Краткая история одного из древнейших городов мира и Узбекистана – города Самарканд. Самарканд - столица согда Самарканд история возникновения

Самарканд - второй по величине (509 тыс. жителей) город Узбекистана и его политический центр: местный клан крепко держит страну уже добрых полвека. А в прошлом... Самарканд значился древнейшим "живым" городом Советского Союза, и если за сам возраст соперники у него были (скажем, Керчь), то по вкладу в мировую историю Самарканд и Бухара уступают разве что молодым выскочкам Москве и Петербургу. я называл Восточные Афины, а эпитет Самарканда придуман давно - Рим Востока. Бухара издавна была городом денег, Самарканд - городом крови; герои Бухары - купцы и святые, герои Самарканда - цари и повстанцы с Тамерланом во главе. Соперничество их длилось долго, и если путь Бухары - пологая парабола, то путь Самарканда - синусоида с крутыми зигзагами. Впрочем, то история, в современности же они соотносятся несколько иначе: Самарканд - не только Рим, но и Вавилон, где уживаются попавшие туда в разные времена и по разным причинам таджики и узбеки, персы и арабы, русские и поляки, армяне и корейцы, евреи бухарские и ашкеназские, татары крымские и волжские, цыгане-люли и цыгане-рома, и всё это не враждует, а взаимодействует. Но историчечская суть по-прежнему верна: Бухара, я бы сказал - город мысли, а Самарканд - город дела. И в отличие от Самарканд многослоен и многогранен: туристы "второго уровня", вольные, но поверхностные, считают правилом хорошего тона сказать, что Самарканд их разочаровал, но это лишь от того, что Самарканд требует глубокого и неспешного погружения.

Увидеть Самарканд было моей мечтой с тех пор, как я начал путешествовать. Рассказ о нём будет состоять из 9-10 частей, не считая уже написанного в знаменитой гостинице Баходира и поездок в окрестные и . В первой части - история, колорит, ремёсла, традици (включая петушиные бои), люди.

Для начала полюбуемся Самаркандом с высоты минарета Улугбекова медресе на Регистане. Туда водят полулегально, а виды на сам Регистан я оставлю до следующей части. Но как в 19 веке Самарканд был городом лачуг у руин грандиозных древних построек, так и сейчас Самарканд - город махаллей из современных материалов с крышами ядовитых цветов у шедевров старины, прошедших грандиозную реставрацию при Советах. Вот вид на север (а пойдём мы по часовой стрелке, то есть каждый следующий вид правее предыдущего), на крупнейшую в Средней Азии мечеть Биби-Ханум (1399-1406) времён Тамерлана. Она и на заглавном кадре, а "наш" минарет на нём дальний, слегка накренившийся от веков и землетрясений:

О происхождении столь звучного названия Самарканд (или Мараканда) есть несколько версий со всех окрестных языков: согдийское Асмараканд ("Каменный город", как и Ташкент), тюркское Самускент ("Богатый город"), а то и вовсе переиначенное на другие языки "Согдиан". Афросиаб ом, вопреки расхожему мнению, он никогда не назывался, это имя легендарного царя-повелителя Турана, тёмной кочевничьей стороны мира, противолежавшей "светлому" земледельческому Ирану, то есть Самарканду персы отводили роль туранской столицы. История его известна с 8-6 веков до нашей эры, и первым, кто его покорил, был персидский "царь царей" Кир Великий. Более известно взятие Мараканды Александром Македонским в 329 году до нашей эры, после которого Согдиану охватило мощнейшее восстание: её жители встретили Искандера как освободителя от Ахеменидов, но поняв, что он такой же захватчик, поддержали ахеменидского потомка Спитамена , сумевшего на подступах к Самарканду нанести Александру единственное за весь его восточный поход поражние. После нескольких лет восстание выдохлось, Спитамена убил предатель, а над Ираном воцарились греки Селевкиды, основатель династии которых взял в жёны Спитаменову дочь Аламу. Самарканд отошёл на периферию, Бухара в те века ещё не поднялась из тени соседнего Пайкенда, а через Туран, "как птицы через комнату" пролетали кангюйцы, эфталиты, тюрки... От тогдашнего города осталось и Афросибаское городище, заметное и на кадре выше (за мечетью), и на кадре ниже (кладбище за мавзолеем Биби-Ханум; на переднем плане домики пешеходной Ташкентской улицы):

А следующий крутой поворот истории принёс в начале 8 века Кутейба ибн Муслим - полководец Арабского Халифата, вторгшийся с юга в это край, который арабы называли Маверанахр. Если Бухара в 709 году покорилась ему мирно, обменяв старую веру на власть в своём тучном оазисе, то Самарканд в 712 году был разрушен и опустошён жестоким штурмом. Лет на 200 "самаркандская" эпоха Средней Азии выпервые сменилась "бухарской", и эта ситуация, - Бухара договорилась, Самарканд героически пал - повторится здесь ещё не раз. Впрочем, главным в эти краях оставался Мерв в нынешней Туркмении, где 775 году объявился "Хаким из Мерва, красильщик в маске" (так назывался рассказ Борхеса об этих событиях) Муканна и начал проповедовать странное учение на стыке манихейства, исламского суфизма и веры в переселением душ, согласно которому в пророков воплощался сам бог, и последний пророк - он, Муканна, носивший маску, чтобы не слепить людей своей красотой (на самом деле, говорят, наоборот - он был плешив и кос). Начавшееся восстание "людей в белых одеждах" быстро перекинулось в Маверанахр, бушевало там 10 лет, и под Самаркандом "покровенный пророк" в 785 году погиб, в осаждённой крепости совершив самосожжение.
На кадре ниже - древний некрополь Шахи-Зинда на Афросиабском городище и довлеющая над городом сопка Кухак с загадочным мавзолеем Чупан-Ата ("Отец пастухов") без могилы:

И хотя ислам за сто лет тут вполне прижился, попытки свергнуть Халифат продолжались, и в 806 году в Самарканде Рафи ибн Лейс поднял новое восстание, быстро разошедшееся до Ферганской долины. В этот раз, однако, кончилось всё полюбовно, Рафи сложил оружие и получил прощение халифа-учёного аль-Мамуны , однако важнее было то, что за помощь в подавления восстания арабы возвысили персидский род Саманидов, в 819 году ставших наместниками Самарканда, а в 875 - и всего Маверанахра, превратившись в де-факто независимую от Багдада династию. Столицу они перенесли в Бухару, и эпоха Саманидов, в 999 году сменившихся пришедшими с востока тюрками Караханидами (с распадом империи которых надвое в 1040 году Самарканд стал столицей её западной части) пришлась на Азиатский ренессанс, культурный расцвет Большого Ирана. В окрестностях Самарканда в 858 родился Рудаки - основоположник персидской поэзии, а в 1064-68 годах здесь жил, учился и преподавал медресе самый известный на Западе поэт Востока Омар Хайям . Впрочем, это всё равно была эпоха Бухары, и список её персонали тех веков куда масштабнее.

