Ногайская орда занимала территорию. Ногайская орда. Территории, племенной состав и социально-политическая история. История образования и расцвет

НОГА`ЙСКАЯ ОРДА `, государство тюркоязычных кочевников (ногайцев), возникшее в результате распада Золотой Орды в конце XIV – начале XV веков. В конце XIV века Идегей основал в междуречье рек Яик и Эмба полунезависимый улус – Мангытский юрт. В 1430-1450-х годах юрт входил в состав кочевого государства, образованного Абулхайром. После его распада мангыты образовали самостоятельное государство. Во 2-й половине XV века большая часть племён, подчинённых мангытским биям и мурзам, стала называться общим именем «ногай». Мангытский юрт получил название «Ногайская Орда», или «Улус-и Нугай». В XVI веке занимала территорию от Волги на западе до Иртыша на востоке, от Камы на севере до Сыр-Дарьи на юг. Центр – город Сарайчик . Проживало около 120 племён (илей), наиболее многочисленные – бодрак, канглы, кипчак, китай, мангыт, мин, найман и уйшун. Власть принадлежала бию, обычно потомку Идегея. Основное занятие – кочевое скотоводство, в местах зимовок практиковалось примитивное земледелие . Велась торговля с Казанью, Астраханью, Москвой. При биях Шейх-Мамае (1548–1549 годы) и Юсуфе (1549–1554 годы) играла значительную роль в международных отношениях Восточной Европы, вмешивалась во внутренние дела Астраханского , Сибирского , Казанского ханств . С помощью ногайских войск на казанский престол были посажены Мамук (1496 год), Сафа-Гирей (1546 год). Между правящими династиями Казанского ханства и Ногайской Орды устанавливались брачные связи: дочь бия Тимура Нур-Султан вышла замуж за хана Ибрагима, хан Мухаммад-Амин женился на дочери бия Мусы Фатиме, дочь бия Юсуфа Сююмбике была замужем за ханом Джан-Али, затем – Сафа-Гиреем. После завоевания Россией Казанского ханства в Ногайской орде началась междоусобная борьба между сторонниками и противниками промосковской ориентации, завершившаяся распадом на Ногаи Большие, Ногаи Малые и Атыульскую Орду.

Ссылки из статьи

АСТРАХАНСКОЕ ХАНСТВО

– средневековое татарское феодальное государство. В начале 1460-х годов выделилось из состава Золотой Орды. Основателем был хан Махмуд.Территория охватывала степные районы правобережья нижней Волги и северо-западного Прикаспия. Столица Хаджитархан. Основное население – татары и ногайцы

), распалось в результате междоусобиц и внешнего давления в первой половине XVII в.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Важную роль в создании и упрочении Ногайской орды сыграл темник Золотой Орды Едигей . Сам выходец из племени Мангут (мангыт), Едигей с 1392 года стал улубеем манғытов.

    В 90-е годы XIV века Едигей вёл войны с Тохтамыш -ханом, во-первых, за господство в Золотой Орде, во-вторых, в целях укрепления власти Мангытского юрта над соседними владениями, расширения его границ.

    Будучи темником, Едигей, не имевший право на ханский титул, в течение 15 лет (1396−1411) являлся фактическим правителем Золотой Орды.

    С 1412 года Мангытской ордой правили потомки Едигея.

    В это время сам Едигей принимал активное участие в междоусобной борьбе ханских наследников за золотоордынский престол, в ходе которой, примкнув к одному из них, потомку Чингиз-хана, Чокре -оглану, Едигей стал его беклярбеком . После победы в 1414 году над занявшим (в том же году) золотоордынский трон Кепек -ханом и изгнания его из столицы Сарая , Едигей стал беклярбеком (или великим эмиром) Золотой Орды, кем и был до своей смерти в 1419 году.

    При правлении Едигея произошло постепенное обособление Мангытской орды и превращение её земель в независимое феодальное владение. Владения Мангытской Орды расширились до Западно-Сибирской низменности . Именно сюда бежал и там умер Тохтамыш-хан, на этой земле племя тайбуга признало над собой власть Едигея.

    В это время в связи с расширением владений и подчинением целого ряда племен стала формироваться и ногайская народность .

