Конспект урока изготовление слесарных тисков. Затраты. Изучение нового материала

Урок № 35. Рабочее место для ручной обработки металла

Цель: ознакомить учащихся с рабочим местом для ручной обработки металла; научить правильно подбирать верстак для своего роста.

Оборудование: рабочее место для ручной обработки металла (слесарный верстак).

Ход урока

I. Повторение пройденного материала.

1.Беседа по вопросам:

"Как подразделяются машины?

"Что называется механизмом?

"Приведите примеры механизмов.

"Где применяются винтовые механизмы?

2.Сообщение темы и цели урока.

II. Изложение программного материала.

1.Введение в тему урока.

Учитель. Как называют специалиста по ручной обработке металла? (Слесарь.)

Что представляет собой рабочее место слесаря? (Слесарный верстак.)

2.Иллюстративный рассказ.

Учитель. Слесарный верстак любой конструкции имеет основание, крышку, слесарные тиски, защитную сетку. (См. Приложения, рис. 45.)

Для удобной работы высота верстака должна соответствовать росту работающего.

Предусмотрено и специальное положение рук и ног для рациональной работы на верстаке. (См. Приложения, рис. 46.)

Слесарные тиски служат для закрепления заготовок перед обработкой. (См. Приложения, рис. 47.)

Учитель рассказывает и показывает, как пользоваться слесарными тисками.

Соблюдайте основные правила безопасности при пользовании слесарными тисками:

"запрещается стучать молотком по рукоятке тисков при креплении заготовки;

"очищать тиски от опилок только щеткой;

"регулярно смазывать ходовой винт.

III. Практическая работа.

Выполнение заданий:

Рассмотреть устройство слесарного верстака и заполнить таблицу в рабочей тетради.

Рассмотреть устройство слесарных тисков и заполнить таблицу.

Проверить, соответствует ли верстак вашему росту, если нет, подобрать подставку.

Закрепить в тисках различные заготовки.

Составные части верстака

Название

Назначение

VI . Итог урока.

Проверка заполненных таблиц.

Проверка соответствия верстака росту учащегося.

Оценка работы учащихся.

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Тумутук

Рабочее место для ручной

Разработал учитель технологии

Цель: ознакомить учащихся с рабочим местом для ручной обработки металла; научить правильно подбирать верстак для своего роста.

Оборудование: рабочее место для ручной обработки металла (слесарный верстак).

Ход урока

I. Повторение пройденного материала.

1.Беседа по вопросам:

"Как подразделяются машины?

"Что называется механизмом?

"Приведите примеры механизмов.

"Где применяются винтовые механизмы?

2.Сообщение темы и цели урока.

II. Изложение программного материала.

1.Введение в тему урока.

Учитель. Как называют специалиста по ручной обработке металла? (Слесарь.)

Что представляет собой рабочее место слесаря? (Слесарный верстак.)

2.Иллюстративный рассказ.

Учитель. Слесарный верстак любой конструкции имеет основание, крышку, слесарные тиски, защитную сетку. (См. Приложения, рис. 45.)

Для удобной работы высота верстака должна соответствовать росту работающего.

Предусмотрено и специальное положение рук и ног для рациональной работы на верстаке. (См. Приложения, рис. 46.)

Слесарные тиски служат для закрепления заготовок перед обработкой. (См. Приложения, рис. 47.)

Учитель рассказывает и показывает, как пользоваться слесарными тисками.

Соблюдайте основные правила безопасности при пользовании слесарными тисками:

"запрещается стучать молотком по рукоятке тисков при креплении заготовки;

"очищать тиски от опилок только щеткой;

"регулярно смазывать ходовой винт.

III. Практическая работа.

Выполнение заданий:

Рассмотреть устройство слесарного верстака и заполнить таблицу в рабочей тетради.

Рассмотреть устройство слесарных тисков и заполнить таблицу.

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Тумутук

План – конспект урока

На тему

Рабочее место для ручной обработки металла

Разработал учитель технологии

Шайдуллин Рустем Рашитович

2010 год

Цель: ознакомить учащихся с рабочим местом для ручной обработки металла; научить правильно подбирать верстак для своего роста.

Оборудование: рабочее место для ручной обработки металла (слесарный верстак).

Ход урока

I. Повторение пройденного материала.

1.Беседа по вопросам:

"Как подразделяются машины?

"Что называется механизмом?

"Приведите примеры механизмов.

"Где применяются винтовые механизмы?

2.Сообщение темы и цели урока.

^ II. Изложение программного материала.

1.Введение в тему урока.

Учитель . Как называют специалиста по ручной обработке металла? (Слесарь.)

Что представляет собой рабочее место слесаря? (Слесарный верстак.)

2.Иллюстративный рассказ.