На фото портал разрушенного землетрясением мавзолей Ишратхана 15 века и минарет некрополя Абди-Дарун. А ледяные вершины Зерафшанского хребта, по среднеазиатским меркам не высокие (около 2500м) невооружённым глазом видны из города еле-еле - но ультразум даёт такой почти алматинский сюжет:

В 1212 году над Самаркандом вновь сменилась власть - Караханидов потеснили Хорезмшахи (а ), но всего считанные годы отделяли Среднюю Азию, к тому времени уже больше тюркскую, чем персидскую, от величайшей в здешней истории беды - вторжения Чингисхана. Не поладил Потрясатель Вселенной именно с Хорезмом, где шах готовил поход на Багдад и вряд ли воспринимал монголов всерьёз, пока монголы за пару лет не стёрли Среднюю Азию в мелкую серую пыль, и из её городов избежать полного разрушения смогла каким-то чудом только Бухара. Самарканд договориться не смог, и потому опустел на десятилетия, возродившись в нескольких километрах от своих старых руин, так пропитанных кровью, что в них не росла трава. Но бойкое место пустым не бывает: уже в 1266 году в отстроившийся Самарканд переместилась столица Чагатайского улуса - всей Средней Азии от Афганистана до Алтая, которую Чингисхан в 1224 году отдал своему среднему и любимому сыну. Вскоре выделившись в отдельное государство, улус просуществовал ещё полтора века, но в 1347 году таки рассыпался напополам - на западный Мавверанахр и восточный Могулистан.

5а. флаг Чагатайского улуса.

Последний был сильнее, и за Среднюю Азию началась новая война могульского хана Тоглук-Тимура и эмира Хусейна , в которой как-то незаметно появился свой герой - Тимур из племени Барлас . О его молодости и начале пути наверх ничего не известно, в первых упоминаниях под 1361 годом он значится эмиром-наместником Тоглук-Тимура в родном городе Кеш (ныне Шахрисабз), но вскоре от интриг был вынужден бежать за Амударью, в туркменские пески, где у колодца повстречал Хусейна. В степи два эмира-изгнанника, как в каком-нибудь фэнтези, несколько лет вели разбойничью жизнь, побеждали и проигрывали, попадали в плен и были на волосок от продажи в рабство, а в одном из боёв Тимур лишился двух пальцев и получил рану ноги, на всю жизнь оставшись хромым, за что его прозвали Тимур-е-Лянг, то есть Хромой Тимур или Железный Хромец.
На фото - Гур-Эмир, мавзолей Тамерлана:

Наконец, в 1363 году эмиры крепко обосновались в Афганистане, в районе Балха, и как Ганнибал через Альпы, через Памир спустились в Маверанахр и деморализовав отряды местных узбеков иллюзией огромного войска (например, разведя в горах тысячи костров или снабдив каждую лошадь охапкой хвороста, поднимавшей пыль) в битве у Каменного моста разбили могульского царевича Ильяса-ходжу. В это же время умер Тоглук-Тимур, а Хусейн и Тамерлан в 1364-65 годах вновь овладели Самаркандом. Однако затем уже полноправный хан Ильяс-ходжа вернулся, и на Сырдарье произошла эпическая Битва в Грязи - в самый разгар боя хлынул ливень, и это спасло Тимура и Хусейна от разгрома - они отступили, открыв могулам путь на Самарканд.
На фото летняя и зимняя мечети Рухабада (1880-е годы) и горка, сущность которой для меня так и осталась загадкой:

И всё бы ничего, но в Самарканде в это время объявились сербедары - "персидские коммунисты" 14 века , с немалой жестокостью (говорят, идею башен из черепов Тамерлан почерпнул у них) свергавшие монархов и строившие справедливое общество, где все были равны и каждый имел права занимать любую должность. В Хорасане в 1335-89 годах существовало полноценное государство сербедаров, а в 1365 местная ячейка во главе со студентом Мавлан-задэ, старшиной цеха трепальщиков хлопка Абу Бекр Келеви и лучником Хурдаком Бухарским, устроила революцию в Самарканде. И если могулов "самаркандская коммуна" встретила единодушно враждебно и сумела отбить его штурм, то Тимур и Хусейн имели в городе много сторонников, и устроив контрреволюцию, таки заняли престол. Оставалось его поделить, и за считанные годы братья по оружью стали врагами. В 1370 году, после недолгой войны, Хусейн бежал в Балх, где был настигнут и пленён. Тимур обещал не казнить соратника, и сдержал слово - он просто не помешал одному из воинов совершить над Хусейном кровную месть.

7а. флаг Турана, более известного как империя Тимуридов.

В Самарканде отметились все три известнейших завоевателя - Александр Македонский, Чингисхан и Тамерлан (порядок хронологический), но таких городов было много, и лишь здесь один из них был своим. Но первые двадцать лет Тамерлан покорял ближнюю ойкумену - Могулистан, Иран, Хорезм да Золотую Орду, где ему противостоял Тохтамыш. Железный Хромец увлечённо воевал на несколько фронтов, доходя до Иртыша и Волги, а хуже всего приходилось Ирану: говорят, сначала Тамерлан пытался построить башню не из отрубленных голов, а из живых тел, скреплённых раствором, но "материала" оказалось так много, что это оказалось нереально. Впрочем, где тут правда, а где наветы побеждённых, теперь уже не разобраться, но история учит наветам не верить.
На фото мавзолей Рухабад (1380) на фоне советской гостиницы "Самарканд", близ Гур-Эмира.

