Исторические факты в фильме «Иван Васильевич меняет профессию. Милославские Князь милославский

Нет никакого труда провести аналогию между фамилией известного персонажа пьесы М.А.Булгакова "Иван Васильевич меняет профессию" воришки-самозванца князя Милославского с родом российских бояр и дворян Милославских.

Этот род вошёл в историю России с именем царицы боярыни Марии Ильиничны Милославской (1624-1669), первой жены царя Алексея Михайловича, матери будущего царя (1676-1682) Фёдора III (1661-1682), царя (вместе с Петром I 1682-1696) Ивана V (1666-1696) и царевны Софьи Алексеевны (1657-1704).


Вероятнее всего, именно образ боярина (с 1677-го года) Ивана Михайловича Милосллавского (1635-1685) послужил прототипом для М.А.Булгакова. И.М.Милославский имел значительное влияние при дворе Фёдора III и попал в опалу из-за попытки воспрепятствовать женитьбе царя без совета с боярами на Агафье Семёновне Грушецкой, урождённой польской девице не из знатного рода, что было чудовищным нарушением традиций тех лет. Но позже по легенде был прощён по просьбе самой царицы и возвращён ко двору.

Род Милославских пресёкся в 1791-ом году и был неожиданно "возрождён" в 1910-ом году Николаем II, позволив старшему из потомков Ивана Андреевича Толстого (1644-1713), чья мать была из рода бояр Милославских, именовать себя Толстыми-Милославскими.


Булгакову возможно понравилась аналогия между СУЕТОЙ средневекового боярина с попыткой править государством в течение коротких 6 лет правления болезненного царя Фёдора III, манипулируя его волей, и СУЕТОЙ современных писателю большевистских правителей, которые в течение тех же 6 лет (октябрь 1917-го по январь 1924-го) манипулировали волей В.И.Ленина (1870-1924), используя его болезнь.


Разве что Иван Васильевич Бунша никак не вписывался в роль Сталина времён его могущества. Хотя, быть может, он вполне соответствовал первым годам воцарения в России безродного грузина, когда до поры до времени роль наивного мелочно педантичного бюрократа дурачка управляющего домом совершенно устраивала его?..


Впрочем в 1935-ом году образ Ивана Васильевича Бунши, которого пройдоха Жорж Милославский пользует из-за внешнего сходства с Иваном Грозным, ни у кого не вызывал угрожавших арестом и смертью ассоциаций с вождём всех народов. Подобная мысль в те годы была сама по себе ужасающей для того, кто так мог подумать. Все знакомые М.А.Булгакова, как и собственно, весь простой народ, старались в силу своих вербальных сил гнать из своего разума подобные крамольные сатирические идеи и мысли.


Но у меня нет сомнения, что сам Сталин такие аналогии проводил, поэтому так и не увидели современники и сам М.А.Булгаков "закатный" роман изданным ещё в те годы.


Мне представляется, что Сталин, понимая сарказм М.А.Булгакова в игре аналогиями при совпадении инициалов имени и отчества царя Ивана Васильевича Грозного с собой Иосифом Виссарионовичем Джугашвили во множестве работ, понимал и то, что Иван Васильевич Бунша гротескно отображает лицо советской власти, пришедшей на смену самодержавию.

Что случилось с реальной Марфой Васильевной, почему князь Едигей не мог встретиться с Иваном Грозным, кто такой Жорж Милославский и многое другое…

В сцене допроса милицией Иван Грозный на вопрос о годе рождения отвечает: «1533 от Рождества Христова». На самом деле царь родился в 1530-м году, а в 1533-м стал великим князем. Формулировка «от Рождества Христова» тоже неверна, так как такое летоисчисление было введено Петром I только в 1700 году, а до этого считали «от сотворения мира».

У реального Ивана Грозного было четыре официальные жены, среди которых действительно была Марфа Васильевна. Девятнадцатилетняя Марфа Васильевна Собакина пробыла в браке с царём всего 15 дней — через две недели после свадьбы она скончалась от отравления. По этим историческим данным можно предположить, что Иван Васильевич Бунша и Жорж Милославский оказались в XVI веке в промежутке с 28 октября по 13 ноября 1571 года. Правда, в фильме события разворачиваются в тёплое время года…

Символы царской власти — скипетр и держава — в руках Ивана Васильевича Бунши на самом деле появились позже. Держава впервые использовалась при венчании на царство Лжедмитрия I в 1605 году, а скипетр первый раз появился как царский атрибут в 1584 году при венчании на царство Фёдора Иоанновича — сына Ивана Грозного. Вполне возможно, что его приобрёл сам Грозный. Кстати, в фильме Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный» царю во время коронации тоже вручают скипетр и державу.

