Американская подводная лодка «Вирджиния» против российского «Ясеня»: кто победит? Атомная подводная лодка "Вирджиния": особенности конструкции, вооружения и ходовой части Подлодка типа вирджиния

Будущее ВМС США в самой современной подводной лодке США класса «USS Virginia » оснащенной новейшими технологиями, способной подплывать к самому берегу и тайно следить за сведениями потенциальных врагов и быть в готовности нанести ответный удар несокрушимой силы. Атомные подводные лодки класса «USS Virginia » представляют совершенно новый класс подводного флота США. Самые современные и самые разносторонние субмарины в мире и обладают ошеломляющими способностями. Первая подводная лодка в серии под названием «USS Virginia » (SSN-744) была заложена в сентябре 2000 года, спущена на воду 16 августа 2003 года, а введена в эксплуатацию 23 октября 2004 года.

Это один большой склад оружия. Подлодка « USS Virginia » может устраивать разрушительные атаки , используя торпеды, может посылать крылатые ракеты на расстояние до 1500 км с высокой точностью, а чтобы избежать встречи с потенциальным противником современная подводная лодка способна погружаться под воду на глубину до 250 м. Этот класс подводной лодки стоит на голову выше других за счет потрясающей способности следить. Ее прозвали «идеальным наблюдателем» и на то есть причина подводные лодки США класса «USS Virginia » обладают самыми сложными сенсорами, которые когда-либо устанавливались на американские субмарины.

Атомные подводные лодки оснащены новейшей системой навигации, которая позволяет точно проходить по мелководью и определять точные координаты. Субмарина «USS Virginia » это морской обитатель внушительных размеров. Такое «морское чудовище» спокойно передвигается под водой благодаря динамической силе, которую придает ядерный реактор. План его работы держится в строжайшем секрете. Известно то, что двигатель вырабатывает колоссальное количество энергии. Компактный ядерный реактор превращает морскую воду в пар. Перегруженный пар вращает массивные турбины, которые в свою очередь заставляют субмарину двигаться вперед. Кроме этого ядерная энергетическая установка вырабатывает электроэнергию всем приборам и оборудованию на этом подводном корабле оснащенным самой современной техникой. Реактор рассчитан на 30 лет работы, а это значит, что за весь срок службы современную подводную лодку не надо будет заправлять.

Сегодня атомные подводные лодки класса «USS Virginia » это история поразительного успеха. Подводный флот США располагает двумя основными видами субмарин: глубоководные океанские баллистические подводные лодки, у которых одна стратегическая задача доставлять ядерный заряд в любую точку мира; другой вид это лодки-охотники созданные для нападения и молниеносного уничтожения силы противника. Последние созданы передвигаться быстро и поражать вражеские корабли и суда, доставлять в место военных действий крылатые ракеты и миротворческий контингент.

современная подводная лодка «USS Virginia»

проект современной подводной лодки

строительство 774 « USS Virginia »

современная подводная лодка « USS Virginia » испытания

первая атомная подводная лодка класса « USS Virginia »

USS New Hampshire»

современная подводная лодка « USS North Carolina»

перед боевым походом


До атомной подводной лодки «USS Virginia » вершиной военного кораблестроения считалась субмарина класса «Seawolf ». Подводный боевой корабль был разработан во времена холодной войны для потенциальных глубоководных сражений против мощного советского флота, но в начале 90-х политический климат драматически изменился, и почти за одну ночь рухнуло государство под названием СССР. Главный враг США просто исчез, дорогостоящая гонка вооружений между двумя сверхдержавами больше не была актуальна. В этом новом смелом мире совершенно естественным оказалось то, что военный бюджет стран был урезан и атомные подводные лодки класса «Seawolf » были уже не нужны. Но к концу 90-х у США и их союзников появились новые враги - маленькие террористические группировки. Они заставили заново пересмотреть военное руководство о выделении средств из бюджета. А какой смысл в многочисленном подводном флоте , если у террористов нет морской силы. Сегодня военно-морские силы должны быть лучше информированы о возникновении врага из не откуда. Поэтому в 1995 году правительство США пришло к выводу о создании нового класса атомных подводных лодок. Но подводный флот поставил жесткие условия разработчикам субмарины. Новый класс подводной лодки должен обладать исключительными способностями слежения, они должны преодолевать мелководье с исключительной точностью, они должны оставаться в неподвижном состоянии несколько дней в независимости от подводных течений и положения плавучего якоря. Современная субмарина должна обладать хитроумной маневренностью и исчезать под водой на период до трех месяцев без всплытия. Этим требованиям соответствуют атомные подводные лодки класса «USS Virginia » и первые образцы были построены за меньшие бюджетные средства, чем «Seawolf ».

