Образование папского государства в италии год. Возникновение папского Государства. Папство в VIII –XI столетиях. Государство родовой знати и общественное государство

По мере того как возрастало религиозное и политическое влияние римского епископа, возрастали и притязания последнего сначала на равную власть со светскими владыками, а потом и на верховную. Характерной особенностью папской политики всегда была ориентация на более сильные государства, при поддержке которых недостаточно мощное само по себе папство рассчитывало с наибольшим успехом осуществить свои планы. Когда в 568 г. в Италию вторглись лангобарды и она оказалась поделённой между ними и византийцами, папы стремились использовать в своих интересах борьбу этих противников, вступая с ними попеременно в соглашения. Когда же на Западе всё большую роль стало играть государство франков, римские епископы стали сближаться с франкскими королями и искать в них союзников против лангобардов.

Пипин Короткий совершил два похода в Северную Италию (в 754 и 755 гг.), разбил лангобардов, отнял у них территории Римской области и Равеннского экзархата и передал их в 756 г. папе. Этим было положено начало существованию государства римского папы - Папской области. С этих пор папа начал вести себя, как светский государь. Возникшее в VIII в. папское государство было таким же феодальным государством, как и другие государства Западной Европы.

Для исторического обоснования и оправдания светской власти римского епископа в качестве главы церковного государства папой Стефаном II или его приближёнными был сочинён подложный документ, так называемый «Константинов дар», т. е. грамота, будто бы данная в своё время императором Константином римскому папе. Эта подложная грамота гласила, что император дарует римскому епископу власть, равную своей, отдаёт папе Рим, города Италии и все западные страны, а сам удаляется на восток, в Константинополь.

В середине IX в. в интересах папства была создана ещё одна фальшивка, так называемые «Лжеисидоровы декреталии» - сборник подложных документов, в которых говорилось о власти римского епископа над всеми другими епископами, отрицалось право светских государей вмешиваться в дела церкви, а также провозглашалось требование подчинения светских государей духовной власти. В «Лжеисидоровых декреталиях» выдвигалось положение о непогрешимости римских пап ( Это положение было принято в качестве догмата западной (римско-католической) церкви на церковном соборе в Ватикане в 1870 г. ).

Притязания пап на верховное господство сталкивали их со светскими государями и с епископами, главным образом восточными. Расхождения между церквами на Востоке и на Западе, начавшиеся со времени разделения Римской империи, всё больше углублялись.

Разрыв между западной и восточной церквами

Различия в политическом, социальном и культурном развитии Византии и стран Западной Европы не могли не сказаться и в религиозной области. Единство христианской церкви уже задолго до её окончательного разделения было лишь видимым. К общим причинам, которые привели к разделению церквей на западную и восточную, добавились и расхождения по религиозным вопросам. Таким в середине IX в. был спор о так называемом «filioque», т. е. о том, «исходит ли дух святой» только от «бога-отца» (положение, признаваемое восточной церковью) или от «бога-отца» и «бога-сына» (положение, признаваемое церковью на Западе). За этими богословскими спорами скрывались совершенно реальные церковно-политические разногласия и, в частности, столкновения из-за деятельности церковных миссий восточной церкви в IX- X вв., которые были в руках Византийской империи орудием распространения её влияния на соседние страны.

Деятельность византийских церковных миссий наталкивалась на сильное противодействие со стороны римской церкви, заинтересованной в расширении собственного влияния, и служила одной из причин для резких конфликтов между константинопольскими патриархами и римскими папами. Это была борьба за власть, за церковные доходы и политическое влияние.

Особенной остроты взаимоотношения между римским папой и константинопольским патриархом достигли в 60-х годах IX в. Созванный патриархом Фотием в Константинополе церковный собор восточных епископов (867 г.) предал анафеме (церковному проклятию) папу Николая I и объявил его вмешательство в дела восточной церкви незаконным. Хотя видимость мира между церквами была в конце IX в. восстановлена, однако расхождения между ними всё время углублялись.