    Окончательно, Ногайская Орда, как независимое государство, сформировалась в 40-х годах XV столетия (к 1440 году ) в связи с распадом Улуса Орда-Эджена - вассального государства восточного крыла Золотой Орды.

    Ногайская Орда находилась на северо-западе нынешнего Казахстана . Её основная территория находилась в степях между Волгой и Яиком (Уралом). На востоке ногаи кочевали по левобережью Яика, на юго-востоке их кочевья доходили до Южного Приаралья , на юге - до центрального Восточного Прикаспия , на западе - до Астраханского ханства , на северо-западе до Казанского ханства , на северо-востоке - до Западно-Сибирской низменности .

    Столица Ногайской Орды

    Политическим центром Ногайской Орды был город Сарайчик на р. Яик (нижний Урал).

    Город был основан в XIII веке. В период существования государства Золотая Орда через Сарайчик проходили оживленные торговые пути из Крыма и с Кавказа в Каракорум и Китай . XIII−XIV века были периодом расцвета города, но в XV веке Сарайчик был разрушен войсками Тамерлана , а жители, в основном, перебиты. Лишь став столицей Ногайской орды, город вновь начал возрождаться. В начале XVI века казахский хан Касым захватил Сарайчик, где хан Касым вскоре и умер. В итоге, его войска снова вернулись к своим сородичам. В 1580 году Сарайчик был захвачен волжскими казаками , полностью разорен и разрушен. В Сарайчике были похоронены некоторые ханы Золотой и Ногайской орды.

    История Орды

    Судя по письменным источникам, ногаи в середине XV века доходили до среднего течения Сырдарьи , захватывали укреплённые города. Например, в 1446 году мангыт Уакас-бий был правителем города Узгент на левобережье Сырдарьи, к западу от современного села Акжол в Южно-Казахстанской области . Важную роль в политической жизни Восточного Дешт-и-Кыпчака в XV веке играли потомки Едигея - Муса-мырза и Жанбыршы (Ямгурчи).

    В 1496 состоялся сибиро-ногайский поход на Казань.

    В начале XVI вследствие постоянных междоусобиц в Ногайской орде начался упадок. Власть ханов сильно ослабела.

    В 1520 году казахский хан Касым захватывает Сарайчик, столицу Ногайской Орды.

    В первой половине 1550-х годов в результате трёхлетней засухи и гололедицы зимой, пал весь скот, в среде ногаев началась междоусобная борьба, следом пришла эпидемия чумы, 80 % населения вымерло, и ногаи стали откочёвывать на Северный Кавказ .

    В результате начавшейся в орде смуты, а также в связи с присоединением Казанского, Астраханского ханств к Московскому государству, Ногайская Орда стала распадаться на несколько самостоятельных владений.

    В 1634 году калмыки вновь напали на Большую Ногайскую Орду и разгромили её, истребив часть ногаев; оставшиеся были вынуждены перебраться на правобережье Волги и кочевать с Малой Ногайской ордой .

    В конечном итоге, ногайцы перекочевали на Северный Кавказ .

    Правители Ногайской орды

    • Едиге (1396-1411)
    • Нур ад-дин (1426-1440)

    Вооружённые силы

    Поскольку почти все население орды было кочевое, то и армия в основном оказалась преимущественно конной. Её основу составляла легкая конница, состоявшая из кочевников, годная для дальних походов и засад. Тактика ногайских воинов сводилась к маневренным и быстрым ударам конницы. Наиболее боеспособными были гвардия хана и дружины удельных мурз и биев, вызываемых в случае войны или другой необходимости. Поскольку в орде не было сильно развитых в ремесленном плане городов, вооружение ввозилось, в основном, из Бухары и Самарканда . Численность войска достигала 30 тыс. человек.

    Хозяйство

    Основу хозяйства составляло кочевое скотоводство (лошади, овцы, крупный рогатый скот и верблюды) и транзитная торговля. В то время как население остальных татарских государств в основном перешло к оседлому образу жизни, экономика Ногайской Орды по-прежнему носила кочевой характер. На территории этого государственного образования располагался только один город - Сарайчик, который достался ему в наследство от Золотой Орды. Однако, Сарайчик вследствие нескольких захватов волжскими казаками уже потерял своё прежнее значение крупного торгового центра и вскоре перестал играть какую-либо роль в экономике ханства.

