География как наука. Межпредметные связи географии с другими науками. Связь географии с физикой, химией, математикой, биологией, экологией Связь географии с другими науками вывод

Не существует ни одной абсолютно изолированной от других знаний науки. Все они тесно переплетены друг с другом. И задача любого учителя или преподавателя - максимально раскрыть эти межпредметные взаимосвязи. В этой статье мы детально рассмотрим связи географии с другими науками.

Межнаучные связи - что это такое?

Межнаучные (или межпредметные) связи - это взаимосвязи между отдельными дисциплинами. В ходе учебного процесса они должны устанавливаться учителем (преподавателем) и учащимся. Выявление таких связей обеспечивает более глубокое усвоение знаний и способствует более эффективному их применению на практике. Поэтому учителю необходимо акцентировать особое внимание на этой проблеме при изучении любой науки.

Выявление межпредметных связей - это важный фактор построения содержательной и качественной системы образования. Ведь их осознание учеником позволяет ему более глубже познать объект и задачи конкретной науки.

Науки, изучающие природу

Система наук, изучающих природу, включает в себя физику, биологию, астрономию, экологию, географию и химию. Их еще называют естественными научными дисциплинами. Пожалуй, главное место среди них принадлежит физике (ведь даже сам термин переводится как "природа").

Взаимосвязь географии с другими науками, изучающими природу, очевидна, ведь у всех у них - общий объект исследования. Но почему же тогда его изучают разные дисциплины?

Все дело в том, что знание о природе очень многогранно, оно включает множество разных сторон и аспектов. И одна наука постигнуть его и описать просто не в состоянии. Именно поэтому исторически сформировалось несколько дисциплин, которые изучают разные процессы, объекты и явления, происходящие в окружающем нас мире.

География и другие науки

Интересно, что вплоть до XVII века наука о Земле была единой и целостной. Но со временем, по мере накопления новых знаний, объект её изучения все более усложнялся и дифференцировался. Вскоре от географии откололась биология, а затем и геология. Позже еще несколько наук о Земле стали самостоятельными. В это время на основе изучения различных компонентов географической оболочки формируются и укрепляются связи географии с другими науками.

Сегодня в структуре географической науки значится не менее пятидесяти различных дисциплин. Каждая из них отличается своими методами исследований. В целом география делится на два больших раздела:

  1. Физическая география.
  2. Социально-экономическая география.

Первая изучает природные процессы и объекты, вторая - явления, которые происходят в обществе и экономике. Зачастую связь между двумя узкими дисциплинами из разных разделов учения может и вовсе не прослеживаться.

С другой стороны, связи географии с другими науками очень тесные. Так, наиболее близкими и "родными" для нее являются:

  • физика;
  • биология;
  • экология;
  • математика (в частности, геометрия);
  • история;
  • экономика;
  • химия;
  • картография;
  • медицина;
  • социология;
  • демография и другие.

Причем на стыке географии с другими науками часто могут формироваться совершенно новые дисциплины. Так, к примеру, возникла геофизика, геохимия или медицинская география.

Физика и география: связь между науками

Физика - это, по сути, и есть чистая Данный термин встречается в работах древнегреческого мыслителя Аристотеля, который жил еще в IV-III ст. до нашей эры. Именно поэтому связь географии с физикой очень тесная.

Сущность атмосферного давления, зарождение ветра или особенности формирования ледниковых форм рельефа - раскрыть все эти темы очень сложно, не прибегнув к знаниям, полученным на уроках физики. В некоторых школах даже практикуют проведение в которых органично сплетены физика и география.

Связь этих двух наук в рамках школьного образования помогает ученикам глубже познать учебный материал и конкретизировать свои знания. Кроме того, она может стать инструментом у школьников к "смежной" науке. Например, ученик, который ранее не очень ладил с физикой, может вдруг полюбить её на одном из уроков географии. В этом заключается еще один важнейший аспект и польза межпредметных связей.

Биология и география

Связь географии с биологией, пожалуй, наиболее очевидна. Обе науки изучают природу. Вот только биология концентрирует свое внимание на живых организмах (растения, животные, грибы и микроорганизмы), а география - на абиотических её компонентах (горные породы, реки, озера, климат и т. п.). Но поскольку связь между живыми и неживыми компонентами в природе очень тесная, это значит, что и данные науки априори связаны.

На стыке биологии и географии сформировалась абсолютно новая дисциплина - биогеография. Главный объект её изучения - биогеоценозы, в которых и взаимодействуют биотические и абиотические компоненты природной среды.

Эти две науки также объединяет вопрос В поисках правильного ответа на него географы и биологи консолидируют все свои усилия.

Экология и география

Эти две науки взаимосвязаны настолько тесно, что иногда предмет их исследования даже отождествляют. Решение любой экологической проблемы просто невозможно без обращения к аспектам географической науки.

Особенно прочной является связь экологии с физической географией. Она вылилась в формирование совершенно новой науки - геоэкологии. Впервые этот термин ввел Карл Тролль в 1930 годах. Это комплексная прикладная дисциплина, изучающая структуру, свойства и процессы, которые проходят в среде обитания человека, а также других живых организмов.

Одной из ключевых задач геоэкологии является поиск и разработка методов рационального природопользования, а также оценка перспектив устойчивого развития конкретных регионов или территорий.

Химия и география

Еще одна дисциплина из класса естественных наук, которая имеет довольно тесные связи с географией, - это химия. В особенности она взаимодействует с географией почв и почвоведением.

На основе этих связей возникли и развиваются новые научные отрасли. Это, в первую очередь, геохимия, гидрохимия, химия атмосферы и геохимия ландшафтов. Изучение некоторых тем географии просто невозможно без соответствующих знаний химии. Прежде всего речь идет о следующих вопросах:

  • распространение химических элементов в земной коре;
  • химическая структура почвы;
  • кислотность грунтов;
  • химический состав вод;
  • соленость океанической воды;
  • аэрозоли в атмосфере и их происхождение;
  • миграция веществ в литосфере и гидросфере.

Усвоение данного материала учащимися будет проходить более эффективно в условиях интегрированных уроков, на базе лабораторий или кабинетов химии.

Математика и география

Отношения между математикой и географией можно назвать очень близкими. Так, научить человека пользоваться географической картой или планом местности без элементарных математических знаний и навыков невозможно.

Связь математики с географией проявляется в существовании так называемых географических задач. Это задания:

  • на определение расстояний по карте;
  • на определение масштаба;
  • на вычисление высоты горы по температурным градиентам или градиентам давления;
  • на расчеты по демографическим показателям и тому подобное.