В первой половине XI в. возник спор между константинопольским патриархом Михаилом Керулларием и римским папой Львом IX по вопросу о том, кому должно подчиняться духовенство Южной Италии. Этот спор и послужил поводом к окончательному разрыву между восточной и западной церквами. В 1054 г. папские послы возложили на алтарь Софийского собора в Константинополе грамоту с анафемой патриарху Михаилу, а церковный собор византийского духовенства, созванный императором по настоянию патриарха, объявил анафему римским послам. Это было внешним проявлением разрыва между западной и восточной церквами, после чего они открыто провозгласили свою полную независимость друг от друга.

Так окончательно оформились две самостоятельные христианские церкви - западная и восточная. Одним из основных отличий западной церкви от восточной являлось (кроме различия в некоторых обрядах, «таинствах» и богослужении) признание ею римского папы главой церкви. Как восточная, так и западная христианская церковь в равной мере претендовали на значение единой вселенской церкви - «католической» по западному произношению, «кафолической» - по восточному. Западную церковь стали называть римско-католической, а восточную - греко-кафолической; восточная церковь, кроме того, присвоила себе наименование «православной», т. е. правоверной.

Святой Бонифаций

Конец династии Меровингов

Благодаря новой тяжелой коннице Карл Мартелл не только отбил все нападения арабов - сила майордома укрепляла уважение к нему и внутри самого королевства франков. На «ленивых королей» уже почти перестали обращать внимание. Зато почтение к майордомам выказывалось такое, что сын Карла Мартелла - Пипин, прозванный за небольшой рост Коротким, задумал свергнуть Меровингов и стать королем. Бессильный король все равно не мог бы оказать Пипину сопротивление, но майордом очень беспокоился о придании перевороту законности. Для этого Пипин обратился к римскому папе - ведь кто, как не он, говорит от имени Бога!

Франкский майордом отправил в Рим письмо с вопросом: «Что лучше - чтобы один имел королевский сан, а другой нес все бремя власти или же чтобы тот, кто несет бремя власти, имел бы и сан короля?». Папа отлично понял, чего от него ждут, и ответил: «Лучше, чтобы назывался королем тот, у кого власть, чем тот, у кого королевской власти совсем не осталось».

После получения этого письма последнего короля из династии Меровингов постригли в монахи и отправили доживать свой век в монастырь. В 751 г. Пипин стал королем. Чтобы подчеркнуть священный характер власти Пипина, над ним было проведено особое таинство - обряд помазания на царство, упоминаемый в древних книгах Ветхого Завета. При этом обряде высшие священнослужители мажут чело, руки, грудь и спину монарха особым священным маслом - миром. Тогда на «помазанника Божиего» должна якобы нисходить свыше особая благодать. Впоследствии обряд помазания переняли у франков и многие другие европейские государи.

По поручению папы помазал Пипина на царство знаменитый миссионер родом из Нортумбрии - Бонифаций (680-755). Он всю свою жизнь посвятил обращению в христианство германских племен. Поэтому Бонифация часто называют «апостолом Германии». Во время очередной проповеди в земле фризов у берегов Северного моря язычники убили Бонифация. Его останки покоятся в основанном им знаменитом монастыре Фульда в Германии.

Римский папа оказал Пипину очень большую услугу и ожидал от нового короля ответной любезности. Дело в том, что Риму постоянно угрожало Лангобардское королевство, возникшее в VI в. в Италии. Пипин не заставил себя ждать. Он собрал войско, перешел Альпы и победил лангобардов в сражении. Завоеванные земли вокруг Рима и Равенны, а также соединяющий их «коридор» франкский король подарил папе римскому. Так возникло собственное государство пап, где они были не только верховными священниками, но и обладали всей светской властью, не меньшей, чем короли или герцоги. Папское государство в Италии существовало почти до самого конца XIX в. Да и сейчас крошечное государство Ватикан, занимающее всего-то несколько кварталов в городе Риме - не что иное, как последний осколок «Дара Пипина», сделанного в середине VIII в.



«Константинов дар»

Папы были очень довольны подарком, сделанным Пипином, но явно хотели большего. Вскоре один из римских пап поручил своей канцелярии подготовить весьма своеобразный документ. Это была фальшивка, составленная от имени императора Константина Великого. Константин, отправляясь на Восток, в Византии, якобы завещал епископу города Рима властвовать над всей Западной Римской империей! На протяжении всего средневековья римские папы то и дело вспоминали о «Константиновом даре» и начинали требовать у всех западных королей и императоров подчинения римскому престолу. То, что «Константинов дар» - грубая подделка, было окончательно доказано только в XV в.

