Отмена заочной формы обучения по юриспруденции. Вон из профессии: что даст запрет заочного обучения юристов. Работающий очник - по сути тот же заочник

В интервью программе «Вести недели» 19 июня заявил, что с 1 сентября 2016 года отменяется заочная форма обучения по юридическому, экономическому направлениям, а также направлению «государственное и муниципальное управление».

К чему такие благие намерения чиновников могут привести, на страницах «Известий» рассказал Алексей Мухин.

«Помимо того, что это, мягко говоря, противоречит Конституции РФ, речь идет еще и о том, что большое количество граждан, желающих получить высшее образование без отрыва от производства, могут распрощаться со своими намерениями.

Среднее профессиональное образование, конечно, помогает молодежи в первоначальном трудоустройстве, однако без заочной формы обучения молодые люди не смогут продолжить карьерный рост по простой причине - совмещать работу и очное обучение не представляется возможным чисто технически. А , понятно, делает его гораздо более конкурентоспособным по сравнению с зарубежными специалистами», - констатирует эксперт.

Мухин поясняет, что заочная форма обучения идеальна для тех студентов, которые не могут посещать занятия при дневной или вечерней форме из-за особенностей профессии и ненормированного рабочего графика. Это военнослужащие, профессиональные спортсмены, сотрудники полиции и другие специалисты с разъездным характером работы. При этом для большинства из них наличие высшего образования, а то и двух, является обязательным требованием для продвижения по службе.

«Продекларированная мера гарантировано ухудшит положение на и, вполне вероятно, приведет к ненужному социальному напряжению в обществе. Ведь во многих населенных пунктах на территории России банально нет центров компетенций, позволяющих удовлетворить потребности молодых людей в образовании.

Далеко не все готовы морально и финансово к переезду в региональный центр, и поступление на заочное отделение в вуз - единственная возможность для жителей таких населенных пунктов получить качественное высшее образование. А сужение выбора специальностей заочной формы обучения поспособствует снижению общего уровня образованности граждан, который в России до сих пор во многом зависит от транспортной доступности образовательных центров», - поясняет Алексей Мухин.

Кроме того, он говорит, что заочное образование часто выбирают люди с ограниченными физическими возможностями, вынужденные обучаться на дому или даже в медицинских учреждениях. В перспективе планируемые сейчас ограничения создадут серьезную проблему, связанную с падением уровня социальной ответственности российских вузов, в том числе в глазах мирового сообщества.

«Заочное и онлайн-образование сейчас набирает популярность по всему миру: создаются новые системы обучения студентов в заочной форме, ведущие зарубежные переводят наиболее популярные образовательные программы в формат онлайн. Отсутствие на международном рынке аналогичных предложений со стороны российских вузов приведет к увеличению числа российских студентов, предпочитающих получать . А это будет означать усугубление ситуации с пресловутой «утечкой мозгов», - поясняет специалист.

То, что предлагает Рособрнадзор, по мнению Мухина, заметно осложнит и процесс евразийской интеграции, в рамках которого особое внимание уделяется возможности жителям стран ЕАЭС получать образование в российских университетах. Отсутствие заочной формы в вузах России будет означать закрытие доступа к качественному высшему образованию для тех граждан СНГ, кто не хочет или не может по тем или иным причинам покидать свою страну.

Вместо закрытия заочных направлений в вузах, куда целесообразнее стимулировать их на повышение качества образования в заочной форме и одновременно следить за повышением качества преподавания.

«Характерно, что зарубежными вузами уже накоплен значительный опыт в данной сфере, и мы можем воспользоваться им, просто адаптируя его под особенности и требования российской системы образования.

Заочная форма образования является одним из важнейших компонентов всемирной стратегии доступного образования «Образование для всех», а исключение заочной формы обучения по ряду направлений станет серьезной угрозой для российского экспорта знаний и высоких технологий в целом в условиях глобализации и продвижения концепции доступного качественного образования для каждого, приведет к сокращению объема экспорта российских образовательных услуг и спаду в области продвижения русского языка и культуры за рубежом», - говорит эксперт.