Однако укрепив ядро империи, завоеванием мира Тамерлан в 1390-х годах занялся вплотную, и как ни странно, главным выгодополучателем (несмотря на разорение Рязани и Ельца) стала Русь: в Пятилетнем походе (1392-95) Тимур сломал хребет Золотой Орде, а в Семилетнем походе (1399-1404, и не говорите, что это не 7 лет!) сокрушил под Анкарой османов и дошёл до Средиземного моря, чем отсрочил гибель Византии, и за эти полвека Москва успела окрепнуть настолько, чтобы принять статус Третьего Рима, столицы православного мира, определившем историю страны вплоть до ХХ века. Между теми двумя походами Тамерлан успел ещё невзначай покорить Индию, а в 1406 году отправлися в Китай, да близ упал с коня и умер.
И хотя Тамерлан звал в Самарканд лучших зодчих и ремесленников мира, покровительствовал учёным и поэтам, всё же как и Чингисхан, он остался в истории Гением Разрушения, "всемирным хулиганом", воевавшим потому, что ему нравилось воевать. "Весь подлунный мир тесен для двух царей" - самая известна фраза Хромого Тимура. А на фото виден пустырь у подножья нынешнего хокимията, на месте Голубого дворца (Кок-Сарай) в Тамерлановой цитадели:

Минарет с кадра выше принадлежит медресе Улугбека. Тамерлан был лишь эмиром, так как только кровь Чингисхана давала право на ханский титул, но Тимуриды в подлунном мире стали родом №2 после Чингизидов. Потомкам Тимура досталась империя в 4,6 миллионов кв.км. с десятками миллионов жителей: нынешние Узбекистан, Таджикистан, Афганистан, Туркмения, Иран, Азербайджан, Армения, Грузия, значительные части Пакистана и Ирака, Южный Казахстан и восточная треть Турции. Но все эти империи великих полководцев рушились быстро и бесследно, и Тимуридский Туран далеко не худший пример: всё же здесь было ещё как минимум два выдающихся хана - учёный Улугбек и Бабур из Андижана - последний среднеазиатский Тимурид, после долгой войны с захватившим Самарканд в 1501 году узбеком Махмудом Шейбани он бежал в Индию, где Тимуриды возродились как Великие Моголы, державшие престол вплоть до нашествия англичан. Последних я упоминаю не случайно, а ещё можно вспомнить Рюи Гонсалеса де Клавихо - испанского посла при дворе Тамерлана, оставившего яркое описании тогдашнего Самарканда как раз в те времена, когда испанцы и потругальцы вышли в Мировой океан. Империя Тимуридов была последним расцветом Средней Азии, оставила ярчайшие её памятники, а дальше с потерей транзитных путей начался неумолимый закат.

Взошедший на престол в 1533 году шейбанид Убайдулла переехал в Бухару, и Самарканд никогда больше не был столицей, хотя бухарские ханы продолжали здесь короноваться. Тем не менее, Самарканд пустел, беднел и ветшал, к середине 18 века почти обезлюдел, и вновь начал возрождаться лишь в 19 веке, когда торговые караваны потянулись в Россию. А затем Россия и сама сюда пришла, и думаю, овладение Самаркандом имело и символический смысл как власть над одним из центров древнего мира. В 1868 году Констнатин Кауфман разбил бухарское войско на той самой сопке Чупан-ата, потеряв всего 40 бойцов, а самаркандцы ещё и отказались пускать эмирских людей в город. Дальше было восстание, нападение войска мятежного Шахрисабза, и в конце концов поражение Бухары. Самарканд, Каттакурган, Ургут и Пенджикент отошли в 1867 году в прямое подчинение России как Зерафшанский округ, в 1887 ставший Самаркандской областью из 4 уездов с центрами в Самарканде, Каттакургане, Джизаке и Ходженте. К началу ХХ века Самарканд почти сравнялся с Бухарой: здесь было 55 тысяч жителей, в том числе 10 тысяч славян. В 1888 году сюда пришла железная дорога (на кадре ниже слева башенка вокзала), а 1925-30 годах Самарканд был первым центром Узбекской ССР, и странно, как не стал столицей Таджикистана - до границы отсюда 10 километров, а персидский-таджкиский был и остаётся языком Самарканда испокон веков.

И хотя Самарканд полтысячи лет как не столица, всё же его роль в Узбекистане - особенная. В прошлых частях, особенно и про я упоминал Самаркандский клан, из которого были и "отец" УзССР 1960-70-х Шараф Рашидов, и бессменый президент независимого Узбекистана Ислам Каримов, и таки сменивший его в 2016 году Шавкат Мирзиёев (). В активах "самаркандских" - самая многолюдная область страны (3,5 миллиона человек - это масштаб Татарстана) и крупнейший в Узбекистане железнодорожный узел, где расходятся пути на запад (Бухара, Навои, Хорезм) и юг (Карши, Термез) из Ташкента, а возможно и что-нибудь ещё такое, во что нам лучше не вникать.

Как и всякая "столица господствующего клана" (например, Донецк эпохи Януковича) Самарканд отличает лоск: он весьма ухожен, по меркам Средней Азии действительно богат, а центральные улицы застраиваются в едином, и довольно приятном стиле на стыке функционализма и местного жилого зодчества. По общей оживлённости "на глаз" я дал бы Самарканду тысяч 800 населения, это полноценный субмиллионник. Но в целом по сравнению со многими городами Узбекистана, атмосфера тут как-то злее, а может это просто грозная история даёт о себе знать.

Здесь развивается промышленность, постсоветский Самарканд стал одним из трёх в Узбекистане центром автомобилестроения, причём в отличие от Андижана и Хорезма, выпускает он автобусы и грузоивики - на более старом турецком СамАЗе (1996) "Форд" и "Исузу", на более новом немецком (2009) - "МАН" и "Лендроверы". Самаркандский автобус на улицах родного города, на носу можно разглядеть логотип:

Но интереснее другое. Ни в "каримовском" Самарканде, ни в "рашидовском" Джизаке не видно ни гигантских жилых комплексов или советских микрорайонов (как в ), ни социальных объектов пугающего масштаба типа какой-нибудь гипотетической "Арены Тимура", ни всесоюзных заводов-гигантов, ни небоскрёбов... наоборот, махалли в обоих городах какие-то особенно бескрайние и живые. Такое ощущение, что кланы оберегали родные города от советизации и глобализации, как Прибалтика сопротивлялась строительству новых заводов, а чужие вотчины наоборот разрушали, разрывая жилмассивами их живую ткань. Махалли Самарканда, проигрывая бухарским и хивинским цельностью архитектуры (но обратите внимание на "вставки" русских домов из жёлтого кирпича), лучше всего в Узбекистане сохранили ту неповторимую " ".

