Психологическая структура деятельности. Структура деятельности в психологии. Три основных вида Деятельность и ее психологическая структура

В повседневной жизни человек проявляет определённую активность, являясь творцом и созидателем, в независимости от рода своих занятий. Без проявления активности нельзя обогатить собственную духовную жизнь. Деятельность в психологии помогает раскрыть социальную категорию познания и закономерности окружающей среды. В качестве личности человек должен осознавать мотивы для стимулирования активности и ставить цели. На протяжении своей жизни, он сталкивается с тремя сосуществующими и генетически заменяющимися видами деятельности. Это труд, игра и учение. Давайте рассмотрим их подробнее.

Это один из главных элементов, который включает в себя структура деятельности. Прежде всего, труд направлен на создание продукта, несущего ценность для общества. Он позволяет человеку создавать материальные и духовные ценности. Обычно трудовая деятельность подразумевает создание полезного для общества продукта, который будет способен удовлетворить как материальные, так и духовные потребности человечества. Также она раскрывает сущностные силы человека, поскольку он участвует в процессе производственных отношений. Подобное проявление труда формирует собственное отношение к деятельности, к мотивам, к раскрытию способностей в рабочем процессе и т.д. Как учит психология деятельности, мотивы труда зависят от задач, реализуя которые, человек удовлетворяет собственные потребности. А реализация трудовой деятельности подчиняется безграничному ряду факторов, которые влияют на появление желания качественно работать.

Структура деятельности игры не подразумевает создания значимых для общества продуктов, а концентрируется на формировании личности человека как субъекта деятельности. Игровой процесс обязательно анализируется с целью изучения и раскрытия его сущности. Развитие детских игр стало причиной прогресса человеческого общества в целом. Научный анализ показал, что благодаря игре ребёнок не только получает отражение мира взрослых, но и познаёт окружающий мир. Когда дети взрослеют, игры становятся сложнее и носят более конструктивный характер. В них ребёнок начинает что-то создавать: печёт пирожки, строит дом и т.п. То есть он осмысливает взаимодействие предметов и их назначение. Ещё более сложными являются сюжетно-ролевые коллективные игры. Зато благодаря им у ребёнка значительно увеличивается круг общения.

Структура деятельности учения заключается в подготовке человека к трудовым действиям. На этом этапе окончательно формируются умственные и физические способности, а также материальные и культурные ценности. В процессе учения происходит овладение умениями, знаниями и навыками, необходимыми для выбранной трудовой деятельности и в конечном счёте для воспитания. Учение - очень важный компонент, которые включает в себя структура деятельности, так как оно формирует личность ребёнка, его характер, способности, волю и т.д. Наиболее важный этап в жизни каждого человека - это поступление в школу, меняющее взгляды на сверстников и жизнь. У школьников появляются обязанности, которые необходимо вовремя выполнять. В дальнейшем учение готовит к профессиональной деятельности для удовлетворения различных потребностей.

Основным, исторически первым видом деятельности человека является труд. В процессе онтогенеза возникают игровая и учебная деятельности, связанные с трудом и производные от него. Каждый из этих видов деятельности имеет свою структуру, свои психологические особенности, свое целеназначение и реализуется в конкретных видах человеческой деятельности: художественной, производительной, спортивной, инженерной, педагогической, научной, практической, в сфере нравственности, религии и пр.

Виды деятельности:

Все основные виды деятельности - игра, учение, труд - присутствуют в жизни каждого человека, в недрах этих деятельностей происходит развитие психики и личности. Все эти основные виды деятельности не изолированы друг от друга, они взаимодействуют, обогащают друг друга, создавая тем самым новые перспективы развития личности, их осуществляющей. Но на каждом возрастном этапе требуется особое соотношение этих деятельностей как в плане их представленности, так и в плане их содержания. Одни деятельности имеют на данном этапе онтогенеза большее значение для развития личности, другие - меньшее.

Деятельность человека - сложное явление. Различные стороны ее изучаются разными науками. Психология изучает психическую сторону деятельности. Находясь в бодрствующем состоянии, человек всегда чем-то занят, что-то делает: читает, играет, трудится, размышляет и т.д. Жить - это значит действовать. Каким бы трудом ни занимался человек, он является деятелем, созидателем, творцом. В деятельности раскрываются глубина ума человека, сила его переживаний, воображение, способности, черты характера. О человеке судят по его делам и поступкам.