Кроме этого, география в своих исследованиях очень часто использует математические методы: статистический, корреляционный, моделирования (в том числе компьютерного) и другие. Если же говорить о экономической географии, то математику и вовсе можно смело назвать её "сводной сестрой".

Картография и география

Связь этих двух научных дисциплин ни у кого не должна вызывать ни малейших сомнений. Ведь карта - это язык географии. Без картографии эта наука просто немыслима.

Существует даже особый метод исследований - картографический. Он заключается в получении нужной для ученого информации из различных карт. Таким образом, географическая карта из обычного продукта географии превращается в источник важных сведений. Данный метод исследований применяется во многих учениях: в биологии, истории, экономике, демографии и так далее.

История и география

"История есть география во времени, а география - это история в пространстве". Эту необычайно точную мысль выразил Жан-Жак Реклю.

История связана исключительно с общественной географией (социальной и экономической). Так, при изучении населения и экономики конкретной страны нельзя обойти стороной её историю. Таким образом, юный географ априори должен в общих чертах разбираться в исторических процессах, которые протекали на определенной территории.

В последнее время в среде ученых появляются идеи о полной интеграции этих двух дисциплин. А в некоторых вузах уже давно созданы смежные специальности "История и география".

Экономика и география

География и экономика также очень близки. По сути, результатом взаимодействия между этими двумя науками стало появление совершенно новой дисциплины под названием экономическая география.

Если для экономтеории ключевым является вопрос "что и для кого производить", то экономическую географию интересует прежде всего другое: как и где производятся те или иные блага? А еще данная наука пытается выяснить, почему производство того или иного продукта налажено именно в этой (конкретной) точке страны или региона.

Экономическая география зародилась еще в середине XVIII века. Её отцом можно считать величайшего ученого М. В. Ломоносова, который ввел в обиход этот термин в 1751 году. Вначале экономическая география носила чисто описательный характер. Потом в сферу её интересов вошли проблемы размещения производственных сил и урбанизации.

На сегодняшний день экономическая география включает в себя несколько отраслевых дисциплин. Это:

  • география промышленности;
  • сельского хозяйства;
  • транспорта;
  • инфраструктуры;
  • туризма;
  • география сферы услуг.

В заключение...

Все науки связаны друг с другом в большей или меньшей степени. Связи географии с другими науками также довольно тесные. Особенно если речь идет о таких дисциплинах, как химия, биология, экономика или экология.

Одна из задач современного учителя - выявить и показать ученику межпредметные связи на конкретных примерах. Это крайне важное условие для построения качественной системы образования. Ведь от комплексности знания напрямую зависит эффективность его применения для решения практических задач.

Связь географии с другими науками изменялася с течением времени. В далеком прошлом географы-путешественники, которые собирали материалы о природе, населении, хозяйстве новых территорий, содействовали этим формированию ботаники, зоологии, геологии, климатологии, этнографии и др. В итоге усилились обратные влияния и возникли геоморфология, биогеография, историческая география и др. В дальнейшем контакты географии с другими науками все больше расширялись.

В наше время в связи с прогрессирующим усложнением системы научного знания и географии в целом, каждая географическая дисциплина отдельно взаимодействуют с большим количеством разнообразных касательных наук. Общее число таких "контактных" дисциплин, наверное, достигает около ста. Поэтому создать своеобразную модель подобной взаимосвязи практически невозможно.

Какими бы не были взгляды географов, они, однако, всегда испытывали влияние методологических установок, которые производятся в смежных науках. Иногда эти влияния были достаточно конкретизированными. В другие периоды казалось, что географы едва улавливают отголосок идей данного времени, работая в относительной академической изоляции.

В целом можно выделить три источника влияний. Первый из них - это естественные науки, где физика выдвинулась на первое место относительно разработки наиболее убедительной парадигмы научного объяснения. Второй - социология и близкие к ней науки, хотя связь с ними менее определена. Третий - история, которая оказала существенное влияние на мышление географов.

Следует подчеркнуть большую мобильность зоны контакта географии, геологии и биологии, связанную с тем, что экологическая ситуация на Земле постоянно изменяется, а методы её изучения совершенствуются. Поэтому можно в будущем ожидать формирования новых направлений научного поиска.

Природа в пределах географической оболочки Земли организована по меньшей мере на трех уровнях одновременно: комплексном, компонентном и элементарном. О первых двух речь шла выше. Последний - уровень организации самых простых объектов (материальных тел и процессов), из которых в конечном итоге формируется не только вещественная энергетическая основа комплексов и компонентов географической оболочки Земли, но и вообще всех материальных объектов нашей планеты в целом, а может и более широкий класс объектов. Понятно, что элементарный уровень организации этих объектов - предмет исследования всех фундаментальных естественных наук, в том числе тех, которые конкретизируют исследуемую ими закономерность относительно специфических условий нашей планеты - геология, геохимия, геофизика, биология и тому подобное.

Физико-географ не безразлично относится к знаниям о материальных объектах природы на элементарном уровне их организации. Связь же физической географии с естественными науками, как справедливо отметил А. Д. Плахотник (1994), пролегает через компонентные физико-географические науки, а именно - их общие направления (общая гидрология, общая геоморфология и др.).

Когда пытаются исследовать один из компонентов природной среды в составе географической оболочки, то знание об этом объекте на элементарном уровне его организации, составляя предмет изучения общего направления соответствующей компонентной физико-географической науки, является неотъемлемой частью физико-географического изучения данного объекта. В то же время имеют место попытки изучать тот же объект на элементарном уровне представителями других естественных наук. В отличие от физико-географа, который проектирует взаимосвязь определенного компонента как бы "от себя", в неразрывной взаимосвязи со всеми другими компонентами географической оболочки, ученый из другой научной отрасли пытается как можно глубже проникнуть в закономерности функционирования и развития объекта природы, который его интересует. Другими словами, он исследует последний не как сам по себе, а "на себя" - во всех взаимосвязанных между собой все более мелких функциях.

География обогащает социальные науки новыми материалами и идеями. Изучение конкретных проявлений взаимодействия общества и природы, как на региональном, так и на глобальном уровне имеет общеметодологическое значение, хотя географам и будет принадлежать главная роль в исследовании. Геометод при этом рассматривается философом Б. М. Кедровим как методологическая роль географии.

