Экономика древней греции. Экономика древней греции Экономика афин в древней греции

ап Афины Афины были главным городом Аттики - области, расположенной на юге Балканского полуострова. Эта область былабогата полезными ископаемыми (глиной, мрамором, серебром), но земледелием можно было заниматься лишь в небольших и немногочисленных долинах. Главными источниками силы и богатства этого полиса былиторговля и кораблестроение . Крупный портовый город с удобной гаванью (она называлась Пирей) быстро превратился в экономический, торговый и культурный центр. Афиняне, создав самый мощный в Элладе флот, активно вели торговлю с колониями, перепродавали полученные товары другим полисам.Реформы Солона. запретил долговое рабство для афинян, объявил прежние задолженности бедняков недействительными(вернув им статус полноправных граждан), укрепил частную собственность(разрешив покупать, продавать и дробить земельные участки).В Афинах установился стройрабовладельческой демократии. На зажиточных людей, обладавших полным объемом прав, были возложены довольно тяжелые, требующие больших расходов обязанности: они должны были строить суда, устраивать общественные праздники и зрелища. При Солоне возросла роль народного собрания. Интенсивный рост производительных сил афинского общества, связанный с развитием ремесла и морской торговли, привёл к сравнительно раннему разложению общины. В Афинах в результате борьбы, развернувшейся между широкими слоями населения (демос) и родовой аристократией (евпатриды), складывается рабовладельческое государство, получившее довольно сложную социальную структуру. Свободное население Афин распадалось на класс крупных торговцев и класс свободных производителей. К первому из них следует отнести, помимо евпатридов, представителей новой торговой знати, ко второму - широкие слои демоса, т.е. крестьян и ремесленников. Существовало и другое деление свободной части афинского населения: на пользовавшихся политическими правами и неполноправных - на граждан и метеков (чужестранцы, живущие на территории Афин). Ниже всех на социальной лестнице стояли абсолютно лишённые гражданских прав и личной свободы рабы (но таковой ситуация было по всей Греции, а не только в Афинах).

Спарта. Этот полис располагался на юге Пелопоннесского полуострова, в плодородной долине реки Эврот. Спартанское государство образовалось приблизительно к IХ в. до н.э. и сначала состояло из пяти поселений греков-дорийцев. Дальнейшая жизнь полиса протекала в непрерывных войнах с соседними общинами. Спартанцы захватили их земли, скот, а население превратили в рабов-илотов. Кроме илотов, на спартанцев работали также периэки, живущие в округе, которые были лично свободны, но платили дань. По преданию, вся жизнь в Спарте строилась на основе древнейших законов, введенных легендарным царем Ликургом. Сами спартанцы (полноправные жители Спарты) были только воинами. Никто из них не занимался производительным трудом: поля спартанцев возделывали илоты. Вести торговлю могли только периэки, для спартанцев это занятие было запрещено, как и ремесло. В результате Спарта оставалась земледельческим полисом с замкнутой экономикой. Торгово-денежные отношения были здесь развиты слабо. Не допускалась частная собственность на землю. Земля была распределена на равные участки, которые считались собственностью общины и не подлежали продаже. Рабы-илоты, как предполагают историки, тоже принадлежали государству, а не отдельным гражданамСпарты. Но элементы демократии не получили развития в Спарте: народное собрание, хотя и считалось формально высшим органом, не имело большого влияния на политическую жизнь. В отличие от Афин, на собраниях спартанцы не выступали с речами, не доказывали свою точку зрения, а криками выражали свое одобрение и неодобрение решения. Неизменность строя и архаичность обычаев поддерживались за счет строгой изоляции от других государств. Спартанцам нельзя было ездить за границу, чтобы граждане не заражались от чужеземцев легкомыслием. Спартанская община носила аграрный, землевладельческий характер. Эти земли обрабатывались трудом бесправного, зависимого и прикреплённого к клерам населения - илотов. В отличие от обычного для Греции типа рабовладения илоты принадлежали не отдельным спартиатам, а всей общине в целом. В Спарте существовала также особая категория неполноправного населения – периэки (“живущие вокруг”, т.е. не на территории самого города Спарты.). Их положение было менее тяжёлым. Они владели имуществом и землёй на основе частной собственности и занимались не только земледелием, но ремёслами и торговлей.

Экономика Древней Греции и Рима – общее и особенное (значение рабского труда в экономике, пути формирования крупных состояний, налоговая и таможенная системы)

Экономика варварских народов Европы до XI в.

В Варварская Европа - это семь культурных миров Ведической Европы: кельтский, германо-скандинавский, балтский, скифо-сарматский, фрако-дакийский, иллирийский, славянский. “варвары”, с точки зрения Рима есть народы и племена Европы, еще не успевшие приобщиться к античной культуре (либо активно противодействующие этому). “Варварами” западные европейцы стали называть народы, не признававшие религиозный авторитет римских пап. Их примитивной, неразвитой экономике соответствовало наивное мифологическое мышление, когда явления природы и общественной жизни перерабатываются народной фантазией в поэтические образы.

По всей Европе прокатывались одна за другой волны варварских вторжений и завоеваний. Уже в первые столетия нашей эры территории Римской империи была центром притяжения для варваров, в основном германцев. В V-VI вв. началось так называемое Великое переселение народов. Переселение варваров оказывало, в свою очередь, влияние на развитие социально-экономических отношений в пограничных римских провинциях. Увеличивалось количество свободного земледельческого населения, уменьшалось значение рабского труда. Таким образом, происходило два взаимодействующих процесса - романизация варваров, поселившихся в пограничных областях, и варваризация Римской империи. И то и другое укрепляло позиции варваров и облегчало им завоевание римских провинций. В Западной Европе феодализм сформировался на основе синтеза разлагавшегося рабовладельческого строя Римской империи и находившегося на стадии становления раннеклассового общественного строя варваров, преимущественно германцев. На территории, завоеванной варварами у Римской империи, этот процесс происходил весьма интенсивно под влиянием более развитого общественно-экономического строя.