Современная подводная лодка «USS Virginia » стала первой конструкцией разработанная в трехмерном изображении на компьютерах, которое потом превратилось в морское судно. Программа, которая сделала возможным реализацию этого проекта, была уже проверена на предыдущих работах и применялась при разработке авиалайнеров «Боинг». Все конструктора имеют доступ к трехмерной компьютерной модели, что позволяет работать инженерам в одном и том же виртуальном пространстве одновременно. Компьютерный дизайн оказывает помощь в этом аспекте.

Будущее приемов ведения войн совершенно не четко, поэтому современная субмарин а способна адаптироваться к новым условиям. Современная тактика войны меняется, и атомные подводные лодки новых классов должны меняться вместе с ней, чтобы всегда быть на высоте. Для создания такой возможности адаптации конструкторы субмарины создали так называемый модульный дизайн, который включил в себя открытую систему архитектуры, т. е. основная конструкция состоит из больших открытых пространств. В эти пространства могут быть помещены заранее созданные модули: такие как системы оружия или гидролокационная станция. Эти модули могут быть установлены как единые системы. Они позволяют брать на борт усовершенствованные системы, при этом конструкцию подводной лодки не надо заново проектировать. Это сэкономило средства и атомные подводные лодки класса «USS Virginia » получили право на жизнь. Также благодаря беспрецедентному поступку - объединение двух судостроительных гигантов возле одного проекта «General Dynamics Electric Boat » и «Northrop Grumman Newport News » дало возможность строить атомоходы.

на борту подводной лодки « USS Virginia »

«Virginia » самая современная атомная подводная лодка в мире с технической точки зрения. Она была построена с использованием революционных методов, в результате чего было сэкономлено много средств и времени. На подлодке «Virginia » нет перископа. Вместо него она получила маску-мультисенсор и камеры, которые передают изображение со всех сторон подводного корабля. Эти сенсоры подключены к дисплею на пункте управления и впервые в истории подводного флота все кто находится на нем, могут наблюдать за происходящим на поверхности. Современная подводная лодка оснащена системой, которая позволяет воспроизвести точную картину расположения мин. Она способна находить их и производить детонирование на безопасном расстоянии. Уникальность атомных подводных л одок класса «Virginia » состоит в том, что они могут адаптироваться к мелководью. Это осуществляется благодаря точности управления. Все балластные отсеки подключены к одной центральной программе. Также благодаря этой специальной программе управления, подлодка может оставаться неподвижной, даже не смотря на течения. Для выхода водолазов с субмарины предусмотрен специальный отсек на 9 человек, а не как у других через торпедные аппараты. Малая шумность субмарины обеспечивается размещением гребного винта в трубе, которая поглощает шум, и кроме этого весь корпус покрыт слоем резины.

Первая подводная лодка настолько прекрасно прошла все ходовые испытания, что она поступила на вооружение на год раньше запланированного срока. На сегодняшний день в строю находится пять подводных лодок этого класса: « USS Virginia », « USS Texas», « USS Hawaii», « USS North Carolina», « USS New Hampshire», но всего запланировано к спуску тридцать единиц, это название некоторых из них: « USS New Mexico», « USS Missouri », « USS California», « USS Mississippi», « USS Minnesota», « USS North Dakota», « USS John Warner», «SSN-786», «SSN-787», «SSN-788», «SSN-789», «SSN-790», «SSN-791».

Атомные подводные лодки «USS Virginia » стали ярким событием в истории подводного флота США. Новые возможности позволяют этому классу подлодок быть больше чем просто военным судном для морских сражений с врагом в открытом океане. Конфликты и операции, в которых придется им участвовать, возможно, никогда не станут достоянием общественности, потому что всегда будут военные тайны.

торжественный спуск очередной подводной лодки на воду

Технические характеристики атомной подводной лодки « USS Virginia » (SSN-774):
Длина - 115 м;
Ширина - 10 м;
Водоизмещение - 7800 тонн;
Судовая силовая установка - ядерный ректор типа «S9G»;
Скорость - 25 узлов;
Глубина погружения - 250 м;
Экипаж - 134 человека;
Вооружение:
Крылатые ракеты «Tomahawk » -12;
Торпедных аппаратов 533 мм - 4;


АТОМНАЯ МНОГОЦЕЛЕВАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА VIRGINIA (США)
NUCLEAR MULTIPURPOSE SUBMARINE VIRGINIA (USA)


АТОМНАЯ МНОГОЦЕЛЕВАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА VIRGINIA