В фильме попавший в современный мир Иван Грозный рассказывает инженеру Тимофееву: «У меня вот тоже один такой был — крылья сделал. Я его на бочку с порохом посадил — пущай полетает!». Это реальный исторический факт — попавший в царскую опалу стрелецкий командир Никита Голохвастов принял схиму и укрылся в монастыре, чтобы избежать казни. Схима, требующая выполнения самых аскетических правил, называлась «ангельской», поэтому Иван Грозный пообещал монаху помочь поскорее взлететь на небо. Голохвастова посадили на бочку пороха и взорвали.


«И.о. царя» Иван Васильевич Бунша подписывает царский документ, который ему подал дьяк Феофан. Однако в то время коронованные особы не пользовались пером и чернилами, а визировали документы специальной печатью. А оказавшийся в современном лифте настоящий Иван Грозный крестится тремя перстами, хотя во время Грозного православные крестились двумя.


Икру «заморскую, баклажанную» во времена Ивана Грозного в России ещё не знали. Это блюдо было завезено из Ирана только в XVII веке.


После шведского посла на приём к царю просится «татарский князь Едигей». Это реальный исторический персонаж, хозяин Золотой Орды. Едигей три недели держал Москву на осадном положении, но получил выкуп в 3 000 рублей и вернулся в Орду так и не взяв город. На приём к Грозному Едигей попасть никак не мог, так как был убит задолго до рождения царя… А вот «шаливший» в 1571 году на Изюмском шляхе крымский хан Девлет Герай тогда же разорил и сжёг Москву за отказ Грозного отдать ему Казань и Астрахань.


Через год Девлет Герай решил повторить свой успех, собрал войско татар и турков и снова двинулся на Москву. Однако его армию разбили в селе Молоди недалеко от Москвы, и домой вернулись от силы 10% крымских воинов. Об этом событии сложили «Песню о нашествии крымских татар на Русь в 1572 году» или «А не сильная туча затучилася…». Именно её в фильме пели гусляры на царском банкете.


Шпак или Шпах было прозвищем боярина Ивана Голицына, воеводы при Иване Грозном.
Милославские — дворянский род, корни которого уходят в 1390-й год. В времена Грозного Милославские никак себя не проявляли, и о их судьбе вообще мало что известно до начала XVII века. Юрий (в фильме Жорж) Милославский — вымышленный герой опубликованного в 1829 году романа Михаила Загоскина «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году».


Поместных, вотчинных и пустопорозжих Земель Шелонской пятины Залесской половниы письма и дозора В. Волконского и В. Андреева, 1628–1629, – Заянье упоминается как вотчинная земля, т.е. земля, которая могла отчуждаться и передаваться по наследству, в отличие от поместных земель, которые в ту пору давались на период службы.

В 1647 г. Заянье – вотчина боярина Ивана Лукьяновича Милославского.

Иван Лукьянович Милославский – сын Луки Милославского , известного на Новгородчине активного участника Смуты.

Лука Милославский – сын владычного дьяка Софийского собора Ивана Милославского и его жены Марии, который был казнен царем Иваном IV Грозным во время

новгородского разгрома 1570 г .

Однако, к детям И. Милославского – Луке и Михаилу, Иван Грозный отнесся благосклонно, и в начале 1580–х гг Лука Иванович Милославский владеет поместьем в районе Заянья.

Из сыскной десятни Шелонской пятины известно, что Лука Иванович Милославский участник событий под Тулой в 1607 г., сражения на р. Восме под Каширой, походов Василия Шуйского на Алексин и Серпухов.

Позднее Лука Иванович Милославский возвращается в Новгород, в 1608–1609 годах «сидит в осаде» в Новгороде вместе с князем М. В. Скопиным–Шуйским .

В 1611–1615 годах Лука Иванович Милославский «на государевой службе» и выполняет различные поручения в Новгороде, Старой Руссе, Ярославле

В 1616–1617 годах Лука Иванович Милославский получает грамоту на пожалование части своего поместья в Дмитриевском, Бельском и Лядском погостах Шелонской пятины.