Самарканд поражает количеством народов, с которыми сталкиваешь на его улицах, начиная с узбеков и таджиков. Увы, их языки я на слух различить не могу, но во-первых как я понимаю, тут их где-то поровну, а во-вторых таджики тут именно таджики, в отличие от Бухары, где общность города выше общность этноса.
А вот персы из района Панджоб - утверждают, что живут здесь испокон веков. На непохожи, я бы сказал - немного надменны, но везде чувствуется, что это древний благородный народ.

Люли. Самарканд, как и молдавская - столица цыган, только там восточно-европейских и российских, а тут - среднеазиатских. По местной легенде, это потомки индийских рабов, привезённых Тамерланом. Есть тут и "европейские" цыгане, пришедшие в советское время.

Армяне - ехали к Тимуридам как торговцы и каменщики, а ныне чаще всего попадались мне на точках с соком и лимонадом. Машины с армянским флажком на стекле и прославляющими историческую родину надписями видел не раз:

Крымские татары, попавшие сюда в депортацию да частью обжившиеся и так не вернувшиеся в Крым. Волжских татар, ехавших сюда в основном как купцы вместе с русскими, в Самарканде тоже немало. Корейцы попали сюда как депортанты, поляки - как ссыльные и солдаты царской армии. И, конечно, сами русские, которых в городе и сейчас 10-15% населения, причём в нескольких компактных районах - такой вот феномен Самарканда, русские махалли. При этом Русский Самарканд - не совпадающий с ними район западнее центра, самый хорошо сохранившийся городской ансамбль Русского Туркестана:

Обо всех этих народах ещё напишу подробнее, но пока поговорим про их наследие - архитектуру и ремёсла. В конце концов именно в Самарканде ярчайшие памятники всей Средней Азии, а может и всего Большого Ирана, как например великий Регистан ("наш" минарет - второй слева):

Ярчайшие - в прямом смысле слова: мастера средневекового Туркестана знали секрет "вечных" изразцов. Их состав раскрыт на 97%, но секрет так и остался в оставшихся 3%, так что через несколько десятилетий по выцветшим "чешуйкам" будет видно, где древние подлинники, а где советская реставрация. Вот этих изразцов в музее, хотя они и как новенькие, мог, касаться холодно-огненный взор Тамерлана или мудрый взгляд Улугбека:

В Самарканде, по сравнению с Хивой и Бухарой, гораздо меньше медресе, гораздо больше мечетей, и вообще нет дворцов. У здешнего зодчества немало особенностей: на прошлых кадрах хорошо заметны высокие минареты по углам зданий, причём в основном без площадок - видимо, муэдзин, как и я на смотровой площадке, просто высовался из люка в потолке. Но так строили только при Тимуридах, в 16-17 веках Самарканд своей архитектурой не слишком отличался от Бухары, а вновь неповторимый местный стиль сложилася здесь 19 веке, окончательно оформившись ужепод Россией. Мне очень запомнились второстепенные мечети тех времён с квадратными айваном на колоннах без резьбы, глядящим на улицу как экран, и невысоким, порой чуть выше человеческого роста, отдельно стоящим минаретом строго цилиндрической формы с куполом наверху, а иногда ещё и кирпичными орнаментом, как на постройках домонгольской Средней Азии. Вот например самая типовая махаллинская мечеть Самарканда, которую себе только представить, притаилась за Сиабским базаром:

Есть и более крупные пятничные мечети - просторные дворы с одноэтажными корпусами по бокам, внутри которых сад, такой же невысокий минарет, иногда хауз (а то и не один) и посредине мечеть с большими айванами со всех сторон - вот например мечеть Ходжа-Зиемурод недалеко от центра:

На туристических развалах обязательный элемент - изразцы. "Самаркандский узор", танцующий многослойный орнамент, непохожий на плотные и почти монохромные орнаменты Хивы - пожалуй, главный символ здешних ремёсел:

Самарканд вообще едва ли не старейший центр гончарного искусства в Средней Азии, но и здесь было три разных школы, отделённых друг от друга столетиями. "Афросиабская керамика " с то по-античному выверенными, то очень наивными мутноватыми орнаментами тёплых цветов, при ударе звенящая как хрусталь, теперь чаще всего встречается в музеях:

В начале ХХ века её возродил по древним находкам мастер Умар Джуракулов. Вот образцы из "Самаркандского центра ремесленников" - но я каким-то образом забыл сфотографировать это всё поближе:

Оттуда же, из зороастрийского Афросиаба происходят и многочисленные статуэтки чудных животных:

Да и людей. Это популярный сувенир Узбекистана, но в Самарканде какие-то они особенно живые:

"Тимуридская керамика" с холодными бело-голубыми орнаментами возможно создана мастерами покорённого Хорезма - её образцы в музее на кадре ниже. А тарелки с позапрошлого кадра - то ли уже собственно "самаркандская керамика", сложившаяся под Россией, то ли (что для Узбекистана характернее) штамповка из Ферганской долины.

А вот в музее афросиабская резьба по кости. Надеюсь, рано или поздно кто-то возродит и её:

Была тут и своя традиция резьбы по дереву. , что она "отличалась утонченным характером, своеобразным сочетанием геометрических, растительных и цветочных мотивов и необычной техникой ", и в общем не врут:

В других местах я не видел резных деревянных тарелок - впрочем, это не практично, такие только на стену и вешать:

Резных дверей тут по сравнению с Хивой или Бухарой меньше просто на порядок, да и те в основном не в домах, а в мечетях и мавзолеях. Но порой очень красивые - вот например дверь мечети Хазрет-Хызр:

Не менее популярна, чем резьба по дереву тут роспись:

Мне запомнилась более глубокая переработка дерева - самаркандская бумага. Считается, что после великой битвы арабы увезли с собой немало пленных китайцев, среди которых нашлись и те, кто знали секрет выделки бумаги из шелковичного дерева. Они осели в Самарканде, сделав его первым центром бумажного производства вне Китая:

Бумага ручной работы жёсткая, грубая, шершавая и пыльная. Исходный материал стирают в пасту, разбавляют водой и извлекают специальными решётками-формами. Получившийся лист ещё несколько дней сохнет, а потом его нужно долго-долго полировать - всё это я покажу подробнее, так как на окраине Самарканда есть мастерская, где полностью и очень качественно воссоздан древний производственный цикл. Можно купить конверт, сумочку, просто кусочек неполированной бумаги:

