседуя с детьми о плохих и хороших поступках, совершенствовать их диалогическую речь. Задачи занятия: создать условия для.

Конспект НОД по социально-коммуникативному и речевому развитию в старшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо» Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо» Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие Интеграция образовательных областей:.

Конспект НОД по нравственно-эстетическому развитию в старшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо?» Тема «Что такое хорошо и что такое плохо?» Цель: Формировать умения детей решать нравственные ситуации. Задачи: 1. Развивать речь, фантазию.

Конспект ООД по речевому развитию «Что такое хорошо, и что такое плохо» для детей 5–6 лет Конспект организованной образовательной деятельности «Что такое хорошо, и что такое плохо» для детей 5-6 лет Образовательная область: речевое.

Словарь Ушакова

Вежливость

ве жливость , вежливости, мн. нет, жен. отвлеч. сущ. к ; учтивость, благовоспитанность, соблюдение бытовых приличий. Этого требует вежливость.

Педагогический терминологический словарь

Вежливость

(от старослав. вежа - человек знающий, сведущий; учёный, образованный, книжный, начитанный, соблюдающий обычаи и приличия)

доброе поведение и обращение или учтивость. Вежливый человек - воспитанный, соблюдающий приличия, учтивый, услужливый, предупредительный (см. , ).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 32)

Словарь лингвистических терминов

Вежливость

Категория, выражаемая в составе систем личных местоимений. Например, в австронезийском языке aчex местоимения второго и третьего лица не различают граммем числа, зато у них есть по три степени вежливости. В английском языке местоимения нейтральны к вежливости.

Термины и понятия общей морфологии: Словарь-справочник

Вежливость

Категория, выражаемая в составе систем личных местоимений. Например, в австронезийском языке aчex местоимения второго и третьего лица не различают граммем числа, зато у них есть по три степени вежливости. В английском языке местоимения нейтральны к вежливости.

Словарь антонимов русского языка

Вежливость

грубость

Гаспаров. Записи и выписки

Вежливость

♦ Объясняю молодой коллеге. Не надо в докладе говорить "как все могут видеть", говорите лучше "как всем известно". "Как известно…" - лучшее начало доклада, каждому так приятно, что если вы даже скажете "…что дважды два пять", все воспримут это как должное. И каждые пять минут задавайте риторические вопросы. Как генерал Сипягин: "Должен ли застрельщик торопиться при стрелянии? - Нет, и напротив того".

Словарь охотничьих терминов и выражений

Вежливость

послушание, сдержанность и знание своего дела собакой на охоте. У подружейных собак (легавых) вежливость

непременное условие при близком общении с людьми. Вежливая борзая, которая не трогает ни домашнего скота, ни птицу.

Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология

Вежливость

соблюдение стандартных правил этикета, использование его формул (спасибо, пожалуйста, извините и т. п.), исключение из речи любого рода грубых слов (жаргонизмов, вульгаризмов, просторечных), грубых или сомнительных интонаций голоса. Вежливость особенно необходима в общении между собой культурных, высокообразованных людей, но и в общении высокообразованного человека с малообразованным. Ее важно соблюдать, будучи и в плохом настроении, и в острых ситуациях. Она не столь целесообразна в чрезвычайных ситуациях (пожар, наводнение, террористический акт и т. п.).

* Муромский принял своих соседей как нельзя ласковее, предложил им осмотреть перед обедом сад и зверинец и повел по дорожкам, тщательно выметенным и усыпанным песком. Старый Берестов внутренно жалел о потерянном труде и времени на столь бесполезные прихоти, но молчал из вежливости (А. Пушкин, Барышня-крестьянка). *

* Он был учтив и ласков; разговор его был вежлив и свободен (А. Пушкин, Записки Моро де Бразе). *

