Как запоминать цифры. Ребенок и запоминание цифр: как быстро научить их ладить Техника быстрого запоминания цифр

На некоторое время отвлекитесь, подумайте вот о чём: сколько чисел вас окружает, то есть какие вы помните (дни рождения, номера домов, квартир, телефонов, машин, суммы денег у вас в кошельке, сколько предстоит потратить и сколько останется), сколько записано в разных видах (пароли, адреса, телефоны, долги, кредиты и др.). Часто ли вам приходится чесать затылок или лоб отыскивая с поверхности головы разные данные?

Числа запоминаются не так как слова. Не верите, проверьте: запомните число из 20-ти цифр: 84623012854739252486, а затем двадцать слов:

кошка, кастрюля, ложка, мышь, труба, луна, точка, каша, бублик, автобус, гайка, веник, автомат, рыба, картина, волос, дорога, звук, рай, луг.

Странно, но такой длинный ряд из слов легче запомнить, чем двадцать знаков. Все потому что цифра для нас всего навсего знак, и ни какого отражения в нашей картине миропредставления не имеет, не учат в школе , к сожалению. Каким же образом можно представить число в виде картинки? Очень просто: нужно к каждому числу подобрать картинку. Конечно, речь не идет о миллиардах картинок, вполне будет достаточно и 100. Давайте разберем поподробнее.

Каждой цифре ставится в соответствие буква, например: 0-н, 1-к, 2-л, 3-т, 4-ч, 5-п, 6-ш, 7-с, 8-в, 9-д. Буквы – первые буквы названий цифр, кроме 1-кол, и 2-лебедь. Таким образом числа можно читать 4738397…-чствтдс… Составим список из 100 чисел от 1 до 100 по следующему принципу: 1-к придумываем созвучные слова – кий, кора, куб, для 49 – чадо, чудо.. и так далее. Примера здесь нет, так как лучше если будут только ваши (легче будет запомнить и в последствии вспиминать, желательно только придумывать слова короткие, несколько и обязательно образные и неповторяющиеся). Этот список называют еще ЧБС (число-буквенная система). Это то, что вам нужно запомнить. Теперь что касается трехзначных чисел 481-чвк человек, но не совсеми числами так легко: 667, 644 и др. да и человек можно трактовать как 4281, 428, 481, 421, то есть надо помнить что человек это 481, а это уже большой список. В таком случае можно применить один из приемов: “прилагательное”, “цвет”, “устойчивое словосочетание”.

Прием “прилагательное”

667-шшс, первые две буквы из нашего списка “шершень” а последняя – прилагательное “седой”. 644-шчч- ишачок чудесный. Думаю понятно, тогда пишем прилагательные на каждую цифру (чем больше, тем лучше).

Прием “цвет”

Аналогично, 584-пвч- пиво черное, 721-слк- соль красная, 039-нтд- нить древесная (цвета дерева) и т.п.

Прием “устойчивое словосочетание”

Например: 201-лнк- аленький (цветочек), 713-скт- скатертью (дорога) и т.п.

Теперь давайте подумаем вот о чем: что же нам в повседневной жизни приходится запоминать? Знаменательные даты (будь то историческое событие или чей-нибудь День Рождения), телефоны, пароли и коды, время, расписания и т.п. То есть вся нужная нам информация представляется в виде: слово+число, где слово – событие, объект или предмет к которому и необходимо запомнить число. Это соединение “слово+число” удобно запоминать методом “Рассказ”. Суть метода заключается в следующем: представляем картину с запоминаемым объектом и связываем с образом числа, чем абсурднее будет картина, тем лучше. Например: телефон Лены 923-52-78 (долото-пуля-сова), получаем картину: Лена долотом стучит по телефону, огромная пуля сбивает сову с головы Лены. На первый взгляд кажется очень мудреным и бесполезным, но достаточно запомнить ваш ЧБС и немного потренироваться, как вы начнете делать это автоматически. Несколько примеров на : Номер машины: мерседес с486тк – мереседес ловят в сетку (стк) Чуваши (486), бмв к951нт – бмв тянут на канате (кнт) депутаты (951).