Маски и куклы из папье-маше, столь необычные в мусульманском антураже:

И псевдо-изразцы из лакированного папье-маше, по мне так даже тоньше и красивее керамических:

Приглядевшись, видно, что они чуть-чуть отличаются - их пишет живая рука, а не машина:

Из того же папье-маше с инкрустациями делается и такая необычная для Средней Азии вещь, как ёлочные игрушки:

Не разобрался, существует ли самаркандская ювелирная школа. У города со столь кровавым и героическим прошлым и кузнечное дело не развито - по крайней мере своих ножей тут вроде бы не куют, а те, что я видел - с клеймами Ферганской долины. Больше мне запомнились чеканка:

В 2015 у меня совершенно выпали ковры, при том что размах тут не меньший, чем в Бухаре. Причём я видел мимум два типа самаркандского ковра - один ближе к туркменскому, но с иными, чем в Бухаре, орнаментами:

Другой, исконно самаркандский, ближе к персидском с его растительынми узорами. На окраине есть ковровая фабрика "Худжум" , куда я добрался лишь в 2016 году.

А вот самаркандские сюзане не спутаешь ни с чем, и они тут на каждом шагу. Вообще, о сюазне я подробнее рассказывал в Ургуте, который считается столицей этого искусства в Средней Азии. Из того же поста процитирую (сокращённо) комментарий