Он также предрекает, что освободившуюся нишу на рынке образовательных услуг в России гарантированно займут вузы США и Великобритании, которые сегодня активно развивают технологии заочного обучения и предлагают студентам РФ программы на русском языке через интернет.

«Вообще, сегодня нет ни одного проекта подзаконного акта, который мог бы оправдать запрет подобного рода. Кроме того, против запрета выступают члены , Всероссийского студенческого общества и ряд депутатов из комитета Государственной думы по образованию.

Хочется верить, что чиновниками Рособрнадзора двигают благие намерения - повысить качество образования и т.п., однако, вместо того чтобы заниматься осуществлением реального контроля за качеством обучения, просто предлагается реализовать комплекс банальных запретительных мер. И это - печально», - резюмирует Алексей Мухин.

В чем суть инициативы?

О том, что история заочного обучения юристов, экономистов и госуправленцев в России подходит к концу, сообщил глава Рособрнадзора Сергей Кравцов в интервью 19 июня. Известно, что речь идет не обо всех студентах, а только о тех, которые получают свое первое высшее образование.

«С 1 сентября 2016 года планируется исключить заочную форму обучения по таким популярным направлениям подготовки, как экономисты, юристы, менеджеры, по направлению «государственное и муниципальное управление, - сказал С. Кравцов. - Я уверен, что эта мера позволит повысить качество образования, а, во-вторых, серьезно подорвет экономическую основу у псевдовузов».

Никаких законодательных подтверждений тому, что заочное образование окажется под запретом для ряда специальностей, пока не было обнародовано.

В наступающем учебном году российские вузы будут вынуждены отказаться от заочной формы обучения и экстерната по большинству гуманитарных специальностей. Соответствующее нововведение уже готовится в Министерстве образования и науки. Данная мера, по мнению экспертов, с одной стороны, может позволить улучшить качество образования, с другой – за последние годы заочное обучение стало всё больше набирать популярность. А это значит, что его отмена сделает высшее образование недоступным для многих потенциальных студентов.

Напомним, что о необходимости повышения качества высшего образования, в том числе и за счёт сокращения или переаттестации вузов, в одной из своих программных предвыборных статей писал и президент Владимир Путин. При этом упор делался на то, что в ближайшие годы в России следует развивать среднеспециальное образование, поскольку предприятиям не хватает высококвалифицированных рабочих. В этой связи неудивительно, что в Минобрнауки улучшать качество образования решили именно с сокращения заочных отделений по гуманитарным специальностям.

В частности, на прошлой неделе соответствующие распоряжения из профильного министерства уже получили вузы Свердловской области – им предписано в два раза сократить количество бюджетных мест за счёт отказа от заочной формы обучения и экстерната по целому ряду специальностей.

«Заочную форму обучения необходимо ликвидировать в принципе. «Заочка» – это подмена образования. У нас же нет среднего заочного образования. Вот и высшей «заочки» не должно быть. Речь идёт о первом высшем образовании», – приветствует нововведение проректор по учебной работе Уральского государственного лесотехнического университета Сергей Колесников.

Интересно заметить, что ещё до инициатив высоких госчиновников, в 2010 году об отказе от заочной формы обучения заявило руководство Санкт-Петербургского государственного университета (СпбГУ).

«В СССР «заочка» была неплохим социальным лифтом для молодых рабочих и крестьян и самым распространённым способом повысить квалификацию без отрыва от производства, однако в нынешних условиях заочное образование де-факто превратилось в способ получения «корочек», – объяснял тогда замначальника управления по связям с общественностью СпбГУ Константин Шолмов.