Под деятельностью понимается активность человека, направленная на достижение сознательно поставленной цели. Всякая деятельность человека определяется целями, задачами, которые он перед собой ставит. Если нет цели, нет и деятельности, нет полноценной жизни. Человек не действует случайным образом (как иногда может казаться), его деятельность всегда обусловлена теми или иными потребностями.

Любой вид деятельности связан с движениями. Это и мускульно-мышечные движения руки при письме, а также при выполнении любой трудовой операции, и движения речевого аппарата при произнесении слов.

Движение - это моторная функция живого организма, самая простая составная часть деятельности ; оно свойственно человеку уже в самой ранней стадии развития - зародышевой.

Виды движений : Различают движения непроизвольные и произвольные , врожденные и приобретенные. Непроизвольные движения - моргание, сосание, крик - врожденные. Большинство движений являются приобретенными, они приобретаются человеком в жизненном опыте.

Действия - более сложная часть деятельности. Действия представляют собой совокупность движений, которые имеют цель и направлены на определенный объект (предмет). Действия всегда социальны.

Деятельность - это совокупность действий, объединенных единой целью. Сущность деятельности как раз и состоит в тех целях и задачах, которые реализуются в ней, а также в тех мотивах, во имя которых она совершается. Например, студент читает книгу. Если книга представляет для него личный интерес, мы можем говорить, что в данном случае его деятельность - чтение. Если студент читает книгу, потому что это необходимо для сдачи экзамена, то деятельностью его является не чтение, а подготовка к экзамену, а чтение в этом случае - действие, которое включено в деятельность.

Какими бы прекрасными целями ни руководствовались мы в своей деятельности, ее осуществление и успешность находятся в зависимости от тех знаний, умений, навыков, которыми мы обладаем.

Схема ДДД

Знания - результат процесса познания действительности , получивший подтверждение в практике; адекватное отражение объективной реальности в сознании человека (представления, понятия, суждения, теории). Фиксируется в знаках естественных и искусственных языков. Различают обыденное и научное.

Знания о той области действительности, в которой она осуществляется или будет осуществляться, необходимы человеку. Но знания не существуют ради знания. Они теснейшим образом связаны с нашими действиями. Когда мы сталкиваемся с незнакомым предметом, то прежде всего стремимся получить знание о том, как с ним действовать. На основе полученных знаний можно уметь что-то делать, но еще не владеть навыками выполнения этого дела. Так, к концу первого класса ученики уже знают, как писать, умеют писать, но еще не овладевают навыком письма. Умения и навыки связаны между собой. Для формирования умения важно понимать, что требуется, и знать способ действия.

В одних случаях умения могут предшествовать формированию навыков, в других - являются результатом дальнейшего развития деятельности. Например, нередко ученик, имеющий навык чтения, не умеет еще выразительно читать. Умение выразительно читать вырабатывается на основе приобретенного навыка чтения. Причем умение может появиться и без большого числа повторений. Умения основаны на знаниях и навыках.

Умение - это успешный способ выполнения деятельности в новых условиях , сознательное применение имеющихся знаний и навыков для выполнения более сложных действий в различных условиях.

Умение образуется только в деятельности. Для того чтобы приобрести умение плавать, нужно идти в воду, тренироваться плавать. Рабочие умения образуются только в соответствующей работе.

Навыки - это частично автоматизированные действия, которые образуются в результате упражнений . Навыки необходимы в любой работе и деятельности человека. Каждая профессия предполагает определенные навыки, которые дают возможность действовать быстро и уверенно и достигать лучших результатов с минимальными затратами энергии.

Автоматизированными называются такие действия, которые в результате многих повторений перестают нами осознаваться. Мы пишем, не думая, как писать ту или иную букву. Но было время, когда каждый из нас учился писать, старательно выводил каждый элемент буквы.

Навык - это способ выполнения действий. Автоматизированный характер навыков означает, что не все внимание человека принимает участие в выполнении деятельности, часть его освобождается для другой деятельности, для улучшения качества деятельности. Так, опытный специалист лучше работает и меньше устает, чем начинающий работник.