Учитывая историческую ретроспективу и актуальные направления развития географической науки, к сказанному выше прибавим следующее. Прежде всего заметим, что в географии всегда первостепенной была проблема взаимодействия методов при изучении Земли и взаимосвязей с другими науками. Между тем границы с касательными дисциплинами в XIX- в начале XX ст. оставались в известной мере размытыми. Во многих странах физико-географы работали на кафедрах геологии и наоборот. Так, знаменитый украинский геолог П. А. Тутковський (см. выше) в свое время объединял кафедру географии и этнографии в Киевском университете. В Германии известные своими капитальными географическими трудами О. Гумбольдт, К. Риттер,

Ф. Рихтгофен прежде всего были высокопрофессиональными геологами, а Ф. Ратцель пришел в географию после разведок почвы в отрасли геологии и биологии. В Англии труды известных геологов А. Е. Трюмена, О. Т. Джонса, Дж. К. Уарлсуорта, А. Вуда существенным образом повлияли на развитие физической географии и геоморфологии.

Геоморфология испытала наибольшее влияние со стороны геологии, а затем и геофизики. Развитию геоморфологии непосредственно содействовали достижения в руслах геологической съемки и картографирования, стратиграфической геологии кайнозоя. Это особенно отразилось в основополагающих трудах известного американского ученого В. М. Девиса, его учении об эрозийных циклах.

Большое значение имело проникновение методов естественных наук в физическую географию на протяжении 50-70-х годов XX ст., которая ощутимо переориентировалась на основательное изучение процессов. Недостаточность достоверной информации о процессах к этому времени была осознана многими учеными. В первую очередь необходимо было получить данные относительно характера и темпов действия процессов, установить взаимосвязь между ними и факторами, которые на них влияют. В конечном итоге, замена идеографического подхода номогетическим создала благоприятные условия для количественного анализа процессов. Многие из ветвей географии уже не могли обойтись без углубленных знаний именно о процессах.

Так, понимание ледниковых форм рельефа типа каров требовало соответствующего выяснения процессов движения льда и ледниковой эрозии, а интерпретация поверхностей выравнивания как результата действия абразии вызывала необходимость изучения характера и темпов развития процессов разрушения берегов.

В почвоведении интерес к процессам почвообразования и динамике почв содействовал возникновению новых представлений. Вместо изучения факторов почвообразования пришел процесуально ориентированный подход к исследованию почвенного профиля, основанный на анализе твердой и жидкостной фаз, миграции и трансформации продуктов почвообразования.

С активным проникновением в физическую географию методов и моделей физики, химии, механики, геологии, геофизики, геохимии возникла необходимость аксиологично четко выделять вклад разных специалистов в процесс проработки сугубо географических проблем. Эта проблема доныне имеет принципиально важное методологическое значение.

Что дало применение методов естественных наук в изучении географических процессов, можно в первую очередь показать на примере геоморфологии, методологический фундамент которой в достаточной степени кардинально трансформировался. В этом контексте внимание привлекает прежде всего труд Г. К. Гимберта о Западе США, в котором он не просто тривиальным образом описал естественные эрозийные процессы, но и выявил систему законов (закономерностей). Ценными являются оригинальные представления Гимберта относительно механики флювиальных процессов, перенесения обломочного материала, которые основываются на результатах модельных исследований.

Большое значение имеет труд американского исследователя Р. А. Бегнольда "Физика песков и пустынных дюн" (1941, 1959), в которой изложена основная закономерность ведущих геоморфологических процессов в пустынных поприщах. Он также оригинально объяснил формирование берегов под воздействием волновых процессов, опираясь на результаты экспериментов в искусственных водоемах.

Немалый вклад в изучение седиментационных и геоморфологичных процессов сделали шведские ученые Ф. Юльстрем и О. Сундборг. Основываясь на лабораторных опытах, они выявили любопытные зависимости между скоростью течения, размерами частиц наноса и процессами эрозии, транспорта и отложения теригенного материала.

Похвальных слов заслуживают ученые геоморфологической школы (научный руководитель А. Н. Стралер) Колумбийского университета, которые смогли целенаправленно применить в геоморфологических исследованиях основные принципы механики жидкостных сред. Это дало возможность обеспечить анализ рельефообразующих процессов как проявлений разных типов сопротивления сдвигу (гравитационному и молекулярному), оценивать широкий спектр напряжений, которые вызывают разнообразные процессы выветривания, эрозии, транспортировки и аккумуляции.

Выход в свет в США книги "Флювиальные процессы в геоморфологии" (1964) по существу знаменовал новый рубеж в развитии учения о геоморфологических процессах. В ней много в чем впервые в центре внимания очутились современные процессы и физико-химические принципы, которые лежат в их познавательной основе и дают возможность раскрывать механизмы и природу своеобразных геоморфологических процессов.

Широкое применение методов других наук в географии, активизация ее взаимодействия с касательными и более отдаленными научными отраслями, использование средств математики и информатики заострили проблему определения специфики географической науки. Между тем смещение ударений именно на исследование процессов выразительно подчеркнуло специфику географического исследования. Ведь реализация многих методов точных наук на метеорологической станции, в почвенном шурфе или на стоковой площадке дает по большей части вот такую точечную информацию. Но задание географа заключается в определении корректного применения полученных результатов на наиболее широком пространственном фоне и даже в глобальном масштабе. На протяжении последних десятилетий появилась реальная возможность осуществлять исследования именно на уровне последнего, поскольку уже собрано достаточно данных о процессах, чтобы выделить определенную пространственную закономерность в рамках отдельных стран и мира в целом. Кроме того, развивается международное сотрудничество с целью заполнения пробелов в обеспечении информацией о течении процессов в прошлом. Существенно расширились также возможности дистанционного наблюдения, что содействует определению глобальных характеристик процессов.

Своеобразная особенность взаимодействия географии с другими науками заключается в следующем. Вплоть до середины XX ст. прослеживалась самая тесная связь географии с историей. Эта связь отразилась, в частности, на многих уровнях преподавания географических дисциплин. В течении последнего времени заметно выросли связи географии с экологическим знанием, все в большей степени внимание концентрируется на взаимодействии общества с окружающей средой.

Среди теорий и идеологем, заимствуемых географией из области других наук, хоть и существенным образом трансформируемых, следует в первую очередь назвать использование биологического подхода к истолкованию географических объектов, в частности уподобление общества или страны единому организму ("органическая" теория общества Ф. Ратцеля). Модель стандартного экономического района, например, коррелирует с моделью строения атома Н. Бора. Некоторые модели разделения территориальной структуры хозяйства основываются на моделях теории строения белка. Среди идей, заимствуемых из физики, можно назвать гравитационную модель, законы распределения тока в электрическом цепи (использованные, например, во время анализа рынков как пространственной экономической системы), законы гидродинамики, использованные при анализе транспортных перевозок. Примером конкретного влияния теории относительности А. Энштейна можно назвать создание в картографии вариавалентных (переменномасштабних) проекций. Последние целенаправленно превращают изображение земной поверхности таким образом, чтобы их площадь была пропорциональной величине какого-то показателя, например численности населения, и при этом, чтоб мера их точности отвечала карте в обычной картографической проекции.

