Главный замок тамплиеров. Замки тамплиеров во Франции, Испании, Португалии: фото с описаниями, исторические факты и отзывы туристов. Отражение образа тамплиеров в культуре

По своему культурному богатству Испания по праву считается жемчужиной Средиземноморья. Причем, свое уникальное наследие здесь оставили не только мавры. Так огромнейший интерес у туристов, приезжающих в Испанию, вызывают и многочисленные замки, которые когда-то принадлежали благородным рыцарям Ордена тамплиеров. Маршрут по замкам тамплиеров - одного из первых религиозных военных орденов - является одним из самых необычных и интересных маршрутов по Испании.

Одним из самых главных замков Каталонии можно назвать замок Миравет . Этот тамплиерский оплот в долине реки Эбре - один из лучших образцов романской, религиозной и военной архитектуры ордена. Миравет - это средневековый замок-крепость, стены которого помнят и правление мусульман, и времена великих тамплиеров, и годы гражданской войны в Испании. Замок стоит на скале высотой в 100 м и с его стен открывается прекрасный вид на город и окрестности.

Немного лучше сохранился замок Зуда в Тортосе . Впервые о нем упоминается во II в. до нашей эры, в то время, когда город был у римских завоевателей важным стратегическим пунктом и носил имя Дертоса. Позже, в IX веке город Тортоса стал крепостью сарацин, но контроль над ним был потерян в 810 году, период прогресса и расцвета. Тортоса в настоящее время - это история и культура многих веков, в которой сплелись воедино романские, испанские и мусульманские традиции, чьи следы видны и сегодня. Интересно, что в крепости работает гостиница, так что каждый желающий может переночевать в настоящем старинном замке.

Пенискола - это один из самых крупных курортных центров Валенсии. Здесь расположен символ Пенисколы - великолепный замок Папа Луна, который окружен массивными крепостными стенами. Свое название замок получил благодаря папе Бенедикту XIII, который скрывался здесь в 1411 году после обвинения его в ереси и превратил место в свой дворец. Признанный в 1922 году историческим и художественным мировым наследием ЮНЕСКО, а в 1931 году - историко-художественным памятником, замок получил известность благодаря съемкам фильма «Эль Сид» в 1961 году.

В регионе Кастилия и Леон находится замок тамплиеров в Понферраде . Построенный в IX-XIV веках, он охранял дорогу в Сантьяго-де-Компостела. В средние века это была одна из самых крупных крепостей на северо-западе Испании. В настоящее время каждый год, в первое полнолуние июля, здесь собираются современные тамплиеры и устраивают праздник.

Замок Монзон — это замок-крепость, которая находится в местечке с одноименным названием (провинция Уэска, Арагон). Строительство замка относится к X веку, а в 1143 году он перешел к ордену тамплиеров и был дополнен и немного перестроен. После распада ордена и вплоть до XIX века замок служил оборонительным сооружением, постоянно укреплялся и приобрел свой современный вид уже только в XVIII веке. С момента своего появления с замком всегда связывались различные легенды и небылицы. Сейчас замок Монзон признан национальным памятником.

Каравака-де-ла-Крус (провинция Мурсия) - пятый из святых городов (Рим, Иерусалим, Сантьяго де Компостела, Камаленьо). В 1998 году муниципалитет Каравака-де-ла-Крус был внесен в пятерку Святых городов римской католической церкви, получив тем самым право и привилегию каждые семь лет отмечать Святой Год — особый год, когда совершается великое паломничество к святым местам для отпущения грехов. Это место религиозного культа, оплот веры и многовековых традиций. Здесь хранится уникальная христианская реликвия — Истинный Крест — по преданию, частица того самого Креста, на котором был распят Иисус Христос.

Город лежит у подножья холма семиугольной формы, на котором возвышаются замок с четырнадцатью башнями и святилище в стиле барокко. Корни замка - исламского происхождения, но таким каким его видим мы сейчас, он стал при Ордене тамплиеров в XIII-XV вв. С замком связан ежегодный праздник города. По легенде, во время арабской осады, защитники замка, отправившись за водой, перепутали и принесли вино. Выпитое вино подхлестнуло христианские силы и помогло им полностью разгромить мавров. Каждый год, в начале мая, на улицах Караваки рекой льется вино и достается всем желающим.