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Вежливость

Вежливость

♦ Politesse

«После вас, пожалуйста». Левинас (***) считает, что в этой формуле вежливости заключена вся суть морали. Почему, понятно: она выражает отказ от эгоизма и заставляет насилие уступить дорогу уважению. Вместе с тем вежливость это всего лишь вежливость – эгоизм остается непоколебимым, а уважение почти всегда притворным. Но это не столь важно, потому что насилия все равно удается избежать, и успешнее, чем в других обстоятельствах (если бы сдерживать насилие могло только искреннее уважение, легко себе представить, что творилось бы вокруг!). В этом и состоит суть вежливости – она не добродетель, но кажется добродетелью, и для общества она так же важна, как малозначительна для отдельного индивидуума. Вежливость – пример того, насколько эффективной способна быть видимость. Быть вежливым значит вести себя так, будто ты добродетелен: притворяться, что ты уважаешь окружающих («простите», «извините», «прошу вас» и т. д.), что ты испытываешь к ним интерес («Как поживаете?»), что ты чувствуешь к ним благодарность («спасибо»), что ты сострадателен («примите мои соболезнования»), милосерден («ничего страшного»), даже щедр и бескорыстен («после вас…»). Все это не так уж бесполезно. Это не такие уж пустяки. Приучая детей к вежливости, т. е. заставляя их имитировать добродетель, которой они пока не обладают, мы даем им шанс приобщиться к добродетели. А взрослые благодаря вежливости получают прощение за то, что столь мало добродетельны.

Этимология сближает термин «вежливость» (politesse ) с термином «политика» (politique ). Не без основания. Вежливость это искусство добрососедства, правда базирующееся на видимости, а не на реальном соотношении сил, на показном уважении, а не на искреннем компромиссе, на преодолении эгоизма с помощью хороших манер, а не на основе справедливости и права. Ален называл ее «искусством знаков» и сравнивал с грамматикой межличностных отношений. В этом искусстве истинные помыслы ничего не значат, все решает обычай. Не следует поэтому придавать вежливости чересчур важное значение, хотя еще ошибочнее думать, что без нее можно обойтись. Вежливость – видимость добродетели, ее нравственная ценность равна нулю, но ее общественная польза бесценна.

Эммануэль Левинас (1906–1995) – философ, толкователь Талмуда, родился в Каунасе, с 1930 г. постоянно жил во Франции. Учился у Гуссерля, был знаком с Хайдеггером. Автор книг «Теория интуиции в феноменологии Гуссерля». В основополагающей работе «Бытие вне бытия, или За пределами сущности» сделал попытку довести «до предельной ясности» суть философского познания мира, не делая уступок онтологии и традиции.

Словари русского языка

Вежливость и тактичность - в чём разница?

Понятие «вежливость» можно было бы, вероятно, удачно заменить понятием «этикет » и спокойно пользоваться любым из них, какое больше нравится.

Хорошие манеры, подразумеваемые под этим общим понятием, должны входить в арсенал привычек каждого человека, если он хотя бы немного пытается облегчить нашу сложную жизнь не только себе, но и окружающим.

Современные манеры поведения должны помогать людям, а не мешать, быть непринужденными, а не догматичными, одинаково приятными и пожилому, и молодому человеку.

Только терпимость, признательность, предупредительность и готовность помочь окружающим способны создать ту атмосферу, в которой и тебе, и другим будет уютно и комфортно.

Вежливость и соблюдение правил приличия должны основываться на естественности, непринужденности поведения и ни в коем случае не на притворстве. Ведь гораздо приятнее общаться с человеком, который искренне вежлив, а не показывает себя таковым потому, что этого требует этикет.

Чтобы не пришлось дословно запоминать правила этикета, тебе достаточно развить в себе такие качества, как тактичность, скромность и сдержанность, которые помогут даже в тех ситуациях, когда истинные знатоки этикета зашли бы в тупик.

Чувство такта - это умение вести себя в различных ситуациях не только в соответствии с общими правилами, но также понимая, что определенного рода поведение или слова могут причинить другому боль или доставить радость.