Скорее всего, именно с этого момента, Заянье и стало вотчиной Луки Ивановича Милославского.

Последнее упоминание о Луке Ивановиче Милославском относится к 1628–1629 годам, когда он назван одним из помещиков Бельского и Лядского погостов Шелонской пятины.

Иван Лукьянович Милославский один из сыновей Луки Ивановича Милославского, известен с 1602/1603 годов, унаследовал от отца Заянье как вотчину.

После 1647 года упоминаний о Иване Лукьяновиче Милославском, как владельце Заянье, не имеется.

По всей видимости, он или его дети продали вотчинные земли другой линии Милославских, – московских бояр.

Новым владельцем Заянья становится боярин Иван Богданович Милославский.

Условием выдачи Анны Даниловны замуж была передача всего имущества отца, в т.ч. наследственного имения другому Строганову – Григорию Дмитриевичу , в обмен на уплату некоторых долгов покойного отца и солидного приданого, – «чтобы он мать кормил до кончины, а ей дал приданого 5000 рублей и заплатил долгов покойного отца ее 4075 рублей» (10*)

Анна Даниловна умирает в 1686 году, от брака имелся сын Михаил Сергеевич, также стольник.

Вторым браком в 1696 году Сергей Иванович Милославский был женат на Марии Петровне Салтыковой.

От брака имелись дети, – Александр Сергеевич, Мария Сергеевна, Калисфена Сергеевна, Анна Сергеевна и Федор Сергеевич, будущий владелец Заянья.

Скорее всего, после прихода к власти Петра I и Нарышкиных, Сергей Иванович Милославский был отодвинут от двора, а возможно, что и многие его земли были у него отобраны.

Однако, Заянье остается у него в вотчине, и после его смерти в 1710/1711 годах, переходит к его сыну Федору Сергеевичу Милославскому (1709–25.04.1783)

Федор Сергеевич Милославский, воспитанник Морской академии, начал службу учеником штурмана в экспедициях на Днепре и Финском заливе. В 1744-1750 был в отпуске по личным обстоятельствам. С 1750 в морском ведомстве, в 1753 назначен прокурором Адмиралтейств-коллегий; в 1761-1762 директор Морского корпуса. С 1763 в отставке, с 1863 г. – вице–адмирал, с 1865 г. – сенатор, член «Морской Российских флотов и адмиралтейского правления комиссии для приведения оной знатной части к обороне государства в настоящий постоянный добрый порядок», учрежденной Екатериной II, в 1762 году награжден орденом Св. Анны.

Вполне возможно, что Федор Сергеевич Милославский будучи известным деятелем флота получил от князя Г. А. Потемкина какие–то поместья, об этом имеется упоминание, но точной информации о каких именно поместьях идет речь мы не обладаем.

По книгам записных Новгородской епархии Шелонской пятины Залеской половины Ляцкого погоста за 1727 и 1742 г.г., Ф. С. Милославский упомянут, как владелец села Заянье, деревень Юдино, Чертова, Супор, Малафьевка, Шавково, Полянка, Гнездилова Гора, Березна, Рясницы, Бор, Радолицы, Межник, Луг, Кислино, Детково. (Сборник записных метрических книг, РГИА, Ф.19 (Петроградская духовная консистория), Оп.124, №№ 138и 495)

В Заянской церкви, отстроенной во времена Сергея Ивановича Милославского имеется «сребропозлащенный крест, с мощами, пожертвованный Федором Сергеевичем Милославским./FONT>

Похоронен Федор Сергеевич Милославский в Санкт–Петербурге, в Александро–Невской лавре, на Лазаревском кладбище.

Кто не знает эту весёлую комедию Леонида Гайдая? Таких среди россиян, пожалуй, нет. Мы обожаем смотреть это фильм и не устаём смеяться над весёлыми приключениями героев.

Сегодня я хочу поговорить об исторических деталях кинокартины: достоверно ли показано время Ивана Грозного и какие ляпы, невзирая на кропотливую работу, допустила киногруппа.

В целом, обстановка тех времен передана довольно точно. Интерьеры и одежда героев переносят нас в те далёкие времена. Впрочем, есть и небольшие ошибки. Давайте изучим их детально.

Жена Ивана Грозного. Мы помним, что в фильме женой царя была Марфа: «Марфа Васильевна я».