В княжестве Антиохийском это были замки Рош-Гийом, Порт-Боннель и Трепесак, который контролировал перевал Байлан;

в графстве Триполи - мощная крепость Тортоса (или Антарту), замок Арима, форт Бертрандимир, замок Сафита, называвшийся Шастель-Блан (Белый замок), укрепленное поселение Эльтефаха к западу от Тортосы плюс командорство в Триполи;

в личных владениях короля Иерусалимского - часть башен и крепостных стен Иерихона, храм Соломона в Иерусалиме и Шато-Руж (Красный замок), который контролировал дорогу из Иерусалима в Иерихон;

в графстве Яффа и Аскалон - замок Газа (Гадрес) и замок Натрон, контролировавший дорогу из Яффы в Иерусалим;

в графстве Кесарийском - крепость Шако и знаменитый Шастель-Пелерен (Атлит);

в княжестве Галилейском и на земле Транс-Иордании - замок Ля Фев, который возвышался над равниной Эсдрелон, или Фев, большое командорство Сафет, владевшее имениями, башня Сефория и замок Ге де Жакоб;

в Акре и Тире - командорство.

Многие из этих замков были утрачены в результате сокрушительного поражения при Хаттине, поскольку не хватало защитников, чтобы противостоять натиску воинов Саладина. Вот что пишет в «Истории завоевания Сирии и Палестины Саладином» его секретарь Имад ад-Дин об осаде замка Ля Фев:

«Аль-Фула была очень красивой и хорошо укрепленной цитаделью, с многочисленным гарнизоном и достаточными припасами. Этот замок принадлежал тамплиерам. Он неприступен и представляет собой надежный опорный пункт, снабженный источником воды и продовольствием. Тамплиеры здесь жили зимой и летом, оказывая радушный прием гостям, здесь они держали своих лошадей, здесь важно расхаживали, отсюда вырывались потоки их войск, здесь собирались их братья, их демон утолил здесь свою жажду, их крест был водружен здесь, сюда стекались их войска, здесь разгорался их воинственный пыл» и т.д.

В Трепесаке (Дарбаск - в транскрипции писца Саладина) «мы обнаружили чрезвычайно высокий, выше созвездия Близнецов, хорошо укрепленный замок. Он как будто соединял небо и землю. Это было гнездо, или, вернее сказать, логово тамплиеров. Долгое время они протягивали свои руки и высовывали носы из этого замка, дабы совершать насилие».

О замке Баграс (Гастон): «Баграс - замок, откликнувшийся на призыв соседней Антиохии, оказавшейся в беде. Мы увидели его непоколебимо возвышающимся на несокрушимом холме, который, казалось, соприкасался с небом, достигая созвездия Близнецов; растекаясь в лощинах и взбираясь на горы, он, влажный от туманов, подвешенный к солнцу и луне, укутывал свои стены тучами... Никто не мечтал туда подняться. Это был замок тамплиеров, логово гиен, лес, населенный диким зверьем, пристанище бродяг, вертеп разбойников, убежище, откуда происходили все несчастья, причиной коих были они, место, откуда проистекали бедствия, колчан их стрел» и т.д.

Тортоса принадлежала рыцарям Храма с 1165 года. Со стороны моря они выстроили огромный донжон, фланкированный двумя квадратными башнями. Общая протяженность этого сооружения составляла 50 метров. Широкий и глубокий ров отделял крепость от территории, с которой ее соединяла узкая дорога. Ров сообщался с морем, однако было невозможно засыпать его, равно как и сделать подкоп под стены. Толщина стен, возводившихся из каменных блоков превосходного качества, была поистине необыкновенной. Это было воистину неприступное место, о которое в 1188 году Саладин Победитель обломал себе зубы. Внутри стен располагались часовня и большой зал, украшенный человеческими фигурами. Именно в этом донжоне, который немного похож на парижский, тамплиеры хранили свой архив и военную казну и собирались на заседания капитула в редкие периоды затишья. Здесь же располагалась резиденция магистра и его заместителей.

Шастель-Пелерен (Замок пилигримов) своим местоположением был похож на Тортосу. Он был построен тамплиерами в 1218 году на мысе Атлит, южнее Хайфы. Подобно Тортосе, он был почти полностью изолирован от суши широким рвом, заполненным морской водой. Яков Тирский, посетивший этот замок, так рассказывает о его устройстве: «Перед фасадом Замка пилигримов выстроены две башни из квадратных, хорошо отесанных каменных блоков. Их размеры столь велики, что два быка с трудом могут тянуть повозку, груженную одним блоком. Каждая из этих башен имеет в длину 100 шагов (примерно 33 метра) и в ширину 74 шага (примерно 24 метра). Благодаря своим размерам они вмещают в собственных недрах по две баллисты. Что касается их высоты, то они превосходят уровень мыса. Между двумя башнями выстроена огромная зубчатая крепостная стена. С замечательным умением внутри нее устроена лестница, по которой рыцари могут поднимать и спускать свое оружие. На небольшом расстоянии от башен протянулась от одного края моря до другого еще одна стена, ограждая колодец с живительной водой. С двух сторон мыс обнесен вновь отстроенными стенами, поднимающимися почти на высоту скал. В южной части между стеной и морем находятся два колодца, которые в изобилии снабжают замок пресной водой. Внутри стен этого замка находятся часовня, дворец и большое количество домов...» Автор забыл упомянуть, что часовня имела шестиугольную форму, а главный зал замка, как и в Тортосе, был украшен большими головами рыцарей, частично бородатых, а частично безбородых.