Навык - это только компонент деятельности, а не сама деятельность. Деятельность же в целом всегда является ясно осознаваемой и целенаправленной.

Навыки не только облегчают труд, но и открывают возможности для творческой работы. Например, ученик пишет сочинение, - он думает о содержании, а не следит за техникой написания каждого слова.

Выделяют следующие виды навыков :

1. двигательные - ходьба, бег, спортивные навыки, письмо и пр.;

2. мыслительные (интеллектуальные) - чтение, вычисление, доказательство теорем, чтение чертежей, заучивание и пр.;

3. сенсорные , связанные с восприятием (различения оттенков цветов, слуховые различения и пр.);

4. навыки поведения (уступать место, благодарить).

От навыков следует отличать привычки.

Привы́чка - сложившийся способ поведения, осуществление которого в определённой ситуации приобретает для индивида характер потребности , которые «побуждают совершать какие-нибудь действия, поступки ». При формировании привычки неоднократно выполняется какое-либо действие, чрезвычайно важное значение имеет вызываемый самим осуществлением этого действия приятный эмоциональный тон, так как оно является «усвоенным…, которое стало автоматическим и совершается без усилий»

Привычки тоже являются автоматическими действиями. Но если навык - это умение, возможность произвести то или иное действие без особого контроля сознания, то привычка - это потребность произвести соответствующее действие. Навык позволяет успешно выполнять какую-либо деятельность, а привычка побуждает человека заниматься этой деятельностью. Удовлетворение потребности связано с чувством удовольствия. Поэтому выполнение привычных действий вызывает у нас положительные эмоции, а невозможность делать то, к чему мы привыкли, сопровождается неприятными чувствами. Привычки так же многообразны, как и навыки: профессиональные привычки, моральные, гигиенические, эстетические, учебные, культурного поведения и другие привычки бывают как полезные, так и вредные.

Вредные привычки

1. Профессиональная деформация личности

Когда человек начинает воспринимать окружающий мир через призму своей профессии, его профессиональные компетенции становятся доминирующими в повседневном поведении и перерастают в привычки. Ему очень сложно отвлечься и переключиться на другую деятельность. «Например, рекрутер при знакомстве с человеком в обычной жизни может непроизвольно проводить собеседование, а корректор - автоматически проверять ошибки в тексте книги, которую он читает, музыкант чистоту нот, актер – правильность речи. Профессиональная деформация опасна, когда профессиональные компетенции доминируют в поведении человека, стираются границы между личностью и функцией, которую он выполняет. Человек перестает примерять на себя различные социальные роли и полностью отождествляет себя со своей должностью. Это чревато выгоранием, усталостью, проблемами в отношениях с близкими людьми, разочарованиями. Если с работой что-то случится, будет очень сложно адаптироваться к жизни.

2. Привычка не доводить дело до конца

Это происходит, когда человек невнятно понимает цель - либо ее не объяснили, либо он ее не понял, либо не замотивирован на ее исполнение. Чем лучше понимаешь цель, тем быстрее к ней придешь». Должна быть налажена система мотивации, затрагивающая и такой вопрос, как соблюдение сроков сдачи работы.

3. Перекладывать вину на других

Должны быть четко прописаны должностные инструкции для каждого сотрудника, чтобы он понимал, за какие функции отвечает лично он. Тогда многие вопросы отпадут сами собой.

4. Переключение внимания

Общение с коллегой, партнером, клиентом будет только тогда эффективным, когда вы уделите ему искреннее внимание. Нельзя допускать общение по телефону, если вы уже с кем-либо разговариваете.

5. Комфорт вместо счастья

Когда человек стремится заниматься только тем, что, по его мнению, принесет ему бóльшую выгоду, а не тем, чем ему нравится заниматься. Например, человеку нравится заниматься фотографией, но он думает, что никогда не заработает на этом хорошие деньги, которые обеспечат ему достойную жизнь. Работает в другой сфере, достигает успехов, но он несчастлив от того, что делает. По-настоящему успешны только те, кто занимается тем, что им нравится, что они любят. Если ты лучший в своей сфере, то будешь зарабатывать хорошие деньги. А лучшим можешь стать только тогда, когда занимаешься тем, что тебе нравится.