Действительно, третью жену самодержца звали как раз Марфа, вот только супругой она пробыла всего пятнадцать дней. Даже, если допустить, что Бунша с Милославским прибыли именно в этот период, всё равно получается нестыковка. Марфа Васильевна серьёзно заболела сразу после свадьбы и скончалась как раз через две недели. Супруга же царя из фильма выглядит очень здоровой и цветущей.

Крымский хан на Изюмском шляхе безобразничает. То, что в фильме назвали безобразничаньем на самом деле было настоящей войной. Давлет Гирей или, как ещё называют хана, Девлет Герай пытался отнять у Ивана Грозного завоеванные им Астраханское и Казанское ханство, для чего предпринял военный поход, по пути уничтожая русские города и сёла. А позднее крымский хан, объединившись с Речью Посполитой и Османской империей, и вовсе дошел до Москвы и сжег столицу.

Князь Едигей. Князь из Золотой Орды, следующий за шведским послом, как мы помним по фильму, так и не попал на приём к царю. Да он и не мог этого сделать, поскольку к тому времени давно умер. Кроме того, князья Золотой Орды вряд ли считали русского царя ровней и уж точно не ждали аудиенции.

«То не сильная туча затучилась». Эта песня хоть и была написана при Иване Грозном, но всё-таки немного позднее - примерно через год, если считать, что (возвращаясь к первому пункту) Бунша и Милославский попали в покои царя при Марфе Васильевне. Песню написали в честь Молодинской битвы, в которой русские войска наконец разбили армию крымского хана.

Князь Милославский. Такие дворяне действительно существовали, только уже при Романовых. Дьяк Феофан никак не мог знать ни казненного, ни живого князя Милославского: в то время эта фамилия ещё не была знатной.

Скипетр и держава , а их, как мы помним Бунша держит, принимая послов, стали символом царской власти значительно позже, в 17 веке при Фёдоре Иоанновиче. Правда некоторые историки с этим готовы поспорить и утверждают, что эти предметы вполне могли появиться уже при Иоанне IV.

Казань брал, Астрахань брал, Ревель брал. На самом деле Ревель (нынешний Таллин) так и не был взят. Русская армия действительно осадила город, потребовав его сдать, но после нескольких месяцев сняла осаду и отступила. Так что, строго говоря, Ревель никто не брал.

Вот такие исторические ляпы встречаются во всенародно любимом кинофильме, что, впрочем, ничуть не умаляет его достоинств.

(1595-07-03 ) К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

Илья Данилович Милославский (3 июля (15950703 ) - 19 мая ) - стольник , боярин и дипломат . Отец царицы Марии Милославской .

Биография

Происходил из незнатного дворянского рода Милославских . Родился в семье воеводы курского Даниила Ивановича Милославского.

С 1654 года он принимал участие в войне с Польшей . В 1660-х годах был начальником Иноземного приказа , на этом поприще царский тесть не достиг сколько-нибудь значительных успехов - казна скудела, росли налоги, небывалая дороговизна из-за неудачной замены серебряных денег медной монетой привели в 1662 году к очередному выступлению москвичей - Медному бунту . На улицах города появились «воровские листы», в которых бояре И. Д. Милославский и И. А. Милославский , окольничий Ф. М. Ртищев и другие объявлялись изменниками.

В 1668 году 72-летний Илья Данилович Милославский скончался.

Семья и дети

Был женат на Екатерине Ивановне Нарбековой, от брака с которой имел четырёх дочерей:

  • Анна Ильинична Милославская (? - ), жена с 1648 года боярина Бориса Ивановича Морозова ( -)
  • Екатерина Ильинична Милославская, жена воеводы и окольничего, князя Фёдора Львовича Волконского (? - /)
  • Ирина Ильинична Милославская (? - ), жена с 1638 года князя Дмитрия Алексеевича Долгорукова (ок. -)
  • Мария Ильинична Милославская ( -), жена с 1648 года Алексея Михайловича ( -), второго царя из династии Романовых ( -)

Напишите отзыв о статье "Милославский, Илья Данилович"

