Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я. Урок "Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я" I. Организационный момент

Некоторые буквы в русском языке обозначают как один, так и два звука. Буквы Е, Ё, Ю, Я являются в данном случае особенными, потому что в слове они могут играть двойную роль: обозначать один звук и мягкость предшествующего согласного или два звука, один из которых является согласным.

Употребление букв для обозначения мягкости

Стоя после согласного, буквы Е, Ё, Ю, Я будут указывать на его мягкость и обозначать один гласный звук. Например, ме[м"и]те[т"э]ль, лё[л"о]гкий, п[п"и]елё[л"о]нка, рю[р"у]кзак, лю[л"у]стра, ре[р"и]бя[б"а]та, ля[л"и]гушка. Но нужно помнить, что после букв Ж, Ш, Ц, которые всегда обозначают твердые согласные звуки [ж], [ш], [ц] (же[жы]стяной, жи[жы]раф, шё[шо]рстка, шё[шо]лковый, це[цэ]лый, це[цы]ховой), эти буквы обозначают только гласный звук, но не указывают на мягкость предыдущего согласного. Также в некоторых заимствованных словах (например, моде[дэ]ль, парте[тэ]р, те[тэ]ннис, те[тэ]мп) буква Е употребляется после твёрдых согласных звуков.

Два звука в слове

Но буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать и два звука (гласный и звонкий непарный, мягкий непарный согласный [й"]), если стоят:

  • в начале слова, например, е[й"и]да, е[й"э]ль, ё[й"о]мкость, ё[й"о]жик, ю[й"у]ла, ю[й"у]ркий, я[й"а]года, я[й"а]ркий;
  • после разделительного твёрдого или мягкого знака, например, съе[й"и]добный, Вье[й"и]тнам, съё[й"о]мка, серьё[й"о]зный, подъю[й"у]бник, вью[й"у]нок, объя[й"и]вление, друзья[й"а];
  • после гласной буквы, например, пое[й"и]зд, бое[й"э]ц, каё[й"о]мка, поё[й"о]т, каю[й"у]та, сою[й"у]з, мая[й"а]к, струя[й"а].

Таким образом, в зависимости от позиции в слове буквы Е, Ё, Ю, Я выполняют ту и иную функцию в слове. Поэтому при транскрипции или фонетическом разборе слова нужно обязательно обращать внимание на данные буквы и их местоположение, чтобы правильно определить их роль, звуки, которые они обозначают, и общее количество букв и звуков в слове. Например: ярмарка [й"армарка] - 7 букв, но 8 звуков; пёрышко [п"орышка] - 7 букв, 7 звуков; семья [с"им"й"а] - 5 букв, 5 звуков.

Технологическая карта урока русского языка, класс 5 «А»

Тема урока: «Двойная роль букв е, ё, ю, я »

Цель деятельности учителя : актуализировать и восстановить знания о двойной роли букв е, ё, ю, я ; развить навыки определения фонетических позиций, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один или два звука.

Тип урока : комбинированный

Планируемые образовательные результаты:

  • предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать звуковое значение букв е, ё, ю, я в разных фонетических позициях; уметь различать звуковое значение букв е, ё, ю, я в разных фонетических позициях, объяснять, почему в русском языке 6 гласных звуков и 10 букв, их обозначающих;
  • метапредметные (компоненты культурно- компетентностного опыта): способность осознавать цели учебной деятельности и пояснять их; умение поставить цель и организовать ее достижение, рефлексивное мышление.
  • личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры, стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы и формы обучения : наблюдение над языком, исследовательский метод, создание проблемной ситуации, индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудовани е: компьютер, мультимедийный проектор.

Наглядно-демонстрационный материал : презентация по теме урока

Реализуемая программа: по русскому языку для 5-9 классов.Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский и др./ Москва.:Просвещение 2013

УМК: Русский язык. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. Авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба, Н.В.Ладыженская.

Структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые умения (УУД)

Промежуточный контроль

1.Организационный момент (мотивация к учебной деятельности )

Эмоциональная психологическая и мотивационная подготовка уч-ся к усвоению изучаемого материала

Вступительное слово.