МАРАКАНД (Древнее название Самарканда.) У этого термина существуют и другие значения, см. Самарканд (значения). Самарка́нд (узб. Samarqand; согд. smʼrknδh) - один из древнейших городов мира, центр исторической области и государства Согдиана, второй по величине город Узбекистана, административный центр Самаркандской области. Население города - 483,6 тыс. жителей (2012 год). Более двух тысяч лет город являлся ключевым пунктом на Великом шёлковом пути между Китаем и Европой, а также одним из главных центров науки средневекового Востока. В XIV веке стал столицей империи Тамерлана и династии Тимуридов. Город расположен на высоте 702 м над уровнем моря. Исторический центр города - площадь Регистан. Современное название города - Самарканд - восходит к Smʼrknδh (согд.). Город в античной литературе известен также как Согдиана (согд.) и Мараканда (греч.). Гератский ученый историк и географ Хафизи Абру (XV век) объяснял название города как Шамарканд - «селение Шамара». Современные этимологи, признавая во второй части названия канд - «селение, город», первую часть объясняют из asmara - «камень». Предполагают, что слово «Самарканд» происходит от тюрского «Семиз кент», что означает «Богатое поселение». Об этом сообщают средневековые китайские источники (называя Самарканд, как «Си-ми-се-кан», и также объясняя, что это означает «тучный город»). Эту же версию поддерживал ученый-энциклопедист Абу Рейхан аль-Бируни, армянский летописец XIII века Сумбат, сообщал, что «Самарканд» значит «жирный или тучный город»; испанский посол ко двору Темура Рюи Гонзалес де Клавихо, известный описанием своего путешествия, пишет о Самарканде, как о «Самарканде», но оговаривает, что настоящее его имя - «Симескинт», что значит «богатое селение». Самарканд - один из древнейших городов мира, основанный приблизительно в VIII веке до нашей эры. Он ровесник древнего Рима. В 2001 году Самарканд был включён ЮНЕСКО в список Всемирного наследия, как Город - Перекресток Культур. В античной истории Самарканд известен как столица древнейшего государства Согдиана, описанного ещё в VI в. до н. э. в священной книге зороастризма - Авесте. Впервые упоминается под именем Мараканда в сочинениях римских и греческих историков - биографов Александра Македонского, который завоевал Самарканд, бывший к этому времени хорошо развитым и укрепленным городом, в 329 до н. э. В IV-V веках Самарканд был под властью хионитов и кидаритов. В начале VI века был захвачен эфталитами. В 567−658 годах Самарканд будучи центром согдийского владения, находился в зависимости от Тюркского и Западнотюркского каганата. Тесные тюрко-согдийские связи способствовали заимствованиям из тюркского языка в согдийский и наоборот. В ранних эпиграфических надписях древнетюркских каганов согдийский являлся официальным языком. В согдийских текстах мугских документов встречаются заимствования из тюркского языка. Например, «yttuku» - «посылать», «посольство», «bediz» - «резьба, орнамент» и другое. В 712 году город был захвачен арабскими завоевателями во главе с Кутейбой ибн Муслимом. В 806−810 годах в городе произошло восстание Рафи ибн Лейса, в подавлении которого участвовали внуки местного аристократа Саман-худата. В 875−999 годах Самарканд был одним из крупнейших политических и культурных центров государства Саманидов. С 875 года по 892 год Самарканд был столицей этого государства. При правлении тюркской династии Караханидов или илек-ханов в Самарканде были построены первые медресе. Наиболее известным считалось медресе Ибрагим тамгач-хана (1040-1068). Во время правления Ибрагим Хусейна Караханида (1178-1200) был построен монументальный дворец, украшенный живописью. В 1212 году после подавления восстания караханида Османа Самарканд вошёл в состав государства Хорезмшахов. В 1220 году разграблен и почти полностью разрушен Чингисханом. Возродился на территории спальных и сельских районов - на месте современного Самарканда. В 1365 году в городе вспыхнуло сербедарское восстание под предводительством Маулана-задэ, Абу Бекр Келеви и Хурдак Бухари. Во времена правления Тимура (Тамерлана) и Тимуридов (1370-1499) являлся столицей его империи. Подавляющее большинство архитектурных шедевров города было построено в эту эпоху. Это был период наивысшего развития Самарканда в пост-монгольский период. В эпоху правления Мирзо Улугбека Самарканд стал одним из центров мировой науки. Здесь были построены новые высшие учебные заведения - медресе и обсерватория. Лучшие научные умы мусульманского Востока работали в городе. Самарканд оставался столицей Шейбанидского государства при правлении Шейбани-хана и Кучкунджи-хана. В этот период в Самарканде продолжалось архитектурное строительство. Были возведены медресе Шейбани-хана, его невестки Михр султан ханум. В колониальный период они все были полностью разрушены. Город теряет значение столичного центра с приходом к власти шейбанида Убайдуллы (1533-1540), который перенес столицу в Бухару. Во времена Бухарского ханства был княжеским центром (бекство). Получает новый виток возрождения в период Бухарского ханства с 1612 года по 1656 год, когда правителем Самарканда назначают Ялангтуша Бахадура. В XIX веке в медресе Самарканда учился татарский просветитель Шахаб ад-дин Марджани. Медресе Улугбека на площади Регистан в Самарканде. В 1868 был занят русскими войсками и присоединён к Российской империи, стал центром Зеравшанского округа (с 1887 - Самаркандской области). В том же году гарнизон Самарканда под командованием майора барона Ф. К. фон Штемпеля (1829-1891) отразил попытку самаркандцев свергнуть российскую власть. В 1888 году к городу подведена Закаспийская железная дорога. После Октябрьской революции город вошёл в состав Туркестанской АССР. В 1925-1930 был столицей Узбекской ССР, с 1938 года - центр Самаркандской области. С октября 1941 года по 1944 годы в город из Москвы была звакуирована Артиллерийская Академия. Город находится на равнине и окружен земляным валом и глубокими рвами. Население 388,6 тыс. чел (2011): узбеки, таджики, русские, бухарские евреи, иранцы, армяне, азербайджанцы, татары. В 1897 году в Самарканде проживало 55 128 человек, распределение населения по родному языку было следующим: таджики - 36 845, русские, украинцы и белорусы - 8393, узбеки - 5506, евреи - 1169, поляки - 1072, персы - 866, немцы - 330, сарты - 287. В Самаркандском уезде в целом, куда входил и город Самарканд, в 1897 году проживало 342 197 человек, распределение населения по родному языку был следующим: узбеки - 200 672, таджики - 123 342, русские (включая великороссов, малороссов и белорусов) - 9 340, кашгарцы - 3421 человек. В машиностроительном комплексе имеются предприятия: ООО «Самарканд автомобил заводи» («СамАвто»), выпускающий грузовики «Isuzu» и мидибусы «SAZ»; ОАО «Самаркандский лифтостроительный завод»; OAO «Сино», выпускающее бытовые холодильники. Предприятия лёгкой и пищевой промышленности города производят на основе местного сырья консервы, вино, растительное масло, табак, мясо, кондитерские изделия и другую продукцию. В числе наиболее крупных предприятий этого сектора промышленности: СП «УЗ БАТ» - Самаркандская сигаретная фабрика; СП «Самарканд-Прага-Пиво»; Самаркандское чаефасовочное предприятие. СП ООО «MAN» - производство и продажа грузовой коммерческой техники «MAN». В годы советской власти в Самарканде был создан Научно-исследовательский институт каракулеводства, занимавшийся улучшением овец каракульской породы. Самаркандское высшее военное автомобильное командно-инженерное училище (СВВАКИУ); Самаркандский государственный университет; Самаркандский государственный архитектурно-строительный институт; Самаркандский государственный институт иностранных языков; Самаркандский медицинский институт; Самаркандский филиал Ташкентского университета информационных технологий (СФ ТУИТ); Самаркандский сельскохозяйственный институт; Самаркандский институт экономики и сервиса; Самаркандский государственный педагогический институт имени С. Айни. Главные достопримечательности: Ансамбль мавзолеев Шахи-Зинда. Мавзолей Гур-Эмир. Регистан - одно из самых известных мест Самарканда. В средние века выполнял роль центральной площади города. В настоящее время представляет собой архитектурно оформленный ансамбль из трёх массивных строений - медресе: Медресе Улугбека - западное строение 1417 г. В нём обучалось около 100 студентов. Медресе Тилля-Кари («позолоченное»)- центральное строение с одноимённой мечетью на территории, 1660 г. Медресе Шердор («обитель львов») - восточное строение, 1636 г. Городище Афрасиаб Остатки Обсерватории Улугбека Мавзолей Гур Эмир Мечеть Биби Ханум Ансамбль Мавзолеев Шахи Зинда Музей возникновения Самарканда (Афросиаб) Мечеть Хазрат Хизр Мавзолей Ходжа Дониер (пророк Даниил) Обсерватория и мемориальный музей Улугбека Мечеть Ходжа Зиемурод Мавзолей Биби Ханум Мечеть Кук Древний деловой центр Чорсу Мавзолей Абу Мансур Матридий Мавзолей Рукхобод Мавзолей Аксарай Мечеть Ходжа Нисбатдор Мавзолей Ходжа Абду Дарун Ишратхона Мечеть Намазгох, Самарканд Руины Куксарай (бывший дворец Тимура) Алексеевская церковь Церковь Сартенок Города-побратимы: Львов, Украина Лион, Франция Льеж, Бельгия Бремен, Германия Рио-де-Жанейро, Бразилия Пловдив, Болгария Банда-Ачех, Индонезия Красноярск, Россия Самара, Россия Флоренция, Италия Кайруан, Тунис Мексика Мехико, Мексика (2010)

В I-м тысячелетии до нашей эры, Священная Книга зороастрийцев “Авеста” зафиксировала на своих страницах описание развитой земледельческой области в долине реки Зерафшан (с персидского - “Золото несущий”). Область названа в Книге - Согд , а, благодаря биографу Александра Македонского – Арриану , мы знаем и название её главного города – Мараканда.

В VI веке до н. э. расширяя границы своего государства, персидский царь Кир завоевал, в числе других земель, и Согд . Через почти двести лет, весной 329 года до н.э., разгромив персидскую армию и преследуя царя Дария , греко-македонские войска во главе с Александром Македонским вторглись на территорию Средней Азии . Переправившись через Амударью , войска двинулись в долину Политимета (так греки называли Зерафшан, “весьма ценный”) к Мараканде - столице Согдианы и захватили город.

Некоторое время спустя в Мараканде вспыхнет восстание, которое вскоре охватит весь Согд . Согдийский князь Спитамен несколько лет будет руководить беспрерывной партизанской войной с частями регулярной македонской армии. Но в итоге, героическое восстание будет жестоко подавлено, Спитамен убит, а город по распоряжению македонского завоевателя разрушен.