11 мая 2011 года на американском предприятии General Dynamics Electric Boat в Куонсет-Пойнт (штат Род-Айленд) состоялась церемония официальной закладки первой атомной многоцелевой подводной лодки типа Virginia новой серии Block III – SSN 784 North Dakota. Данный корабль должен стать одиннадцатой подводной лодкой типа Virginia. Сама лодка строится на предприятии General Dynamics Electric Boat в Гротоне (штат Коннектикут), а в Куонсет-Пойнт изготавливаются корпусные секции.
Программа строительства ПЛАТ типа «Вирджиния» принята вместо программы SSN-21. В 1997 г. компания «Ньюпорт ньюс шипбилдинг» получила заказ на строительство лодок этого типа. Головная ПЛАТ SSN-774 «Вирджиния» вступила в строй в 2004 г. На октябрь 2012 г. построено 9 ПЛАТ (SSN-774 – 782), ведется строительство еще 9 ПЛАТ (SSN-783 – 791). Стоимость серийного корабля оценивается в 2 млрд дол.
ПЛАТ типа «Вирджиния» предназначены для проведения самостоятельных операций против подводных лодок и надводных кораблей противника, нанесения ударов по наземным целям с применением крылатых ракет морского базироваения (КРМБ), обеспечения противолодочной обороны (ПЛО) боевых кораблей и конвоев, борьбы на коммуникациях с целью сковывания перевозок противника, скрытного проведения специальных операций, в том числе и в мелководных районах и т.д.

Проектирование серии началось в конце 1980-х годов, головная лодка нового типа - SSN-774 «Вирджиния» вошла в состав флота в 2004 году. Предполагается, что в течение ближайших 20 лет ВМС США получит 30 лодок типа «Вирджиния», которые сменят в составе флота АПЛ типа «Лос-Анджелес», строившиеся с 1976 года по 1996 год. Первоначально планировалось замена АПЛ типа «Лос-Анджелес» на АПЛ типа «Сивулф» («Морской волк»), но из-за слишком высокой стоимости и изменения стратегических приоритетов было отдано предпочтение АПЛ типа «Вирджиния».

На двух старейших судостроительных верфях США, принадлежащих «Дженерал Дайнемикс Электрик Бот» в Гротоне (шт.Коннектикут) и «Ньюпорт-Ньюс шипбилдинг» (подразделение «Хантингтон ингаллс индастриз») в Ньюпорт-Ньюс (шт.Вирджиния), последовательно совершенствуя боевые возможности, планируется построить 30 атомных подводных лодок (АПЛ) класса «Вирджиния».
Программа создания ударных многоцелевых АПЛ класса Virginia была запущена в 1998 г., в настоящее время в боевой состав подводных сил ВМС США входят 5 лодок данного класса, еще 6 единиц находятся на различных этапах строительства. График реализации программы предусматривает строительство лодок тремя сериями, первая и третья из которых дополнительно разделены на две подсерии.

Новейшая атомная подводная лодка с ракетно-торпедным вооружением (ПЛАТ) SSN-783 Minnesota (10-я ПЛАТ типа «Вирджиния») в мае 2013 года успешно завершила первые ходовые испытания. ПЛАТ построена на судостроительной верфи Huntington Ingalls Industries (HII), где строительство Minnesota велось почти 5 лет, начиная с ее закладки в феврале 2008 г. В ходе испытаний ПЛАТ впервые выполнила подводное погружение и развивала высокие скорости как в надводном, так и в подводном положении. В процессе испытаний производилась проверка всех бортовых систем и агрегатов лодки. «Миннесота» проведет еще два этапа испытаний в море, в одном из которых на ее борту будут представители комиссии по инспектированию и приемке кораблей ВМС США INSURV (Board of Inspection and Survey). Передача лодки ВМС США ожидается в конце текущего месяца, с 11-месячным опережением срока, указанного в контракте. Водоизмещение ПЛАТ «Миннесота», которая является завершающей лодкой типа «Вирджиния» в варианте «блок II» (Block II), составляет 7800 тонн.

Контракт на постройку ПЛА SSN 784 был выдан ВМС США корпорации General Dynamics в августе 2003 года. В последующем финансирование строительства этой подводной лодки было включено в выданный корпорациям General Dynamics и Northrop Grumman в декабре 2008 года пятилетний контракт стоимостью 14,011 млрд. долл. на постройку для ВМС США восьми ПЛА Virginia Block III (SSN 784 – SSN 791). Фактическое строительство лодки было начато в 2009 году. Спуск на воду North Dakota ожидается в 2013 году, а передача американскому флоту – в 2014 году. Все восемь подводных лодок по контракту 2008 года должны быть закончены постройкой к 2019 финансовому году.

фото: http://ussnd.com/
Многоцелевая атомная подводная лодка North Dakota 31 мая 2014 года вошла в состав ВМС США, сообщает The Associated Press со ссылкой на заявление министра ВМС США Рэя Мабуса. Торжественная церемония крещения АПЛ прошла 2 ноября 2013 года на верфи Electric Boat в Гротоне, штат Коннектикут. Атомная подводная лодка SSN-784 получила имя «Северная Дакота» (North Dakota). Лодка «Северная Дакота» является 11-й ПЛАТ типа «Вирджиния» и первой ПЛАТ этого типа в варианте «блок III» (Block III).