Здравствуйте, ребята! Я рада нашей сегодняшней встрече. Пусть то недолгое время, которое мы проведем вместе, доставит и вам радость, будет интересным и полезным.

Я хотела начать урок с пословицы, но она рассыпалась .2слайд

Помогите мне её собрать(Знание и мудрость украшают человека)3слайд

Произведите синтаксический разбор предложения.

Слушают учителя, участвуют в диалоге с ним.

фронтальная

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции

Коммуникативные: работают в парах

Устные ответы

2. Актуализация и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях.

Много на свете разных стран. Но ту страну, в которую мы сегодня отправимся, вы не найдете на карте, хотя с ее жителями мы встречаемся на каждом уроке. Она называется Фонетика

Ребята, а как зовут жителей этой страны? (звуки, буквы)

Чем отличается звук от буквы?

Из чего состоят согласные звуки?

Сколько гласных звуков? Сколько гласных звуков?

Давайте обратимся к нашему предложению и выпишем те слова, в которых звуков больше, чем букв. Почему это происходит?

А какие ещё буквы могут обозначать по два звука? ё,я.

Обратимся к слову человек. Какую роль здесь играет буква е

Отвечают на вопросы. Строят высказывания

Звуки мы произносим и слышим, буквы пишем и читаем

Гласных букв 10

Гласных звуков 6

Знание

Украшают

Смягчает предыдущий согласный и обозначает звук (э)

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других

3. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднений

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Проверка заданий. Беседа по вопросам

Сформулируем тему нашего урока. Слайд4

Создает проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают недостаток своих знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.

Сегодня мы будем работать с необычными буквами в русском языке: е, ё, ю, я.

Оригинальность их в том, что они могут играть двойную роль: обозначать один или два звука.

А ещё указывают на мягкость согласного. Слайды5-11

Обратимся к учебнику стр 142 п.61.

Совпали наши выводы с правилом?

Личностные: осознают свои возможности в учении, способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказывания одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют необходимые действия.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания..

Устные ответы

4. Практическая деятельность по реализации построения проекта

Упражнение 310

Сформулируйте вывод, в какой позиции буквы ё , обозначают один звук?

Когда буква е обозначают два звука?

Отвечают на вопросы учителя, формулирую правило, собственные выводы в сотрудничестве с учителем и одноклассникамин Отвечают на вопросы учителя, формулируют правило.

Индивидуальнаягрупповая

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, самостоятельно находят ее в материалах учебника. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Устные ответы

5. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Обобщение, систематизация и формирование рациональных способов применения их на практике. Беседа, анализ таблицы

Подведем итог наших исследований, попробуем составить таблицу

Сверим нашу таблицу с обобщающей таблицей «Двойная роль букв е, ё, ю, я» (слайд12)

Двойная роль букв е, ё, ю, я (буквы-артистки )

Работают над составление таблицы

Формулируют собственные мысли, делают вывод

Индивидуальная групповая

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Устные ответы

6.Физкультминутка

Обучающая игра – разминка.

Обобщение полученных знаний на уроке.

Устали? Я предлагаю немного поиграть. Если гласные обозначают два звука, приседают девочки, если один, то приседают мальчики

Юнга, хлеб, барьер, люстра, пень, клюква, память, ружье, озеро, памятник, вьюга, свекла, каюта, пень, баян.

Принимают участие в обучающей игре.

фронтальная

Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Выполнение разноуровневых упражнений на основе учебника и дидактического материала

Самостоятельное выполнение разных по сложности упражнений, подобранных учителем

1.Распределительный диктант (работа в парах)

Задание. Распределите слова в 2 столбика :

1) буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 1 звук,

2) буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука.

Мёд, еда, якорь, каюта, лес, тепло, ёлка, тень, люди, вьюга, льёт, летит, лямка, яма, баян, река, баня .(слайд13)

2.Упражнение – загадки.

Задание: отгадайте слово, запишите его, определите, сколько букв и звуков в словах.

  • Что больше всего на свете любит медведь? (мёд)
  • Какая рыба начинается на Ё? (ёрш)
  • Куда улетают птицы? (юг)
  • Самый младший матрос на судне ?(юнга)

3.упражнение 331

Молодцы, ребята! И с этим заданием вы справились прекрасно.