Ссылки

  • на «Родоводе ». Дерево предков и потомков

Отрывок, характеризующий Милославский, Илья Данилович

– Что ж, ты разве не слышишь? – довольно долго подождав ответа, опять спросил Ростов.
– А кто ё знает, ваше благородие, – неохотно отвечал гусар.
– По месту должно быть неприятель? – опять повторил Ростов.
– Може он, а може, и так, – проговорил гусар, – дело ночное. Ну! шали! – крикнул он на свою лошадь, шевелившуюся под ним.
Лошадь Ростова тоже торопилась, била ногой по мерзлой земле, прислушиваясь к звукам и приглядываясь к огням. Крики голосов всё усиливались и усиливались и слились в общий гул, который могла произвести только несколько тысячная армия. Огни больше и больше распространялись, вероятно, по линии французского лагеря. Ростову уже не хотелось спать. Веселые, торжествующие крики в неприятельской армии возбудительно действовали на него: Vive l"empereur, l"empereur! [Да здравствует император, император!] уже ясно слышалось теперь Ростову.
– А недалеко, – должно быть, за ручьем? – сказал он стоявшему подле него гусару.
Гусар только вздохнул, ничего не отвечая, и прокашлялся сердито. По линии гусар послышался топот ехавшего рысью конного, и из ночного тумана вдруг выросла, представляясь громадным слоном, фигура гусарского унтер офицера.
– Ваше благородие, генералы! – сказал унтер офицер, подъезжая к Ростову.
Ростов, продолжая оглядываться на огни и крики, поехал с унтер офицером навстречу нескольким верховым, ехавшим по линии. Один был на белой лошади. Князь Багратион с князем Долгоруковым и адъютантами выехали посмотреть на странное явление огней и криков в неприятельской армии. Ростов, подъехав к Багратиону, рапортовал ему и присоединился к адъютантам, прислушиваясь к тому, что говорили генералы.
– Поверьте, – говорил князь Долгоруков, обращаясь к Багратиону, – что это больше ничего как хитрость: он отступил и в арьергарде велел зажечь огни и шуметь, чтобы обмануть нас.
– Едва ли, – сказал Багратион, – с вечера я их видел на том бугре; коли ушли, так и оттуда снялись. Г. офицер, – обратился князь Багратион к Ростову, – стоят там еще его фланкёры?
– С вечера стояли, а теперь не могу знать, ваше сиятельство. Прикажите, я съезжу с гусарами, – сказал Ростов.
Багратион остановился и, не отвечая, в тумане старался разглядеть лицо Ростова.
– А что ж, посмотрите, – сказал он, помолчав немного.
– Слушаю с.
Ростов дал шпоры лошади, окликнул унтер офицера Федченку и еще двух гусар, приказал им ехать за собою и рысью поехал под гору по направлению к продолжавшимся крикам. Ростову и жутко и весело было ехать одному с тремя гусарами туда, в эту таинственную и опасную туманную даль, где никто не был прежде его. Багратион закричал ему с горы, чтобы он не ездил дальше ручья, но Ростов сделал вид, как будто не слыхал его слов, и, не останавливаясь, ехал дальше и дальше, беспрестанно обманываясь, принимая кусты за деревья и рытвины за людей и беспрестанно объясняя свои обманы. Спустившись рысью под гору, он уже не видал ни наших, ни неприятельских огней, но громче, яснее слышал крики французов. В лощине он увидал перед собой что то вроде реки, но когда он доехал до нее, он узнал проезженную дорогу. Выехав на дорогу, он придержал лошадь в нерешительности: ехать по ней, или пересечь ее и ехать по черному полю в гору. Ехать по светлевшей в тумане дороге было безопаснее, потому что скорее можно было рассмотреть людей. «Пошел за мной», проговорил он, пересек дорогу и стал подниматься галопом на гору, к тому месту, где с вечера стоял французский пикет.
– Ваше благородие, вот он! – проговорил сзади один из гусар.
И не успел еще Ростов разглядеть что то, вдруг зачерневшееся в тумане, как блеснул огонек, щелкнул выстрел, и пуля, как будто жалуясь на что то, зажужжала высоко в тумане и вылетела из слуха. Другое ружье не выстрелило, но блеснул огонек на полке. Ростов повернул лошадь и галопом поехал назад. Еще раздались в разных промежутках четыре выстрела, и на разные тоны запели пули где то в тумане. Ростов придержал лошадь, повеселевшую так же, как он, от выстрелов, и поехал шагом. «Ну ка еще, ну ка еще!» говорил в его душе какой то веселый голос. Но выстрелов больше не было.