Учитель . Слесарный верстак любой конструкции имеет основание, крышку, слесарные тиски, защитную сетку. (См. Приложения, рис. 45.)

Для удобной работы высота верстака должна соответствовать росту работающего.

Предусмотрено и специальное положение рук и ног для рациональной работы на верстаке. (См. Приложения, рис. 46.)

Слесарные тиски служат для закрепления заготовок перед обработкой. (См. Приложения, рис. 47.)

^ Учитель рассказывает и показывает, как пользоваться слесарными тисками.

Соблюдайте основные правила безопасности при пользовании слесарными тисками:

"запрещается стучать молотком по рукоятке тисков при креплении заготовки;

"очищать тиски от опилок только щеткой;

"регулярно смазывать ходовой винт.

III. Практическая работа.

Выполнение заданий:

Рассмотреть устройство слесарного верстака и заполнить таблицу в рабочей тетради.

Рассмотреть устройство слесарных тисков и заполнить таблицу.

Проверить, соответствует ли верстак вашему росту

Организационная часть

Цель: Создание тишины в классе, настроить учеников на урок

Учитель ждет, когда ученики рассядутся по местам, после этого он приветствует их, делает проверку классного состава по журналу, назначает двоих дежурных на урок

После этого учитель диктует тему урока, записывая ее на доске: «Тема нашего сегодняшнего занятия – Рубка металла» .

Далее говорит: «Сегодня каждый из вас должен освоить приёмы такой слесарной операции как «рубка металла».Для этого вы сегодня сделаете стальной ключ для лобзика.»Учитель демонстрирует ключ и говорит:Но перед тем как приступить к изучению нового материала вы должны ответить на следующие вопросы по пройденному материалу».

Учитель задает несколько кратких вопросов. «Ребята, перед началом занятия вы ответите на несколько вопросов»

1) Назовите способы обработки металлов?

2) Назовите основные виды чёрных металлов

3) Назовите основные виды цветных металлов?

4) Назовите основные свойства металлов

Основная часть

а) Теоретическая часть.

После актуализации знаний учащихся учитель даёт им новый материал и начинает с определения слесарной операции как рубка, впоследствии которую учащихся должны усвоить

«Рубка металла – это слесарная операция, применяемая для удаления(срубания) с заготовки слоя металла. С помощью рубки производится удаление фасок, острых кромок, окалины, заусенцев и прочих неровностей.

Затем Учитель даёт понятие об инструменте: «Осуществляется эта операция с помощью зубила и молотка. Зубило – ударно- режущий инструмент для обработки металла и камня . Режущая часть зубила, как и другого режущего инструмента имеет форму клина. Угол заострения зависит от твёрдости обрабатываемого металла: чем твёрже металл, тем больше должен быть угол заострения. Для обработки стали рекомендуется угол в 60 градусов, для цветных металлов угол в 35 или 40.При рубке используется молотки массой 400 или 500 грамм.

Для рубки металла применяют слесарные молотки двух типов: с круглыми и квадратным бойками.

Для прорубания канавок используется специальный инструмент крейцмесель

Далее учитель рассказывает о подготовке рабочего места, правилах и приёмах рубки металла : «Подготовка рабочего места заключается в регулировании высоты тисков или установке под ноги ростовой подставки. Высота тисков по росту работающего устанавливается следующим образом: согнутую в локте левую руку надо поставить на губки тисков так, чтобы концы выпрямленных пальцев касались подбородка. Корпус тела должен быть прямым и обращённым вполоборота (под углом в 40 градусов) к оси тисков, левая нога выставлена на полшага вперёд, а угол, образованные линиями осей ступней, составлять приблизительно 75 градусов. При рубке металла должен быть правильный захват инструмента молотка и зубила

Различают 3 вида ударов молотком по зубилу. Это кистевой, локтевой и плечевой удары . Кистевой удар молотком производится только засчёт кисти. Применяется при снятии заусениц, фасок, для рубки тонколистовых и мягких металлов, а также в конце рубки заготовки. Локтевой удар используется при рубке, когда приходится снимать слой металла толщиной 2-3 мм. При локтевом ударе рука согнута в локте, поэтому он более сильный, чем кистевой. Плечевой удар применяется при рубке металла толщиной 3-5 мм и обработки больших плоскостей. Рука движется в плече, при этом получается большой размах и удар максимальной силы. Он должен быть метким, чтобы центр бойка попадал в центр заготовки зубила. В зависимости от назначении рубка металла может быть чистовой и черновой . При чистовой рубке зубилом за один рабочий ход снимают слой металла толщиной 0,5 -1 мм, при черновой 1-2 мм. Рубка в тисках по уровню губок – самая распространенная слесарная операция.