Основной деятельностью варваров были переезды (то есть кочевой образ жизни) поэтому их ремеслом была война, встречались так же оседлые варвары, которые на протяжении столетий проживали на одном и том же месте и занимались сельским хозяйством и торговлей в основном между такими же племенами. Во времена Западной Римской империи племена северных варваров не были единым целым. Не считая кельтов на крайнем западе и славян на отдаленном востоке, варвары были разделены на две группы, ни в чем не похожие одна на другую.

В Центральной Европе жили оседлые земледельческие народы, и почти все они говорили на германских языках или на диалектах этих языков. К этой группе принадлежали остроготы, везе-готы, свевы, руги, франки, саксы и многие другие племена. В это же время в степях Юго-Восточной Европы жили скотоводы-кочевники, которые не были германцами и которые почти ничего не знали о земледелии. Основным источником пропитания для них были стада, и, кроме того, они торговали с оседлыми племенами на границе степей. К этой второй группе принадлежали аланы и гунны. (Важно отме

тить, что после смерти гунна Аттилы в 453 году слово «гунн» стало общим термином для обозначения всех степных кочевников независимо от того, были ли они на самом деле гуннами.) Эти две группы племен объединяло только одно: и для тех, и для других Римская империя была страной сказочных богатств. И германцы, и кочевники смотрели на римлян с изумлением и одновременно с жадностью.

Тех, кому было разрешено свободно торговать на границе и заходить на римскую территорию, было немного. Все эти случаи казались римским авторам достойными упоминания. Гермундуры, германское племя, чья территория граничила с Империей в окрестностях Регенсбурга на Дунае, были «лояльны» к римскому правительству, в чем оно имело возможность убедиться. Поэтому им, единственным среди германцев, в середине I века н. э. было позволено не только торговать на римском берегу Дуная, но и пересекать его в любом месте, продвигаться в глубь провинции Реция без всякого надзора и продавать и покупать товары где угодно. Они могли смотреть на дома и виллы римлян, что было важным военным преимуществом в том случае, если бы они планировали набеги на жителей провинции.

Торговцев из других германских племен, если они и получали разрешение входить в римские провинции, разоружали на границе, и дальше они путешествовали в сопровождении военного конвоя. Торговать им позволялось только в крепостях, расположенных вдоль границы. Они не имели права продвигаться в глубь территории, и, таким образом, все, что они видели во время посещения провинций, - это военные лагеря и оружие солдат. Это зрелище должно было заставить варваров хорошо подумать, прежде чем совершить набег. По сути дела, гермундурские торговцы были в I веке единственными, кто имел привилегию ехать куда угодно и разносить свои товары от города к городу, от виллы к вилле. Впрочем, они, как считают, недолго наслаждались своей удачей. В конце II века маркоманны из Богемии получили право свободной торговли, а везеготы на несколько лет вырвали это право военной силой в середине IV века.

V в. до н. э. - время высшего подъема греческой цивилизации. В этот период окончательно оформляется классическое рабство, достигает расцвета полис. Огромную роль в развитии Греции сыграла победа в греко-персидских войнах (500-449 до н. э.), на время превратившая Афиньгв ведущее государство греческого мира. Последние десятилетия века были ознаменованы Пелопоннесской войной (431-404 до н. э.) между извечными противниками - Афинами и Спартой, ускорившей развитие товарно-денежных отношений и способствовавшей началу кризиса полиса в IV в. до н. э.

Отраслевая структура экономики

Основной отраслью экономики Греции по прежнему оставалось сельское хозяйство: в нем было занято большинство населения, земледелие, как и раньше считалось единственным видом практической деятельности, достойным гражданина. Процессы, начавшиеся в сельском хозяйстве в VIII-VI вв. до н. э., получают дальнейшее развитие: увеличивается товарность производства, углубляется региональная специализация (например, греческие полисы Северного Причерноморья и Сицилии являлись поставщиками зерновых, Афины - оливкового масла, острова Хиос и Фасос - вина и т. д.). Однако полностью натуральное хозяйство не было вытеснено. По-прежнему привлекательным как для отдельных людей, так и для полисов оставался принцип автаркии - независимости от окружающего мира, политической и экономической самостоятельности, самообеспеченности. Правда, в отличие от архаической эпохи в V в. до н. э. признается, что все необходимое полису может быть обеспечено с помощью торговли.

В связи с общим экономическим подъемом, широким использованием рабского труда, развитием торговли в греческом ремесле в V в. до н. э. происходит расширение производства, углубляется разделение труда. Особенно активно развиваются отрасли, связанные с судостроением и мореплаванием, горное дело, производство керамики.

Еще большее значение, чем в предшествующую эпоху, приобретает внешняя морская торговля. В этом отношении из древних народов с греками могли сравниться только финикийцы, а в более позднее время только Голландия XVI-XVII вв. может быть сопоставима с Древней Грецией классического периода по вкладу в развитие торговли своей эпохи. Характерно, что если финикийцы и голландцы занимались в основном посреднической торговлей, то древние греки, не пренебрегая посредничеством, широко вывозили свою сельскохозяйственную и особенно высококачественную ремесленную продукцию.

Основными статьями экспорта в другие страны являлись оливковое масло, вино, металлические изделия, керамика. В Грецию ввозили преимущественно продукты питания (особенно зерно, соленую рыбу), рабов, различные виды сырья (железо, медь, лес, смолу, меха, кожу, лен, слоновую кость и т. д.). В торговле отдельных греческих полисов друг с другом преобладали ремесленные изделия, на производстве которых специализировалась та или иная область. Основными центрами греческой внешней торговли являлись Афины, Милет, Коринф.