Сегодня сама логика развития географии привела к широкому целенаправленному применению математических методов и вычислительной техники с целью информатизации географического знания . Важными стимулами развития этого процесса стали, в частности, развитие космического землеведения и необходимость географического мониторинга окружающей среды, разветвление международных систем статистических служб и актуальность интеграции демографической, социально-экономической и политической информации. Это, в свою очередь, требует принципиально новых подходов к организации сбора, обработки, анализа и синтеза географической информации.

Современная информатика изучает структуру и общие свойства научной информации, а также вопросы, связанные с ее сбором, поиском, переработкой, превращением, распространением и использованием в разнообразных сферах деятельности. Неотъемлемыми составляющими информатики стали целые разделы математики, прежде всего математической статистики. Корреляционный и регрессионный анализы, факторный анализ и распознавание образов, а также немало других направлений математики используются информатикой. По мере внедрения информатики в географию выяснилась ее тесная связь с проблемами автоматизации картографии, обработки космической информации и тому подобное.

Наиболее существенным результатом информатизации географического знания становится постепенная консолидация, а в перспективе и интеграция всех географических дисциплин на базе "информационной" парадигмы. Современные исследования непременно нужно осуществлять на общенаучной базе, что непосредственно связано именно с информатикой, а через нее с математикой, кибернетикой, системным подходом, синергетикой. Базовое значение для интеграции географического знания приобретает создание банков данных и геоинформационных систем. Именно всеобщность принципов построения последних для любой территории может стать новой общей программой для всех географических дисциплин, не деформируя их научное своеобразие, отмены в объектах изучения, методологии как таковой.

Немалый опыт создания геоинформационных систем накоплен в картографии, где выстроены автоматические системы картографирования , основанные на компьютерной технике, что позволяет обрабатывать цифровые множества пространственно распределенных данных и выводить их в виде разнообразных картографических материалов. Важное значение имеет развитие специального картографического программирования и создание специализированных картографических баз данных. Переход от традиционных методик создания тематических атласов к автоматизированным приемам и процедурам - один из ярких примеров последствий проникновения информатики в картографию и географию в целом.

Картографические базы данных стали фундаментом своеобразных географических баз данных, в которых происходит постепенное накопление информации и файлов - от сугубо топографических к файлам по компонентам природной среды - геологической, метеоролого-климатической, гидрологической, глясиологической, почвенной, биотической информации. В географических базах данных, кроме обычных данных, привязанных к точкам координатной сети, можно использовать пространственные данные, которые основываются на обработке видеографической дистанционной информации.

Информатика в ряде случаев вынуждает серьезно корректировать сами методологические основы географического знания . Географические проблемы классификации, таксономии, районирование при решении их на информационной основе требуют переосмысления и последующего усовершенствования методолого-теоретического простора географии.

Новые подходы, связанные с теорией информации, системным подходом и синенергетикой привели к осознанию взаимодействующих географических процессов: пространственной самоорганизации, пространственного управления и самоуправления. В разных соединениях эти базовые процессы можно найти в любом конкретном географическом процессе - миграции населения, землепользовании, размещении производства и тому подобное.

Кстати, развитие информационных средств и методов в географии реально выявило изоляционизм ее "советской парадигмы", извращенность разделения общественной географии на "советскую" и "буржуазную", игнорирование действительно экономических категорий в советской экономической географии, когда на первый план выдвигались процессы централизованного планирования и управления. Рынок и его понятие о равновесии спроса и предложения по существу игнорировались в трудах советских географов. Это приводило к абсолютизации производства. С точки зрения физико-географа, подобное было неестественным: ведь не мог ландшафтовед сосредоточиваться на одном-двух, пусть очень важных, компонентах природы, совсем пренебрегая другими (Ю. Т. Липец, 1991).

В конечном итоге, необходимо подчеркнуть, что география - наука непременно с высоким мировоззренческим потенциалом, тесно связанная со всей системой культуры, в которой она выполняет разнообразные функции. Вся история географии - это история ее взаимосвязей с культурой в целом, наукой, техникой. География много в чем формирует общественное сознание, реализует потребности людей в условиях, необходимых для нормальной жизнедеятельности, для самоутверждения и развития.

Современная география по необходимости должна опираться на императив гуманитарного мышления, поэтому должна постоянно расти ее "эколого-культурная" функция. В этом контексте география тесно взаимодействует с историей культуры, изучая исторические культурные ландшафты, осуществляя анализ естественных и антропогенных процессов, которые разрушают культурные памятники и их окружение.

Особое значение приобретает историческая география как наука о взаимодействии общества и природы в историческом прошлом на конкретной территории. Исследование причинно-следственных связей дает возможность объяснить самобытность культурных традиций в пределах тех или других поприщ, их закономерное постоянство или изменчивость. Очень важным является исследование историко-географических областей - территорий, которые имеют историко-культурную целостность, которая проявляется в своеобразии экономического бытия, типах культовых и бытовых построений, фольклоре и тому подобное.

Одним словом, география и в практическом плане выступает как важный фактор культуры и мировоззрения. Посредством географии закладываются и формируются основы общественного сознания, природопользования, экономики, политики, социологии. Сегодня в мировоззренческом контексте именно география призвана поднять уровень экологического сознания людей. Ведь нехватка фундаментальных экологических знаний и вообще недостаточное их практическое использование привели и продолжают приводить к возникновению экологического кризиса, заострению противоречий и конфликтов между обществом и географической средой его жизнедеятельности.

1.2. СТРУКТУРА И МЕСТО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

Прежде чем говорить о месте экономической и социальной географии в системе научного знания, определим место самой географии в этой системе и рассмотрим причины и процесс возникновения экономической и социальной географии.

Так, определяя место географии среди других наук, И. Кант указывал, что существует два способа группировки, или классификации, предметов и явлений с целью их изучения - логический и физический. Классификация предметов и явлений по временному признаку - сфера истории, а классификация их по территориальному признаку - сфера географии. Известный философ Б. М. Кедров видел специфику географии в применении особого метода исследований. Н. Н. Баранский указывал на свойство «территориальности» как на главный критерий «географичности» того или иного объекта. По его мнению, не все, что может быть изображено на карте, географично, но все, что не может быть на ней изображено, заведомо не относится к сфере изучения географии.