Те вещи, которые сегодня нам кажутся вполне естественными, в большинстве случаев явились результатом длительных преобразований. Это свойственно многим историческим событиям, которые стали следствием того или иного поступка монарха, жившего сотни лет назад. К примеру, все мы наслышаны о том, что Ватикан - это государство в государстве. Здесь всем распоряжается глава католической церкви и действуют свои законы. Если некоторых и удивляет наличие на территории Италии такого феномена, то они практически никогда не задумываются над тем, почему так исторически сложилось. А ведь на самом деле становлению Ватикана как государства предшествовал долгий путь образования Папской области. Именно она стала прообразом той модели главенства католической церкви, которая сейчас кажется вполне естественной.

В четырнадцатом году девятнадцатого века папе удалось вернуться в Рим после грандиозного поражения Наполеона. Однако вернуть свое былое могущество папскому государству не удалось. Примечательно, что от священному престолу достался флаг. Папская область сохранила его и позже на этой базе было создано полотнище флага Ватикана.

В семидесятом году девятнадцатого века Папская область была полностью ликвидирована, однако понтифики отказались покидать Ватикан. Они на протяжении долгих лет пытались урегулировать свой вопрос и именовали себя «пленниками». Ситуация разрешилась в двадцать девятом году прошлого века, когда Ватикан получил статус государства, чья площадь не превышает сорока четырех гектаров.

(1866-1870)

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ ИСТОРИЯ ВАТИКАНА

Субтитры

Предыстория

Первые 300 лет своего существования христианская церковь подвергалась преследованиям и не могла владеть собственным имуществом. Ситуация изменилась при Константине I Великом , который первым среди римских императоров принял христианство . Церковь начала получать дары и земли от верующих, и в течение IV века в её руках оказались значительные земельные владения, хаотично разбросанные по Галлии , Иллирии , Италии , Далмации , Африке и Малой Азии . Впрочем, на этих территориях епископы не имели никакой политической власти.

Зарождение государства

Начало Папской области положил франкский король Пипин Короткий , в июне 752 года подаривший после своего похода на лангобардов папе Стефану II территорию бывшего Равеннского экзархата , что считалось «возвращением» папе земель, хотя они ему ранее не принадлежали. В дальнейшем Пипин Короткий несколько раз «округлял» папские владения, и как таковая Папская область возникла в 756 году.

Расширение территории папского государства проходило хаотично, в результате чего в его состав зачастую входили земли, изолированные друг от друга. Попытки первых пап отстроить централизованное государство с административным аппаратом натолкнулись на характерный для средних веков феодальный сепаратизм, для сохранения власти папы были вынуждены опираться на короля франков. Зависимость пап от франкских королей не устраивала местную феодальную аристократию, в 799 году папа Лев III был даже избит неизвестными. Направленная Карлом Великим в Рим комиссия установила, что в жизни папы имелось немало «авантюр уголовного характера». Кроме того, государственная власть папы на первых порах зачастую ограничивалась сбором доходов, конкурируя с властью франкских королей и византийских императоров. Так, например, Пипин Короткий провозгласил себя королём Италии, а Карл Великий отменял решения церковного суда; в правление последнего папа был фактически вассалом правителя франков. В папских владениях действовали императорские чиновники, собиравшие суд. В 800 году папа Лев III в Риме торжественно короновал Карла императором, после чего сам должен был принести ему присягу верности.

Карл Великий, по всей видимости, первоначально склонялся к основанию в Италии обширного Папского государства. Однако сокрушив угрожавших Риму лангобардов, он отказался от всех своих обещаний, решив оставить Италию себе. Вместе с тем, он всё же пошёл на определённое расширение владений церковного государства с центром в Равенне . В дальнейшем наследник Карла Великого - Людовик Благочестивый - желая заслужить благосклонность церкви, подарил ей несколько территорий в 774-817 годах. Помимо этих милостей, Корвейское и Прюмское аббатства получили право чеканки собственной монеты.