Кувшин для вина (ок. 470 до н.э.)

Внутренняя торговля в греческих полисах была развита гораздо слабее. На городской рынок в основном приезжали крестьяне из окрестных деревень и продавали сельскохозяйственную продукцию в обмен на ремесленную.

Организация производства

Важнейшая характерная черта греческой производства экономики V в. до н. э. - широкое распространение классического рабства. Войны, пиратство, торговля рабами (основные источники рабства) обеспечили резкое увеличение количества рабов. В V в. до н. э. рабы используются во всех сферах производства, становятся основной рабочей силой и окончательно лишаются всех прав. Считается, что в наиболее развитой области Греции - Аттике - рабы составляли около одной трети населения. Особенно активно труд рабов применялся в ремесленных мастерских - эргастериях. Среди ремесленных мастерских преобладали мелкие (от двух до десяти рабов), однако существовали и довольно крупные эргастерии, в которых использовался труд примерно 50-100 рабов. Особенно масштабным было применение рабского труда в горном деле. Так, при разработке Лаврионских серебряных рудников (в южной части Аттики) отдельные частные лица использовали труд 300-1000 рабов.

Работающим греческим шахтерам на веревке опускают еду VI в. до н.э.

В сельском хозяйстве Греции рабский труд играл сравнительно небольшую роль, что связано с двумя основными факторами: при выращивании и разведении трудоемких культур (винограда, олив, овощей) было невыгодно широко использовать низкопроизводительный труд рабов, а преобладание средних и мелких крестьянских хозяйств исключало широкомасштабное применение рабского труда. Греческие крестьяне, как правило, всей семьей обрабатывали землю, используя в качестве вспомогательного труд одного - семи рабов; применялся также наемный труд, особенно во время сезонных работ.

Очень активно рабы использовались как домашняя прислуга, секретари и пр. Рабов могли сдавать в аренду (в основном поваров, танцовщиц, ремесленников), некоторых отпускали на оброк - в таких случаях раб мог завести свою мастерскую, наняться на какую-либо работу - хозяин в его жизнь не вмешивался. Наряду с частными существовали и государственные рабы, например, в Афинах они несли полицейскую службу, замещали мелкие должности в городской администрации: секретари, писцы, судебные приставы и пр.

Денежные отношения

В V в. до н. э. чеканка монеты охватывает весь греческий мир. В результате развития розничной торговли в это время начинается чеканка бронзовой мелкой разменной монеты. Правом чеканить собственную монету пользовались все независимые греческие полисы, поэтому неудивительно, что развитие торговли в V в. до н. э. вызвало к жизни особую профессию менял (трапезитов*). Постепенно (в основном с конца V в. до н. э.) меняльные лавки начинают выполнять некоторые функции, свойственные банкам: хранение денег, перевод различных сумм со счета одного клиента на счет другого, выдача денежных ссуд. Обычный ссудный процент под залог земли, городского дома составлял порядка 15%, процент по морским кредитам (под более ненадежный залог кораблей и товаров) мог превышать 30%.

* От гр. стол, меняльная лавка.

Трапезиты выполняли также некоторые функции нотариальных контор - у них заключались сделки, составлялись купчие, хранились документы.

Роль государства в экономической жизни

В большинстве греческих полисов не существовало организованного, приносившего постоянный и значительный доход государственного хозяйства, не было прямого налогообложения граждан. Отсутствие стабильного источника пополнения государственной казны отчасти компенсировалось добровольными пожертвованиями и литургиями - налогами с богатых граждан на нужды государства. В период войн со всех граждан взимался чрезвычайный военный налог - эйсфора. Многие полисы имели и другие источники пополнения казны, так в Афинах государственные доходы пополнялись за счет Лаврионских серебряных рудников. Например, в период греко-персидских войн в 482 г. до н. э. Фемистокл предложил на доходы от рудников построить боевые корабли. В дальнейшем эти рудники сдавались в аренду частным лицам - гражданам Афин.

Снабжение хлебом было важнейшим вопросом экономической политики большинства греческих полисов. Специальные чиновники заботились о бесперебойном подвозе зерна, были установлены особые нормы его транзита. В конце V в. до н. э. во многих полисах из наиболее богатых граждан избирались комиссии по закупке и распределению хлеба между гражданами. Подобное регулирование в ряде случаев касалось также строительных материалов, дров, льна, масла и т. д.

Для поддержания порядка на внутренних рынках во многих полисах назначались особые должностные лица - агораномы (смотрители рынка), которые взимали пошлины, следили за качеством продуктов, правильностью мер и весов и т. д.

Новые явления в экономике Греции IV в до н.э.

В настоящее время IV в. до н. э. рассматривается как период кризиса классического IV в. до греческого полиса. Этот процесс был прямым следствием развития греческой экономики. Проявлениями юизиса традиционной полисной структуры в первую очередь были изменения в земельных отношениях. С конца V в. до н. э. очень широко распространяются сделки купли-продажи земли, которая в IV в. до н. э. рассматривается уже не как основа жизни гражданина, а как один из источников дохода. Кроме того, в IV в. до н. э. все чаще нарушается исключительное право граждан на владение землей - отличившимся какими-либо заслугами метекам предоставляются привилегии, в том числе возможность приобретения земли и дома. Помимо этого с конца V в. до н. э. распространяется аренда частных владений, а поскольку обработка чужой земли считалась позорной для гражданина, арендаторами становятся в основном метеки и вольноотпущенники. Таким образом, негражданское население проникает в сферу земледелия, ранее практически закрытую для него.

Наряду с этим многие граждане начинают заниматься более прибыльными, чем земледелие, видами деятельности, ранее считавшимися недостойными гражданина: морской торговлей, процентными ссудами, разработкой рудников и т. д.