Особо следует отметить существенные различия в степени формализации этих наук. Например, если математика и геометрия в своих расчетах не учитывают свойства и качества объектов, которыми оперируют (математике все равно, что считать, а геометрии - что измерять), а специфика объектов не влияет на результаты расчетов, то в географии, истории и ряде других научных областей ситуация иная.

В географии и истории время и расстояние «переходят» друг в друга. Время может измеряться километрами, а расстояние - часами и сутками (как тут не вспомнить о четырехмерном континууме «пространство - время»). Причем единицы измерения должны оптимально соответствовать задачам исследования и параметрам изучаемых объектов. В общественно-географических науках расстояние (а следовательно, доступность объкта) чаще целесообразно определять даже не в метрах и километрах, а в часах, поколениях и даже... рублях. Так, расстояния от г. Перми до городов Кунгур и Чусовой по железной дороге различаются в 1,3 раза, если исходить из километража (100 и 130 км соответственно), и в 2 раза, если сравнивать затраты времени (2 и 4 часа). И даже если выравниваются затраты времени (дог. Чусового пустили скоростную электричку, которая находится в пути 2 часа), то по стоимости проезда Чусовой остался менее доступен, чем Кунгур, в 1,5 раза. Таким образом, выбор конкретного показателя для измерения расстояния зависит от задач, стоящих перед исследователем.

Например, племя яномами (Венесуэла) живет в верховьях Ориноко, в районах южнее поселка Эсмеральда. От современного мира племя отделяют 300 км (до центра провинции г. Пуэрто-Аякучо) и целых... 5 тысяч лет (племя живет в каменном веке). И насколько «длинны» оказались эти 300 км, если племя было открыто только в 1965 г.!

География в качестве единой научной дисциплины изучает территориальные системы (геосистемы), т. е. формы территориальной организации общества и природы в целом, их отдельных элементов. Объектом исследования является географическая оболочка, в которой выделяется ойкумена - объект познания экономической и социальной географии. Основным интегрирующим началом выступает теоретическая география с собственным предметом познания - географическим пространством. Поэтому в системе географических наук особо выделяются отрасли интегральные, раскрывающие особенности территориальной организации целостных природных или общественных систем (комплексов) - ландшафтоведение и экономическая и социальная география.

Развитие мирового сообщества коренным образом преображает пространство, меняя его параметры. Примером тому может служить процесс имплозии (стягивания, сбегания) крупных городов. Крупные города значительно ближе друг к другу, чем к своим пригородам. Так, доехать дозвониться или отправить письмо, а тем более перевести деньги, общаться по линиям глобальной сети с Москвой, Парижем, Лондоном порой значительно проще, чем с пригородной деревней.

Именно поэтому система географических наук, базирующаяся на тандеме «объект - метод», подразделяется на четыре ветви, выделяемые по с п е ц и ф и к е м е т о д о в (математическая география, центрография, картография и др.), масштабу исследований (от глобального до локального), временным рамкам (историческая палеогеография, инженерия, конструирование, планирование и прогнозирование) и особенностям объекта исследования (военная, политическая, конфессиональная география и пр.). Отрасли, входящие в состав первой ветви, акцентируют внимание на возможностях применения каждого из методов в разных сферах и поэтому более формализованы. В отраслях и направлениях четвертой ветви географии в наибольшей степени учитываются черты и свойства исследуемых объектов. Науки, входящие в состав этой ветви, к числу которых относится экономическая и социальная география, формализованы в наименьшей степени.

Существуют две точки зрения на процесс формирования экономической и социальной географии. Согласно одной, эта наука возникла в недрах экономической географии как попытка социологизации, экологизации и гуманизации последней. Другая точка зрения акцентирует внимание на складывании экономической и социальной географии изначально в виде самостоятельной дисциплины, отвечающей на конкретный общественный запрос - согласовать цели и задачи экономического и социального развития.

Под названием «экономическая и социальная география» научная отрасль была внесена в перечень наук Государственного комитета по науке и технике СССР в 1976 г.

Экономическая и социальная география в процессе исторического развития интегрировалась в целостную науку, которая имеет собственный предмет познания - территориальные общественные системы разных типов и уровней, общую методологию и разнообразные методы исследования. Целостность науки предполагает сложную внутреннюю структуризацию, обусловленную потребностью комплексного познания всех форм пространственной организации общества, всех сторон и граней территориальных общественных систем. Так, структуризация экономической и социальной географии определяется и вхождением ее в конструктивный период развития, когда практика требует не только глубокого изучения территориальной дифференциации жизнедеятельности людей, но и разработки механизма ее совершенствования.

В начале XXI в. экономическая и социальная георграфия стала важнейшей и наиболее динамичной из географических наук, имеющей большое значение для оптимизации развития и размещения общества, совершенствования его пространственной организации.

Интеграционная особенность экономической и социальной географии получила отражение и в названии науки.

Первая составляющая экономической и социальной географии -экономическая география. Эта наука изучает закономерности и особенности территориальной (пространственной) организации производительных сил, формирования и развития территориально-производственных и межотраслевых комплексов. Она исследует территориальные сочетания природных ресурсов, формы организации жизни людей и общественного производства прежде всего с точки зрения повышения производительности труда и эффективности самого производства. Международное признание получили методология и практика экономического районирования, учение об экономических районах и энергопроизводственных циклах. В составе экономической географии успешно развиваются география промышленности, сельского хозяйства, транспорта, строительства и др.

Результаты исследований физико-географических дисциплин входят в сферу интересов экономической географии только как информация о природных условиях и ресурсах (средствах производства или условиях производства). Население анализируется только с точки зрения воспроизводства трудовых ресурсов, а из всех видов общественных отношений экономической географией рассматриваются только производственные.

Менее четко определены сфера исследований, объект и предмет второй составляющей науки - социальной географии. Например, Э.Б.Алаев предлагает разделять экономическую географию и социальную географию не по объектам исследования, а по подходу и конечному результату. По его мнению, социальная география изучает пространственные процессы и формы организации жизни людей и общественного производства прежде всего с точки зрения человека - с учетом условий его труда, быта, отдыха, развития личности и воспроизводства жизни.

Альтернативную позицию занимает С. Я. Ныммик. С одной стороны, она акцентирует внимание на подходах и результатах деятельности социальной географии, а с другой - выделяет специфический объект ее исследований. По мнению С. Я. Ныммик, социальная география изучает территориальные закономерности отраслей, сочетаний производства и потребления материальных и нематериальных благ, созданных обществом в интересах физического и духовного развития людей, и образованных на этой основе географических различий образа жизни.

Рис. 1.5. Взаимосвязь экономической и социальной географии с другими науками

Более последовательна точка зрения А. А. Анохина, предлагающего в качестве предмета исследования социальной географиитерриториальные социальные системы.