Также тактичность подразумевает умение понять потребности и переживания человека, с которым происходит общение.

Правила вежливости можно механически вызубрить, и они станут хорошей привычкой. Но такт требует большего. Чтобы развить в себе чувство такта, чаще мысленно ставь себя на место другого человека.

Тактичность должна проявляться как в поступках, так и в словах. Но не нужно думать только о себе, внимательно следя за собой, стараясь избежать неловких ситуаций, в которые можешь попасть.

Тактичный человек пытается предотвратить подобные ситуации, если в них попадают и другие люди. Скажем, если ты обнаружила, что у подружки на новом платье, которое она первый раз надела, сзади видна этикетка, не стоит громко оповещать об этом, чтобы услышали все окружающие, а отведи ее в сторонку и помоги этикетку снять.

Очень трудно общаться с человеком, если он высокомерен, кичится собственной значимостью, чаще всего довольно сомнительной, и не считается ни с кем.

Он просто раздражает своей развязностью, и, разумеется, большое удовольствие от общения с ним получить трудно.

О том, что такой тебе быть не следует, и разговора нет, а вот если придется столкнуться с человеком подобного поведения, веди себя с ним ровно, спокойно и не пытайся ответить на его развязность тем же. Таким образом, ты только опустишься до его уровня, т. е., проще говоря, не демонстрируй своей неприязни к тому или иному человеку. Но если уж пришлось столкнуться с откровенным хамством, молчать, конечно, не стоит, а вот поставить хама на место всегда неплохо.

Но не стоит считать, что в жизни чаще придется сталкиваться только с плохими людьми. Хороших все же больше. Встречая своих знакомых и товарищей, прежде ч всего подумай, будет ли для них удобно, если ты от радости бросишься им на шею. Любопытство, которое так свойственно многим, иногда может очень сильно обидеть окружающих, и это тоже бестактность.

Например, бестактно заглядывать через плечо пишущего или читающего человека и подслушивать чужие разговоры. Это так же недостойно, как и подглядывать через замочную скважину.

И уж высмеивать (хотя бы и за глаза) человека с физическими недостатками (заику, глухого, хромого и т. п.) не только бестактно, но просто жестоко. К людям, которым и без того тяжелее живется, чем здоровому и сильному человеку, нужно относиться особенно предупредительно и бережно.

Однако и сочувствуя им, руководствуйся чувством такта. Как правило, инвалиды тяжело переживают, когда окружающие лишний раз обращают внимание на их физический недостаток. Помни, что эти люди желают утвердиться в обществе как полноценные и полноправные его члены.

Участвуя в общей беседе и уж тем более в споре, будь уверена в своих доводах, но горячиться никогда не стоит.

Уважай собеседника и если, хочешь поправить говорящего, допустившего оплошность, постарайся сделать это поделикатнее, не обижая его. Ошибиться может каждый.

И если ты заметила ошибку и уверена в своей правоте, все равно не говори поучительным тоном, особенно со старшими, которые сочтут тебя просто невоспитанной девочкой.

Не поправляй рассказчика грубыми фразами типа «Вы ничего не смыслите в этом», «Это яснее ясного и каждому ребенку известно», даже если это действительно так.

Это невежливо. Ту же мысль можно выразить вежливо, не оскорбляя другого (например, «Простите, но я с вами не согласна», «Я придерживаюсь иного мнения»).

Утверждения собеседника не следует комментировать словами «само собой разумеется», «естественно» — это отталкивает.

А вот на уточнения, обращенные к тебе, обижаться не стоит. Ни к чему показывать окружающим свое недовольство, лучше принять замечания к сведению.

Если рассказывают о том, что тебе уже известно, терпеливо выслушай говорящего, не прерывая его. С другой стороны, если заметила, что твой рассказ не интересует собеседника и он откровенно скучает, не следует продолжать разговор на эту тему, чтобы не прослыть занудой.