Все это, а также бурное развитие ремесла и торговли, которыми в основном занимались метеки, объективно приводит к усилению роли свободного негражданского населения в экономике, социально-политической жизни полиса, к постепенному разрушению традиционной полисной структуры; главным мерилом ценности становятся деньги, именно они определяют положение человека в обществе.

В связи с кризисом полиса значительные изменения произошли в сфере рабовладения. Начиная с Пелопоннесской войны, растет число рабов-греков, что прежде было практически немыслимо. Кроме того, как более прибыльная, все шире распространяется практика отпуска рабов на оброк. Резко увеличивается число вольноотпущенников - рабов, сумевших скопить деньги и выкупиться на волю. В целом же в ГУ в. до н. э. классическое рабство продолжает развиваться, численность рабов увеличивается.

Кризис греческого полиса в IV в. до н. э. не был связан с экономическим упадком. Напротив, кризисные явления, начиная с перемен в основополагающих для полиса земельных отношениях, тесно связаны с развитием товарно-денежных отношений, стремлением к обогащению, развитием межполисных экономических связей. Именно эти процессы способствовали ослаблению тесной связи между гражданином и его полисом, создавали предпосылки для развития противоречий между частными и государственными интересами, для столкновения различных социальных групп внутри гражданского коллектива.

Утрата тесного полисного единства стала одной из важных причин потери Грецией независимости и подчинения ее в 338 г. до н. э. Филиппу Македонскому, сын и наследник которого, Александр, создал в 30-20-е годы IV в. до н. э. крупнейшую мировую державу древности. С этого времени полисы перестали быть ведущей силой в греческом мире, на смену им пришли эллинистические монархии.

История экономики: конспект лекций Щербина Лидия Владимировна

2. Хозяйство афинского полиса

2. Хозяйство афинского полиса

Это хозяйство, отличавшееся небольшими сельскохозяйственными площадями, но довольно высокой плотностью населения, представляет собой тип промышленной рабовладельческой экономики.

Афинам не хватало своего хлеба, и в обмен на хлебный импорт они экспортировали непродовольственные товары. Мелкие рабовладельческие ремесленные мастерские вырабатывали основную массу товаров в составе 3-12 рабов, при отсутствии разделения труда. В VI в. до н. э. Афины стали главным центром ремесленного производства в античном мире (основные отрасли: обработка керамики и металлов, спрос на которую определялся эстетическими качествами – гармонией форм, лаковой обработкой поверхности, секреты которой до сих пор не раскрыты).

В середине V в. самой крупной торговой гаванью Средиземноморья становится афинский импорт – хлеб и рабы, а также кожа, скот, рыба, шерсть, парусина, пенька, корабельный лес и т. д.

Хлебный импорт представлял собой самое уязвимое место афинского хозяйства. Панику на рынке вызывала даже небольшая задержка ввоза хлеба. Поэтому государство регламентировало цены на импорт и экспорт – вино, медь, мрамор, свинец, шерсть, оливковое масло металлические изделия, керамику и пр. Не меньшую роль играла работорговля – крупные распродажи военнопленных, а в перерывах между войнами – людей, захваченных пиратами или проданных царьками небольших государств и вождями племен в Малой Азии, Сирии, на Балканах.

С расширением внешней торговли Афин появился безналичный расчет (переписывание со счета на счет), а меняльные пункты – трапезы – превратились в банки, принимавшие вклады и производившие расчеты за товары, купленные вкладчиками. Деньги, скопившиеся в банках, предоставлялись в кредит торговцам. ВIV–III вв. до н. э., когда вследствие снижения военной мощи, вызванного тяжелой борьбой за гегемонию среди греческих государств, число рабов, занятых в промышленности, стало резко сокращаться, Афины, как и другие полисы древней Греции, постали легкой добычей иностранных завоевателей.

Из книги Всемирная история: В 6 томах. Том 1: Древний мир автора Коллектив авторов

КРИЗИС ПОЛИСА Кризис полиса - тема, в сущности, историографии новейшего времени. Главный признак кризиса писавшие о нем ученые видели в процессе обезземеливания крестьянства и концентрации земельной собственности, которые имели своим последствием замену свободного

Из книги Происхождение семьи, частной собственности и государства автора Энгельс Фридрих

V. ВОЗНИКНОВЕНИЕ АФИНСКОГО ГОСУДАРСТВА Как развилось государство, частью преобразуя органы родового строя, частью вытесняя их путем внедрения новых органов и, в конце концов, полностью заменив их настоящими органами государственной власти; как место подлинного

автора Андреев Юрий Викторович

1. Общие особенности. Понятие афинского гражданства По своему политическому устройству, структуре государственных органов греческие полисы V–IV вв. до н. э. делились на два основных типа: полисы с демократическим устройством и полисы с олигархическим правлением. Наличие

Из книги История Древней Греции автора Хаммонд Николас

Глава 5 Рост афинского союза 1. Отношения Афин и Спарты С осады Сеста зимой 479/78 г. Фукидид начинает описание возвышения Афин. С 491 г. Спарта и Афины действовали в тесном союзе, невзирая на свои разногласия. Их воины и моряки, сражаясь бок о бок при Артемисии, Саламине, Платее

Из книги История Древней Греции автора Хаммонд Николас

2. Основание Афинского союза и его успехи Зимой 478/77 г. Афины создали систему командования по своему вкусу, пользуясь полным доверием островных и морских государств. Афинский флот доказал свою доблесть, а действия Афин оправдывали их претензии на роль защитника свободы, в

Из книги История Древней Греции автора Хаммонд Николас

2. Распад Беотийской лиги и Афинского союза Немедленным последствием противостояния в Мантинее было то, что, хотя исход борьбы остался нерешенным, тысячи людей, глядевшие в лицо смерти, не расстались с жизнью. Возможно, именно из-за усталости от войны зимой 362 г. была