Социальная география изучает пространственные формы организации жизни людей (социумов) и их поведения, исследует региональные типы образа жизни. Она подходит к познанию природы как эстетической и рекреационной (а не только производственной) ценности. Производство рассматривается этой наукой с позиции удовлетворенности людей условиями и содержанием труда, а также в качестве основы для удовлетворения материальных и духовных потребностей социума. Кроме того, в сферу интересов социальной географии входит вся совокупность общественных (а не только производственных) отношений в отдельных регионах.

Третья составляющая экономической и социальной географии - это ветвь естественно-географических наук, исследующих природно-ресурсную основу развития общества. Среди них наиболее комплексным и интегральным характером выделяется ландшафтоведение, предметом исследований которого являются территориальные природные комплексы.

Из трех составляющих экономической и социальной географии две науки - экономическая география и социальная география - носят очевидный общественный характер, и только одна - ландшафтоведение - наука естественная. Следовательно, экономическая и социальная география - общественная наука, находящаяся на стыке общественных, естественных и технических дисциплин (рис. 1.5).

Целостность географической науки проявляется через общность объекта исследования, взаимосвязь и взаимообусловленность предмета познания, общую методологию и теорию, общенаучные подходы и принципы познания, общегеографические экспедиции, географическое образование и т. д.

Экономическая и социальная география связана с естественными науками посредством отраслей физической географии - климатологии, гидрологии, метеорологии, почвоведения, биогеографии и пр. Однако интересные результаты дает и непосредственное использование естественнонаучных методов при изучении социальных процессов (например, «социальная физика»).

В сферу познания экономической и социальной географии входят процессы взаимодействия общества и природы, которые являются объектом изучения целой группы научных дисциплин. Среди них география природных ресурсов, географическая экология, экономическая климатология, экономическое почвоведение и пр.

Как составная часть географической науки экономическая и социальная география входит в число общественных наук. В своем развитии она опирается на систему философских, экономических, социальных, исторических и политологических знаний. Особенно тесны ее связи с диалектикой и логикой, которые выступают теоретическим и методологическим ориентиром общественно-географических исследований.

Экономическая и социальная география традиционно взаимодействует с экономикой. Пространственный анализ территориальных сочетаний производительных сил, процессов материального воспроизводства на региональном и государственном уровнях сближает экономическую и социальную географию с микро-и макроэкономикой.

В процессе развития экономической и социальной географии укрепились ее взаимоотношения с отраслевыми экономиками, в том числе с экономикой промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, торговли, жилищно-коммунального хозяйства и др.

Особые связи сложились у экономической и социальной географии с социологией по линии исследований территориальных общностей людей (социумов), систем городского и сельского расселения, социальной ситуации в регионах, городах и селах, условий, уровня и качества жизни населения и т. д.

В последние годы XX столетия укрепилась взаимосвязь экономической и социальной географии с экологической наукой. Это позволяет по-новому подойти к решению территориальных проблем рационального природопользования, охраны окружающей среды и укреплению здоровья населения.

Демократизация российского общества и научные достижения политологии способствовали возрождению политической географии, геополитики и политической регионалистики. Актуальны исследования в областях региональной, этно-и экономической психологии, региональной экономики, районной планировки и др.

Усиленное внимание к разработке процедур территориального планирования и прогнозирования, изучению процессов регионального управления и местного самоуправления сближает экономическую и социальную географию с теорией и практикой управления, кибернетикой, информатикой, эконометрикой. Географы осуществляют социально-экономическое районирование, выделяют объективно существующие регионы, их границы, анализируют структуру и функции хозяйства, принимают активное участие в разработке региональной политики, концепций, прогнозов, планов и программ социально-экономического развития территорий.

Экономическая и социальная география тесно связана с техническими дисциплинами. В своей исследовательской деятельности она не только опирается на достижения научно-технического прогресса, но и широко использует новые технологии и инструментарий. Особенно тесно это взаимодействие прослеживается на примере экономической географии и ее отраслевых подразделений - географии промышленности, сельского хозяйства, транспорта, инфраструктуры (сервиса) и пр. Необходимым компонентом экономической и социальной географии является изучение основ производственных технологий в соответствующих сферах деятельности.

Технический прогресс приводит к появлению новых технологий и расширению ресурсной базы производства и жизнедеятельности людей, а также к изменению экологической ситуации, эволюции принципов и форм территориальной организации не только отдельных отраслей, но и общества в целом. В итоге меняется пространственный рисунок хозяйства различных регионов планеты. Использование современной технической информации особенно важно при исследовании территориальной организации производительных сил, конструировании энергопроизводственных циклов и геотехнических систем, разработке региональных прогнозов и программ.

Рис. 1.6. Научные дисциплины в составе экономической и социальной географии

Развитие техники и орудий труда меняет характер занятий и образ жизни людей (от собирательства, охоты и скотоводства к кустарному и индустриальному производству и далее - к третичным и четвертичным видам деятельности). Соответственно эволюционируют и формы расселения населения, обретая новые черты и демонстрируя ранее неизвестные тенденции. К таковым, например, относятся новые черты урбанизации («пятящаяся», суб-и эксурбанизация), имплозия (сближение) крупных городов и пр.

Сформировалась целая система общественно-географических наук, которые тесно взаимосвязаны между собой и в то же время обладают определенной самостоятельностью. В составе экономической и социальной географии выделяются следующие научные дисциплины: экономическая, социальная, политическая, культурная, рекреационная, медицинская, поведенческая, военная география; география населения, сферы обслуживания, природных ресурсов и др. (рис. 1.6).

Каждая научная дисциплина имеет собственный предмет познания - конкретное явление территориальной общественной системы. Так, предметом изучения экономической географии являются территориальные экономические системы, социальной географии - социальные системы, географии населения - системы расселения, политической географии - политические системы и т. д.

Уровень развития научных дисциплин существенно различается, что связано с социальным заказом, особенностями исторического развития, глубиной и результативностью исследований. Как уже отмечалось, наиболее древней и исторически сложившейся является экономическая география.

Усиленная гуманизация географических исследований способствовала формированию географии населения и населенных пунктов, которая изучает территориальные системы расселения разных таксономических рангов. В составе географии населения выделяется география городов (геоурбанистика), география сельского населения (георуралистика), география миграций, география трудовых ресурсов и др.

Приоритетным направлением в структуре общественно-географических исследований стало изучение территориальных социальных систем - объекта познания социальной географии. Последняя акцентирует внимание на закономерностях и особенностях территориальной организации жизни людей, оперируя такими понятиями, как условия, стиль, образ и качество жизни населения. Развитие социальной географии способствует образованию новых научных дисциплин - поведенческой географии, социальной экологии, географии науки и образования.