День Рождения: Маша 25.08.81 – Маша лапой (25) тушит все свечи на торте (ДР) и её увозят на ниве (08) в ВоеннКомат (81). А теперь попробуйте сами. Можете составить ЧБС и до 1000, если есть желание, это облегчит запоминание большого количества чисел (если в этом есть такая необходимость). Только делайте все самостоятельно, не пользуйтесь уже кем-то придуманными списками – это не ваши ассоциации и будет намного сложнее; желательно каждому числу иметь не одно, а два или три слова разной направленности: 73-сто, сота, сито, сеть; 54-пчела, печь, пуча (но не почка, почта – можно спутать с 541 и 543), видно что удобно выбрать сота и пчела ; таким образом и картинки будут разнообразнее. А теперь только тренироваться.

Человек по своей природе не очень хорошо умеет запоминать то, что не является логически упорядоченным. Пример тому числа. В среднем, человек может запомнить до 7 цифр к ряду. Но бывают ситуации, когда 7 цифр мало. Психологи разработали много интересных методик для решения подобных проблем.
Предлагаю к рассмотрению систему, которой пользуюсь лично. Могу гарантировать, что она работает. Лично я умудрялся запомнить последовательность из 120 цифр. На запоминание ушло полтора часа, на восстановление 30 мин. Период между запоминанием и восстановлением информации 1 час. И это при очень незначительных тренировках.

Как запоминать цифры в больших количествах?

Будем исходить из того, что человек плохо запоминает цифры, лучше слова, еще лучше образы и совсем хорошо сюжеты. Доказывать не буду — это очевидные факты из психологии. Скажу лишь о себе — я могу рассказать почти любой сюжет фильма, просмотренного в детстве, но не помню даже свой номер мобильного.

Итак, раз мозг не хочет запоминать цифры, то будем делать то, что для программистов является рутиной — шифровать и дешифровать данные. Проще говоря переведем цифры в сюжет. Точнее, цифры в буквы, буквы в слова, слова в картинки, картинки в сюжет. Сюжет запоминается легко и быстро.

Чтоб вспомнить нужные нам цифры — сделаем все то же в обратном порядке.

Техника запоминания цифр

1) Каждой цифре присвойте определенную букву:

Запомнить это проще чем кажется. Все буквы, кроме соответствующих 1 и 2 являются первыми буквами в словесном обозначении цифры.

Запомнить эти соответствия — пожалуй, самое сложное во всей системе.

2) Переведите цифры в буквы.

Тут проще привести пример. Скажем, нам нужно запомнить последовательность цифр:

12587088571752

Пользуясь нашим шифром мы получим такую же бестолковую последовательность букв:

клпвснввпскспл

У меня такая операция заняла около 3 сек. Без практики будет чуть дольше.

3) Переводим буквы в слова и завязываем сюжет.

Чем ярче, красочней и страннее сюжет — тем легче его запомнить и на дольше он останется в памяти.

Сами слова формируем просто — каждая пара цифр создает одно слово. Буквы, не входящие в наш шифр игнорируются. В каждом слове только 2 буквы-цифры (с практикой можете увеличить до 3, но не советую).

Созданный сюжет ОБЯЗАТЕЛЬНО прокрутите в голове как можно эмоциональней. При необходимости, несколько раз.

Пример того, как запоминать цифры

Для примера возьмем уже знакомую нам последовательность цифр:

12587088571752

Шифруем в буквы. Итог:

клпвснввпскспл

Перегоняем в слова-образы и формируем сюжет:

к ол обок п ов есился на с ин ей в ерев ке п ос реди к рас ной пл ощади

Прогоняем сюжет как можно ярче в голове. Готово!

Чтоб восстановить в памяти нашу последовательность достаточно проделать операцию в обратном порядке. Вспоминаем сюжет и слова. Просматриваем их на предмет нужных букв. Переводим их в цифры.

Применяя данную методику вы можете занять себя на пару часов, удивить друзей, выучить число «пи» до 200 знака после запятой или еще что-нибудь. Лично я помню несколько номеров телефонов одноклассников, которые запоминал подобным образом почти 20 лет назад. Более полезного применения данному умению я пока не придумал.

Мнемоника может использоваться не только для запоминания слов, но и для запоминания числовой информации: телефонов, дат, номеров автомобилей и пр.