Профилактика данной вредной привычки - выявление своих талантов, склонностей и поиск мест их реализации. Профессиональная направленность определяется в 16-17 лет. Часто будущую специализацию подросток выбирает неосознанно: под влиянием друзей, родителей, моды, общественного мнения. Если пять лет потрачено на обучение, то, по его мнению, глупо бросать все и идти в другую сферу. Становится жаль потраченного времени. Такие люди, не реализуясь профессионально, живут по привычке.


Похожая информация.


Психологическая структура деятельности

Системность организации деятельности обусловливает существование двух основных планов ее психологического анализа – внешнего (предметно-действенного) и внутреннего (собственно психологического). Каждая деятельность имеет следующую структуру:

§ Мотив деятельности – причина, побудившая человека к деятельности и придающая этой деятельности определенную направленность.

§ Цель деятельности – образ потребного будущего, предполагаемый результат деятельности. Цель формируется на основе мотива деятельности.

§ Предмет деятельности – тот объект внешней среды, на изменение которого направлена деятельность человека. Однако предмет деятельности может быть не только материальным, но и идеальным (мыслительная деятельность).

§ Средства и условия деятельности . К средствам относятся орудия труда, психофизиологические ресурсы организма. К условиям труда относятся не только физические характеристики среды, но и психологические состояния человека.

§ Продукт деятельности – результат деятельности. Продукт может быть прямым и побочным: прямой продукт – объективный результат деятельности, созданное в процессе деятельности изменение во внешней среде; побочный продукт – субъективный результат деятельности, изменение во внутреннем мире человека (удовлетворенность, приобретенные знания, умения, навыки и т.п.).

Иерархическая структура деятельности (Леонтьев): деятельность осуществляется при помощи действий, а действия, в свою очередь, при помощи операций (деятельность – цепочка действий, а действия – цепочки операций).

1. Деятельность .

2. Действие - это элемент деятельности, в процессе которого достигается конкретная, не разлагаемая на более простые, осознанная цель. Действие – относительно самостоятельный и завершенный акт деятельности. Действия направлены на достижение целей деятельности и выступают единицей анализа деятельности. В процессе упражнений изменяется структура действий, они становятся «свернутыми», более экономными и быстрее выполнимыми, превращаясь в навыки.

3. Операции – способы осуществления действий в определенных условиях. Операции направлены на решение задач деятельности и определяются средствами и условиями деятельности. Как правило, операции носят автоматизированный и неосознаваемый характер.

Виды деятельности

Деятельность человека не только предельно сложна по содержанию и строению, но и крайне разнообразна в своих общих разновидностях и конкретных проявлениях. Традиционно принято считать, что основным делением деятельности на ее типы является дифференциация на трудовую, учебную и игровую деятельность:


1. Трудовая деятельность – процесс активного изменения предметов природы, материальной и духовной жизни общества в целях удовлетворения потребностей человека и создания различных ценностей. Трудовая деятельность предполагает получение какого-либо общественно значимого продукта, результата, в отличие от учебной и игровой деятельности, где этот результат является не общественно, а индивидуально значимым и состоит в освоении субъектом социально выработанного опыта, знаний и т.д. для последующего осуществления трудовой деятельности.

2. Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть не организованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат. У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она непосредственно служит средством психологического развития индивида.

3. Игра – особый вид деятельности, в котором исторически закрепились типичные способы действия и взаимодействия людей. Результатом игровой деятельности не становится про-изводство какого-либо материального или идеального продукта. Тем не менее, игры имеют большое значение в жизни людей. Включение ребенка в игровую деятельность обеспечивает возможность овладения общественным опытом, накопленным человечеством, а также когнитивное, личностное и нравственное развитие ребенка. Особое значение имеет ролевая игра, в процессе которой ребенок принимает на себя роли взрослых и действует с предметами в соответствии с приписанными значениями. Механизм усвоения социальных ролей через ролевые игры обеспечивает возможность социализации личности. Специфическим признаком игровой деятельности является то, что главным ее мотивом выступает сам процесс деятельности, а не ее результат.