Из книги 500 знаменитых исторических событий автора Карнацевич Владислав Леонидович

СОЗДАНИЕ ПЕРВОГО АФИНСКОГО МОРСКОГО СОЮЗА Весной 478 г. до н. э. эллинский флот отправился к черноморским проливам, чтобы изгнать оттуда персидские гарнизоны. Общее командование осуществлял победитель при Платеях спартанский царь Павсаний, а во главе афинской эскадры

Из книги История государства и права зарубежных стран. Часть1 автора Крашенинникова Нина Александровна

Глава 12. Основные черты афинского права Афинское право представляло собой наиболее развитую в Древней Греции систему права, оказавшую заметное влияние на правовые системы других полисов, особенно входивших в состав Афинского морского союза.Источники права.

автора

§ 9.3. Образование Афинского государства Более развитым, чем Спарта, в социально-экономическом отношении было второе из крупнейших древнегреческих государств Афинское (п-ов Аттика), вскоре подчинившее своему влиянию остальную Элладу. Классический путь формирования

Из книги Всеобщая история государства и права. Том 1 автора Омельченко Олег Анатольевич

Становление Афинского полиса Аттическая область была захвачена группой ионических племен в ходе общего дорийского завоевания, которые, ассимилировав древнюю эгейскую цивилизацию, установили более соседские отношения с подчиненными народами. Осевшие в прибрежной

Из книги Всеобщая история государства и права. Том 1 автора Омельченко Олег Анатольевич

От полиса к империи Конец IV - начало III в. до н. э. в истории Рима был важнейшим рубежом.Во-первых, к этому времени завершилось государственно-политическое становление римского полиса, и римская государственность опиралась на развитую систему институтов власти и

Из книги История древнего мира [Восток, Греция, Рим] автора Немировский Александр Аркадьевич

Спарта как тип полиса Древняя Спарта была одним из крупнейших полисов Греции архаического и классического времени. Начало формирования спартанского полиса и его государственности относится ко времени завершения дорийского завоевания. Племена дорийцев осели на

Из книги История войн на море с древнейших времен до конца XIX века автора Штенцель Альфред

Расцвет Афинского морского союза Бежавший Ксеркс с остатками своей армии на 45 день после Саламинской битвы добрался до Геллеспонта. Мосты, выстроенные по его приказанию, весной были разрушены непогодой, но вернувшийся флот поджидал его. С его помощью Ксеркс пеправился

Из книги Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс автора Селунская Надежда Андреевна

§ 31. Расцвет Афинского государства Возвышение АфинПосле победы над персами, в которой афиняне сыграли решающую роль, началось быстрое возвышение Афин. Имея самый многочисленный во всей Греции флот, Афины постепенно поставили под свой контроль все торговые пути в

Из книги Всеобщая история [Цивилизация. Современные концепции. Факты, события] автора Дмитриева Ольга Владимировна

Спарта как тип греческого полиса Наряду с Афинами, древняя Спарта была одним из крупнейших полисов Греции архаического и классического времени. Так же как и в Афинах, в Спарте наблюдается античная форма собственности в качестве коллективной собственности сограждан –

Из книги Форд и Сталин: О том, как жить по-человечески автора СССР Внутренний Предиктор

Изгнание персов с северного побережья Эгейского моря, освобождение греческих полисов в черноморских проливах и западной Малой Азии привели к созданию довольно обширной хозяйственной зоны, включающей Эгейский бассейн, побережья Черного моря, Южную Италию и Сицилию, внутри которой сложились прочные экономические связи, питающие хозяйство отдельных полисов. В результате побед над персидскими войсками греки захватили богатую добычу, включающую материальные ценности и пленных. Так, например, после битвы при Платеях (479 г. до н. э.) греки, по сведениям Геродота, «нашли шатры, убранные золотом и серебром, позолоченные и посеребренные ложа, золотые сосуды для смешивания вина, чаши и другие питьевые сосуды. На повозках они отыскали мешки с золотыми и серебряными котлами. С павших врагов они снимали запястья, ожерелья и золотые мечи, а на пестрые вышитые одеяния варваров никто и не обращал внимания. Золота было взято так много, что его продавали так, как будто это была медь».

Рабские рынки Эллады были заполнены многочисленными пленными. В относительно короткий срок (50 лет) было продано свыше 150 тыс. человек. Часть рабов и богатой добычи были направлены в производство, пошли на устройство новых ремесленных мастерских, рабовладельческих поместий, новое строительство.

Война вызвала к жизни новые потребности и создала дополнительные стимулы для хозяйственного развития. Нужно было строить огромный флот (в несколько сотен кораблей), возводить мощные оборонительные сооружения (например, систему афинских укреплений, так называемые «длинные стены»), нужно было оснащать армии, которых греки никогда ранее не выставляли, оборонительным и наступательным оружием (панцири, щиты, мечи, копья и т. д.).

Естественно, все это не могло не двигать вперед греческую металлургию и металлообработку, строительство, кожевенное дело и другие ремесла, не могло не способствовать общему техническому прогрессу.

Под влиянием этих факторов в Греции середины V в. до н. э. сформировалась экономическая система, просуществовавшая без особых изменений до конца ГУ в. до н. э. Она основывалась на использовании рабского труда.