С тем фактом, что качество заочного образования действительно оставляет желать лучшего, сегодня согласны почти все эксперты отрасли. Причём ликвидация «заочки» для гуманитариев – скорее всего только первый шаг. Эксперты не исключают, что уже в самое ближайшее время Минобрнауки пойдёт ещё дальше в своих начинаниях и заочное обучение будет ликвидировано на всех факультетах. «Заочники – не то что недоспециалсты. Они далеко не специалисты», – констатирует научный руководитель института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский.

Ключевой вопрос, однако, в том, почему качество заочного образования оказывается столь низким. Одна из причин – недостаток финансирования. «Для нашего вуза заочная форма невыгодна в финансовом плане: 60 тыс. рублей, которые мы зарабатываем в семестр на дневном (с одного студента. – Ред.), не сравнить с 12 тыс., получаемыми на заочном. За такую сумму нельзя ничему научить», – не скрывает проректор по учебной работе Уральского государственного университета путей сообщения Евгений Малыгин. Получается, что отказ от заочной формы обучения, который преподносится чиновниками как одна из мер борьбы с низким качеством образования, – не что иное, как попытка оптимизировать, а вернее, сократить расходы на высшую школу. Если предположить, что высвободившиеся от заочников средства будут перенаправлены на дневные отделения, тогда теоретически можно было бы рассуждать о повышении качества образования или по крайней мере об увеличении его финансирования. Однако это никак не согласуется с общими планами Минобрнауки о двукратном сокращении бюджетных мест в вузах.

Интересно заметить, что при этом спрос на заочное образование в России в последние годы сильно вырос. Особенно эта тенденция стала заметна в кризисные 2008–2009 годы. Тогда, по данным Минобрнауки, на заочных отделениях в российских вузах обучались 3,5 млн студентов, при том что всего в высших учебных заведениях тогда получали образование 7,5 млн человек. Этот факт, по мнению экспертов, – свидетельство того, что в период кризиса большинство людей стремятся получить образование, поменять или повысить квалификацию, как говорится, без отрыва от производства. Теперь, похоже, у них такой возможности больше не будет.

С 1 сентября 2016 года в вузах планируется исключить заочную форму обучения - для экономистов, юристов и управленцев, которые получают высшее образование впервые, заявил глава Рособрнадзора Сергей Кравцов в интервью телеканалу «Россия 1» в воскресенье, 19 июня. По словам чиновника, первое высшее образование должно быть очным, что повысит качество обучения и «серьезно подорвет экономическую основу псевдовузов». Корреспондент РИА «Воронеж» выяснила, как студенты, их родители, вузы и работодатели относятся к перспективе частичной отмены заочного обучения.

Студенты. Упадет интерес к колледжам

Анастасия Кавелина изучает экономику предприятий и организаций на заочном отделении одного из воронежских вузов. Девушка работает по специальности. Треть студентов в ее группе – люди 30-40 лет, для которых это образование – второе высшее. По словам Анастасии, первое высшее на «заочке» получают в основном те, у кого уже есть диплом колледжа или техникума.

– Я еще в девятом классе планировала, что после колледжа буду работать и одновременно получать высшее образование. Если отменят заочное обучение у экономистов, управленцев и юристов, многие просто не пойдут в колледжи. У меня полный рабочий день, я «отвлекаюсь» от работы каждые полгода, на время сессии, – рассказала Анастасия Кавелина.

По словам Анастасии, работающие студенты-заочники платят налог на доходы физлиц, при этом государство не выделяет деньги на их обучение.

– Заочное экономическое образование почти во всех вузах платное, – напомнила студентка.

Вузы. «Вилами по воде»

Во всех вузах, куда за комментарием обратилась корреспондент РИА «Воронеж», заявили, что никаких распоряжений от Минобрнауки, касающихся закрытия заочного отделения для юристов и экономистов, не получали. Приемная кампания в вузы в самом разгаре.

В Воронежском лесотехническом госуниверситете (ВГЛТУ) на заочное отделение принимают студентов по двум направлениям – «менеджмент» и «экономика». Обучение платное, бюджетных мест нет. В 2016 году в вузе запланировали принять на «заочку» 50 менеджеров и 60 экономистов.