Я вам расскажу технику выполнения рубки металла в тисках. Заготовку прочно закрепляют в тисках, при этом линия разметки должна находится на уровне губок или на 1-2 мм ниже, чтобы после рубки можно было выполнить опиливание. Затем принимают рабочее положение, берут зубило левой рукой за среднюю часть на расстоянии 20-25 мм от края ударной части – бойка. Устанавливают инструмент так, чтобы его режущая кромка находилась на линии снятии стружки(линии среза),а угол по отношению к обрабатываемой поверхности был равен 30-35 градусов и примерно 45 к губкам тисков.

Молоток держат в правой руке(15 -30 мм от конца ручки)Удары вначале должны быть медленные и лёгкие, затем более сильные, равномерные и точные.

Разрубание и вырубание металла производят на плите или наковальне. Вырубая или разрубая заготовку большой толщины, сначала её надрубают с одной стороны, затем переворачивают и повторяют операцию. Надрубленную заготовку с обеих сторон осторожно вырубают на плите или наковальне»

«Ребята, а сейчас проверим как вы поняли только что изученный материал»

Учитель делает небольшой перерыв, задаёт учащимся вопросы о только что полученных знаниях, тем самым производит актуализацию знаний.

1.Что такое рубка?

2.Что такое зубило?

3.На каком уровне должна находится линия разметки заготовки, закреплённая в тисках

а) Практическая часть

После того как учитель услышал ответы на свои вопросы он говорит ученикам, что пора приступить к практике и раздаёт инструкционно- технологические карты по изготовлению ключа: «Прежде всего нам нужно подобрать заготовку соответствующих размеров.

Материал – Сталь. Толщина заготовки – 3 мм. Размеры 80 мм на 18.Затем вам нужно сделать операцию опиливание, а именно срезать фаски с заготовки напильником, разметить два центра для будущих отверстий. Делать отверстия будете при помощи сверлильного станка с диаметром сверла7-8 мм. Затем разметьте заготовку как показано в карте и осуществляйте рубку.После всего проделайте операцию опиливание с целью снятиязаусенцев»

Учитель ходит по классу, следит за техникой безопасности и правильностью выполнения операций, по возможности помогая учащимся, объясняет неясности. После того, как ученики сделали свои заготовки, учитель смотрит как качественно ученики выполнили задание

«

Заключительная часть

Учитель подводит итог с выставлением оценок. За 5 минут до конца урока.

“Ребята! Заканчивайте работу. Подписывайте и сдавайте ваши работы, а также убирайте свои раб. места. Дежурные подметают пол».

Учитель подводит итог уроку. Выставляет всем ученикам оценки, в зависимости от качества выполнении. При этом объясняя, почему он ставит ту, или иную оценку. Для себя учитель делает выводы, как учащиеся усвоили материал. Звенит звонок, учитель говорит след. тему и прощается с учениками»

Тема урока: " Гибка металла "

Тип урока: Комбинированный

Цель урока:

Совершенствование знаний и выполнения приёмов операций; правильное и по назначению использование инструментов, механизмов, приспособлений; соблюдение правил техники безопасности; выполнение практического задания (изготовления изделия).

Задачи урока:

Образовательная :

Закрепление, совершенствование, расширение знаний и умений; формирование у обучающихся овладением новой техникой и технологией в учебно-профессиональной деятельности.

Должны правильно применять инструменты и приспособления для определённых видов операций (гибки металла); соблюдать правила безопасной работы и выполнять определённые виды операций (гибку метал-лических заготовок).

Коррекционно-развивающая :

Развить у обучающихся внимательность, наблюдательность, практическое мышление, умственную деятельность; умения сопоставлять, анализировать и применять в практике изученный материал.

Воспитывающая :

Воспитать уважение к труду, чувство гордости и ответственности за выполненную работу, самоконтроль, умение работать коллективно (группой), соблюдать дисциплину, бережное отношение к инструменту, рациональное использование материалов и рабочего времени, уборку рабочего места, соблюдение правила гигиены.

Виды работ: Контроль за действием. Контроль качества. Работа в тетрадях. Выполнение тестового задания

Учебно-материальное оснащение урока (оборудование): Верстак, слесарные тиски, слесарная плита, молоток, оправка, заготовка, спец. одежда, технологическая карта изделия, тестовое задание, мультимедийные устройства, презентация по теме урока, таблица технического контроля.

Ход урока

I . Организационная часть урока.

Деятельность учителя

Приветствие. Сообщает тему урока. Цели урока. Знакомит с правилами оценивания знаний и умений обучающихся

В течение урока ваши знания и умения будут оцениваться, и заноситься в таблицу технического контроля.

Оценку отлично вы получите, если грамотно и полно будете отвечать на вопросы, правильно выполните предложенные вам задания и качественно выполните практическую работу. В конце урока мы подведем итоги.

Вам всем желаю удачи!