Греческая экономика в целом не была однородной. Среди многочисленных полисов можно выделить два основных типа, отличающихся по своей структуре. Один тип полиса - аграрный с абсолютным преобладанием сельского хозяйства, слабым развитием ремесла и торговли (наиболее яркий пример - Спарта, а также полисы Аркадии, Беотии, Фессалии и др.). И другой тип полиса, который можно условно определить как торгово-ремесленный,- в его структуре роль ремесленного производства и торговли была довольно значительной. В этих полисах была создана товарная рабовладельческая экономика, которая имела довольно сложную и динамичную структуру, а производительные силы развивались особенно быстро. Примером таких полисов были Афины, Коринф, Мегары, Милет, Родос, Сиракузы, ряд других, как правило, расположенных на морском побережье, иногда имеющих небольшую хору (сельскохозяйственную территорию), но вместе с тем и многочисленное население, которое нужно было кормить, занять производительным трудом. Полисы этого типа задавали тон экономическому развитию, были ведущими хозяйственными центрами Греции V-IV вв. до н. э.



Наиболее яркий пример - Афины. Исследование хозяйственной структуры Афин позволяет составить общее представление об особенностях торгово-ремесленых полисов Греции классического времени.

Определение ведущего типа греческих полисов как торгово-ремесленных не означает, что сельское хозяйство в них отошло на задний план, перестало быть важной отраслью. Отнюдь нет. Сельское хозяйство в торгово-ремесленных полисах было ведущим наряду с торговлей и ремеслом, являлось основой всей экономической системы. Вот почему характеристику хозяйственной жизни торгово-ремесленных полисов необходимо начинать с описания сельского хозяйства как важнейшей основы их экономики.

Для торгово-ремесленных полисов V-IV вв. до н. э. характерно внедрение рабства во многие сферы жизни и производства. Возрастает общее количество рабов. По приблизительным подсчетам (из-за отсутствия статистических материалов точные подсчеты невозможны), в Афинах общее количество рабов достигало одной трети всего населения. Преобладали рабы-мужчины, занятые в производстве (среди рабов было мало стариков, детей, немного рабынь), так что значение рабов как категории самодеятельного населения в обществе и производстве было значительно выше, чем их арифметическая численность.



Широкое применение труд рабов находит в домашнем хозяйстве: размол зерна, приготовление пищи, изготовление одежды и обуви, их ремонт, не говоря о личных услугах. Рабы использовались выборными должностными лицами в качестве секретарей, курьеров, палачей, полицейских. В некоторых греческих полисах рабство активно внедрилось в сельское хозяйство, например на Хиосе, но в большей части торгово-ремесленных полисов рабы применялись главным образом в ремесленных мастерских, горном деле, обслуживании морских перевозок, строительстве. Таким образом, значительная часть рабов была сконцентрирована в городе.

Основной контингент греческих рабов V-IV вв. до н. э. состоял из людей негреческого происхождения, которых греки стали называть варварами,- фракийцев и скифов, карийцев и пафлагонцев, лидийцев и сицилийцев. Можно выделить три основных региона, ставших поставщиками рабов

на рынки Эллады,- Северное Причерноморье, Фракия с соседними областями и Малая Азия. В конце V-IV в. до н. э. среди рабов оказываются греки, проданные в рабство во время частых междоусобиц. Например, в рабство были проданы афиняне, потерпевшие поражение в Сиракузах в 413 г. до н. э.; при разгроме Фив в 335 г. до н. э. Александр Македонский приказал продать в рабство 30 тыс. фиванцев, включая женщин и детей, выручив за эту продажу 440 талантов.

Основными источниками пополнения рабов в это время были: 1) военнопленные и отчасти захваченные в плен мирные жители. Так, во времена греко-персидских войн, видимо, до 150 тыс. пленников были проданы на рабских рынках. После битвы при Гимере (480 г. до н. э.) победители - сицилийские греки - произвели раздел военнопленных-карфагенян, причем некоторым воинам досталось по 500 человек. Во время удачных войн сиракузских тиранов Дионисия I и Агафокла против карфагенян и местных племен Южной Италии были также обращены в рабство многие военнопленные; 2) продаваемые правящей аристократией фракийцев и скифов соплеменники. В результате войн племенная верхушка устанавливает власть над соседними, в том числе родственными, племенами и охотно переправляет в Грецию своих порабощенных соплеменников в обмен на предметы роскоши; 3) рабский контингент пополнялся через самовоспроизводство рабов. По греческим законам рабы не имели права создавать семью, но тем не менее брачные отношения между рабами - нередки. К тому же рабыни были потенциальными наложницами своего господина. Рожденные рабынями дети тоже считались собственностью хозяина. В некоторых поместьях Сицилии рабовладельцы даже устраивали своего рода питомники, в которых с рождения воспитывали рабов и потом с большой выгодой продавали.

У плавильной печи

хитители свободных людей. Афинские законы карали смертью незаконное обращение в рабство свободного гражданина. Роль пиратства и других способов похищения свободных с целью их обращения в рабство возросла в неспокойной обстановке середины IV в. до н. э.

Обращенные в рабство различным путем люди продавались на специальных рабских рынках. Такие рынки существовали в каждом полисе, например Аристофан говорит о рабских рынках в Фессалии; в Афинах, на центральной площади, агоре, существовало особое место, где свезенные рабы осматривались, оценивались и продавались.

В торгово-ремесленных полисах рабы использовались главным образом в производстве, и потому одной из задач рабовладельца была рациональная организация рабского труда. Труд рабов должен был быть организован так, чтобы раб мог принести доход, который позволил бы окупить затраченные на его покупку средства, стоимость ежедневного содержания (питания и одежды) и вместе с тем принести некоторую чистую прибыль. Одной из форм повышения эксплуатации и вместе с тем производительности рабского труда в Афинах был отпуск раба на оброк. Смышленому и энергичному рабу господин предоставлял небольшие средства, помещение, выделял его из своего хозяйства и поселял отдельно. Раб открывал маленькую мастерскую, работал в известной мере самостоятельно, вел дела с заказчиками, торговал продуктами своего

труда, мог завести семью. Но за эту самостоятельность он был должен вносить определенный оброк в пользу своего господина, причем господин часто устанавливал такой оброк, который был выше, чем прибыль, приносимая его рабами, находящимися в доме. Посаженный на оброк раб охотно шел на такие условия, так как это позволяло ему до известной степени почувствовать себя человеком.