В присутствии третьего лица, которого ты не хочешь посвящать в разговор, не нужно употреблять таинственных или двусмысленных выражений, следует переменить тему. Если же ты начнешь перешептываться с собеседником, то вновь присоединившийся к вашей беседе человек почувствует себя лишним и может просто обидеться.

Разговаривая, не нужно гримасничать и жестикулировать. Согласись, что тот, кто при разговоре с тобой похлопывает тебя по плечу, фамильярно подталкивает локтем или держится за твой рукав, обычно действует раздражающе, тем более если это малознакомый человек.

Особую внимательность соблюдай при разговоре со старшими. Помни, что следует подождать, пока старшие обратятся к тебе и вовлекут в разговор.

И следует избегать споров с ними. Даже когда они действительно не правы, а ты не сумела убедить их в своей правоте, правильнее прекратить спор. И если оппоненты будут продолжать спорить с тобой (а это вполне возможно, потому что их, взрослых, «учит» ребенок), лучше перевести разговор на другую тему.

Разговаривая, не подходи к собеседнику так близко, чтобы чувствовать его дыхание.

Но и разговаривать с дальнего расстояния, а также. кричать что-то знакомому, находящемуся на другой стороне улицы, невежливо. Многие из этих простых правил ты выполняешь интуитивно, другим тебя с детства обучили родители. Но таких элементарных навыков культурного поведения все же маловато. Этикет — это настоящее искусство, поэтому нужно всегда стремиться узнавать что- то новое и, естественно, не забывать о практике.

И если ты не только вежливая, но и тактичная, то ты всегда применяешь в разговоре несколько «не».

1. Не хамишь и не выказываешь открыто свою неприязнь человеку, который заводит с тобой разговор, даже если он тебе неприятен.

2. Ты не любопытна и не лезешь в личную жизнь постороннего человека, даже если это тебе смертельно интересно.

3. Ты никогда не кричишь, не горячишься и не ведешь разговор на повышенных тонах.

4. Не напоминаешь больному человеку о его физических недостатках и не проявляешь излишне навязчивой жалости к нему.

5. «Не замечаешь» маленьких ошибок собеседника или максимально деликатно и вежливо указываешь на них.

6. Никогда не говоришь что-либо в повелительном или поучительном тоне и не пользуешься в разговоре междометиями «Естественно...», «Всем известно, что...», «Глупо было бы не знать, что...».

7. Не говоришь с подругой на темы, понятные только вам двоим, если в помещении находится еще кто- то, кроме вас.

8. Не подходишь к собеседнику вплотную, но при этом и не ведёшь разговор на повышенных тонах из дальнего угла комнаты.

ВЕЖЛИВОСТЬ (в языке), термин, традиционно используемый для обозначения разнообразных средств языкового выражения социальных отношении между говорящим, слушающим и людьми, о которых идет речь. Эти социальные отношения могут быть многообразными и далеко не сводятся только к вежливости в обиходном смысле этого слова. В самом общем виде они могут быть разделены на два типа, которые Патриция Браун и Стивен Левинсон, развивая идеи Эрвинга Хофмана о «социальном лице», назвали положительной и отрицательной вежливостью. Положительная вежливость связана с языковым выражением солидарности, включением собеседника и других лиц в одну группу с говорящим, тогда как отрицательная – с самоограничениями говорящих, стремлением избежать конфликтов, она сильно зависит от структуры иерархических отношений в обществе и социальной дистанции между говорящим и другими людьми.

Нередко под вежливостью в языке понимают только или преимущественно отрицательную вежливость. С другой стороны, А.П.Володин и В.С.Храковский называют формами вежливости как раз средства выражения положительной вежливости, а формы отрицательной вежливости предлагают называть формами этикета.