В дальнейшем для оправдания светской власти пап (Рим и его окрестности тогда считались принадлежащими Византии) был сфабрикован подложный документ - так называемый «Константинов дар ». Точные границы папских земель в VIII -IX веках до сих пор неизвестны; в ряде случаев короли «дарили» римскому епископу земли, ещё не завоёванные ими, а сами папы заявляли претензии на земли, которые им на самом деле никто не дарил. Некоторые дарственные акты Пипина Короткого и Карла Великого, по всей видимости, были уничтожены церковью для обоснования превосходства церковной власти над светской.

Особенностью Папского государства было то, что его правитель был одновременно и главой всех католиков . Местная феодальная знать рассматривала папу прежде всего как верховного сеньора и часто вела ожесточенную борьбу за престол. Это усугублялось порядком престолонаследия в Папском государстве - ввиду целибата папа не мог передавать власть по наследству, и каждый новый папа выбирался. Первоначально в раннем средневековье в выборах участвовали, кроме духовенства, население Рима и римские феодалы , группировки которых стремились поставить своего ставленника. Нередко на результатах папских выборов сказывалась воля могущественных императоров и королей других стран. Порядок был изменён в 1059 году , когда папы стали избираться только кардиналами .

После смерти Фридриха II Священная Римская империя вновь оказалась охвачена феодальной анархией . После столетней борьбы гвельфов и гиббелинов победителями временно вышли сторонники папы. Однако эта победа была лишь только временной; началось усиление новых национальных государств, претендовавших на господство в Европе. Вскоре папский престол столкнулся с растущими притязаниями французского короля.

Подобное избрание немедленно вызвало сопротивление кардиналов-французов и французского короля Карла V; параллельно Урбан VI втянулся в конфликт с происходившей из французской Анжуйской династии неаполитанской королевой Джованной I . В 1378 году собравшиеся на неаполитанской территории французское большинство кардиналов избрало своим папой француза Роберта Женевского, принявшего имя Климент VII , и вскоре переехавшего в Авиньон. Начался раскол: те или иные страны признавали одного из двух пап, смотря в какой блок государств они входили. Оба папы сформировали собственные курии, выпускали параллельные постановления, делали параллельные назначения на должности и пытались взимать одни и те же налоги.

В 1407 году под патронатом французского короля римский и авиньонский папы попытались примириться, собравшись в городе Савона . Однако оба при этом привели свои войска и сели за стол переговоров с оружием в руках, из-за чего примирение так и не состоялось.

В 1408 году вся Папская область была завоёвана королём Неаполитанским Владиславом , мечтавшим об объединении Италии под своею властью. В 1410-е годы произошла серия войн между ним и папой.

Вместе с тем в 1409 году противостоявшие обоим папам кардиналы созвали в Пизе Вселенский собор . Он низложил обоих пап, заклеймив их, как раскольников, еретиков и клятвопреступников, и избрал собственного папу Александра V .

Чехарда с папами закончилась избранием Мартина V (1417-1431). При нём настал некоторый внешний порядок; но Рим лежал в развалинах, вся Папская область была опустошена. Именно это облегчило папам усиление их власти; они могли назначать своих чиновников во все части государства и принуждать стремящихся к самостоятельности, но обессиленных аристократов к повиновению.

Однако торжество пап было далеко не полное; так, в 1434 году папа Евгений IV был изгнан из Рима возмутившейся знатью и провёл несколько лет в изгнании. Главная причина слабости пап лежала в системе раздачи различных частей государства в лены родственникам и друзьям пап; создаваемые ими ленные владетели обыкновенно начинали стремиться к самостоятельности лишь только обстоятельства тому благоприятствовали.

В 1545 году папа Павел III (1534-1549) отдал Парму и Пьяченцу в лен своему сыну, Пьеру Луиджи Фарнезе , и они были потеряны для Папской области (Парма потом ненадолго вновь входила в её состав).