Указанные виды деятельности имеют разное значение для развития человека на разных этапах онтогенеза. Деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на определенном этапе онтогенетического развития, называется ведущей деятельностью .

20) Методологические основы изучения личности. Общая характеристика методов психологии.

Изучение личности - это не только служебная обязанность сотрудника педагогической, социальной, экономической и т.д. структуры, но и прикладное направление психологии и педагогики. Обе науки считают, что в этом случае руководитель имеет дело с постоянными (биологически обусловленными, врожденными) и переменными (социально зависимыми) величинами, характеризующими внутренний (психологический) мир человека. Для того чтобы они были выявлены и объективно интерпретированы, должна быть проведена достаточная теоретическая работа, опирающаяся на соответствующие принципы. К наиболее значимым из них в современной науке относят:

Принцип отражения, суть которого состоит в том, что адекватное восприятие (отражение) сознанием окружающего мира обеспечивает человеку эффективную регуляцию его деятельности;

Принцип развития ориентирует менеджера, специалиста на изучение условий появления тех или иных особенностей личности сотрудника (подчиненного), динамики их совершенствования, конкретных количественных, качественных и других показателей;

Принцип диалектической связи сущности и явления, предполагающий взаимноеобусловливание этих философских категорий в профессиональной деятельности специалиста сервисной, экономической, социальной и т.д. сферы при их нетождественности;

Принцип единства сознания и деятельности требует учитывать, что сознание человека формируется и развивается в его деятельности, которая, в свою очередь, управляется (регулируется) сознанием;

Личностный принцип требует от руководителя целостного восприятия индивидуальных особенностей сотрудника, учета конкретной жизненной ситуации, его онтогенеза.

Перечисленные принципы должны быть положены в основу работы по изучению личностных особенностей подчиненных сотрудников или сослуживцев. Вместе с тем эта работа предполагает направленность на решение ряда специфических задач личностной диагностики.

1. Выявление относительного уровня личностного развития человека за определенный промежуток времени. Решение этой задачи производится посредством проведения так называемых «исследовательских срезов» - диагностики особенностей личностной сферы в том или ином направлении. Например, для определения уровня умственного развития необходимо выделить его показатели и лишь после этого провести их конкретное изучение. Аналогичным образом определяется уровень развития других составляющих интеллектуального развития (например, памяти, воображения, мышления и т.д.). Далее такой же подход должен быть использован применительно и к другим психическим явлениям личности.

2. Анализ изменений уровня личностного развития человека под воздействием определенных факторов. Для анализа характера изменений уровня психического развития человека под влиянием определенных ситуаций или целенаправленных профессиональных, воспитательных и других видов взаимодействий необходимо знать как возможные пути такого изменения, так и методы его фиксации. Используя диагностические методики важно получить несколько срезов для выявления тенденции в личностном развитии и затем на основе полученных данных оценить практическую эффективность действующих внешних (воспитательных, профессиональной деятельности и др.) факторов.

3. Выявление потенциальных возможностей дальнейшего психического развития. Решение этой задачи представляет собой реализацию прогностической функции процесса изучения личностных особенностей человека. Она становится возможной потому, что результаты, уже достигнутые личностью в развитии, составляют базу для дальнейшего совершенствования («зону ближайшего развития»). Все это придает особую значимость поиску и применению методов установления не только существующего уровня психического развития, но и направлений его последующего изменения.

Наряду с представленными специфическими задачами диагностики целесообразно рассмотреть более частные требования к подбору и применению методов изучения личностных особенностей людей. Прежде всего, проводя психологическое изучение личностных особенностей, необходимо использовать не одну какую-то, пусть даже очень надежную, методику, а их систему, обслуживающую решение данной диагностической задачи. Составляющие ее методики по возможности должны иметь естественный характер (т.е. реализовываться в обычных условиях учебной, служебной или другой деятельности) и подбираться с учетом возрастных, профессиональных и других индивидуальных особенностей обследуемых.

Для получения наиболее достоверных результатов необходимо, чтобы методики и приемы не только охватывали все стороны исследуемого явления, но и взаимно перекрывались. При этом подбирать методики надо так, чтобы каждая из них допускала как качественный, так и количественный анализ получаемых данных и в то же время была бы достаточно простой, не требовала громоздких процедур обработки и интерпретации полученных результатов.