Какое точно время Мараканда остаётся в руинах неизвестно, но город возродится в юго-западной части городища Афросиаб . Согласно древним легендам, города воздвигаются, чтобы стать связующим звеном между волей небес и волей земли, и всё на свете будет способствовать тому, чтобы связь между ними не прервалась. У Самарканда есть эпитет – Махфуза («Хранимый»), и на протяжении, как минимум, трёх тысяч лет, город будет возрождаться, несмотря ни на что.

Около 306 года до н.э., Согд войдёт в состав государства Селевкидов (Селевк -один из полководцев Александра Македонского ). В последующем регион войдёт в состав Греко-Бактрийского царства , а в первые века нашей эры - под власть Кушанской империи . Такой интерес правителей соседних стран к Самарканду объяснялся его выгодным геополитическим расположением – через город проходили крупнейшие караванные пути Великого Шёлкового пути из Сирии, Турции, Персии, Индии, Китая .

Около середины V века своё господство над среднеазиатскими землями устанавливает династия Эфталитов , а чуть позже (в 565 году) Тюркский каганат . Примерно в это же время в город была проложена свинцовая магистраль централизованного водоснабжения “Арзис" .

В 712 г. на Согд предпримут поход арабы . Завоеватели обстреливали стены Самарканда из трехсот метательных орудий, причиняя огромные разрушения. Несмотря на упорное сопротивление защитников города, после месячной осады, арабские войска под предводительством Кутейбы ибн Муслима заняли город.

В начале 713 года в Самарканде вспыхивает восстание. На помощь согдийцам придут степные тюрки. Восстания будут сопровождать весь период арабского владычества. Но самое крупное восстание вспыхнет в 770-х годах под предводительством Муканны . В 806 году, доведенные до отчаяния жители Согда во главе с военачальником Рафи ибн Лейсом при поддержке тюрков прогонят завоевателей. Но Арабский халиф вновь соберёт войско и лично возглавит новый поход. В 809 году Самарканд снова будет взят. Однако, помня горький опыт прошедших восстаний, Халифат вернёт право властвовать местной знати, обязав её, правда, периодически платить налоги.

Освободившийся Самарканд начнёт переживать новый подъём, станет крупнейшим городом региона (до полумиллиона жителей), пристанищем суфиев и учёных. Город будет утопать в зелени садов, обильно цветущих при микроклимате обширной сети бассейнов и фонтанов, вырабатывать бумагу, ткани, стекло, керамику, украшения, а вокруг будут сменяться правящие династии: сначала Тахириды , затем (в IX-Х вв.) Саманиды , в конце X-XI вв.– Караханиды, Газневиды, Сельджукидский Султанат , в XII кара-китаи и Хорезм-шахи .

А тем временем на востоке, монгольские племена объединяются под властью Чингисхана. Войско Чингисхана вступит в Самарканд 17 марта 1220 г. Несмотря на готовившихся к осаде жителей, часть местной знати предательски откроет ворота. Кого-то убьют, большую часть возьмут в плен для военных нужд, около 30 тысяч ремесленников и мастеров угонят в Монголию . Город опустошён. Для того, чтобы позднее возродиться вновь.

Чингисхан умрёт через семь лет, разделив незадолго до этого свою империю между своими сыновьями (Самарканд перейдёт к Чагатаю , второму сыну Чингисхана ). Империя будет агонизировать почти полтора века, пока к власти не придёт Амир Тимур , и не создаст свою империю с востока на запад - от Кашмира до Средиземного моря , и с севера на юг – от Аральского моря до Персидского залива , установив в 1370 году Самарканд в качестве имперской столицы.

По замыслу Тимура величие и красота Самарканда должны были затмить все столицы мира. Строятся величественные дворцы, мавзолей Гур-Эмир , соборная мечеть Биби-Ханым , ряд мавзолеев Шохи-Зинды , которые до сих пор поражают своей красотой и великолепием. Самарканд утопает в зелени 12 окружающих его садов, а окрестности застроены селениями с именами столиц мира - Миср (Каир), Димишк (Дамаск), Багдад, Султания, Фариш (Париж) и др.

Самарканд украшается, Империя растёт, снова возрождаются торговые пути из Китая на Ближний Восток , и снова сходятся они в Самарканде . В это время Османская империя в 1396 г. наголову разбивает рыцарей Европы и осаждает Константинополь . Регент Константинополя , император Греции , правитель Венеции предлагают Тимуру стать союзником Европе . Союзничество предлагает ему и сам султан Баязид . Тимур делает свой выбор и 28 июля 1402 года со своей двадцатитысячной армией разбивает Баязида при Анкаре . Спустя 500 лет, благодарные французы установят в Париже позолоченную статую Тимуру , которую подпишут “Спасителю Европы ”.

Через 4 года после смерти Тимура страной начнёт править его внук – 15 летний Мирзо Улугбек – великий учёный, 40-летняя эпоха правления которого пройдёт под девизом “Стремление к знанию – обязанность каждого мусульманина” . Основным детищем Улугбека является его Медресе (Университет) на площади Регистан и Обсерватория , не имеющая равных себе ни тогда, ни много лет позже. 25 октября 1449 г. Улугбек был убит по приказу собственного сына Абдулатифа . Через 5 с половиной месяцев, сам Абдулатиф будет казнён, его голову повесят на портале медресе Улугбека , а на могиле напишут “Отцеубийца”.

После Улугбека Самаркандом будут править его потомки и совсем недолго тимурид Захириддин Бобур - основатель государства Великих Моголов в Индии .

В международной сфере Империя начинает терять былое величие. Турки-османы подчинят себе весь Ближний Восток и захватят порты Средиземного моря , через которые проходила торговля по Великому Шёлковому Пути . Караванные пути через Самарканд снова утрачивают своё значение. Упадок торговли и ремесленного производства приводит к застою в экономической жизни страны.

В XVI-м веке власть захватывает династия Шейбанидов , объединившая тюркские племена, но затем власть переходит к Аштарханидам . Столица переезжает в Бухару , однако Самарканд по-прежнему остаётся крупным городом с продолжающими развитие науками и ремёслами.

Через век, при династии Мангыт , Самарканд войдёт в состав Бухарского ханства . В это время Самаркандский эмир Баходур Ялангтуш («Богатырь с открытым торсом», прозван так после того, как во время одной из битв остался без доспехов и верхней одежды, и продолжал сражаться) на свои средства построит два других медрессе - Тилля-Кори и Шер-Дор на площади Регистан .

Самарканд (узб. Samarqand; тадж. Самарқанд) — второй по величине город Узбекистана, центр Самаркандской области (вилоята).