Основными отличиями подводных лодок серии Virginia Block III (также известны как Batch 2) от лодок серий Block I и II (Batch 1) станут замена носовой сферической антенны ГАК на новую антенну Large Aperture Bow (LAB), и замена 12 вертикальных носовых пусковых установок крылатых ракет Tomahawk на два универсальных носовых модуля Virginia Payload Tubes (VPT) диаметром 2,1 метра, способных использоваться для размещения каждый как шести крылатых ракет Tomahawk, так и другой целевой нагрузки.

Две атомные многоцелевые подводные лодки ВМФ США 19 марта 2014 года приступили к ледовым учениям Ice Exercise 2014 (ICEX 2014) в Северном Ледовитом океане. В учениях принимают участие USS New Mexico (SSN 779) класса Вирджиния и USS Hampton (SSN 767) класса Лос-Анджелес.
Командование ВМС США в апреле 2014 года заключило с американскими компаниями General Dynamics Electric Boat и Huntington Ingalls Industries Newport News Shipbuilding контракты на строительство десяти атомных подводных лодок типа «Вирджиния». Сумма сделки составила 17,6 миллиарда долларов. Эти предприятия будут заниматься строительством новых подводных кораблей вплоть до 2019 года. Контракт подписан на условиях фиксированной цены. Подлодки будут построены в модернизированной версии Block IV. По условиям соглашения, американские предприятия должны будут строить для американских военных по два корабля в год на протяжении пяти лет. В рамках соглашения будут построены подлодки с бортовыми номерами с SSN 792 по SSN 801. Строительство первой подлодки начнется 1 мая; включение же последней в состав американского флота запланировано на 2023 год. В настоящее время в составе ВМС США находятся десять подлодок типа «Вирджиния»; кроме того, ведется строительство еще четырех кораблей такого типа.
В августе 2014 года противолодочные силы Северного флота обнаружили и «выдворили» из приграничных вод России иностранную подводную лодку. Речь, предположительно, идет о субмарине класса «Вирджиния» ВМС США.

6 сентября 2014 года в США будет проведена церемония крещения 12-й атомной ударной подлодки USS John Warner (SSN-785) класса Virginia. Субмарина названа в честь сенатора Джона Уорнера (John Warner, родился 18 февраля 1927 года) и построена на крупнейшей в стране военной верфи компании Huntington Ingalls Industries в Ньюпорт-Ньюс (шт. Виргиния).

22 ноября на верфи Newport News Shipbuilding в Ньюпорт-Ньюсе (шт. Вирджиния) компании Huntington Ingalls Industries прошла официальная церемония закладки атомной подводной лодки USS Washington (SSN 787) класса Virginia.

Первоначально этот график выглядел следующим образом:
1-я серия, 1-я подсерия: 4 единицы, 1998-2008 гг.;
1-я серия, 2-я подсерия: 6 единиц, 2003-2014 гг.;
2-я серия, 3-я подсерия: 7 единиц, 2009-2019.гг.;
3-я серия, 4-я подсерия: 9 единиц, 2014-2023 гг.;
3-я серия, 5-я подсерия: 4 единицы, 2019-2025 гг.

ВВЕДЕНЫ В БОЕВОЙ СОСТАВ ВМС США

Подсерия I

SSN 774 VIRGINIA
SSN 775 TEXAS
SSN 776 HAWAII
SSN 777 NORTH CAROLINA

Подсерия II

SSN 778 NEW HAMPSHIRE
SSN 779 NEW MEXICO
SSN 780 Missouri
SSN 781 CALIFORNIA
SSN 782 MISSISSIPPI
SSN 783 MINNESOTA

В СТРОИТЕЛЬСТВЕ И ПЛАНАХ

Подсерия III

SSN 784 NORTH DAKOTA
SSN-785 JOHN WARNER
SSN-786 ILLINOIS
SSN-787 WASHINGTON
SSN-788 COLORADO
SSN-789 INDIANA
SSN-790

Подсерия IV

SSN-791 SSN-792 SSN-793 SSN-794
SSN-795 HYMAN G. RICKOVER
SSN-796 SSN-797 SSN-798 SSN-799

Подсерия V.

SSN-800 SSN-801 SSN-802 SSN-803

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение – 7800 – 7925 тонн;
Длина: 114,8 – 115 метров
Ширина: 10,4 м
Главная энергетическая установка – ядерная, ядерный ректор типа «S9G»;
Скорость подводного хода- 32 узла;
Глубина погружения:
– рабочая более 250 м;
– предельная более 400 м.
Экипаж: 113 чел.

ВООРУЖЕНИЕ:

Крылатые ракеты «Tomahawk» -12 ракетных шахт;
Торпедных аппаратов 533 мм – 4
Боезапас: торпеды Mk 48 ADCAP и ПКР «Гарпун» (общий боезапас – 26 торпед и ракет). Могут приниматься мины Mk 60 CAPTOR
БИУС C3I (Command, Control, Communication and Intelligence)
Навигационная РЛС BPS 16
Гидроакустический комплекс с носовой ГАС AN/BQQ-10
Бортовые широкоапертурные гидроакустические антенны AN/BQG-5A
Буксируемые гидроакустические антенны: ТВ-16,ТВ-29А
Приемники системы Acoustic Threat Detection System (акустическая система обнаружения угрозы)
Система акустичекого противодействия AN/WLY-1
Транспортирует: палубные ангары DDS (на комингс-площадке шлюзовой камеры) и аппараты для доставки подразделений амфибийных сил ASDS (на комингс-площадке кормового аварийно-спасательного люка)

Источники: www.modernarmy.ru, ru.wikipedia.org, ship.bsu.by, www.morbox.ru, Военное обозрение, Defense News, Лента.ру, wvec.com и др.