    НОГАЙСКАЯ ОРДА - ман-гыт-ский юрт, круп-ней-шее государственное об-ра-зо-ва-ние сре-ди сфор-ми-ро-вав-ших-ся в хо-де рас-па-да Зо-ло-той Ор-ды.

    Ядром Ногайской Орды стал Ман-гыт-ский юрт - тер-ри-то-рия ко-че-вий тюрк. пле-ме-ни ман-гы-тов в ме-ж-ду-ре-чье Яи-ка (ны-не Урал) и Эм-бы. В конце XIV века бек-лер-бек Еди-гей, про-ис-хо-див-ший из ман-гы-тов, со-брал в этом рай-оне основную мас-су сво-их со-пле-мен-ни-ков и об-ра-зо-вал там удель-ное вла-де-ние (юрт). Фор-маль-но воз-глав-лял его сам Еди-гей, но ре-аль-ное управ-ле-ние осу-ще-ст-в-лял его сын - Нур ад-Дин, за-тем брат по-след-не-го - Га-зи, а по-сле его смер-ти - сын Нур ад-Ди-на , Вак-кас. Вак-кас стал бек-лер-бе-ком и бли-жай-шим со-рат-ни-ком узбекского ха-на Абул-хай-ра из ди-на-стии Шей-бани-дов.

    В 1480-х годах Ман-гыт-ский юрт, воз-глав-ляв-ший-ся деть-ми Вак-ка-са, об-рёл пол-ную не-за-ви-си-мость. Его пред-во-ди-тель Му-са с конца XV века стал пра-вить юр-том са-мостоя-тель-но. К то-му вре-ме-ни во-круг ман-гыт-ско-го яд-ра со-бра-лось мно-го тюр-ко-кип-чак-ских пле-мён, ко-то-рые ста-ли обо-зна-чать-ся об-щим по-ня-ти-ем «но-гай» (не-яс-но-го про-ис-хо-ж-де-ния). В русских средне-вековый ис-точ-ни-ках и в современной ис-то-рио-гра-фии Ман-гыт-ский юрт по-лу-чил на-зва-ние Но-гай-ской Ор-ды.

    По сво-им раз-ме-рам и чис-лен-но-сти на-се-ле-ния Ногайской Орды пре-вос-хо-ди-ла другие вла-де-ния, об-ра-зо-вав-шие-ся на мес-те Зо-ло-той Ор-ды. Её тер-ри-то-рия ох-ва-ты-ва-ла пра-во-бе-ре-жье Вол-ги в её ниж-нем те-че-нии, За-пад-ный и от-час-ти Центрального Ка-зах-стан, а так-же часть Баш-ки-рии. Сто-ли-цей и един-ст-вен-ным дос-то-вер-но из-вест-ным го-ро-дом Ногайской Орды до 1581 года яв-лял-ся Са-рай-чик. На-се-ле-ние со-став-ля-ло в первой половине XVI века около 900 тыс. человек; впо-след-ст-вии оно не-ук-лон-но со-кра-ща-лось.

    На тер-ри-то-рии Ногайской Орды рас-по-ла-га-лись зо-ны ко-че-ва-ния но-гай-ских пле-мён, ко-то-рые управ-ля-лись по-том-ка-ми Еди-гея - мир-за-ми (мур-за-ми). Воз-глав-лял их бий пле-ме-ни ман-гы-тов (улу бий, улуг бек), т. к. Еди-гей и его по-том-ки не при-над-ле-жа-ли к ди-на-стии Чин-ги-си-дов и не име-ли пра-ва на хан-ский ти-тул. Ве-ро-ят-но, в не-ко-то-рых пле-ме-нах бы-ли собственные бии, со-хра-няв-шие своё по-ло-же-ние бла-го-да-ря ло-яль-но-сти гла-ве ман-гы-тов. В 1530-х годах Ногайская Орда по об-раз-цу про-чих ханств - на-след-ни-ков Зо-ло-той Ор-ды раз-де-ли-лась на пра-вое и ле-вое «кры-лья» (зап. и вост. про-вин-ции) во гла-ве с на-ме-ст-ни-ка-ми- вое-на-чаль-ни-ка-ми - ну-ра-ди-ном и ке-ко-ва-том (оба на-зва-ния про-изош-ли от имён сы-но-вей Еди-гея). В 1580-х годах бы-ла так-же вве-де-на долж-ность тай-бу-ги (по име-ни по-лу-ле-ген-дар-но-го ро-до-на-чаль-ни-ка ди-на-стии Тай-бу-ги-дов) - для управ-ле-ния та-та-ра-ми, миг-ри-ро-вав-ши-ми из Си-би-ри в северо-восточные вла-де-ния но-га-ев по-сле раз-гро-ма Си-бир-ско-го хан-ст-ва Ер-ма-ком Ти-мо-фее-ви-чем . Осо-бое на-ме-ст-ни-че-ст-во в со-ста-ве Ногайской Орды со-став-ля-ла об-ласть рас-се-ле-ния баш-кир, на-ме-ст-ник над ко-то-ры-ми за-ни-мал вы-со-кое по-ло-же-ние в ие-рар-хии мирз.