Идея состоит в следующем: для каждой из десяти цифр заранее подготавливается образ, и дальнейшее запоминание чисел сводится к созданию ассоциаций с этими образами. Причем запоминание чисел в общем случае оказывается проще, чем слов: для списка слов приходится постоянно подбирать новые образы, для цифр же работаем с уже готовыми.

Для начала необходимо подготовить набор образов, для кодирования цифр. Можно просто поставить каждой цифре в соответствие какой-либо предмет: животное, мебель, и т.д. Например: 1 - жираф, 2 - шкаф, и т.д. Проблема заключается в том, чтобы запомнить эту последовательность. Конечно 10 образов это немного, и если немного поднапрячься вполне возможно их запомнить. Но есть другой путь.

Создание системы образов

Образы цифр можно создавать на основе их графического представления. Для этого подбираются предметы внешне похожие на изображение нужной цифры.

Ниже предлагается набор образов, и их изображения, которые можно использовать для создания своей системы образов. Каждой цифре соответствует несколько образов, каждый из которых по форме чем-то похож на эту цифру. Для каждой цифры выберите один из образов, который как вам кажется, больше всего похож на эту цифру или с которым, вам было бы, приятней всего производить мысленные манипуляции.

Система образов

0 - Солнце, мяч, воздушный шар, колесо, компас, часы и пр.


1, I - столб, ручка, карандаш, копье, стрела, гвоздь, багор, столб, шест



2, II - гусь, лебедь, шахматный конь, кобра, вешалка, кроме того можно использовать любые предметы подразумевающие наличие пары: рельсы, близнецы, перила на мосту и пр.


3, III - сердце, якорь, колонны храма, забор, три богатыря, треугольник, светофор, змей горыныч, с тремя головами, вилка, чайка, лук



4, IV - стул, парусник, флаг, четыре карточные масти


5, V - извилистая дорога, барабан с палочками, раскрытая ладонь - пятерня, рогатка, циркуль



6 - навесной замок, капля, сундук с открытой крышкой, сабля, кинорамка

7 - коса, топор, сапог, самолёт, клюшка, кочерга, крокодил Гена

Развитие малыша – это интересное и плодотворное занятие для любящих родителей. Их умственные и психические процессы настолько подвижны, а жажда познать мир столь велика, что в обучении дошколят можно достичь невероятных результатов. Знать, как научить ребёнка запоминать цифры – важная задача родителей.

Среди общих развивающих задач для детей дошкольного возраста запоминание цифр должно быть увлекательным процессом. Для этого нужна правильная методика раннего развития, помогающая заинтересовать малышей и сделать эффективным этот процесс.

Множество наглядных материалов и игровая форма – это главные составляющие продуктивного обучения ребенка. Это должны быть развивающие игры, несущие информацию о показателях числа. В счете узнавание цифр является начальным этапом обучения.

Вот некоторые заметки для родителей, которые помогут им в процессе образования их ребенка:

  1. Чем раньше начинать обучение, тем легче оно будет проходить в дальнейшем.
  2. Дети должны запоминать показатели количества предметов при помощи разных рецепторов: слуха, зрения и осязания.
  3. Научить детишек цифрам нисколько не труднее, чем помочь им освоить буквы алфавита или название животных и растений.
  4. Какая бы методика ни использовалась, активное участие родителей в играх необходимо. Чтобы помочь малышу быстро запомнить цифры, родитель должен включать совместную с ним деятельность.
  5. Наши крошки намного логичнее, чем мы думаем.

Условия для запоминания и обучения

Они неограниченны. Это не только специально подготовленные уроки, но и обучение в повседневной жизни. Стоит родителю проявить свою творческую способность, и обнаружатся безмерные возможности окружающего мира для этого обучения.

Можно считать любые окружающие предметы, гуляя на улице, покупая продукты в магазине. Запоминание чисел будет успешнее, если для этого заготовить карточки с цифрами и носить их с собой. Ожидая с малышом очереди в поликлинике, можно с пользой провести время: считать людей, стоящих впереди и сзади, сверяя их количество с карточками. Будет еще лучше, если сравнивать число очередных детей до и после, соотнося их с карточками. Так же весело будет сравнивать, у кого больше пуговиц на одежде: у мамы или ребенка.