Выполнение изложенных принципов, специфических задач и частных требований к изучению особенностей личностной сферы человека имеют весьма большое значение. Его результаты в этом случае могут быть переданы для использования другим сотрудниками (менеджерам других направлений фирмы, организации), так как они будут базироваться на единой методологической основе.

Однако для точной и полной характеристики сотрудника недостаточно лишь опираться на единые методологические позиции. Также необходимо отразить качественные и количественные показатели всех профессионально важных психических явлений его личности. Это обусловило необходимость формирования единого подхода к структуре психологической характеристики подчиненного.

Методы и их характеристика:

Основными методами психологического исследования являются наблюдение и эксперимент. Очень популярны анкеты, тесты и анализ творческой деятельности.

Самонаблюдение (интроспекция) – один из первых психологических методов. Это выбор метода для исследования душевных явлений, достоинством которого является способность непосредственного, прямого наблюдения за мыслями, переживаниями, стремлениями человека. Недостаток метода – его субъективность. Трудно проверить полученные данные и повторить результат.

Самый объективный метод – эксперимент. Существуют лабораторный и естественный виды эксперимента. Достоинство метода: высокая точность, возможность изучить факты, не доступные глазу наблюдателя, специальными приборами.

Большое распространение имеют лонгитюдные и «срезовые» исследования. Они применяются тогда, когда изучается определенная группа людей в течение длительного периода времени.

В психологии существует и формирующий эксперимент при анализе. Испытуемых разделяют на контрольную и экспериментальную группы, а работа проводится только с экспериментальной группой. Уровень развития изучаемого параметра замеряется в обеих группах до начала и в конце эксперимента. Затем анализируется разница между показателями. На основании этого анализа и делается вывод об эффективности формирующего воздействия.

Анкеты используются в психологии для получения данных у большой группы испытуемых. Существуют открытые и закрытые типы анкет. В открытом типе ответ на вопрос формируется самим испытуемым, в закрытых анкетах испытуемым надо выбрать один из вариантов предложенных ответов.

Интервью (или беседа) проводится с каждым испытуемым отдельно, поэтому не дает возможности получить подробную информацию так же быстро, как при использовании анкет. Но данные беседы позволяют зафиксировать эмоциональное состояние человека, его отношение, мнение к некоторым вопросам.

На рубеже XIX–XX вв. появился новый метод – тест. Его автор – английский ученый Ф. Гальтон. Для диагностики поступающих в школу детей он разработал серию вопросов разной степени сложности и на основании ответов определял уровень интеллекта, отсеивая детей с отставанием или задержкой умственного развития. Для каждого возраста разработаны вопросы, соответствующие уровню.

Кроме тестов интеллектуального развития и творчества существуют и тесты, направленные на изучение индивидуальных особенностей человека, структуры его личности.

Разновидность анкет – опросники; испытуемый не должен представлять себе, какое качество анализирует тот или иной вопрос.

Кроме опросников к тестам относятся и проективные тесты. В их основе лежит один из механизмов психологическойзащиты – перенос своих переживаний и стремлений на других людей.

21) Проблема личности в психологии. Структура личности в трактовке различных психологических школ.

Деятельность — это специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира (включая самого себя и условия своего существования).
Побудительными причинами деятельности являются мотивы — совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих цель деятельности.
Деятельность человека имеет сложную структуру, состоящую из нескольких уровней:
. верхний уровень — это уровень особых видов деятельности;
. затем следует уровень действий;
. за ним — уровень операций;
. нижний уровень — это уровень психофизиологических функций.
Центральное место в этой иерархической структуре занимает действие, которое является основной единицей анализа деятельности. Действие — это процесс, направленный на реализацию цели; это сознательное проявление активности человека.
Способ выполнения действия называется операцией. Главное свойство операций состоит в том, что они мало осознаются или не осознаются совсем. Этим операции отличаются от действий, которые предполагают сознательную цель и сознательный контроль за протеканием действия.
Нижний уровень структуры деятельности составляют психофизиологические функции, т. е. физиологические механизмы обеспечения психических процессов. Они являются органическим фундаментом деятельности. Например, основу запоминания составляют врожденные мнемические функции.
Высший уровень структуры деятельности — особенный вид деятельности. Это совокупность действий, вызываемых одним мотивом.
К компонентам деятельности можно отнести также:
. навык — частично автоматизированное действие;
. умение — освоенный способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью умений и навыков;
. привычку — потребность совершать определенные действия.
Разработкой психологической теории деятельности в отечественной психологии занимались Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Б. Ф. Ломов и др.
Наиболее полно теория деятельности изложена в трудах А. Н. Леонтьева.