Тактико-технические характеристики

Тип Виржиния»
Водоизмещение: подводное 7800 т.
Размереиия: длина 114,9 м (377 футов); ширина 10,4 м (34 фута); осадка 9.3 м (30 футов 6 дюймов).
Силовая установка: ядерный реактор с водяным охлаждением под давлением «Дженерал электрик» S9G, питающий две паровые турбины мощностью 29 825 киловатт (4000 л.с.), передающие вращательный момент на один вал и водометный движитель.
Скорость и автономность: подводного хода 34 уз; ограничена только потребляемыми запасами.
Вооружение: четыре: 1 дюймовых (533-мм) торпедных аппарата для 26 управляемых по проводам торпед Мк 48 ADVCAP Mod 6 и/или противокорабельных ракет «Гарпун», или мин Мк 67 Мобайл и/или Мк 60 Кэптор а также 12 крылатых ракет «Томагавк» класса «подводная лодка - земля».
Радиоэлектронное вооружение: навигационная РЛС BPS-16, БИУС CCSM, комплект аппаратуры РЭР WLQ 4(V) система акустического противодействия WLY-1,14 размещенных вне и одна внутри прочного корпуса пусковых установок ложны целей, усовершенствованный ГАК с активно-пассивными носовыми акустическими антеннами, двумя обширными встроенными бортовыми гидрофонами, активными килевой и рубочной акустическими антеннами, буксируемыми акустическими гидрофонами ТВ-16 и ТВ-29А.
Летательный аппарат: нет.
Экипаж: 134 человека.

Атомные ударные подводные лодки ВМС США типа «Виржиния», которые также называют «новые ударные подводные лодки», задумывались как усовершенствованный «бесшумный» многоцелевой тип лодок как для действий в открытом океане в противолодочном варианте, так и в мелководных районах для решения всего спектра задач применения оружия против берега. Разработка этого типа сразу же вслед за предназначавшимися для замены лодок типа «Лос-Анджелес» лодками типа «Сивулф», ввод в строй головной лодки которого состоялся в июле 1997 г., может показаться немного странным. Однако тип «Сивулф» оказался слишком дорогим и недостаточно гибким в период после дезинтеграции СССР и создания СНГ, ликвидации стратегической угрозы от советских сил и формирования нового мирового порядка, потребовавших менее затратных решений для отражения всего спектра угроз более низкого, оперативного уровня.

Поэтому ВМС США потребовалась АПЛ нового поколения меньших размеров, чем «Сивулф». Министерством обороны США головным разработчиком определена компания «Электрик боутдивижн» корпорации «Дженерал дайнемикс», которая должна построить первую и третью лодки, получившие названия «Виржиния» и «Гавайи», заложенные в 1999 и 2001 гг. со сроками сдачи в 2006 и 200В гг. соответственно. Компания «Нор-троп Грумман Ньюпорт-Ньюс» строит вторую и четвертую лодки - «Техас» и «Северная Калифорния». Они должны быть заложены в 2000 и 2002 гг. со сроками сдачи в 2007 и 2009 гг. соответственно. Реализация программы строительства осуществляется в тесном сотрудничестве: «Электрик боут» производит цилиндрическую центральную часть корпуса.
«Ньюпорт-Ньюс» - носовую и кормовую секции, а также три отсека, встраиваемые в центральную часть корпуса; каждая компания полностью собирает реакторный отсек.
Корпус содержит структурно объединенные секции с оборудованием двух стандартных размеров по ширине для облегчения установки, обслуживания, ремонта и замены основных систем более совершенными устройствами. Конструкция включает также функционально интегрированные отдельные палубы: командный центр, например, оборудован всем необходимым для работы и отдыха. Управление основывается на применении вычислительной техники с сенсорными датчиками, управление вертикальными и горизонтальными рулями производится посредством двухосевого «джостика» с четырьмя кнопками.
Технические требования включали акустические характеристики не хуже, чем у известных своей малошумностью лодок типа «Си-вулф», поэтому на лодках типа «Виржиния» было использовано новое шумопоглощающее покрытие, изолированные палубные структуры и новая конструкция водометного движителя.