Правда, рабов на оброке было немного, их юридическое положение от этого не менялось, они по-прежнему находились в полной власти господина. В любой момент господин мог закрыть мастерскую раба, однако это было не в его интересах. За счет своего старания, экономии, напряженного труда раб на оброке мог скопить известную сумму и выкупиться на свободу. Но и в этом случае рабовладелец ничего не терял, он назначал высокую цену выкупа и с лихвой восполнял свои затраты на данного раба.

Если в хозяйстве рабовладельца было много рабов, если он не имел возможности рационально организовать их труд, то он сдавал их в аренду на известный срок более предприимчивому человеку и получал за это арендную плату. В IV в. до н. э. эксплуатация раба приносила довольно высокий доход: в среднем раб, занятый в ремесле, приносил до 2 оболов в день (на 2 обола

можно было прокормить семью в 3-4 человека). Если раб сдавался в аренду, то собственник раба получал 1 обол в день как арендную плату, а 1 обол был прибылью арендатора. Высокий доход, приносимый рабами,- показатель интенсивной эксплуатации рабского труда, его рациональной организации, некоторого роста производительности труда невольников.

В связи с повышением эксплуатации рабского труда в товарных хозяйствах происходит ухудшение социального положения рабов по сравнению с предшествующей эпохой. Раб рассматривается и законодательством, и общественным мнением как одаренное речью орудие производства, как существо низшего порядка, как получеловек. В IV в. до н. э. была создана и соответствующая теория рабовладения, особенно полно разработанная Аристотелем. Отражая общераспространенную практику своего времени, Аристотель обосновал необходимость рабства потребностями жизни и производства, считал рабов существами с иной физической и психической организацией, чем свободные люди. «Природа устроила так,- писал Аристотель,- что и физическая организация свободных людей отлична от физической организации рабов: у последних тело мощное, пригодное для выполнения необходимых физических трудов, свободные же люди держатся прямо и не способны для выполнения подобного рода работ: зато они пригодны для политической жизни... Одни люди по своей природе свободные, другие - рабы, и этим последним быть рабами и полезно и справедливо».

Раб был собственностью господина, последнему принадлежали его рабочее время, его жизнь. Пользуясь бесконтрольной властью, хозяева могли морить своих рабов голодом, подвергать их любым наказаниям, вплоть до убийства. Но с другой стороны, купить раба, заплатить за него известную (и немалую) сумму денег, а затем убить его или уморить голодом было невыгодным для хо-

Вот почему для Спарты характерен низкий уровень развития рабовладельческих отношений и преобладание различных форм зависимого труда. Для спартанского общества была также характерна незавершенность внутренней социальной дифферен-

циации, что наложило отпечаток на характер социальных взаимоотношений и противоречий, которые чаще всего проявлялись в виде организованных восстаний илотов или борьбы за власть между малочисленными кликами, носившей верхушечный характер.

После Греко-персидских войн эллинский мир вступил в эпоху своего наивысшего экономического расцвета. Упрочено было политическое и торговое влияние греков не только в Эгеиде, но и на побережье Понта. На западе сицилийские греки одержали победу над карфагенянами - своими конкурентами и персидскими союзниками. На фоне того, что малоазийские полисы так и не смогли оправиться после поражения Ионийского восстания, выросло экономическое могущество Афин. В то же время экономический подъем был подъемом рабовладельческого хозяйства. Античное рабство обретало свой классический вид.

Экономическое развитие Афин в V в. до н. э. Античное рабство

Одна из активно обсуждаемых в антиковедении проблем касается определения численности рабов и соотношения рабского и свободного населения полиса, особенно на примере Афин, так как большинство наших источников относится именно к этому городу-государству . Минимальную границу дает Фукидид, сообщая, что во время Пелопоннесской войны к спартанцам бежало более 20 тыс. рабов, в большинстве своем ремесленники (История, VII, 27, 5). По подсчетам немецкого антиковеда К. Ю. Белоха, перед Пелопоннесской войной в Афинах на 35 тыс. граждан (вместе с женами и детьми - около 100 тыс.) и 30 тыс. метеков (выходцев из других полисов, ущемленных в правах по сравнению с гражданами) приходилось около 100 тыс. рабов. Большинство других исследователей отмечают, что, скорее всего, рабов было не менее 110-120 тыс. Рабы, как правило, были негреческого происхождения: греков родственники, друзья, власти родного полиса все же старались поскорее выкупить из рабства. Главными источниками рабства были: война (например, Кимон после Эвримедонта вывез на рынок рабов 20 тыс.), пиратство, а также естественное воспроизводство в доме господина.

Рабский труд применялся во всех сферах общественной жизни. Несомненно, невольники использовались в сельском хозяйстве, хотя не так широко, как в ремесле, ибо участки были небольшими и крестьяне обрабатывали их сами: некоторые ученые определяют соотношение рабов, занятых в земледелии и в промышленности (без рудников), примерно как 1: 2 (10 против 20 тыс.). Невольники трудились в мастерских-эргастериях, именно в них производилась большая часть товарной продукции в античной Греции. В среднем в эргастериях было по 10-15 рабов, но встречались и более крупные производства: в одной из мастерских (по производству ножей), которые оратору

Демосфену оставил его отец, работало 30, а в другой (по производству кроватей) - 20 человек (Демосфен, XXVII, 9); у брата оратора Лисия было оружейное предприятие, на котором трудились 120 рабов (Лисий, XII, 8, 9). Самым тяжелым был труд на рудниках, каменоломнях и мельницах, куда можно было угодить за какой-нибудь проступок. В Аттике таким страшным местом был Лаврион - серебряные рудники. Крупные афинские рабовладельцы отдавали туда своих рабов в лизинг: Никий - 1000 человек, Гиппоник - 600 и т. д., - получая за живой товар 1 обол в день (Ксенофонт, О доходах, 4, 14, 15).