Выполнение упражнений

Индивидуальнаягрупповая

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по план

Письменная работа

8.Рефлексия учебной деятельности (подведение итогов урока)

Заключительная беседа по вопросам

(слайд14)

Что нового узнали на уроке?

Какие трудности у вас появились в процессе работы?

Понравилось ли вам на уроке? Выберите полоску и покажите мне.

Давайте оценим работу одноклассников.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Выставляют оценки.

Индивидуальная групповая

Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.

Оценивание работы учащихся на уроке.

9.Задание на дом

Диктует д/з упр312 (слайд15)

Запись в дневник

индивидуальная


Урок – сказка

Двойная роль букв е, ё, ю, я.

Учитель Лачугина Е.В.

Цель занятия : помочь усвоить новую тему детям.

Данная тема, как показывает опыт, вызывает у детей большие затруднения, поэтому для объяснения важно подключить яркие сказочные образы, установить ассоциациативные связи между правилом и сюжетом сказки.

Первая часть поможет запомнить, какие именно буквы могут обозначать два звука(являются йотированными).

Вторая часть поможет запомнить, что эти буквы указывают на мягкость предыдущего согласного и в этих случаях обозначают один звук.

Сегодня мы будем работать с необычными буквами в русском языке: е, ё, ю, я.

Оригинальность их в том, что они могут играть двойную роль: обозначать один или два звука.

А ещё указывают на мягкость согласного

Что случилось в Азбучном королевстве.

В некотором царстве, в Азбучном государстве жила была буква Й . Однажды отправилась она в лес и там повстречала двух страшных, мохнатых чудовищ, которые сразу решили ее съесть. Буква Й припустила во все лопатки, а чудовища бросились ей в погоню. Вдруг первое чудовище зарычало: «Яю её! Яю её!» На языке чудовищ это «яю » значит «хватай, лови», а «её» у них значит то же самое, что у нас. Выходит, чудовище кричало: «Лови ее! Хватай её!» «Я ю её!» - ответило второе чудовище. И это означало: «Я за Ю бку ЕЁ схвачу!» Потому что на языке чудовищ «я » обозначает то же самое, что и у нас, а юбка называется сокращенно – ю ; слово «схвачу» чудовище просто проглотило на бегу.

Но буква Й отлично бегала. Ни жива ни мертва влетела она в свой дом, а на ушах её все звенело: «Я ю её

Прошли годы. Буква Й вышла замуж, и у нее родились 4 дочки – 4 буквы. В паять о своем спасении мама так и назвала их:

Я Ю Е Ё

Каждая дочка была немного похожа на свою маму.

Буква Я звучала как [й"а]

Буква Ю звучала как[й"у]

Буква Е звучала как [й"э]

Буква Ё звучала как [й"о]

Ребята, вслушайтесь в слова ЯБЛОКО, ЮБКА, ЁЖ, ЕЛЬ – и вы услышите звук [й"]

Итак, все 4 буквы: Я Ю Е Ё – обозначали два звука, первый из которых был звук [й"] – в честь мамы.

Буквы Я Ю Е Ё были особенными и ни на кого не походили, потому что ни одна ни другая гласная не могла обозначать два звука сразу.

Но вот однажды в Азбучном королевстве случилась беда. Откуда ни возбмись прилетела колдунья Отвердина и напустила на все согласные звуки ужасную болезнь: они все окаменели - стали твердыми. И никто не знал, как лечить отвердение – окаменение.

Узнав об этой беде, буквы Я Ю Е Ё бросились умолять колдунью Отвердину, чтобы она расколдовала несчастные согласные, но Отвердина была тверда и неумолима. «Ни за что, твердила она. – Разве что… Вы дадите мне выкуп. Пусть каждая из вас отдаст мне самое дорогое, что у вас есть, - звук [й"] ». «Мы согласны!» - сразу ответили Я Ю Е Ё

Так им было жалко заколдованные согласные. «Хорошо, - сказала Отвердина. - Отныне будет так: когда каждая из вас встаёт после согласной, она теряет свой дорогой звук [й"] , зато согласная становится мягкой».