Способы выражения вежливости в разных языках сильно зависят от структуры тех обществ, в которых эти языки функционируют, и от принятых в них моделей социального поведения. Имеются и структурные различия: в одних языках (например, японском , корейском и др.) имеются специальные грамматические категории вежливости, тогда как в других (в том числе во всех языках Европы) они отсутствуют, во всяком случае, при стандартной трактовке грамматики. Однако имеются и достаточно общие закономерности выражения вежливости, причем часто одни и те же способы выражения социальных отношений существуют в генетически не связанных и не контактирующих между собой языках. Как указывают П.Браун и С.Левинсон, связанные с выражением вежливости языковые знаки, как правило, непроизвольны и непосредственно отражают общественные закономерности и установления.

Положительная вежливость отражается в особых способах речи со «своими» и о «своих», отличными от речи с «чужими» и о «чужих». Нередко включение собеседника в единую группу с говорящим достигается с помощью употребления особого языка или особой разновидности языка. Это могут быть особые арго или жаргон, непонятные «чужим». Это может быть диалект или местная разновидность языка; на нем говорят со «своими», а при общении с «чужими» используется литературный язык; это характерно для Японии , ряда территорий распространения немецкого языка, в том числе для Австрии и немецкой части Швейцарии , а также и для многих других территорий в самых различных регионах мира. Национальные меньшинства могут использовать в этой роли свой родной язык, непонятный для большинства окружающих, тогда как при разговоре с «чужими» разных национальностей они употребляют доминирующий язык данной страны или территории: английский в США , русский в России и др. Для выражения положительной вежливости широко используются различные умолчания, или, точнее, непроговаривания, основанные на общем знании: по известному замечанию Л.Н.Толстого , очень близкие друг другу члены семьи могут обходиться при общении минимумом слов; сходным образом немецкий философ М.Хайдеггер трактовал язык как средство справиться со «сломом» нормального течения дел – когда все идет как надо, язык не нужен. К другим обычным способам выражения положительной вежливости относятся использование специальных формы обозначения, именования и особенно обращения, например, употребление терминов родства (например, брат или отец ) в отношении лиц, не являющихся родственниками; уменьшительно-ласкательная лексика; специальные частицы; особые интонационные контуры и др. Сюда можно отнести и обращение «на ты» в ряде западноевропейских языков (французский, немецкий и др.) и отчасти в русском, указывающее на включение собеседника в единую группу с говорящим, а также конструкции, включающие себя и собеседника в единую деятельность вроде русского Давай (те )... В области грамматики сюда могут быть отнесены имеющиеся в ряде языков личные формы инклюзива (выражающие значение «мы с тобой/с вами») в противоположность формам эксклюзива (со значением «мы без тебя/без вас»).

Выражение отрицательной вежливости очень во многих языках связано с теми или иными способами оказания внимания собеседнику или третьим лицам, нередко с одновременным этикетным «принижением» говорящего. Как правило, отрицательная вежливость бывает более формализованной, чем положительная: существует определенный набор стандартных этикетных формул, позволяющих говорящему не задеть чувства собеседника и проявить свое умение пользоваться принятыми в обществе правилами вежливости. Достаточно универсальными являются особые формы и конструкции, используемые при прямом обращении к собеседнику: приказе, просьбе, совете и т.д. Очень часто правила этикета не допускают использования повелительных форм, исключая случаи очень малой социальной дистанции, обращения высшего к низшему и экстремальных ситуаций. Предпочитаются косвенные способы обращения: в самых разных языках применяются отрицание, вопрос, сослагательное наклонение, пассив и т.д. Ср. рус. Откройте дверь ! и Не могли бы Вы открыть дверь ? (в последнем примере, наряду с использованием особой формы обращения «на вы», в письменном языке представлена еще и «орфографическая вежливость», проявляющаяся в написании этого вы с большой буквы, ср. также аналогичную орфографию нем. Sie в функции вежливого обращения). Нередко в самых разных языках для большей вежливости используются разные лексические, а иногда и грамматические средства, снижающие категоричность высказывания. Также используется эллипсис (опущение каких-то слов и выражений), но он основан не на общности знаний говорящего и собеседника, как в случае позитивной вежливости, а на стремлении избегать именования того, что может быть неприятно для собеседника; средством выражения отрицательной вежливости могут служить и некоторые виды эвфемизмов. В ряде языков, например японском, очень невежливым является употребление слов со значением «нет». В этом же языке (как и в ряде других) невежливо прямое обращение к собеседнику, вместо местоимений 2-го лица используются вежливые способы именования в 3-м лице.