Особую и весьма многочисленную группу рабов составляла челядь: рабы, работавшие в домашнем хозяйстве и обслуживавшие хозяйскую семью, а также флейтисты, гетеры и т.п. Их численность исследователи определяют в пределах 20-30 тыс. К челяди относился и раб-ггедагог, буквально «тот, кто водит ребенка», в сущности, дядька, наподобие Савельича из «Капитанской дочки». Главная обязанность такого раба была не в том, чтобы учить хозяйского отпрыска (нередко раб-педагог сам был человеком невежественным), а в том, чтобы сопровождать его в школу.

Вопрос для размышления

От какого греческого понятия произошло слово «школа» и, как вы дума ете, почему?

Рабы широко использовались и государством: писцы, глашатаи, палачи, тюремщики, полицейские. В Афинах таких государственных рабов насчитывалось от 700 до 1000 человек. Их положение было лучше, чем у частновладельческих; большинство из них жило своими домами, семьями.

С юридической точки зрения рабы были абсолютно бесправны. Хозяин мог использовать раба как ему угодно, наложить на него любые наказания, дать любое имя. Часто невольников называли по национальному признаку: Перс, Скиф, Галл и т.п. За одно и то же преступление раба наказывали строже, чем свободного человека; он не мог владеть собственностью, вступать в официальный брак; хозяин мог его продать, сдать в аренду и т.п. За изувечивание раба полагалось наказание, но гораздо меньшее, чем за членовредительство по отношению к свободному человеку. Да, в Афинах раба нельзя было безнаказанно убить, ибо пролитие крови означало навлечение скверны (миазма) на полис, но в тех же просвещенных Афинах существовала так называемая свидетельская пытка рабов: т. е. показания для суда у раба принимались только под пыткой, даже если он готов был предоставить любые требуемые от него сведения. Раб, отпущенный на волю (вольноотпущенник), сохранял известную зависимость от бывшего хозяина и не имел гражданских прав.

Хотя в греческом обществе была ощутима доля свободного труда (особенно в сельском хозяйстве), но все же в значительной степени оно было основано на рабстве, которое пронизывало все сферы общественной жизни. В конечном счете, рабство повлияло на судьбу античной цивилизации. Возможность развивать производство сводилось к экстенсивному, количественному увеличению рабов. Как следствие: пренебрежение к внедрению технических новинок, фактическое отсутствие прогресса в технологиях производства, зависимость от внешних условий - от войн, обеспечивавших приток невольников. Был еще и моральный аспект, нравственное воздействие рабства на общество: рабство компрометировало физический труд, особенно тяжелый, ибо он ассоциировался с рабами (кроме труда на земле). Вместе с тем рабский труд обеспечивал гражданам полисов досуг - свободное время (греч. schole и лат. otium ), используемое для занятий, не связанных с экономикой. Досуг в греческом понимании предназначался для интеллектуального и творческого времяпровождения, самосовершенствования, знакомства с прекрасным. Таким образом, отчасти правы те, кто (как например, Фридрих Ницше) утверждал, что без античного рабства не было бы поразительной античной культуры, хотя, безусловно, были и другие предпосылки к ее развитию.

В V в. до н. э. наблюдается бурное развитие товаро-денежных отношений. Центром городской торговли в Афинах была агора, уставленная палатками из тростника и прутьев; торговые ряды располагались кругами. Здесь общаются, обмениваются новостями и сплетнями, раздают приглашения на симпосионы.

Симпосион (симпосий, букв, «совместная попойка») - греческий пир, происходивший после совместной трапезы, обязательно включавший в себя «культурную программу».

Афины были крупнейшим центром посреднической торговли в Элладе. Используя влияние в Делосском союзе, афиняне заставляли союзников везти товары в Пирей (зерно - обязательно), откуда затем при посредничестве афинян их перепродавали: ежегодный товарооборот Пирея составлял колоссальную сумму - 2 тыс. золотых талантов. Рост торгового капитала, переход на денежный расчет стимулировали развитие ростовщичества. Им занимались держатели меняльных лавок - трапедзиты, у которых можно было, к примеру, полупить морскую ссуду (кредит под залог корабля или товаров). Из трапедзи- тов вырастали банкиры. Благодаря одной из речей Демосфена (XXXVI), мы хорошо осведомлены о работе банковского дома Пасиона в Афинах (IV в. до н. э.), ежегодный оборот которого составлял 60 золотых талантов. Метек Пасион (бывший раб) получил афинское гражданство, в благодарность он оснастил пять триер. Кроме банка у него была большая фабрика оружия. В старости Пасион передал свое дело вместе с фабрикой Формиону, который сначала тоже был рабом, потом вольноотпущенником. Филиалы банка Пасиона были во многих греческих полисах - ими заведовали его доверенные слуги (опять же нередко рабы). Некоторые ученые-модернизаторы (К. Ю. Белох, Э. Майер, М. И. Ростовцев) на основании подобных примеров говорили об античном капитализме: если это и преувеличение, то еще более неверно рассуждать, как это делали последователи немецкого политэкономиста Карла Бюхера и отчасти историки-марксисты, о примитивной античной экономике, натуральном хозяйстве, отсутствии рынка и т.п.

  • В отечественной науке наиболее полное изложение данной проблемы со ссылкамина источники и научную литературу см.: Доватур А. И. Рабство в Аттике в VI-V вв.до н. э. Л., 1980. С. 29-58.