Несмотря на все эти войны, Папская область в XVI веке находилась не в худшем, а скорее в лучшем положении, чем другие государства Италии. Власть пап над всей территорией их государства была восстановлена, а в начале XVI века территория Папской области даже несколько расширилась. Земледелие её процветало; хлебный экспорт достигал суммы 500 000 скуди; производились на вывоз за границу вино, масло, лен, конопля; были богатые соляные и квасцовые промыслы и мраморные ломки. В свою очередь, Папская область получала из-за границы шелк, шерсть, кожи, металлы. Торговля со всем миром была весьма значительна; в гавань Папской области, Анкону , приходили суда со всего мира; там жили купцы-турки, греки, армяне, евреи и в довольно значительной степени пользовались, на правах иностранцев, религиозной свободой; в Анконе была даже греческая церковь; местные жители такой свободой не пользовались. Еретики преследовались при помощи инквизиции, а также цензуры, созданной в конце XV века. На этом этапе папская власть зачастую ещё терпит существование городского самоуправления. Зачастую города имели собственное войско, финансы, сами избирали подесту, который вообще не утверждался папой, и только финансировали папского легата. При присоединении новых городов папы были вынуждены давать им привилегии.

Со второй половины XVI века Папское государство начало переходить к режиму абсолютной монархии. Началось массовое сворачивание самоуправления городов и централизация управления государством в целом. Раздача в лены постепенно прекратилась, и в Папской области начала крепнуть монархическая власть. Ранее, когда папы присоединяли к Папской области какой-либо новый город, они обыкновенно давали ему привилегию; без этого не мог обойтись даже такой деспотический правитель, как Чезаре Борджиа. С середины XVI века это начало изменяться. Так, в 1532 году папа, построив предварительно в Анконе крепость, потребовал от этого города признания неограниченной его власти и, легко сломив сопротивление, добился своего. То же было понемногу сделано под разными предлогами и при стечении более или менее благоприятных обстоятельств и в других городах. Вообще управление стало принимать более централизованный и вместе с тем более хищнический характер.

В конце XV века подати, платимые населением Папской области, были весьма невелики, но в XVI веке начали быстро расти. Папская область начала тратить огромные деньги на войны, содержание двора и борьбу с протестантизмом. Павел III возвысил цену на соль (монополия на торговлю которою принадлежала государству); это вызвало восстание в Перуджии, но оно было подавлено и дало удобный предлог к уничтожению муниципальных вольностей в этом городе. Тот же папа впервые ввел прямой подушный налог (sussidio), сперва на 3-летний срок, который, однако, постоянно возобновлялся и должен был давать фиску до 300 000 скуди. Недоимки по сбору этого налога оказывались весьма велики; действительный сбор его был в 1,5 раза меньше номинальной цифры. Общая сумма государственных доходов при Павле III поднялась до 700 000 скуди, тогда как при Юлии II она не превышала 350 000 (в эту сумму не входят доходы от индульгенций и вообще церковные). Не довольствуясь этим, папы, начиная ещё с Сикста IV , а потом в особенности с Льва X , стали практиковать в весьма широких размерах, лишь только у них являлась надобность в экстраординарных расходах, - продажу должностей. На 1471 год в Папском государстве имелось 650 должностей на продажу на сумму 100 тысяч скудо. Лев X, учредивший 1200 новых должностей, получил в своё 8-летнее управление не менее 900 000 скуди. Эти доходы вызывали усиленные расходы на жалованье чиновникам, занимавшим синекуры, и следовательно требовали дальнейшего усиления обложения. При Григории XIII (1572-1585) общая сумма государственных доходов возросла до 1 100 000 скуди. Ординарных доходов, даже усиленных продажею должностей, не хватало, и уже Климент VII (1523-1534) заключил первый государственный долг в 200 000 скуди, из 10 %; затем долги стали быстро расти и в 1585 году равнялись 5 495 000 скуди; однако, норма процента была сведена до 4-5 %; на платежи по долгу тратилось 281 000 скуди (то есть более четверти всего государственного дохода). При Сиксте V (1585-1590) долг возрос ещё на 8 миллионов.