Для отрицательной вежливости очень значимы иерархические отношения в обществе: жесткие правила этикета в отношении высших обычно снимаются при обращении к низшему или в речи о низшем. Отношения «высший – низший» могут быть связаны с социальной иерархией, с возрастом, нередко с полом (мужчины социально выше женщин, однако в определенных социокультурных условиях может практиковаться и этикетная инверсия этого принципа, представленная, например, в обращениях типа Леди и джентельмены ; последовательная «политкорректность» пытается изгнать признаки иерархии полов из языка в принципе, рассматривая этикетную инверсию как замаскированную дискриминацию, социальной ролью в данный момент (полицейский или врач при исполнении обязанностей воспринимается как высший, ср. ситуации «полицейский у стоматолога» и «стоматолог, остановленный за превышение скорости»), психологическим состоянием и пр. Значима также социальная дистанция, здесь отрицательная вежливость пересекается с положительной: особая вежливость необходима обычно лишь при обращении к «чужим», тогда как при обращении к своим она как раз может использоваться как средство обозначить отчуждение и неприязнь.

Языковые средства выражения отрицательной вежливости используются в любых обществах, играя важную роль в поддержании иерархических отношений и во взаимоотношениях людей. Однако в разных обществах они играют неодинаковую роль, что создает трудности при освоении чужих языков и правил языкового общения. Например, японские студенты и стажеры в США испытывают неудобства из-за того, что из речи их американских коллег не могут извлечь необходимую, с их точки зрения, информацию о социальной иерархии. С другой стороны, не только японский, но даже британский речевой этикет кажется американцам слишком формальным.

Японский язык вообще может служить хорошим примером языка с развитой системой форм вежливости. Так, в системе глагола здесь существуют две грамматические категории, называемые адрессивом (или респективом) и гоноративом. Формы адрессива показывают отношение горящего к собеседнику: противопоставлены простые (без специальных показателей), вежливые и особо вежливые формы; простые формы воспринимаются как нейтральные, если не имеется в виду определенный собеседник (что имеет место только на письме: научные тексты, информация в газетах и т.д.), тогда как при обращении к конкретному собеседнику они невежливы. Формы гоноратива показывают отношение говорящего к лицам, о которых идет речь. Простым формам противопоставлены формы субъектной вежливости (действия или состояния «уважаемого лица», которым может быть собеседник или 3-е лицо) и объектной вежливости (так называемые скромные формы). В последнем случае речь идет о действиях говорящего или лица, близкого к нему, по отношению к «уважаемому» 2-му или 3-му лицу; говорящий одновременно выражает вежливость к объекту действия и «умаляет» себя. Имеются сложные правила выбора форм: например, сотрудник фирмы в разговоре с посторонним не может невежливо говорить о своем начальнике, это значит нарушить этикет в отношении собеседника. Особенно сложно устроена система повелительных форм. Имеются также разнообразные лексические средства выражения положительной и отрицательной вежливости.

Следует отметить, что семантика категории вежливости и правила ее употребления достаточно сложны и не всегда подробно описаны даже в языках с не слишком развитыми системами форм вежливости. Так, простое обиходное представление о вежливости не объясняет, например, некоторые случаи выбора форм обращения в русском языке, ср. обращение «на ты» к Богу (единственно возможное) и, до определенного времени, к царю (Прикажи, государь и ударились в ноги царю. – Дм. Кедрин) или наличие таких нетривиальных вариантов сочетания обращений «на ты» или «на вы», с одной стороны, и по имени или по имени и отчеству с другой, как «вузовское вы» (Вы , Петя... при обращении преподавателя к студенту) и «номенклатурное ты» (Ты , Петр Петрович... ).