Самое простое — счет пальчиков при помощи считалочки с их одновременным разгибанием: «Раз, два, три, четыре, пять; пошел зайчик погулять. Шесть, семь, восемь, девять, десять; будем радоваться вместе» Можно положить стишок на любую мелодию и пританцовывать пальчиками. Эта методика поможет ребенку запомнить цифры, начиная с младенческого периода. Через два-три года можно будет увидеть результат, малыш запомнит цифровую последовательность. Здесь задействована и слуховая и зрительная память.

Научить маленького различать цифры можно и через запланированные коротенькие пятиминутки, которые должны быть регулярными. Распространенное занятие: карточки, на которых изображены числа. Нужно быстро показывать карточки с обозначением цифр и кружков, обозначающих состав данного числа. Одновременно должно называться это число. Занятие продолжается, пока малыш внимателен. Постепенно он будет понимать цифры и соответствующие им числа. Позднее можно усложнить занятие, раскладывая карточки в разброс и прося ребенка подавать любую из них, по названию числа, которое он слышит.

Занимательные циферки

Карточки с цветными цифрами можно развесить на видных местах во всех комнатах. Их запоминание будет легче, если просить малыша принести столько, к примеру, фасолинок, сколько изображено на картинке, спрятанной на дверце, внутри шкафа или на потолке в спальне. Неожиданные задания вызывают огромный интерес и облегчают запоминание цифры и соответствующий ей состав числа. Даже просто висящие в разных местах на уровне их глаз разноцветные яркие цифровые знаки обеспечат их запоминание.

Магниты на холодильник – большое подспорье для родителей. С магнитными цифрами можно играть, проявляя много фантазии.

Можно делать из конструктора паровозик , в вагонах которого будут кататься цифры, обозначающие порядковый номер вагончика. А вырезанные из мягкого материала шуточные цифры могут танцевать, оживляя детское восприятие и запоминание. Для желающих совершенствовать своего ребенка в математическом плане полезным будет чтение детских обучающих книжек и просмотр мультфильмов по счету. Это очень наглядное обучение.

Необходимо научить малыша, что цифра «говорит» о количестве чего-то. Самое простое упражнение – писать на отдельном листке цифру и строить соответственно ей башню из кубиков. Цифра два «говорит» о том, что башню нужно построить из двух кубиков, а пять требует для башни пять штук. После этого ребенку весело будет это сооружение уронить.

Различные аппликации, рисунки своими руками, лепка из теста или пластилина разных цифр и элементов, входящих в их состав, дадут толчок для творчества и постижения науки о цифрах и счете.

Научить можно в любом возрасте

Малыш 1-3 лет проявляет живой интерес к цифрам. Важно поддерживать и развивать это любопытство, произнося их вслух, показывая наглядно, прося повторять за взрослыми. Дети от трех до пяти уже могут узнавать цифры и владеть последовательным счетом.

В этом полезном деле важно помнить уникальность каждого ребенка и характерные особенности его психических процессов. Его нельзя сравнивать с другими детьми, а необходимо понимать, какая ведущая память у малыша, слуховая или зрительная, и использовать это в научении. Родители должны ценить и одобрять его усилия по освоению цифр. Такой индивидуальный подход, постоянство и заинтересованность родителей в скором времени помогут ему запомнить все цифры и оперировать ими в жизни.

Автор статьи: Сюмакова Светлана

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Сегодня наша задача – числовую информацию. Цифры окружают нас повсюду: пароли, номера банковских карт, даты рождения, точные статистические сведения, номера телефонов и т.д. После прочтения этой статьи для вас не составит труда запомнить несколько десятков (а после пары недель тренировок – сотен) цифр.

В прошлой статье мы познакомились с и научились запоминать слова. Обязательно прочтите ее, если еще не сделали этого.

Главная сложность в запоминании цифр – абстрактность. Мы можем представить велосипед или клоуна, но мы не можем создать ассоциативный визуальный образ для числа 534079132537. Для решения этой проблемы существует буквенно-цифровой код .