Командование и управление.
За системы «три С» (Command. Control, Commun cation and Intelligence - командование, управление, связь и разведка) отвечает занимающая лидирующее положение компания «Локхид Мартин нейвл электронике» и «Севейленз системз - андеси си-стемз», которые, основываясь на комплексах открытого типа, полностью объединяют их в единые системы управления и применения подводной лодки (средства обнаружения, радиопротиводействия, навигации и управления оружием). Управление оружием производится с помощью варианта боевого комплекса «Рейсе-он» CCS Мк 2. Пуск средств поражения осуществляется из 12 вертикальных пусковых шахт для КРМБ «Томагавк» и четырех 21-дюймовых (533-мм) торпедных аппаратов. Последние предназначены для применения 26 управляемых по проводам тяжелых торпед Мк 48 ADCAP Mod 6 и противокорабельных ракет UGM-84 «Гарпун» с подводным стартом. Через торпедные аппараты может осуществляться также постановка мин Мк 60 «Кэп-тор».

Каждая лодка оснащается системой акустического противодействия «Нортроп Грумман» WLY-1. которая обеспечивает выдачу данных о дальности и пеленге цели на систему управления огнем, а также установленной на выдвижном устройстве аппаратурой РЭР «Локхид Мартин» BLQ-10.
Для действий сил специальных операций в прибрежных районах лодки обеспечены шлюзовой камерой для выброски и приема боевых пловцов. Эта камера может также использоваться в целях обеспечения деятельности сверхмалых подводных лодок, таких, как «Нортон Грумман» ASDS (Advanced SEAL Delivery System - усовершенствованная система доставки групп ССО ВМС), для переправки с борта на борт групп сил специальных операций


Многофункциональная ГАС.
Главным средством обнаружения при ведении подводной войны является гидроакустический комплекс, который включает акустическую систему выработки данных BQQ-10 и активно-пассивные носовые акустические антенны, два обширных встроенных бортовых гидрофона, активные высокочастотные килевую и рубочную акустические антенны, буксируемые акустические гидрофоны ТВ-16 и тонкую линейную антенну ТВ-29А. Для обеспечения навигации в надводном положении предполагается использовать РЛС BPS-16. Каждая лодка обеспечена двумя универсальными модульными выдвижными «фотоновыми» устройствами, которые не пронизывают лодку, как обычные оптические перископы. Средства обнаружения на выдвижных «фотоновых» устройствах включают камеры телевизионной системы ночного видения и теплового пеленгатора с электронно-оптическим преобразователем, а также лазерный дальномер. Универсальные модульные выдвижные устройства созданы компанией «Коллморген энд Калзони», субсидируемой Италией.
Разработанный компанией «Боинг» комплекс LMRS (Long-term Mine Reconnaissance System) долгосрочная система минной разведки) состоит из двух автономных необитаемых подводных аппаратов длиной 6 м (19 футов В дюймов), автоматизированной подъе

мной стрелы длиной 1В м (59 футов) и необходимой электронной аппаратуры.
Основу энергетической установки составляет ядерный реактор «Дженерал электрик» S9G с водяным охлаждением под давлением с активной зоной, расчетный срок службы которого совпадает со сроком службы подводной лодки, и поэтому не нуждается в перезагрузке. Производимый реактором пар поступает на два турбозубчатых агрегата, вращающих один вал и водометный движитель.

Изменение геополитической ситуации после ликвидации СССР привело к необходимости создания подводной лодки с меньшей стоимостью, чем у АПЛ типа "Морской волк". Изначально ставилась задача сохранить основные тактико-технические характеристики, реализовать новые технические решения в оснастке ходовой и боевой части и получить многоцелевую подлодку для решения широкого спектра боевых задач. В 1998 году флот США заказал первый экземпляр ПЛ новой серии. Заложили ее в 1999, а спустили на воду в 2003 году. Первая "Вирджиния" из этого проекта была принята на вооружение в 2004 году.

Корпус

Корпус подводной лодки "Вирджиния" имеет длину 113 м, ширину 10,2 м. Он включает в себя интегрированные блоки, при конструировании которых предусмотрена возможность быстрой их замены для ремонта или модернизации. Наружное покрытие имеет "глушащий" эффект, что делает уровень шумности АПЛ "Вирджиния" ниже, чем у подлодок ВМФ РФ четвертого поколения.

Силовая установка

Главное новшество, реализованное в атомной подводной лодке "Вирджиния", заключается в применении "одноразового" атомного реактора. Его ресурс рассчитан на весь срок жизни лодки - 30-33 года. Реактор не требуется перезаряжать и подвергать персонал и оборудование риску радиоактивного заражения. Во время перезарядки реактора лодка не может нести боевое дежурство и выполнять поставленные задачи. АПЛ "Вирджиния" и другие из ее серии лишены этого недостатка.

Вооружение

Субмарины флота США класса "Лос-Анджелес" оснащаются хорошо себя зарекомендовавшими себя в театре военных действий во многих конфликтах. Эти ракеты надежные, относительно дешевые и хорошо освоены. Более поздние по постройке подводные лодки типа "Вирджиния" получили на вооружение усовершенствованные КР "Томагавк" четвертого поколения. Эти ракеты имеют более гибкую систему управления и наведения: они способны в полете менять цель и барражировать в ожидании получения цели.