Конспект этической беседы «Вежливое общение» с детьми начальных классов

Беседа «Что такое вежливость». Конспект

Слова: «До свиданья!», «Спасибо», «Простите»,
«Пожалуйста», «Здравствуйте» -
Щедро дарите!
Дарите прохожим,
Друзьям и знакомым.
В троллейбусе, в парке
В школе и дома.
Слова эти очень и очень важны.
Они человеку как воздух нужны.
Без них невозможно на свете прожить.
Слова эти надо с улыбкой дарить.


Вежливость - это первая и самая приятная добродетель.
Одной из сторон общей культуры человека является культура поведения, неотъемлемой частью которой, является вежливость. Человек откровенный и приветливый умеет сделать так, чтобы всем окружающим его было ловко и уютно.
Описание: Данный материал будет полезен воспитателям и учителям начальных классов при проведении бесед с детьми на нравственно-этические темы.
Цель:
- формирование у детей нравственно-этических норм, воспитание желания быть вежливым.
Задачи:
- выяснить взгляды учащихся по данной проблеме;
- помочь детям понять значение вежливости в жизни людей через разучивание стихотворений, инсценировок, чтение художественных текстов;
- способствовать воспитанию нравственных качеств, выявлению правильного и ошибочного представления о вежливости;
- воспитывать доброту и милосердие по отношению к людям, показать на примерах великолепную силу вежливости.
Предварительная работа: разучивание инсценировок: заучивание стихов.
Материал: шапочки и элементы костюма лисы, медведя, вороны для инсценировки; мяч.

Ход:

Вежливость для взрослых и для детей важна,
Вежливость – чудесная и добрая страна.
Вежливости надо с детства всем учиться,
Вежливость, ребята, волшебства частица.

1. Ученики одной школы на вопрос «Что такое вежливость?» ответили так: «Вежливость – это…
- воспитанность;
- хорошее поведение;
- правила поведения человека;
- когда человек вежливый, к нему хорошо относятся;
- вежливый человек говорит добрые слова.
Считаешь ли вы себя вежливыми? Ответьте на вопросы словами «да» или «нет».
1) Умеешь ли ты благодарить родителей (продавца, библиотекаря, друга и др.) за выполненную просьбу, оказанную услугу, преподнесённый подарок и т.д.?
2) Называешь ли ты по имени тех, с кем здороваешься?
3) Всегда ли ты уступаешь место старшим в автобусе, трамвае, троллейбусе?
4) Пропускаешь ли ты вперёд младших при входе в школу, в столовую?
5) Выполняешь ли ты просьбы старших?

2. Чтение стихов «Вежливые слова»

1. Если наступил на ножку
Хоть случайно, хоть немножко,
Сразу говори: «Простите»
Или лучше – «Извините».
2.Если бабушка с утра
Пирожок тебе дала,
Ты возьми, скажи «Спасибо» -
Станет бабушка счастливой!
3.Каждый скажет на прощанье,
Уходя, всем «До свиданья».
Другу уходить пора –
Скажем мы ему «Пока».
4.Чтобы что-то попросить,
Нужно вежливыми быть.
Мы «пожалуйста» добавим –
Будут все довольны нами.
5.Встречу, новый разговор
Мы со «Здравствуйте» начнем.
Друг пришел вдруг на обед –
Скажем мы ему «Привет».
6.«Добрый вечер», «Добрый день»
Говорить нам всем не лень!
«Утро доброе» мы скажем,
Поутру проснувшись, маме.
7.Если ты сломал игрушку
Друга или вдруг подружки,
Ты скажи им «Извини»
И свою им предложи.
8.Угостил вдруг кто конфетой
Или что-то подарил,
«Спасибо» говори за это,
Чтобы вежливым ты был.
9.«Добро пожаловать» гостям,
Говорят и тут, и там.
Домой гости уезжают
«Доброго пути!» желаем.
Вопрос: А теперь ещё раз задай себе вопрос: вежлив ли ты?
Задание: Давайте проверим, на сколько вы вежливы в игре «Вежливые слова».