Особую актуальность приобретает политическая география, изучающая строение и функционирование территориальных политических систем как пространственных форм организации политической деятельности общества. Политико-географические исследования охватывают широкий круг вопросов, включая политическую ситуацию в мире и регионах, геополитическое положение стран, сущность региональной политики, отношение центра и периферии и пр. Актуализировались исследования процессов территориальной расстановки политических сил в мире и России. Это сыграло роль катализатора в процессе формирования электоральной географии.

Активно развивается география обслуживания, изучающая территориальные системы обслуживания. Эти системы отличаются сложным строением и специфическими особенностями. Они охватывают процессы производства услуг и их потребления и поэтому включают в себя элементы социальной, производственной, рыночной, экологической, духовной, рекреационной и других видов инфраструктуры.

В структуре экономической и социальной географии эффективно функционируют рекреационное, медицинское, военное, ветеринарное, конфессиональное и другие направления.

По территориальным (пространственным) масштабам вся система общественной географии подразделяется на геоглобалистику, страноведение, регионоведение и краеведение. Каждое из этих направлений характеризуется интегральностью и комплексностью. Каждый масштаб исследований отличается уровнем генерализации, спецификой методологических подходов и способов познания.

Методы исследования сформировали отдельные научные направления, что способствовало появлению социально-экономической и ментальной картографии, математической географии и других дисциплин.

Каждый пространственный уровень познания (мировое сообщество, интегральная группировка, страна, регион, город, село и пр.) является предметом изучения всей совокупности научных дисциплин экономической и социальной географии. В этой совокупности можно выделить с к в о з н ы е научные направления, которые раскрывают отдельные стороны и аспекты функционирования территориальных общественных систем разных иерархических уровней (рис. 1.7).

Экономико-географическое направление охватывает широкий круг вопросов территориальной организации макро-, мезо-и микроэкономики, размещения производительных сил, формирования территориально-производственных сочетаний (комплексов).

Демографо-географическое направление исследует процессы воспроизводства населения и его расселения, особенности градообразования, урбанизации и рурализации, региональные аспекты миграции и пр.

Естественно-экономическое направление изучает пространственно-временные процессы взаимодействия природы и общества, природы и экономики, региональные аспекты ресурсопользования и пр.

Рис. 1.7. Научные направления экономической и социальной географии

Социально-географическое направление изучает процессы территориальной организации социальной сферы, социально-бытовые, социально-культурные, поведенческие, психологические, духовные стороны жизнедеятельности людей, уровень, качество, стиль и образ жизни населения.

Политико-географическое направление исследует геополитические и управленческие процессы, особенности формирования государственной и региональной политики, территориальные особенности политической активности населения.

Социально-экологическое направление изучает процессы отношений территориальных общностей людей (социумов) с окружающей природной, экономической, социальной и духовной средой.

Эти научные направления пронизывают своими исследованиями все процессы пространственной организации общества, формирования и развития территориальных общественных систем. Границы между направлениями носят размытый характер, что предполагает наличие множества переходных форм.

Все структурные подразделения экономической и социальной географии нацелены на познание и преобразование изучаемого объекта в определенном временном интервале. В связи с этим экономическая и социальная география подразделяется на историческую, современную и прогнозную. Наличие последней указывает на конструктивный характер научной дисциплины.

Сложное внутреннее строение экономической и социальной географии отражает поисковый характер и востребованность этой науки. Изучение отдельных сторон и процессов пространственной организации общества и развития территориальных общественных систем происходит под эгидой интеграции научных дисциплин и направлений и формирования целостной науки - общественной географии.

Широко используя достижения смежных наук, экономическая и социальная география одновременно обогащает их результатами собственных исследований и консолидирует всю систему научных знаний.

  • Автоматизированное рабочее место. Его состав, функции, аппаратное и программное обеспечение.
  • Адаптационные изменения в сердечно-сосудистой системе.
  • Административно-общественный контроль в системе управления охраной труда
  • Администрация предприятий, учреждений в системе административного права.
  • Азиатский способ производства имел место в регионах Земли
  • Акцизы,их роль и функции в налоговой системе. Понятие налогоплательщиков для целей исчесления акцизов.Понятие подакцихных товаров.
  • Первоначально как и любая из научных дисциплин, на первичном этапе своего развития, география была слита воедино с другими отраслями общественного бытия (синкретичность)– с философией, с мифологией и т.д. Постепенно происходит ее обособление как научного знания. Однако на ранних этапах своего развития, География была тесно связана и с другими научными знаниями: путешественники описывали новые земли с точки зрения природы, сельского хозяйства, этнографии и т.д. Т.е. география развивалась совместно с биологией, зоологией, этнографией и т.д., а ученые того времени были «учеными-энциклопедистами». Возникли переходные дисциплины как геоботаника, биогеография, историческая география и т.д. Таким образом свое развитие получили процессы дифференциации науки (обратные интеграционным в настоящее время).

    В наше время, в связи с прогрессирующим усложнением системы научного знания, и география в целом, и каждая географическая дисциплина в частности, взаимодействуют с огромным количеством различных наук.

    Все взгляды географов всегда были подвержены воздействию методологических установок других наук. В целом, можно выделить три источника наиболее сильных воздействий:

    1. Естественные науки, где физика выдвинулась на первое место в плане разработки наиболее убедительной парадигмы научного объяснения (наиболее высокий уровень теоретизации знаний).

    2. Социология и близкие к ней науки.

    3. История – оказавшее существенное воздействие на мышление географов (введение на ряду с пространственным мышлением и временного или исторического).

    Природа Земли организована как минимум на трех уровнях одновременно: комплексном, компонентном и элементарном.

    Последний – уровень материальных тел и процессов изучается и другими естественными науками. Географ изучает определенный компонент как бы сам по себе, во взаимосвязи с другими компонентами географической оболочки, в то время как другие естественные науки изучают их закономерности функционирования и развития. Однако в дальнейшем возникла необходимость иметь информацию о характере и темпах действий процессов, установить взаимосвязь между ними и факторами, которые на них влияют. Произошла смена описательного характера географии сущностным, в котором возникла необходимость углубленных знаний именно про процессы (пример: не просто описывать поверхность выравнивания как результата абразии, а знать характер и темп развития процессов разрушения берегов).



    География обогащает социальные науки новыми материалами и идеями. Изучение конкретных проявлений взаимодействий общества и природы как на региональном так и в глобальном масштабе имеют общеметодологическое значение, хотя географам здесь будет принадлежать главная роль в исследовании. Геометод при этом рассматривается философом Б.М. Кедровым как методологическая роль географии.