Так и случилось. Теперь, когда буквы Я, Ю, Е, ё оказываются в слове после co гласной, они лишаются звука [й"] , зато согласная немедленно смягчается . Рядом с расколдованной мягкой согласной

Я звучит как А, Ю - как У, Е как Э, а Ё - как О.

Вот послушайте: МЯТНЫЙ, МЯГКИЙ, ТЯНЕТ, ЛЮБИТ, ВЕТКА, МЕТКА, ЛЕС, ЛЁГКИЙ, ТЁПЛЫЙ, МЁРЗНЕТ.

Не смогли помочь наши буквы только согласным Ш, Ж, Ц - они ведь всегда твёрдые.

Потом примеру Я, Ю, Е, Ё последовали ещё две буквы: И и Ь. Они тоже научились смягчать согласные. Правда, им ничем не пришлось жертвовать - у них же не было любимого звука [й"] . Вот как И и Ь смягчают согласные: ПИТЬ, ЛИТЬ, МИЛЫЙ, НОЛЬ, ПЕНЬ, КОРЬ.

Правда, буквы Я, Ю, Е, Ё гоже не навсегда лишились своего до­рогого звука [й"] . Когда они не рядом с согласными, они по-прежнему обозначают два звука.

    Это бывает, когда буквы Я, Ю, Е, Ё стоят в начале слова: им никого не надо смягчать и не нужно отдавать Отвердине свой звук [й"] . Поэтому в начале слова буквы Я, Ю, Е, Ё обозначают, как и прежде, два звука. Послушайте сами: ЯМА, ЯРКИЙ, ЮНЫЙ, ЮГ, ЕДА, ЕХАТЬ, ЁЛКА, ЁРШ.

    Когда буквам Я, Ю, Е, Ё доводится стоять после гласных, они тоже обозначают два звука, ведь гласные не нужно смягчать. Гласные же не бывают твёрдыми или мягкими, верно? Послушайте, как звучат буквы Я, Ю, Е,Ё посла гласных : МОЯ, ШЕЯ, ПОЮ, РОЮ, ВОЕТ, НОЕТ, ТВОЁ, МОЁ.

    И еще буквы Я, Ю, Е, Ё обозначают два звука после разделительных Ь и Ъ. Ведь Ь и Ъ вообще не обозначают никаких звуков, зачем же их смягчать! Они специально разделяют согласную и буквы Я, Ю, Е, Ё, чтобы эти добрые буквы их случайно не смягчили! Вот послушайте, как звучат Я, Ю, Е, Ё после разделительных Ь и Ъ: ОБЪЯТЬ, ПЬЯНЫЙ, ПЬЮ, ШЬЮ, СЪЕЗД, ОБЪЕХАЛ, ВЬЕТ, РУЖЬЕ, БЕЛЬЕ.

Вот такие удивительные события произошли в Азбучном королевстве.

А теперь, ребята, подведем итог наших исследований, попробуем составить таблицу

Двойная роль букв е, ё, ю, я (буквы-артистки )

[э, о, у, а]

Два звука

[й] +[э, о, у, а]

После согласных

1.В начале слова

2. После разделительного Ъ и Ь

3. После гласной

Устали? Я предлагаю немного поиграть. Если гласные обозначают два звука, приседают девочки, если один, то приседают мальчики

Юнга, хлеб, барьер, люстра, пень, клюква, память, ружье, озеро, памятник, вьюга, свекла, каюта, пень, баян.

А теперь переходим к упражнениям, которые будем выполнять письменно в тетради.

1.Распределительный диктант (работа в парах)

Задание. Распределите слова в 2 столбика :

1) буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 1 звук,

2) буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука.

Мёд, еда, якорь, каюта, лес, тепло, ёлка, тень, люди, вьюга, льёт, летит, лямка, яма, баян, река, баня .(слайд13)

2.Упражнение – загадки.

Задание: отгадайте слово, запишите его, определите, сколько букв и звуков в словах.

    Что больше всего на свете любит медведь? (мёд)

    Какая рыба начинается на Ё? (ёрш)

    Куда улетают птицы? (юг)

    Самый младший матрос на судне?(юнга)

3. Упражнение 312 в цучебнике.

Молодцы, ребята! И с этим заданием вы справились прекрасно.

Заключительная беседа по вопросам

Что нового узнали на уроке?