К концу XVI века от муниципальных вольностей сохранились только жалкие остатки; папа был уже почти совершенно неограниченным монархом в нынешнем смысле этого слова; его страна, более чем какая бы то ни было другая во всей Италии, страдала от тяжести налогов; их рост не улучшал финансового положения правительства, так как новые доходы в основном тратились на выплату процентов по займам или содержание чиновников, купивших себе места. Некоторое временное изменение папской политики имело место во время папы Сикста V. Властолюбивый и деспотичный, экономный до жадности, он все же стремился поднять экономическое состояние страны и не стеснялся сокращать государственные расходы даже на такие отрасли управления, как армия, хотя в то же время не жалел денег на улучшение путей сообщения, на постройку водопроводов (его римский водопровод дал возможность Риму значительно разрастись), но также на постройку мало полезных роскошных памятников и зданий, вообще на увеличение роскоши города Рима. Главным его делом было истребление разбойников в стране, совершенное с большой энергией, но средствами обоюдоострыми: поощрением предательства, шпионства, суровыми наказаниями родственников и даже целых общин, подозреваемых (часто неосновательно) в укрывательстве.

Скоро после Сикста разбойничество вновь усилилось. Финансовая система оставалась неизменной - налоги, займы, продажа должностей. Сиксту V удалось оздоровить папские финансы, создав «Сикстинскую сокровищницу» в Замке Святого Ангела, скопив для своих преемников капитал в 4,25 млн скуди; его «сикстинская сокровищница» сохранилась, хотя все убывая, до конца XVIII века (в 1792 году в ней заключался 1 млн скуди).

Во время Григория XIII и Сикста V было произведено преобразование центрального управления. Папа Сикст V реформирует центральную папскую администрацию , издав 22 января 1588 года буллу «Immensa Aeterni Dei ». В новой системе коллегиальная власть консистории сменяется системой особой конгрегации кардиналов из 15 членов, фактически игравших роль министерств. Кардиналы фактически превращаются из крупных феодалов в папских чиновников, которым подчиняются епископы. Позднее, при Урбане VIII (1623-1644), создан особый статс-секретарь для иностранных дел; заведование государственными делами и вообще финансовым управлением находилось в руках подчиненной конгрегации Camera apostolica. Юстиция и администрация при Сиксте V были улучшены, насколько это было возможно при системе продажи должностей.

Следующие папы продолжали политику своих предшественников. Урбан VIII особенно заботился об увеличении военных сил страны; при нём была значительно увеличена постоянная армия и возведен ряд крепостей; в Тиволи устроен оружейный завод. Тем не менее, государственный долг за это время заметно вырос. Получив при вступлении в управление долг в 22 млн, он увеличил его на 13 млн, так что из 2-миллионного дохода около 85 % шло на уплату процентов и лишь 300 000 скуди оставались на все управление. В экономическом развитии Папское государство значительно отставало от развитой Северной Италии. Папы не допускали самоуправления в городах, в деревнях долгое время сохранялась личная зависимость крестьян в её наиболее тяжёлых формах.

Несмотря на расстроенные финансы, Папская область в политическом отношении была ещё сильна. В 1598 году она получила Феррару, в 1623 году - герцогство Урбино . С конца XVII века, вслед за финансовым и экономическим разорением, начался и политический упадок Папской области, хотя и медленный; некоторые улучшения во внутреннем управлении (между прочим почти полное прекращение продажи должностей со времен Иннокентия XI (1676-1689), и, в особенности, Иннокентия XII (1691-1700)) не могли его остановить.

Во всех войнах сказывалась военная слабость Папской области. Во время войны за испанское наследство Папская область вступила в столкновение с Австрией; императорские войска заняли часть Романьи, но скоро она возвратилась под власть пап.

В 1768 году вследствие чисто церковного спора, Франция заняла все ещё принадлежавшие Папской области графства Авиньон и Венессен (Venaissin) на юге Франции, а Неаполь - Беневент и Понтекорво, и только уступчивость папы вернула эти местности под его власть. Ко времени начала Великой Французской революции становится очевидным как экономическое отставание Папской области от других итальянских государств, так и её военная слабость.

Ликвидация в эпоху революционных и наполеоновских войн

Великая французская революция имела роковое влияние на судьбу Папской области. В международных отношениях Папская область перестала быть величиной, с которой приходилось бы особенно считаться; чувство пиетета к главе католицизма, но правителю политически бессильного государства, не могло влиять на деятелей французской революции или на