Лекция, реферат. - Структура деятельности кратко - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности. 2018-2019.

Деятельность – это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива.Без деятельности невозможна человеческая жизнь. В процессе деятельности человек познает окружающий мир, создает духовные продукты, изменяет окружающую действительность. Деятельность человека формирует и изменяет его самого. Понятия сознания и деятельности - узловые категории пси­хологической науки. Систематическая разработка этого прин­ципа в советской психологии началась в 30-е годы (CЛ.Рубин­штейн, АНЛеонтьев, Б.Г.Ананьев, Б.М.Теплов и др.).CЛ. Рубинштейн впервые выдвинул положение о единстве сознания и деятельности. Суть данного принципа: не может быть деятельности без сознания и сознания без деятельности. Введение этого принципа ставило новые теоретические и методо­логические задачи - необходимо было преодолеть идущую от психологии со­знания точку зрения, что психика - это внутреннее, а деятель­ность - внешнее. В действительности психика, сознание не является чем-то внутренним. Точно так же деятельность нико­им образом не сводится только к внешнему: она имеет внеш­нюю сторону, но эта сторона не характеризует деятельность од­нозначно. По определению С.Л.Рубинштейна, сама деятельность явля­ется единством внешнего и внутреннего. Принцип единства сознания и деятельности делает возможным через деятель­ность изучать сознание. Это позволяет объективно исследовать психику и сознание: от деятельности, ее продук­тов - к выявляющимся в ней психическим процессам. Таким образом, принцип единства сознания и деятельности становит­ся основой всех объективных методов психологии.Структура деятельности. Прежде всего различают цели и мотивы деятельности. Всякая деятельность человека определяется целями, задачами, которые он перед собой ставит. Если нет цели, то нет и деятельности. Деятельность вызывается определенными мотивами, причинами, которые побудили человека поставить перед собой ту или иную цель и организовать деятельность по ее достижению. Цель - это то, ради чего действует человек; мотив - это то, почему действует человек. Обычно деятельность человека определяется не каким-нибудь одним мотивом и одной целью, а целой системой целей и мотивов - ближайшими и все более общими и отдаленными. Деятельность оценивают и по уровню мотивации, по тому, носят ли мотивы общественный характер или ярко выраженный узколичностный. Идеально когда общественные мотивы приобретают личностный смысл, становятся и его личным делом. Действие - составная часть, или, другими словами, отдельный акт, деятельности. Действие имеет подобную деятельности структуру: цель – мотив, способ – результат. Различают действия: сенсорные (действия по восприятию объекта), моторные (двигательные действия), волевые, мыслительные, мнемические (действия памяти), внешние предметные (действия направлены на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира) и умственные, внутренние (действия, выполняемые во внутреннем плане сознания). Основные виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности – это общение, игра, учение и труд. Сенсомоторные процессы – это процессы, в которых осуществляют связь восприятия и движения. В них различают четыре психических акта: 1) сенсорный момент реакции – процесс восприятия; 2) центральный момент реакции – более или менее сложные процессы, связанные с переработкой воспринятого, иногда различием, узнаванием, оценкой и выбором; 3) моторный момент реакции – процессы, определяющие начало и ход движения; 4) сенсорные коррекции движения (обратная связь). Идеомоторные процессы связывают представление о движении с выполнением движения. Проблема образа и его роли в регуляции моторных актов – центральная проблема психологии правильных движений человека. Эмоционально-моторные процессы – это процессы, связывающие выполнение движений с эмоциями, чувствами, психическими состояниями, переживаемыми человеком.