    Управ-ле-ние Ногацской Орды осу-ще-ст-в-ля-лось при по-мо-щи ад-ми-ни-ст-ра-ции: при-двор-ных слу-жи-те-лей в став-ках би-ев и мирз, пис-цов, му-сульм. ду-хо-вен-ст-ва. Для об-су-ж-де-ния важ-ных по-ли-тических во-про-сов и ре-гу-ляр-но-го пе-ре-рас-пре-де-ле-ния ко-че-вий бий со-би-рал съез-ды мирз.

    Но-гаи яв-ля-лись ти-пич-ны-ми ко-че-вы-ми ско-то-во-да-ми, прак-ти-че-ски не знав-ши-ми и не лю-бив-ши-ми го-род-ской жиз-ни. По-ми-мо Са-рай-чи-ка, в но-гай-ском эпо-се и в башкирских пре-да-ни-ях упо-ми-на-ют-ся несколько др. го-ро-дов, од-на-ко ар-хео-ло-ги-че-ски они не вы-яв-ле-ны. Де-неж-ное об-ра-ще-ние не прак-ти-ко-ва-лось, при не-об-хо-ди-мо-сти це-на то-ва-ров при-во-ди-лась к эк-ви-ва-лен-ту стои-мо-сти ско-та (овец и ло-ша-дей). По-да-ти, ре-гу-ляр-но вы-пла-чи-вав-шие-ся ко-чев-ни-ка-ми в поль-зу би-ев и мирз, бы-ли на-ту-раль-ны-ми (скот и про-дук-ты жи-вот-но-вод-ст-ва, пуш-ни-на, мёд и др.). Зем-ле-де-лие на-хо-ди-лось в за-ча-точ-ном со-стоя-нии и сво-ди-лось к не-боль-шим по-се-вам про-са в до-ли-не Яи-ка. Ре-мес-ло но-си-ло до-маш-ний ха-рак-тер, обес-пе-чи-вая лишь по-треб-но-сти ко-че-во-го ско-то-вод-ст-ва. Для при-об-ре-те-ния хле-ба, ме-тал-лич. из-де-лий и тка-ней но-гаи ве-ли ожив-лён-ную тор-гов-лю с со-сед-ни-ми стра-на-ми, осо-бен-но с Русским государством. Ак-тив-но-му об-ме-ну то-ва-ра-ми спо-соб-ст-во-ва-ло рас-по-ло-же-ние Ногайской Орды на ста-рых ка-ра-ван-ных пу-тях из Средней Азии и Пер-сии в Восточную Ев-ро-пу. На русский ры-нок но-гаи по-став-ля-ли гл. обр. ло-ша-дей, ко-то-рые в XVI веке ак-тив-но при-об-ре-та-лись русским пра-ви-тель-ст-вом и служи-лы-ми людьми для нужд дво-рян-ско-го опол-че-ния. Мно-гие но-гай-ские по-соль-ст-ва при-бы-ва-ли в Мо-ск-ву в со-про-во-ж-де-нии тор-го-вых ка-ра-ва-нов и мно-го-ты-сяч-ных та-бу-нов для про-да-жи.