Сафита, называемый также Шастель-Блан (Белый замок), возвышался на холме высотой 380 метров между Тортосой и Замком госпитальеров, доминируя над долиной. Это, пожалуй, наиболее красноречивый и характерный пример цитаделей тамплиеров, существовавших на Востоке, ибо донжон, расположенный внутри двух концентрических поясов стен, одновременно был и церковью. Это массивное сооружение имеет высоту 28 м, ширину 18 м и длину 31м. Нижний его этаж занимает часовня. В толстых стенах проделаны окна для стрельбы из лука. Сооружение перекрыто сводом, подразделяющимся на три двойные арки. Верхний зал достигает 25 метров в высоту и 12 метров в ширину. Расположение окон для лучников позволяло вести стрельбу сверху вниз. Внизу - крыши домов и улицы, разбегающиеся лучами, подобно спицам в колесе, втулкой которого служит донжон, до такой степени подавляющий своей мощью, что Саладин не осмелился атаковать его. Сафет был восстановлен тамплиерами в 1240 году, когда франки вновь заняли Галилею. Он контролировал долину у подножия гор Верхней Галилеи и большой караванный путь из Дамаска в Акру. Эта цитадель могла соперничать с огромными Замком госпитальеров и их крепостью Маграт. Тысяча пленных мусульман работала над ее восстановлением, после того как в 1218 году она была разрушена. Расположенный на высоте 818 метров, Сафет включает в себя две огромные стены, имеющие овальную форму, отделенные широким рвом, прорубленным в скале, чтобы предотвратить возможность подкопа. Его донжон был самым большим во всем королевстве, достигая 34 метров в диаметре. Семь башен дополняли систему оборонительных сооружений. Первый камень этого замка был заложен епископом Марсельским Бенуа д"Алиняном, ибо тогда еще были прелаты, не боявшиеся принять крест и совершить рискованное паломничество в Святую Землю! 50 рыцарей, 35 братьев-служителей, 800 оруженосцев и наемников, 300 баллистеров, 50 туркополов, не считая различных вспомогательных воинов, составляли постоянный гарнизон этого замка. В случае военного конфликта за оружие брались две тысячи человек. Когда султан Бейбарс после памятной осады сумел овладеть Сафетом, он приказал казнить весь гарнизон крепости. Рассказывают, что отрубленная голова одного брата продолжала пение гимна «Спаси, Царица», начатого ею, когда меч палача отделял ее от тела.

Замок Бофорт компенсировал потери, понесенные тамплиерами в ходе этой продолжительной борьбы. Жульен де Сажет, разорившись, продал им его в 1260 году, и до 1268 года Бофорт принадлежал Ордену. Этот Жульен был женат на Евфимии, дочери царя Армении, которая обвинила храмовников в том, что они предоставили ее супругу заем под проценты с целью овладеть крепостью. Но Жульен продал им также и Сайду (Сидон), а в конце концов и сам вступил в Орден. Бофорт защищал долину Нар и прикрывал Сидон, приморскую цитадель, которая была одним из последних оплотов храмовников, перед тем как они покинули Святую Землю.

Ж. Бордонов «Повседневная жизнь тамплиеров в XIII веке»

В Европе и на Востоке храмовники построили множество замков и крепостей и создали не один десяток монастырских хозяйств. Кроме того, рыцарям Ордена Храма приписывают внедрение целого ряда финансовых операций – от чековых расчетов до двойной бухгалтерии и кредитов под сложные проценты. Но главные следы тамплиеры , конечно, оставили в художественной культуре.

Экономическое наследие тамплиеров

Некоторые историки считают, что именно последователи Ордена Храма Соломона создали чековые расчеты. Это изобретение было связано с миссией охраны паломников на пути в Иерусалим, ради которой создавалась организация. Так как обеспечить личное сопровождение каждому путешественнику было физически невозможно, а передвигаться с золотом или серебром путники опасались, они делали финансовый или имущественный вклад в казну тамплиеров. Взамен клиентам выдавалась обычная записка на куске кожи, на которой были указаны финансовые обязательства ордена. По этому документу они могли получить любую сумму денег в филиалах от Европы до Ближнего Востока.