Игра «Вежливые слова».

Воспитатель бросает мяч ребенку, ребенок называет вежливое слово.
Ребята, я убедилась, что вы знаете много добрых, вежливых слов. Дарите чаще их своим близким, родным, товарищам!

3. В сказке «Ценная бандероль» рассказывается, как Ворона прочитала книжку «Уроки вежливости» и «надумала сама вежливой стать.

Предлагается инсценировка отрывка из сказки «Ценная бандероль»


Ворона направилась к медведям. Подходит к ним и говорит:
- Приятного аппетита!
- Спасибо, - отвечает Медведь. – Присаживайтесь к нам.
- С удовольствием бы, да некогда мне, спешу очень.
- Тогда на дорожку возьмите! – угощает Медведь Ворону.
- Спасибо!
Взлетела Ворона на ёлку и пообедать уж было собралась, как вдруг слышит:
- Голу-у-убушка, как хороша-а!
Глянула Ворона вниз и видит: Лиса под ёлкой стоит.
- Да кто же теперь этой басни не знает? – кричит ей сверху Ворона. – А уж коли сыру захотела, так проси по-вежливому!
- Пожалуйста… будьте добры! – заговорила сладким голосом Лиса.
- Вот это другое дело! – похвалила Ворона и поделилась с Лисой сыром.

Вопрос: Назовите вежливые слова, которые помогли Вороне и Лисе получить то, что они просят.

1) Ты идёшь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком.
Надо ли поздороваться тебе?
2) В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Олег увидел своего классного руководителя и, проходя мимо, поздоровался: «Здравствуйте, Юрий Васильевич!»
Как поступил бы ты? Что сказал бы?
3) Ты вошёл в автобус с задней площадки и увидел, что у передней двери стоят твои друзья.
Надо ли поздороваться с ними? Если надо, то как ты это сделаешь?

5. Мы узнаём человека, который хочет к нам обратиться, не только по словам, но и по жестам, по выражению его лица. Особенно высоко ценится в общении улыбка. Об этом очень хорошо рассказал писатель В. Солоухин.
А ведь у людей в распоряжении есть ещё и улыбка. Посмотрите, почти всё у человека предназначено для самого себя: ноги - ходить; рот – поглощать пищу; глаза – смотреть, - всё нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна. Если бы не зеркала, вы её никогда бы даже не увидели. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно и легко. Это ужасно, если за десять дней тебе никто не улыбнулся, и ты никому не улыбнулся. Душа зябнет и каменеет.

Задание: Продолжи список ситуаций, в которых особенно важно улыбнуться собеседнику: «Приветствие», «Ты в гостях», «У тебя гости» …

6. Предложить послушать стихотворение В. Бокова «Доброе слово».

Ребенок:
- А Вы седой! – сказали мне при встрече.
- А были чёрный!
- Был, - ответил я.
И что-то мне тот час легло на плечи.
И придавило камнем бытия.

А ты не старый! – как-то мне сказали
Мои друзья за праздничным столом.
И мне как-будто крылья развязали.
И туго свистнул воздух под крылом.

И полетел я в облачные выси,
И был я очарован красотой.
Дремавшие во мне дотоле мысли
Заволновались нивою густой.

Друзья мои, внушайте людям веру
И чаще говорите: «Добрый день!»
И следуйте хорошему примеру –
Продляйте добрым словом жизнь людей.
Вопросы: Отчего у героя стихотворения испортилось настроение? Какие слова развязали ему крылья?

Итог беседы:

В обиходе вежливого воспитанного человека всегда должны быть слова, которые мы называем «волшебными». С помощью этих слов можно открыть любые двери, помочь вернуть хорошее настроение. Творите добро, учитесь делать добрые дела!