В античной литературе известен как Согдиана (согд.), Мараканд (греч.). За давностью лет единого мнения о происхождении имени города и отцов-основателей не существует.

Более двух тысяч лет город являлся ключевым пунктом на Великом шёлковом пути.

Население 412 300 Человек (2005): таджики, узбеки, русские, евреи, иранцы.

Расположение: 702 метра над уровнем моря. В 2001 году Самарканд был включён ЮНЕСКО в список Всемирного наследия, как Город - Перекресток Культур.

История

Самарканд — один из древнейших городов мира, основан примерно в 742 году до нашей эры. Будучи столицей древнейшего государства Согдианы, был завоёван Александром Македонским в 329 до н. э. и разрушен. Спустя некоторое время город возродился в юго-западной части городища Афрасиаб.

Прежнее название города — Мараканда, под таким названием его в своих сочинениях упоминали римские и греческие историки Квинт Курций Руф, а затем Арриан, Страбон.

В разные периоды, он находился под контролем персов, греков (селевкидов), арабов и восточных тюрков.

В 1220 году разграблен и почти полностью разрушен монголами.

В 1365 в городе вспыхнуло сербедарское восстание под предводительством Маулана-задэ, Абу Бекр Келеви и Хурдак Бухари.

Во времена правления Тимура (Тамерлана) и Тимуридов (1370—1499) являлся столицей его империи.

Во времена Бухарского ханства был княжеским центром (бекство). Получает новый виток возрождения в период Бухарского ханства с 1612 года по 1656 год, когда правителем Самарканда назначают Ялангтуша Бахадура.

В 1868 был занят русскими войсками и присоединён к Российской империи, стал центром Зеравшанского округа (с 1887 — Самаркандской области). В том же году гарнизон Самарканда под командованием майора барона Фридриха Карловича фон Штемпеля (1829-1891) героически отразил попытку бухарцев отбить город. В 1888 году к городу подведена Закаспийская железная дорога.

После Октябрьской революции город вошёл в состав Туркестанской АССР. В 1924—1930 был столицей Узбекской ССР, с 1938 года — центр Самаркандской области.

Наука

В годы советской власти в Самарканде был создан Научно-исследовательский институт каракулеводства занимавшийся улучшением овец каракульской породы.

Высшие учебные заведения

  • Самаркандское высшее военное автомобильное командно-инженерное училище (СВВАКИУ)
  • Самаркандский Государственный университет
  • Самаркандский государственный архитектурно-строительный институт
  • Самаркандский государственный институт иностранных языков
  • Самаркандский медицинский институт
  • Самаркандский сельскохозяйственный институт
Главные достопримечательности Промышленность

По итогам января-июня 2009 года было произведено промышленной продукции на общую сумму 281,4 млрд.сум.

В машиностроительном комплексе имеются предприятия:

  • «Самарканд автомобил заводи», выпускающий мидибусы «Исузу»;
  • ОАО «Самаркандский лифтостроительный завод»;
  • ОАО «КИНАП», выпускающее киноаппараты;
  • OAO «Сино», выпускающее бытовые холодильники.
Предприятия лёгкой и пищевой промышленности города производят на основе местного сырья консервы, вино, растительное масло, табак, мясо, кондитерские изделия и другую продукцию.

В числе наиболее крупных предприятий этого сектора промышленности:

  • СП «УЗ БАТ»-САМАРКАНДСКАЯ СИГАРЕТНАЯ ФАБРИКА;
  • СП «Самарканд-Прага-Пиво»;
  • Самаркандское чаефасовочное предприятие.

Город, ц. Самаркандской обл., Узбекистан. Упоминается у др. греч. авторов (Птолемей, Страбон) как столица Согдианы Мараканда. Герат ский ученый историк и географ Хафизи Абру (XV в.) объяснял название города как Шамарканд селение Шамара или… … Географическая энциклопедия

Город, центр Самаркандской области Узбекской ССР. Самарканд отождествляют с городом Мараканда столицей Согда. Территория домонгольского Самарканда городище Афрасиаб (раскопки с 1885; нижние слои датируются серединой 1 го тысячелетия до н … Художественная энциклопедия

Город в Узбекистане, центр Самаркандской обл., в долине р. Зеравшан. Железнодорожный узел. 395 тыс. жителей (1991). Машиностроение (лифты, киноаппаратура, бытовые холодильники, телевизоры, кондиционеры, оборудование для хлопкоочистительной… … Большой Энциклопедический словарь

Сущ., кол во синонимов: 1 город (2765) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Обл. гор. в Туркестане, админ. центр Самаркандской обл. иважнейший населенный пункт долины р. Зеравшана, под 39 … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Город, центр Самаркандской области Узбекской ССР. Расположен в долине р. Зеравшан (между каналами Даргом и Сиаб), на Большом Узбекском тракте (Ташкент Термез). Ж. д. станция на линии Красноводск Ташкент; от С. ж. д. линия (142 км) на… … Большая советская энциклопедия

Город, обл. ц. Узб. ССР, ж. д. станция. Расположен в долине р. Зеравшан и оросит. каналов Даргом и Сиабом. На 1 янв. 1967 248 т. ж. (в 1897 55 т. ж., в 1923 72 т. ж., в 1926 105т. ж., в 1939 136 т. ж., в 1959 196 т. ж.). В 4 в. до н.э. на терр. С … Советская историческая энциклопедия

Город в Узбекистане, центр Самаркандской области, в долине р. Зеравшан. Железнодорожный узел. 368 тыс. жителей (1993). Машиностроение (лифты, киноаппаратура, бытовые холодильники, телевизоры, кондиционеры, оборудование для хлопкоочистительной… … Энциклопедический словарь

Греч. Μαράκανδα – столица Согдианы (Птолем., Страбон). Первая часть объясняется из ир. *аsmаrа каменный, др. инд. аc̨mаrаs (Шарпантье, МО 18, 7), вторая содержит согд. knđ, knđh город, ягнобск. känt, др. инд. kanthā город, глинобитная стена.… … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

Книги

  • Самарканд. Свет хасидского подполья , . Самарканд. Свет хасидского подполья…
  • Самарканд , Г. Зальцман. "Samarkand" tells the story of the Chassidic underground that operated in the Soviet Union, upholding Judaism during the rule of communist terror. Gripping narrative sweep the reader to…