– Разговоры о ликвидации заочного образования идут уже много лет, но все это вилами по воде писано. Никаких документов от министерства образования и науки к нам не поступало, поэтому и разговоры – преждевременные, – пояснили в ВГЛТУ имени Морозова.

В Воронежском госуниверситете инженерных технологий (ВГУИТ), где тоже готовят заочно экономистов, менеджеров и управленцев, комментировать слова Кравцова отказались, сославшись на то, что «Рособрнадзор – верхушка власти в образовании».

– Наивно думать, что кто-то выскажется по поводу решения начальства. Если Минобрнауки – работодатель, то Рособрнадзор – полиция, – объяснили в вузе.

При этом во ВГУИТ считают, что нынешним экономистам и юристам-заочникам, а также тем, кто поступает в 2016 году, вряд ли стоит волноваться. Даже если Минобразования решит отменить заочное обучение и в вуз пришлют официальное письмо, начнется процесс внесения изменений в образовательные стандарты. На это потребуется много времени.

Работодатели. Заочное обучение сменится дистанционным

Опрошенные корреспондентом РИА «Воронеж» работодатели сходятся во мнении, что важна не столько форма обучения специалиста, сколько его компетентность.

По мнению руководителя агентства юридического сопровождения «Прагматик» Льва Бабаяна, ликвидация заочных отделений на юридических факультетах – негативное явление.

– С рынка труда исчезнут молодые специалисты, которые только выпустились из вузов, но уже имеют опыт работы. Преимущества заочников в том, что они быстро адаптируются и умеют вести переговоры. К тому же далеко не у всех есть возможность заплатить за обучение на очном отделении. Хотя я предпочитаю очников, поскольку для работы в моей компании надо обучать даже человека с опытом. У очников зарплатные ожидания меньше, они еще не научились отлынивать от работы, – пояснил Бабаян.

Для директора бизнес-школы Young Дмитрия Некрасова форма обучения сотрудников неважна. Главное – интерес к работе, желание расти и уметь самостоятельно изучать необходимые для работы темы.

– На смену заочным отделениям придет дистанционное образование. Некоторые вузы уже обучают экономике, управлению и юриспруденции через интернет. Плюс заочного обучения в том, что его можно совмещать с работой, и на практике понимать то, что тебе дают в теории, – отметил Некрасов.

Родители. Главный плюс «заочки» – цена

В 2014 году сын Ирины Солдатовой Денис после школы поступил на заочное отделение в московский вуз, где изучает инвестиционный менеджмент. Стоимость обучения – порядка 70 тыс. рублей в год. Денис живет в Воронеже, работает в страховой компании и уже два года самостоятельно платит за учебу.

– Сын хотел поступать на экономический факультет ВГУ, но не хватило баллов. Платное очное обучение мы бы не потянули – оно тогда стоило где-то 70-80 тыс. рублей. Сын отдал документы на заочное отделение московского вуза. Обучение стоило 50 тыс. рублей. Мы подумали, что нет смысла идти на заочное отделение в Воронеже, когда можно поступить в столичный вуз, – пояснила Ирина Солдатова.

Ирина рассказала, что дочь ее знакомых заочно получает юридическое образование и параллельно работает в строительной компании, где под руководством более опытного юриста учится составлять документы. На работе ее диплом ждут только в отделе кадров.

Юристы. Нынешние заочники могут не беспокоиться

После заявления главы Рособрнадзора об отмене заочного обучения юристов и экономистов родители и студенты стали опасаться, что «зачистки» коснутся тех, кто уже учится по этим специальностям. По мнению адвоката Дмитрия Казацкера, такое вряд ли возможно.

– Если будут приняты изменения в нормативные акты, запрещающие заочное обучение, они не должны коснуться правоотношений (заключенных соглашений), возникших между вузом и студентами до принятия поправок. Согласно законодательству, новое положение может распространяться, например, на новые студенческие группы, которые будут формировать после вступления в силу изменений, – пояснил Дмитрий Казацкер.