Деятельность обучающегося

Слушают, смотрят презентацию, знакомятся с таблицей технического контроля и с правилами оценивания их знаний и умений.

Деятельность учителя

Человек, какой профессии выполняет слесарные работы?

Деятельность обучающегося

Отвечают на вопрос: Слесарь механосборочных работ (слесарь-сантехник), слесарь по ремонту автомобилей, каменщик.

Деятельность учителя

Какие виды операций ручной обработки металла вы знаете?

Деятельность обучающегося

Отвечают на вопрос: Разметка, опиливание металла, резка металла, правка металл.

II . Теоретическая часть урока

Деятельность учителя

Проводит инструктаж по О. Т. в слесарной мастерской. Повторение пройденного материала.

Ответьте на вопросы: Какие инструменты, механизмы и приспособления используем при выполнении правки металла?

Деятельность обучающегося

Отвечают на вопросы: инструменты - молоток, киянка; приспособления - слесарная плита, слесарные тиски.

Деятельность учителя

На прошлом уроке мы с вами начали изготовление изделия "совок"

Какие виды операции мы с вами выполняли на прошлом уроке?

Деятельность обучающегося

Отвечают на вопросы: Подготовили заготовку тонкий листовой металл по размеру шаблона, выполнили правку металла заготовки, нанесли разметку изделия по шаблону и вспомогательные линии (линии сгиба металла) на заготовку, вырезали по контуру изделия ножницами для резки металла, опилили края по контуру изделия (сняли заусицы напильником)

Деятельность учителя

Изложение нового материала с показом приёмов видов операций.

Что такое гибка металла? Гибка металла - это придание металлу нужную форму. В нашем случае форму совка. Сейчас запишем определение в рабочую тетрадь

Деятельность обучающегося

Слушают, смотрят слайды презента (№13,14). В рабочую тетрадь записывают определение "гибки металла"

Деятельность учителя

Ребята, обратите внимание на организацию моего рабочего места слесаря, у меня на слесарном верстаке находятся исправные инструменты и только те, которые мне нужны для выполнения данной операции - гибки металла. Ответьте на вопросы: Что значит исправный инструмент? (На подставке для инструментов находится молоток)

Деятельность обучающегося

Отвечают на вопрос: Рукоятка у молотка должна быть гладкой без трещин, зазубрин, заноз. молоток должен быть без трещин, отколов и наплывов.

Деятельность учителя

А зачем расклинивают рукоятку молотка?

Деятельность обучающегося

Отвечают на вопрос: молоток должен обязательно быть расклинен, для того чтобы при нанесении ударов, молоток не соскочил с рукоятки.

Деятельность учителя

А какие могут быть последствия, если молоток при нанесении удара соскочит с рукоятки?

Деятельность обучающегося

Отвечают на вопрос: если молоток при нанесении удара соскочит с рукоятки, то может пострадать рядом находящиеся люди и получить серьёзную травму.

Деятельность учителя

А теперь посмотрите, как я выполняю гибку металла по контуру линий изделия.

Обратите внимание, у меня и у вас на заготовках имеются вспомогательные линии - линии сгиба. сначала визуально определяю в какую сторону буду производить гибку изделия. Определившись, я приступаю к выполнению работы

Зажимаю в тиски прямо по линии сгиба детали и произвожу гибку изделия, край сгиба отбиваю молотком делая прямой угол детали и так выполняю все работы по гибке металла, придавая постепенно форму изделия.

А сейчас займёмся организацией своего рабочего места. Контроль за действиями

Деятельность обучающегося

Самостоятельно выполняют задание. Организовывают рабочее место.

Деятельность учителя

Сейчас, для закрепления наших знаний выполним тестовое задание

Деятельность обучающегося

Выполняют тестовое задание

Физ. минутка

III . Практическая часть урока

Деятельность учителя

Инструктаж по О. Т. перед началом выполнения работ.

Смотрит, как выполняют задания обучающиеся, по необходимости оказывает индивидуальную помощь.

Оценивает последовательность выполнения задания, соблюдение правил ТБ при работе, качество выполнения работы. Результаты фиксирует в электронной таблице технического контроля

Деятельность обучающегося

Индивидуально выполняют задания.

IV . Итоговая часть урока

Деятельность учителя

Заключительный инструктаж по О. Т. Подводит итоги выполнения практического задания и тестового задания. Обращает внимание на допущенные ошибки и их причину, как их не допускать или устранить. Отвечает на вопросы обучающихся.

Деятельность обучающегося

Слушают, задают учителю вопросы, анализируют.

Деятельность учителя

Установка на следующий урок: Тема следующего урока изготовление второй детали совка - ручки.

Производит подсчёт баллов и выставляет оценку. Проводить рефлексию.

Деятельность обучающегося

Уборка рабочего места и выполнение правил личной гигиены.