Какие трудности у вас появились в процессе работы?

Понравилось ли вам на уроке?

Задание на дом.

Д.З упражнение 314, параг.61 стр.142-143

>>Русский язык 5 класс >>Русский язык: Двойная роль букв я, ю, е, ё

ДВОЙНАЯ РОЛЬ БУКВ Я, Ю, Е, Ё.

Некоторые буквы могут обозначать как один, так и два звука.

Буквы е, ё, ю, я после согласных в слове обозначают один звук: [э], [о], [у], [а] и указывают на мягкость этого согласного: семя - [с"э"м"а].

В остальных случаях (в начале слова, после гласных и после разделительных ъ и ь ) буквы е, ё, ю, я обозначают два звука: [йэ], [йо], [йу], [йа] - судья [суд"йа]. Поэтому количество букв и звуков в словах не всегда одинаковое.

Знаете ли вы?

В истории русского языка сочетание звуков [йо] на письме передавалось по-разному: йо, ьо, ио .

А известный русский писатель и историк Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) для этого звукосочетания придумал букву ё.

Сравните!

1. Сравните сочетания букв в левой и правой колонках. Есть ли специальные буквы для обозначения таких сочетаний? Если есть,

напишите эти буквы.

[ай] - ... [йа] - ...
[ой] - ... [йо] - ...
[уй] - ... [йу] - ...
[эй] - ... [йэ] - ...

2. Проговаривая слова медленно, скажите, в каких из них буква я передаёт два звука [йа], а в каких - один [а].

Месяц, пять, январь, память, имя, время, скамья, семья,сентябрь, яблоко.

3. Выпишите выделенные слова. Подчеркните буквы е, ё и укажите, сколько звуков они обозначают.

Споёмте , друзья, ведь завтра в поход
Уйдём в предрассветный туман.
Споём веселей, пусть нам подпоёт
Седой боевой капитан.
(А. Чуркин )

4. Знаете ли вы русские имена, начинающиеся на буквы е, ю, я ? Запишите их. Сколько звуков обозначают эти начальные буквы?

5. Медленно произнесите слова. Посчитайте, сколько букв и сколько звуков в них. Обоснуйте свой вывод.

Лёт, льёт; сел, съел; яд, ад; Коля, колья; полю, полью; семя, семья; обедать, объедать.

Н.Ф.Баладина, К.В. Дегтярёва, С.А. Лебеденко. Русский язык 5 класс

Отослано читателями из интернет-сайтов

Весь русский язык онлайн , список тем по предметам, сборник конспектов по русскому языку, домашняя работа, вопросы и ответы, сочинения по русскому языку, планы уроков

Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителей

Урок русского языка в 5 классе учителя Нигматзяновой Р.С.

Тема: «Двойная роль букв е, ё, ю, я».