    По-сле смер-ти Му-сы (около 1502 года) его млад-шие бра-тья и сы-но-вья всту-пи-ли в борь-бу за власть. По-сте-пен-но об-ра-зо-ва-лись два про-ти-во-стоя-щих ла-ге-ря мирз, ко-то-рые воз-гла-ви-ли сы-но-вья Му-сы - Шейх-Му-хам-мед и Ал-ча-гир, а за-тем сын Му-сы Ма-май и пле-мян-ник Агиш. Все они пы-та-лись при-влечь к се-бе как мож-но боль-ше ро-ди-чей, а так-же об-рес-ти опо-ру в ли-це со-сед-них пра-ви-те-лей. Ос-лаб-лен-ным со-стоя-ни-ем но-га-ев вос-поль-зо-вал-ся ка-захский хан Ка-сим, ко-то-рый вос-при-ни-мал но-гай-ских мирз как сво-их не-по-кор-ных под-дан-ных, а г. Са-рай-чик - как своё на-след-ст-вен-ное вла-де-ние. В 1519-1520 годы вой-ска Ка-си-ма за-ня-ли прак-ти-че-ски всю тер-ри-то-рию Ногайской Орды. Боль-шин-ст-во мирз пе-ре-бра-лось на пра-вый бе-рег Вол-ги и ста-ло ко-че-вать в пре-де-лах Крым-ско-го хан-ст-ва. Крым-ский хан Му-хам-мед-Ги-рей I ви-дел в них по-пол-не-ние для сво-его опол-че-ния и в 1521 году при-влёк но-гай-ских бе-жен-цев к на-бе-гу на Мо-ск-ву. В том же го-ду умер Ка-сим, в его вла-де-ни-ях на-сту-пи-ла раз-дроб-лен-ность, и но-гаи по-лу-чи-ли воз-мож-ность вос-ста-но-вить Ногайскую Орду. По-сле мно-го-лет-них войн ка-за-хи бы-ли пол-но-стью раз-гром-ле-ны но-гая-ми (в сою-зе с уз-бе-ка-ми и мо-го-ла-ми) и от-бро-ше-ны да-ле-ко на вос-ток. Тер-ри-то-рия Н. О. сно-ва ох-ва-ти-ла об-шир-ные про-стран-ст-ва сте-пей от Вол-ги до Ир-ты-ша. В 1523 году мир-зы Ма-май и Агиш уби-ли свое-го быв-ше-го по-кро-ви-те-ля Му-хам-мед-Ги-рея I и ра-зо-ри-ли Крым-ское хан-ст-во. Ногайская Орда пре-вра-ти-лась в зна-чительную си-лу: ка-зан-ские и ас-т-ра-хан-ские ха-ны ста-ли пе-рио-ди-че-ски вы-пла-чи-вать би-ям оп-ре-де-лён-ные пла-те-жи во из-бе-жа-ние но-гай-ских на-бе-гов; крым-ские та-та-ры и ка-за-хи те-перь опа-са-лись кон-флик-то-вать с Ногайской Ордой, ко-то-рую с начала 1530-х годов воз-гла-вил сын Му-сы Са-ид-Ах-мед. В 1537 году по-том-ки Нур ад-Ди-на со-бра-лись на съезд, на ко-то-ром по-ста-но-ви-ли пре-кра-тить раз-до-ры и дер-жать-ся спло-чён-но, под-чи-ня-ясь бию как внут-ри Ногайской Орды, так и во внеш-не-по-ли-тических де-лах. В начале 1540-х годов Ногайскую Орду воз-гла-вил Шейх-Ма-май, ве-ро-ят-но, сверг-нув-ший сво-его бра-та Са-ид-Ах-ме-да, от-ко-че-вав-ше-го в Ср. Азию. По-сле смер-ти Шейх-Ма-мая (1549 год) пост бия пе-ре-шёл к сле-дую-ще-му по стар-шин-ст-ву сы-ну Му-сы Юсу-фу. В 1530-1540-х годах Ногайская Орда иг-ра-ла зна-чительную роль в ме-ж-ду-народных от-но-ше-ни-ях Восточной Ев-ро-пы и Дешт-и-Кип-ча-ка, её пра-ви-те-ли ак-тив-но вме-ши-ва-лись в по-ли-ти-ку Ка-зан-ско-го хан-ст-ва и Си-бир-ско-го хан-ст-ва, не-ред-ко кон-флик-то-ва-ли с крым-ски-ми ха-на-ми, стре-мив-ши-ми-ся под-чи-нить но-га-ев сво-ему влия-нию.