Оснащается "Вирджиния" четырьмя торпедными аппаратами, стандартный боекомплект торпед - 26 шт. типа Gould Mark 48. Они способны поражать надводные цели и скоростные подводные лодки. Система наведения имеет пассивную и активную составляющие:

  • при захвате цели торпеда производит наведение на курс с расчетом наименьшей траектории;
  • при потере цели производится самостоятельный ее поиск, захват и последующая атака;
  • система многократной атаки позволяет несколько раз производить поиск и захват цели при ее потере.

Дальность хода торпед Gould Mark 48 составляет 38 км при скорости 55 узлов или 50 км при скорости 40 узлов. Максимальная глубина погружения поражаемой цели - 800 м.

Также предусмотрено использование малых с фугасно-осколочной боевой частью массой 225 кг. Дальность действия ракет "Гарпун" составляет от 90 до 220 км в зависимости от их модификаций.

Гидроакустическое оборудование

Первоначально планировалось оснастить подводную лодку "Вирджиния" гидроакустическим комплексом AN/BQQ-10, прошедшим апробацию на подлодке "Морской волк". Но диаметр носовой части "Вирджинии" значительно меньше, чем у "Морского волка", из-за этого размещение указанного комплекса привело бы к сильной стесненности носового пространства.

Позднее была разработана модернизированная версия акустического комплекса под маркировкой AN/BQG-5A. Его акустические антенны имеют меньший диаметр и лучше подходят для подлодок класса "Вирджиния". Необходимость надежного определения местоположения мин на малой глубине привела к разработке и установке новой антенны, из-за чего подлодка приобрела во внешнем виде характерный "подбородок" в носовой части.

Высокая разрешающая способность данной антенны позволяет уверенно маневрировать на малой глубине и находить заякоренные мины, расположенные над грунтом в толще воды.

Из буксируемых антенн гидроакустической системы выбор пал на ТВ-16 (размещается в специальном ангаре по правому борту) и ТВ-29А. Вторая является более современной версией буксируемой антенны ТВ-29, которая была отклонена на стадии проектирования из-за ее высокой стоимости.

Адаптация подлодок

В 2010 году командование сняло запрет на службу женщин на подводных лодках. В связи с этим компания Electric Boat начала доработку подводной лодки "Вирджиния" и некоторых других ее класса для адаптации их под женские потребности. Будут реализованы следующие идеи:

  • увеличение числа душевых кабин;
  • раздельные гальюны;
  • раздельные спальные каюты;
  • более легкое управление с точки зрения прилагаемых физических усилий механизмами и элементами оборудования;
  • расположение информативных табличек несколько ниже;
  • установка лесенок возле многоярусных коек.

Следует отметить, что на данный момент во флоте США на подводных лодках проходят службу около 80 женщин офицеров и примерно 50 женщин матросов. И с каждым годом их количество увеличивается. Адаптация подлодок под женские потребности и особенности женского организма является вынужденной и необходимой мерой, хоть она и поддается критике со стороны мужчин подводников.

ВМС США рассчитывают в 2019 году начать строительство нового типа атомных подводных лодок с баллистическими ракетами, призванного заменить ныне действующие ракетоносцы типа Ohio. При этом на середину 2020-х годов запланировано также завершение проектных работ по новой многоцелевой АПЛ, поскольку к этому времени выработают свой эксплуатационный ресурс и потребуют замены 4 ПЛ с крылатыми ракетами (переоборудованные АПЛ типа Ohio – прим. ред.) , а с ними и почти 2/3 пусковых установок крылатых ракет подводного флота США.

Сегодня на вооружении ВМС США состоят 7 многоцелевых АПЛ типа Virginia. 8-я лодка – California войдет в состав флота 29 октября. Флот намерен приобрести 30 АПЛ типа Virginia, и есть вероятность, что это количество будет увеличено до 32.


Не исключено, что в целях бюджетной экономии ВМС США заменят корабли двух разных назначений (многоцелевые ПЛ и ПЛАРК) 20-тью лодками нового типа "многоцелевая ПЛ с крылатыми ракетами" в рамках модернизации проекта АПЛ типа Virginia.

"Данное проектное решение осуществимо, и сейчас рассматривается техническая сторона вопроса", – говорится в заявлении Управления подводной войны (так называемого "отдела N87") начальника штаба ВМС США.

Модернизацию подводных лодок Virginia ВМС США ведут совместно со своими подрядчиками по строительству лодок – верфями Electric Boat компании General Dynamics и Newport News компании Huntington Ingalls Industries.

Замысел прост – врезать отсек с универсальными пусковыми установками ракет в корпус многоцелевой ПЛ типа Virginia. Количество пусковых установок еще не определено, впрочем, большинство исследований указывают, что их оптимальное число – 4. Новый отсек длиной 28,7 метра на четверть увеличит длину подводной лодки, которая по проекту Virginia составляет 115 метров.