Если деньги на счету вкладчика заканчивались, их можно было взять в долг. Считается, что тамплиеры сыграли не меньшую, чем еврейская община, роль в развитии банков и ростовщичества. Их финансовая деятельность была четко продумана и отделена от военной. Если последней чаще занимались рыцари, то первая отводилась так называемым сержантам. За свои услуги они брали определенную комиссию, иногда по принципу «сложных процентов», а все проводимые операции фиксировали в бухгалтерских отчетах. Накопление храмовниками значительных средств с последующим использованием этих сбережений в хозяйственной деятельности некоторые историки называли одной из важных предтеч капитализма.

Замки и крепости тамплиеров

Тамплиеры оставили после себя и архитектурное наследие. Они построили в Европе множество замков и круглых часовен в романском стиле, возвели и отреставрировали ряд крепостей и храмов на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Ряд исследователей отмечает, что на европейских землях за пару сотен лет тамплиеры создали более сотни архитектурных сооружений, в основном, на территории Франции, Германии, Италии. По некоторым данным, кое-что из их строений сохранилось в Скандинавии и Прибалтике. В Украине есть руины Средненского замка, который рыцари ордена возвели в XII веке.

На Святой земле известно несколько десятков замков, которые были построены или отреставрированы тамплиерами. Некоторые из них, как например крепость Шато де Пелерин в Атлите, туристы обычно могут наблюдать только издалека. Причина – постоянные военные конфликты в Хайфе. Замок тамплиеров Бофор в Ливане в XX веке также стал военной базой и переходил из рук одной террористической организации к другой (от ООП Ясира Арафата до ЦАХАЛа и Хезболлы). Но кроме тех крепостей, что находятся в зоне военных конфликтов, на Ближнем Востоке есть и другие замки тамплиеров – например, Кастель Бланк в Сирии, который, как правило, открыт для посетителей.

Отражение образа тамплиеров в культуре

Наследие тамплиеров осталось и в произведениях искусства. Существуют как положительные (в романах М. Дрюона «Проклятые короли»), так и отрицательные (в романе В. Скотта в «Айвенго») примеры их художественных образов. В Романе Умберто Эко «Маятник Фуко» легенда о сокровищах ордена становится одной из главных частей сюжетной канвы. Это только одни из наиболее известных литературных произведений. Также существует масса фантастической литературы, сюжет которой построен на мифах о Святом Граале или тайных организациях средневековых рыцарей.

В массовой культуре легенды о тамплиерах обрели новое звучание после экранизации в кино. Фильм «Код да Винчи» и сериал «Последний тамплиер» подняли вопрос о том, существует ли орден сегодня. Скандал вокруг первой картины, который был связан с некорректной трактовкой личности Христа, еще более популяризировал знаменитую легенду о тамплиерах. А множество компьютерных игр – от «Deus Ex» и «Knights of the Temple» до знаменитой «Цивилизации» Сида Мейерса – не оставили, пожалуй, никого, кто бы ничего не слышал об этих средневековых рыцарях.

Ксения Жарчинская


Один из самых известных замков в , построенный еще в XII веке. Находится примерно в 140 км от Лиссабона в городе Томар, который, по сути, разросся именно вокруг этого грандиозного сооружения. Сегодня замок Тамплиеров довольно популярен среди туристов не только благодаря своему историческому наследию, но и благодаря уникальной архитектуре. Он внесен в по версии нашего сайта.

Сам замок также известен, как Конвенту-де-Кришту. В нем хранится наследие тамплиеров или последователей ордена Христа. С приходом тамплиеров, именуемых в тот период гонимыми храмовниками, на стенах Томарского замка появились новые кресты. Сегодня крепость и все сооружения внутри нее достойно стареют и порастают заметным мхом, который неплохо смотрится на фоне серого камня. Особенно популярно у туристов огромное прямоугольное окно, украшенное крестом и королевскими символами.

За крепостными стенами сохранилась круглая церковь - «ротонда», построенная в стиле израильского храма Гроба Господня. Примечательно то, что замок выдержал мощнейшую осаду в конце XII столетия со стороны предводителя мавров Якуб аль-Мансура. Одним из наиболее значимых фигур в развитии ордена Христа на территории Португалии был король Мануэл I. Еще до восшествия на престол он взялся за расширение крепостного комплекса в Томаре.