Минобрнауки. Пока без изменений

В Рособрнадзоре корреспондента РИА «Воронеж» отослали в Минобрнауки, поскольку Сергей Кравцов лишь повторил слова министра Дмитрия Ливанова.

В Минобрнауки заявили, что никаких изменений, связанных с заочными отделениями, с 1 сентября 2016 года не планируется. В ведомстве также пояснили, что различные учебно-методические объединения периодически предлагают министерству ликвидировать заочное обучение, но дальше разговоров дело пока не идет.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

«Вузы хотят отказаться от заочной формы обучения» - такое заявление сделала первый замминистра образования Челябинской области Елена Коузова на пресс-конференции в редакции «АиФ-Челябинск». Ликвидация заочной формы обучения коснётся подавляющего большинства вузов по всей стране. На её место придёт очно-заочная форма. Студенты будут посещать пары по вечерам круглый год, при этом стоимость обучения вырастет в почти в два раза.

Получить второе высшее образование или «доучиться» будучи трудоустроенным станет не так-то просто. Шесть недель в году и две экзаменационные сессии уйдут в прошлое вместе с самым доступным по стоимости образованием.

Долой разгильдяйство

1 ноября 2018 года областные вузы опубликуют правила приёма на следующий учебный год. Тогда будет понятно, кто окажется в авангарде этой реформы. Хотя первые заявления уже есть.

«В нашем вузе приём на заочное обучение заканчивается 5 сентября 2018 года, - рассказывает директор Челябинского филиала финансового университета Анатолий Якушев . - С 2019 года заочку сменит очно-заочное обучение. Оно будет проходить по вечерам три раза в неделю весь учебный год. По две пары с 18.20 до 21.30 и по субботам.

Учиться будет сложнее. Представьте, после работы бегом на занятия, голодные и уставшие, ведь вы не хотите опаздывать. Это раз. Второе - цена. В 2018 году заочное обучение в университете стоит в районе 45 тысяч рублей, «очка» - 110 тысяч. Вот и берите среднюю сумму, очно-заочное будет стоить около 80-90 тысяч рублей.

«Вечернее» образование возвращает нас к советскому прошлому, когда неявка на занятия была практически нулевой. На заочке всё-таки ощущается некое российское разгильдяйство по отношению к учёбе».

Процесс запущен

«Изменения связаны с качеством подготовки студентов, - поясняет первый замминистра образования Челябинской области Елена Коузова. - «Заочка» предполагает полную самостоятельность и ответственность самого студента, на очно-заочной форме ответственность за уровень знаний, в том числе ложится и на преподавателей.

Об особенностях реформы мы сможем сказать только к началу следующего учебного года, когда будем ознакомлены со всеми приказами Министерства образования и науки РФ ».

Встаёт ещё один вопрос, все ли вузы готовы увеличить нагрузку не только на студентов, но и на преподавателей.

«Вопросов по нехватке профессорско-преподавательского состава не будет, - продолжает Елена Коузова. - У вузов с кадрами сейчас проблем нет. Что касается другого режима работы - за пределами основного времени, у коллег появляется возможность подработать абсолютно легально, официально и в рамках того предмета, который они хорошо знают».

Разговоры об отмене заочного обучения начались с 2016 года. Тогда глава федерального Рособрнадзора Сергей Кравцов сообщил, что с 1 сентября отменяется заочная форма обучения по юридическому, экономическому направлениям, а также направлению «государственное и муниципальное управление».

В ЮУрГУ подтвердили, что в настоящий момент заочной формы обучения не бывает, к примеру, на таких направлениях как архитектура и английский язык, юриспруденция на заочке возможна лишь для тех, кто получает второе высшее. А вот МГУ не ведет прием на заочку уже давно, но это самостоятельное решение руководства вуза.