    К середине 1550-х годов обо-ст-ри-лась борь-ба разл. груп-пи-ро-вок но-гай-ской зна-ти. Мно-гие мир-зы бы-ли обес-по-кое-ны про-дви-же-ни-ем Русского государства на вос-ток, за-вое-ва-ни-ем ца-рём Ива-ном IV Ва-силь-е-ви-чем Ка-зан-ско-го хан-ст-ва (1552 год) и ус-та-нов-ле-ни-ем им кон-тро-ля над Ас-т-ра-хан-ским хан-ст-вом (1554 год). Во гла-ве про-тив-ни-ков про-рус-ской ори-ен-та-ции сто-ял бий Юсуф, во гла-ве сто-рон-ни-ков сбли-же-ния с Русским государством - его брат, ну-ра-дин Ис-ма-ил. В 1554 году Ис-ма-ил сверг и убил Юсу-фа, по-сле че-го на про-тя-же-нии не-сколь-ких лет про-дол-жа-лись меж-до-усо-би-цы. Воо-руж. кон-флик-ты со-про-во-ж-да-лись на-ру-ше-ни-ем на-ла-жен-ной сис-те-мы пе-ре-ко-чё-вок, что при-во-ди-ло к мас-со-вой ги-бе-ли ско-та и, как след-ст-вие, к го-ло-ду сре-ди на-се-ле-ния. Во вре-мя этих со-бы-тий боль-шое ко-ли-че-ст-во но-га-ев умер-ло от ли-ше-ний и эпи-де-мии чу-мы или пе-ре-се-ли-лось в ок-ре-ст-ные го-су-дар-ст-ва. В Мо-ск-ве Ис-маи-ла рас-це-ни-ва-ли как со-юз-ни-ка и не-од-но-крат-но ока-зы-ва-ли ему по-мощь, по-сы-лая про-до-воль-ст-вие и на-прав-ляя стре-лец-кие от-ря-ды для за-щи-ты от про-тив-ни-ков. Ока-зав-шись во внеш-не-по-ли-тической изо-ля-ции, Ис-ма-ил по-ла-гал-ся лишь на под-держ-ку ца-ря Ива-на IV Ва-силь-е-ви-ча. В за-клю-чён-ных ме-ж-ду ни-ми до-го-во-рах («шер-тях») бий при-зна-вал ие-рар-хич. стар-шин-ст-во ца-ря над со-бой и обя-зал-ся быть его вер-ным со-юз-ни-ком. Од-на-ко, во-пре-ки рас-про-стра-нён-но-му в ис-то-рио-гра-фии мне-нию, Ис-ма-ил не пе-ре-шёл в рус. под-дан-ст-во, как не про-изош-ло и при-сое-ди-не-ния Ногайской Орды к Русскому государству.

    К концу 1550-х годов Ис-ма-ил ут-вер-дил-ся у вла-сти, а раз-гром-лен-ные им со-пер-ни-ки бе-жа-ли с тер-ри-то-рии Ногайской Орды. Часть их обос-но-ва-лась на Северо-Западном Кав-ка-зе, об-ра-зо-вав в 1550-х годах. Ма-лую Ногайскую Орду (или Ка-зы-ев улус - по име-ни его ос-но-ва-те-ля - вну-ка Ал-ча-ги-ра мир-зы Га-зи), при этом ос-нов-ная, за-волж-ская тер-ри-то-рия но-га-ев ста-ла с это-го вре-ме-ни име-но-вать-ся в русских ис-точ-ни-ках Боль-шой Ногайской Орды (или Боль-ши-ми Но-гая-ми). Од-но-вре-мен-но на вос-то-ке Ногайской Орды стал по-сте-пен-но обо-соб-лять-ся Ал-ты-уль-ский улус, вклю-чав-ший вла-де-ния по-том-ков Шейх-Ма-мая (т. н. Ал-тыу-лов). Не-ко-то-рые мир-зы пе-ре-се-ли-лись в Русское государство, по-ло-жив на-ча-ло кня-же-ским ро-дам Юсу-по-вых, Уру-со-вых, Шей-дя-ко-вых и др.