Достопримечательность расположена на холме, поэтому виднеется задолго до подъезда к городу. От вокзала Санта-Аполония в Лиссабоне в сторону Томара регулярно отправляются поезда.

Один из самых известных замков тамплиеров находится в португальском городе Томар. Правда, этот замок не совсем тамплиерский – или не только тамплиерский.

Томарский замок (Convento de Cristo) был построен еще около 1160 года и был главной твердыней тамплиеров в Португалии. Замок осаждали мавры, но безуспешно. Скала!

Однако, с роспуском ордена тамплиеров (1312 год, так, на минуточку) судьба замка немного подвисла (как и всех остальных владений тамплиеров), но предприимчивый португальский монарх Диниш подсуетился и создал орден Христа, и – более того – уболтал папу передать тамплиерские владения этому новому ордену (в который вошли оставшиеся без дела бывшие тамплиеры).

Довольно скоро (1357) томарский замок был выбран главным оплотом ордена Христа. Позднее был обращен в монастырь, а в наши дни является объектом культурного насления ЮНЕСКО. Невероятно красивая там архитектура.

В томарском замке (и заодно в Томаре) я совместно с питерским другом Вовкой была аж целый день по дороге из Порту в Лиссабон (жд билет Порту – Томар стоит от 20 евро и сидеть в поезде около трех с гаком часов (причем, придется пересаживаться в местечке под названием Entroncamento), а Томар – Лиссабон: 9-10 евро и пилить порядка двух часов).

Сам городишко совсем крохотный, милый такой, европейский. Одна печаль – до большой воды довольно далеко. В городе есть речка, но совсем какая-то не убедительная.

Томарский замок – это, естественно, главная достопримечательность Томара, однако по пути от жд станции к замку можно зарулить в еще пару приятных местечек. Как-то церквуха, парк, кладбище…

Ладно, по порядку.

Сначала мы прошли мимо красивого кладбища, увы, закрытого на засов.

Дальше была церквуха (Church of Santa Maria do Olival) с оооочень разговорчивым дядечкой (вроде даже и не священник). Он поведал на приемлимом английском чуть ли не всю историю католицизма в Португалии, а также рассказал кучу всяких особенностей этой церквухи. Человек далекий от религии в жизни бы не заметил всех этих мелочей, но когда на них указывают и объясняют, то послушать довольно интересно.

Правда, мы, отличившись особой сообразительностью, заметили, что что-то не так, только через час. Соответственно, назад к заветной развилке с отвороткой к замку топали еще час. Ноги уже гудели…

Но тут увидели замок…

Ах да, как я люблю замки! Особенно снаружи. Увы, внутри они совсем не такие, какими мне бы хотелось их увидеть. Нет там никакого духа средневековья. Половина всех замков была обитаема чуть ли не до сегодняшнего дня – и соответственно дизайн внутренних апартаментов менялся с учетом моды (фарфоровые статуэтки, печки на изящных ножках… Тьфу!), а вторая половина хуже того: побелена и совершенно неинтересна (замок Дракулы, ага).

Томарский замок, в принципе, снаружи тоже куда внушительнее, чем внутри. Однако, всякие внутренние дворики, из которых всегда видно башни, несколько реабилитируют его в моих глазах.

Что особенно порадовало – туристов мало. Никаких толп и очередей. Португалия в то время вообще была невероятно приятственна в плане отсутствия приезжих.

Больше всего порадовали башни с “окнами”, которые обрамляет великолепная резьба по камню. Мануэлино. Башенки, завиточки… Где-то видела-слышала фразу, которой потом искала объяснение и подтверждение в сети, но безуспешно, что, мол, толи британский, толи испанский король был готов простить Португалии весь ее долг за это окно. Как это все должно было происходить, да и правда ли все это – увы, выяснить не получилось. Расскажите, если кто знает.

Вообще это окно (Janela do Capítulo) считается одной из лучших работ в стиле Мануэлино. Всех работ в этом стиле я не видела, но все равно согласна!

По замку мы шатались оочень долго и только осознание того, что грядет вечер, а вместе с ним и крайняя электричка в Лиссабон заставили нас оттуда выбираться.

По пути к станции под мягким вечерним солнцем было приятно рассматривать детали домов на узких улочках Томара. Кстати, Томар – в плане, сам город – появился уже позже крепости (что логично для всех городов, где есть крепость…).

Итого, мне местечко очень понравилось! По большому счету, это было единственное место, куда мне очень хотелось в Португалии попасть (жутким фанатом рыцарства я была в то время. Ах, молодость!). Долго там делать, конечно, нечего, но скататься на день и посмотреть совершенно волшебную резьбу по камню на башнях томарского замка стоит!