Цели урока: 1) знать , что буквы е, ё, ю, я могут обозначать 1 и 2 звука; уметь называть звуки, обозначаемые буквами е, ё, ю, я; 2) развивать умение обозначать звуки на письме транскрипцией, познавательный интерес к русскому языку; 3) воспитывать любовь к природе, к русскому слову и речевой культуре. Оборудование: Компьютер, проектор, экран для проекции слайдов, толковые и орфоэпические словари, доска, мел, учебники…
Ход урока. 1. Организационный момент . - Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня на уроке мы выясним, какие две роли выполняют буквы е, ё, ю, я, научимся различать буквы и звуки, называть звуки, обозначаемые буквами е, ё, ю, я. … К доске пойдут… В то время, как отдельные ученики будут выполнять свои задания, вы (остальная часть класса) должны будете работать вместе с теми, кто работает у доски, то есть вам нужно записывать всё в тетрадь.
2. Актуализация прежних знаний . На доске и на слайде записано предложение с пропущенными буквами. - … прочитай нам, пожалуйста, предложение… Это первая строчка из стихотворения известного русского поэта 19 века. Кто назовёт этого поэта?.. Название стихотворения… Теперь задания к данному предложению. А) 1 ученик. Подчеркнуть грамматическую основу предложения и надписать над словами части речи, которыми они являются. Буря мглою н .. бо кро .. т, вихр .. сне .. ные крутя деепр … (Деепричастный оборот заранее отмечен, деепричастие обозначено и указано об изучении этой части речи в 7 классе) . Б) 2 ученика. Выписать словосочетания (сущ. + глаг.) – глагольное словосочетание. Ответ: Небо кроет (сущ. + глаг.) – глагольное с/с. (сущ. + прилаг.) – именное словосочетание. Вихри снежные (сущ. + прилаг.) – именное с/с. В) Выполнить разбор слова по составу (разбор № 2) Снежные Г) Выполняют задания по карточкам 2 ч. Карточка № 1. В..сёлые п .. мощники, приш..л п .. раньше, про .. ба посп .. шить, ч у дес(?)ная мес(?)ность. В е сёлые п о мощники, приш ё л п о раньше, про сь ба п о сп е шить, ч у де сн ая мес т ность.
Карточка № 2. Разделить слова на 2 группы, направляя их стрелочками: 1) ь – обозначает мягкость согласного, 2) ь – является разделительным знаком. ель, вьюга, воробьи, листья, пеньки, просьба, серьёзная. Проверка задания с помощью слайда .
Д) Лексическая работа. Работа с толковым словарём (словарь заранее дан ученику, страница заложена, слово помечено). Слово Мгла. - Ребятки, кто из вас знает значение слова «мгла» из нашего предложения?.. А теперь сверимся со словарём…
3. Объяснение нового материала . - Гласных звуков – 6. Букв – 10. Посмотрим на слайд. - Куда же делись я, е, ё, ю? Куда они спрятались? «Хитрые» буквы. - Представим такую ситуацию: Вы укололись о хвою ели и вскрикнули: «Ель!» Нам отчётливо будет слышится в начале слова [ й’э ] ль . Вскрикнем: «Ёж!» … Скажем: «Яма!» … «Юла» … - Н нашем предложении есть буква е в слове кроет. Звучит…

На сладе появляются слова из разобранного предложения

Ель - [ й ’э ] ль, кр о [ й ’э ]т, в ъ [ й ’э ]зд, [ н э ]бо

Ёж - [ й ’о ] ж, сер ь [ й ’о ]зная

Яма - [ й ’а ] ма, лист ь [ й ’а ]

Юла - [ й ’у ] ла, мгл о [ й ’у ], в ь [ й’у ] га, кру[ т ’ а ]


Вывод о двойной роли гласных е, ё, ю, я с помощью таблицы на слайде .
Чтение правила на стр.127. 4. Закрепление материала. 4.1.Выполнение упр. 304. Чтение задания. 3 позиции -3 колонки. Черчу на доске. 1) 2) 3) Задание по рядам. Заполнить первую колонку – 1 ряду, 2 – 2 ряду, 3 – 3 ряду. По 3 слова в каждую колонку. Вывод: Буквы е, ё, ю, я в 1 колонке обозначают 2 звука, во 2 колонке - 1 звук, в 3 - 2 звука. 5. Физкультминутка с заданиями на слайде .

4.2. Самостоятельная работа по заданию на слайде на 5 минут. Подобное задание – упр. 306 даётся на дом для 1, 2 групп.
Через 5 мин. Проверка по слайду .
Среди данных слав оказались и слова, которые мы не смогли записать ни в первую колонку, ни во вторую. Почему согласные не смягчаются? Ответ: В русском языке есть согласные, не имеющие пары по мягкости – твёрдости…

6. Вывод по теме урока с опорой на слайд.

6.1. Закрепление правила.

6.2. Игра «Третий лишний» (записи на слайде ).
- В каждой строчке вам будут даны по 3 слова. Если лишним по количеству звуков в буквах е, ё, ю, я Вы сочтёте слово слева от вас, то поднимете левую руку, если справа – правую руку, если посерединке – примите «позу Наполеона». Ответы: А. Яма, семья, зарядка . Б. юла, крючок , каюта. В. Ёлка, поёт, мёд . Г. Ель, съел, небо .

7. Задание на дом с объяснениями.

Д\з: 1) параграф 61 изучить, правило со стр. 127 выучить.

2) упр. 305 – III гр., 306 – I, II гр.

В оставшееся от урока время учащиеся заменяют одним словом данные на слайде высказывания и выполняют фонетический разбор.

После выполняют домашнее задание.