Буквенно-цифровой код (БЦК)

БЦК – система, позволяющая преобразовать абстрактные цифры в вполне конкретные образы. В основе метода лежит замена цифр буквами и составление из них слов, имеющих визуальные образы. Каждой цифре соответствуют две согласные.

0 – Н, М
1 – Г, Ж
2 – Д, Т
3 – К, Х
4 – Ч, Щ
5 – П, Б
6 – Ш, Л
7 – С, З
8 – В, Ф
9 – Р, Ц

По этим буквам мы подбираем слово-образ для данного числа. Буквы «ь», «ъ», «й» и гласные могут стоять в любом месте. Например: 13 – г айк а, 25 – т оп ор, 79 – с ыр , 40 – ч айн ик. Можно кодировать и по три цифры сразу: 203 – т анк , 602 – л анд ыш и т.д.

То есть для того, чтобы научиться запоминать цифры, мы должны подобрать образные коды к каждому двузначному или трехзначному числу. Можно запоминать и по одной цифре, но я не советую этого делать. Выучить образные коды для двухзначных чисел несложно, а скорость и возможное количество цифр для запоминания увеличатся в два раза.

Составьте свою таблицу с образными кодами (можно найти готовую, но тогда вам, возможно, будет неудобно их использовать). Мне, например, тяжело представлять и связывать с другими образами щетину (такой образ был предложен в найденной мной таблице), но легко это делать со щитом. Также во время заучивания образных кодов, когда я не мог вспомнить образ для какого-либо числа, я начинал его подбирать. Заметив, что вместо слова «туз» мне в голову постоянно приходит слово «диск», я смело заменил образ для числа 27, и до сих пор запоминаю это число как «диск».

Важно! Имеет смысл создать разные коды для чисел 01-09 и 1-9. В одном случае вы можете применить БЦК (ноль обычно опускают: 01 – еж , 02 – яд , 03 – ух о и т.д.), а в другом – свободные ассоциации, о которых мы говорили в прошлый раз: 2 – лебедь, 8 – снеговик и т.п.

Человек-действие-предмет (ЧДП)
В основе этого метода также лежит буквенно-цифровой код. Только образы создаются иначе: используя БЦК, подбираем не просто слово, а имя и фамилию какой-либо личности (можно вымышленной, если вы можете себе ее представить).

Например: 65 – Ал ла П угачева, 56 – Об ел икс (персонаж из фильма), 85 – Ев гений П лющенко.

Затем подбираем к каждой личности свойственное им действие и предмет. Алла Пугачева поет в микрофон, Обеликс – кушает свиную рульку, Евгений Плющенко – демонстрирует элементы фигурного катания (предмет, соответственно, коньки).

Теперь для того, чтобы запомнить число 566585 нам сначала нужно разделить цифры на пары: 56 65 85; а затем вспомнить личность для числа 56, действие для числа 65, предмет для числа 85 и соединить это в один образ: Обеликс держит в руках коньки и поет в них.

Преимущество метода в том, что мы запоминаем в один образ сразу шесть цифр, а не две или три. Но создать такую таблицу сложнее, а запоминать ее придется дольше.

Важно! Рекомендую начать с образных кодов для двузначных чисел, а уже потом, при желании, перейти на трехзначные числа или ЧДП. Но какую бы систему вы не выбрали, учите свои образные коды частями, постоянно повторяя уже выученное. Тренируйтесь как можно чаще, лучше по 15-20 минут ежедневно, чем 2 часа раз в неделю.

Тренируйтесь! Давайте запомним число, написанное в начале статьи. Вот оно: 534079132537. Разобьем его на пары: 53 40 79 13 25 37. Подберем слово-образ для каждого числа: паук, чайник, сыр, гайка, топор, коса. Теперь запомните их цепочкой или методом Цицерона. Вспомните образы, трансформируя слова в цифры (сверяйтесь с БЦК). Запишите то, что получилось. Сравните с исходным числом.

Теперь вы легко сможете запомнить номер телефона или любую другую числовую информацию. Начните с запоминания 20-80 цифр за раз ежедневно. Вы удивитесь, но если раньше это было чрезвычайно трудно, то теперь вы в первые же дни после запоминания своих образных кодов справитесь с этой задачей.