    Особенность взаимодействия географии с другими науками заключалась в следующем. Почти до середины 20-го века наблюдалась тесная связь географии с историей. Эта связь отображалась на многих уровнях преподавания географических дисциплин. В последнее время заметно выросли связи географии с экологическими знаниями, все в большей мере внимание концентрируется на взаимодействии общества с окружающей средой.

    В последнее время также происходит активная математизация географических дисциплин. Важными стимулами здесь являются развитие космического землеведения и необходимость географического мониторинга окружающей среды, развитие международных статистических систем и актуальность интеграции демографической, социально-экономической и политической информации. Необходимость построение сложных математических и картографических моделей развития ПТК и социально-экономических территориальных комплексов так же требует использование математического аппарата.



    Тесна связь географии с информатикой – развитие ГИС тому яркий пример. Именно на стыке этик наук возникла возможность автоматизации картографии, обработки космической информации, создание геопорталов и пространственно-распределенных географических банков данных.

    Наиважнейшим результатом информатизации географического знания становится постепенная консолидация, а в перспективе и интеграция географических дисциплин на базе информационной парадигмы. Современные исследования непременно необходимо проводить на общенаучном базисе, что непосредственно связанно с информатикой, а через нее и с математикой, кибернетикой, системным подходом и синергетикой.

    Базового значения для такой интеграции географических знаний приобретает создание банков данных и ГИС. Именно общность построения последних для любой теории может стать новой общей программой для всех географических дисциплин.

    При этом, информатика в ряде случаев заставляет серьезно корректировать сами методологические принципы географического знания. Географические проблемы классификации, таксономии, районирования при решении их на информационной основе требуют переосмысления и дальнейшего усовершенствования методолого-теоретического охвата географии.

    Новые подходы, тесно связанные с теорией информатизации, системным анализом и синергетикой привели к осознанию взаимосвязанных географических процессов: пространственной организации, пространственного управления и самоуправления или самоорганизации систем. Эти процессы можно найти в любом географическом процессе – миграция населения, землепользование, размещение производств и т.д.

    Необходимо подчеркнуть, что география – наука с высоким мировоззренческим потенциалом, тесно связана с всей системой культуры. География во многом формирует общественное сознание (географическая картина мира).

    География - древняя и вместе с тем вечно молодая наука. В ней сочетаются романтика дальних странствий и научный подход к проблемам взаимодействия природы и человека. Немного найдётся таких дисциплин, которые одинаково изучали бы рельеф земли, атмосферу, природу, химию почвы и организацию жизни людей. Она систематизирует знания о природных явлениях и процессах социально-культурного развития общества.

    Общие тенденции развития

    Современная географическая наука сложилась постепенно , в течение многих веков. Её развитие шло вместе с развитием цивилизации и неразрывно с ней связано. Древний путешественник описывал такой мир, какой он видел: ночное небо, горы, леса, моря, людей, их нравы и способы ведения хозяйства. Эти сведения давали толчок к развитию других наук.

    Медицина, физика, астрономия, экономика, история обогатились новыми знаниями. Постепенно накапливались знания, всё меньше становилось белых пятен. И когда прошла эпоха Великих открытий, появились такие науки, связанные с географией:

    1. Геоморфология. Учение о формообразовании земной поверхности.
    2. Гляциология. Наука, изучающая формирование и развитие различных форм льда (ледники, вечная мерзлота и т. п.).
    3. Климатология. Наука о природе воздушных масс и их взаимодействии с другими компонентами, формирующими погоду.
    4. Почвоведение. Наука о почве как проявлении взаимодействия всех элементов земной оболочки.

    В общем виде прикладные темы ставят вопросы естествознания исследующим природные процессы. Сама география долгое время изучала вопросы, связанные непосредственно с природными процессами и воздействием человека на природу. Но с течением времени получило развитие изучение и другой стороны медали - влияние природы на человека и на развитие социальных отношений.

    Постепенно получила развитие теория природно-социальных комплексов . Рассматривая в совокупности процессы взаимодействия природы и социальных групп населения, развилась экономическая география. Таким образом, связь современной географии с другими дисциплинами нашла непосредственное отражение в развитии экономической науки. В рамках социально-экономической географии выделяют:

    1. Экономическую.
    2. Демографическую.
    3. Политическую и военную.

    Медицина дополнилась таким важным предметом, как медицинская география. Она изучает очаги возникновения эпидемий и эпизоотий, пути распространения болезней, регионы с преобладанием различных форм заболеваний. Многие опасные пандемии в прошлом удавалось нивелировать благодаря знаниям о других странах света.

    Историческая и палеогеография - науки о прошлом Земли в её геологическом природно-социальном аспекте развития культуры и социальных отношений. Связь географии и истории отчётливо просматривается в страноведении. Это научное направление, изучающее государство как единую систему с характерными чертами развития, политической ориентацией, экономико-географическим потенциалом, особенностями исторического и культурного развития.

    Эпоха НТР

    Научно-техническая революция придала новый импульс развитию многих отраслей знания. Более описательное направление науки о земле постепенно переходит к количественным методам. Математика явилась структурным началом географии нового времени. Все процессы в природе смогли перевести на язык формул и цифр благодаря развитию компьютерных технологий. В наше время немыслимо представить себе метеорологию или сейсмологию без вычислительной техники. Эра новых технологий вывела картографию на совершенно новый уровень. Серьёзное развитие получили гидрология, гляциология и климатология. Эти примеры дают чёткий ответ на вопрос «как география связана с другими науками».

    Изучение космоса

    Выход в космос открыл новое направление - космическое землеведение. Снимки из космоса стали ценнейшим источником информации. Геоподготовка занимает видное место в системе тренировок космонавтов. Оказалось, что из космоса морское дно просматривается через сотни метров водной толщи. Спутники фиксируют зарождение тайфунов и пыльных бурь, извержения вулканов, движение морских течений и многое другое.

    Межнаучные связи и узкая специализация

    Насколько тесно связана современная география с другими науками? Сообщения об этом можно увидеть в любом научном журнале, причём из многих отраслей знаний:

    Это неполный перечень тем, где находят применения знания из древней науки о Земле. Современная география - это сложная, разветвлённая система знаний, настоящий сплав естественных, гуманитарных и точных наук. Её преподавание входит в перечень обязательных дисциплин не только в средней школе и специализированных институтах, но и в других заведениях высшей школы. Взаимодействуя, в смежных аспектах учёные выводят знания о земной поверхности в область фундаментальных. Именно поэтому их роль со временем будет только возрастать.