Стоит отметить, что в носовой части модернизированных (Block III) ПЛ типа Virginia начиная с ныне строящейся ПЛ North Dakota будут установлены два герметичных пусковых контейнера типа Virginia Payload Tube (VPT). В каждом из них предусматривается разместить 6 крылатых ракет Tomahawk (действующие ПЛ типа Virginia вооружены 12 ракетами в индивидуальных ПУ) или другой полезный груз, в том числе транспортные средства и разведывательное оборудование.

На следующих этапах модернизации ПЛ типа Virginia (подсерии Block V, VI и VII) предлагается врезать в корпус отсек Virginia Payload Module в составе четырех расположенных в диаметральной плоскости универсальных пусковых контейнеров диаметром 2,2 метра. В каждом из них можно будет разместить 7 ракет Tomahawk (всего 28) или иной груз, предназначенный для вывода на поверхность. Контейнеры будут оборудованы люками и переходными камерами для их использования силами специального назначения.

Всего модернизированные ПЛ типа Virginia будут вооружены 40 крылатыми ракетами Tomahawk каждая. Одна ПЛАРК типа Ohio несет на борту 154 Tomahawk"а, однако по общему количеству ракет в залпе подводный флот из 20 лодок типа Virginia подсерий Block V, VI и VII будет сопоставим с 4 ракетоносцами Ohio.

В состав ВМС США сегодня входят 4 ПЛАРК типа Ohio, вооруженных крылатыми ракетами Tomahawk. Списание головной лодки проекта запланировано на 2029 год. Чем заменить Ohio, флоту предстоит решить в ближайшее время


Строительство подсерии Block V из 10 лодок начнется в 2019 году, Block VI из 5 лодок – в 2024 году, Block VII из 5 лодок – в 2029 году. По оценкам "отдела N87", установка отсека с Virginia Payload Module приведет к удорожанию на 400-500 миллионов долларов каждой новой ПЛ, стоимость которой без него составит около 2,6 миллиарда дол.

"Может показаться, что это большие деньги, – отмечается в заявлении "отдела N87", – если не учитывать, что 10 ПЛ типа Virginia мы получим по цене одной ПЛАРК".

Превращать ли подсерию Block V ПЛ типа Virginia в многоцелевые ракетоносцы, откладывать ли разработку новой многоцелевой ПЛ до 2034 года – решат высшие чины флота.

"То, как будет выглядеть 30-летний кораблестроительный план, решать начальнику штаба ВМС", – отметил президент Лиги подводников ВМС США контр-адмирал в отставке Джон Пэджет.

Проектирование, строительство и эксплуатация лодок новых серий потребуют от флота изменения финансовой и оперативной стратегий. Если руководство ВМС примет решение в пользу многоцелевых ракетоносцев, его предстоит одобрить Пентагону, а потом – Конгрессу.

С учетом того, что первая лодка на замену ПЛАРК типа Ohio будет заказана уже в 2019 году, проектное решение должно быть принято в ближайшие годы.

В целом же подводные силы США выделяют 4 приоритета в оптимизации корабельного состава :

  1. Разработка АПЛ для замены ПЛАРК типа Ohio.
  2. Включение в 30-летний график строительства многоцелевых АПЛ типа Virginia двух дополнительных лодок в 2018 и 2023 годах для удовлетворения оперативных потребностей флота.
  3. Отсрочка замены ПЛ типа Virginia на период замены ПЛ типа Ohio.
  4. Оснащение отсеками Virginia Payload Module не менее 20 АПЛ типа Virginia (это позволит флоту отложить начало работ по проектированию АПЛ для замены лодок типа Virginia по меньшей мере до 2034 года или до окончания замены ПЛАРК типа Ohio).
Кроме того, из сообщений "отдела N87" следует, что подводные силы США намерены усовершенствовать полезную нагрузку, размещаемую в пусковых контейнерах подводных лодок и включающую в себя в частности :

– подводные необитаемые аппараты в целях повышения эффективности разведки и наблюдения;
– усовершенствованные имитаторы ПЛ и ложные цели;
– перспективные средства ПВО;
– оружие "продолжительного" действия (например, барражирующие ударные ракеты, ударные беспилотные аппараты);
– усовершенствованные средства борьбы с надводными кораблями, в частности, средства РЭБ и нелетальное оружие;
– новую противокорабельную торпеду;
– вооружения с малым временем реакции для поражения внезапно появляющейся цели;
– средства для повышения эффективности действий сил специального назначения.

Подводные лодки с существующим вооружением и новыми возможностями "обеспечат оперативную неопределенность, которой трудно противостоять, – отмечает "отдел N87". – Стоит представить себе, каково это – обороняться сразу против всех возможных угроз со стороны многоцелевой АПЛ потому, что невозможно определить вооружение и назначение этой лодки".