    Пре-ем-ни-ки Ис-маи-ла то ве-ли се-бя ло-яль-но по от-но-ше-нию к русскому ца-рю, то на-чи-на-ли кон-флик-то-вать с ним. Од-на-ко ос-лаб-лен-ные раз-до-ра-ми и эко-но-мической раз-ру-хой, раз-дроб-лен-ные но-гаи уже не пред-став-ля-ли со-бой зна-чит. си-лы. Сын Ис-маи-ла бий Дин-Ах-мед (1563-1578 годы) ви-дел свою за-да-чу в вос-ста-нов-ле-нии Боль-шой Ногайской Орды по-сле сму-ты, по-это-му ста-рал-ся со-хра-нять мир и с Русским государством, и с Крым-ским хан-ст-вом. Но страх пе-ред Русским государством, ко-то-рое ук-ре-п-ля-ло свои по-зи-ции в По-вол-жье и да-лее на вос-то-ке, ино-гда за-став-лял Дин-Ах-ме-да дей-ст-во-вать про-тив не-го. Его от-ря-ды при-ни-ма-ли уча-стие в на-бе-гах крым-ско-го ха-на Дев-лет-Ги-рея I (1571, 1572 годы), на-па-да-ли на по-гра-нич-ные тер-ри-то-рии, ра-зо-ря-ли на-хо-див-шие-ся там по-се-ле-ния и уго-ня-ли их жи-те-лей в плен. Сме-нив-ший Дин-Ах-ме-да его брат Урус (1578-1590 годы) за-нял рез-ко ан-ти-рус-скую по-зи-цию. Не имея воз-мож-но-сти в хо-де про-дол-жав-шей-ся Ли-вон-ской вой-ны 1558-1583 годов дер-жать боль-шие си-лы на пу-тях но-гай-ских на-бе-гов, царь Иван IV Ва-силь-е-вич ис-поль-зо-вал для про-ти-во-стоя-ния ко-чев-ни-кам волж-ских ка-за-ков, ко-то-рые охот-но от-прав-ля-лись гро-мить но-гай-ские стой-би-ща, по-соль-ст-ва и тор-го-вые ка-ра-ва-ны. В 1581 году ка-за-ки взя-ли и раз-ру-ши-ли Са-рай-чик (в даль-ней-шем не вос-ста-нав-ли-вал-ся). Дру-гим сред-ст-вом борь-бы с на-па-де-ния-ми но-га-ев ста-ло строи-тель-ст-во кре-по-стей на главных пе-ре-пра-вах че-рез Вол-гу - Са-ма-ры (1586 год), Ца-ри-цы-на (1589 год), Са-ра-то-ва (1590 год). Но-гай-ские «пе-ре-во-зы» ока-за-лись на-дёж-но пе-ре-кры-ты-ми. Воз-му-щён-ный Урус за-дер-жи-вал у се-бя в за-лож-ни-ках русских по-слов и тре-бо-вал сне-сти но-вые го-ро-да (вме-сте с толь-ко что по-стро-ен-ной Уфой). Но ни ре-ши-мо-сти, ни ре-аль-ных сил на-стаи-вать на этом у не-го не на-шлось. По-сле ги-бе-ли Уру-са в оче-ред-ной рас-пре Боль-шую Ногайскую Орду вновь ох-ва-ти-ла сму-та, в ко-то-рой в борь-бу за власть всту-пи-ли се-мьи би-ев Дин-Ах-ме-да и Уру-са.

    В 1600 году в са-мом на-ча-ле сво-его прав-ле-ния (1600-1619 годы) сын Дин-Ах-ме-да бий Иш-те-рек при-знал вас-саль-ную за-ви-си-мость от русского ца-ря. Пред-во-ди-те-ли но-га-ев всё тес-нее кон-так-ти-ро-ва-ли с ас-т-ра-хан-ски-ми вое-во-да-ми, ре-ша-ли че-рез них во-про-сы дос-тав-ки про-до-воль-ст-вия и воо-ру-же-ния. В Ас-т-ра-ха-ни же, по це-ре-мо-ниа-лу, раз-ра-бо-тан-но-му русскими вла-стя-ми, про-ис-хо-ди-ло вве-де-ние в долж-ность но-гай-ских би-ев и ну-ра-ди-нов. По-след-ний бий Боль-шой Ногайской Ордой - Ка-най (1622-1638 годы), внук Исмаила, уже не имел вла-сти и ав-то-ри-тета, за-ни-мая свой пост ис-клю-чи-тель-но но-ми-наль-но.

    Уси-ле-ние русского влия-ния про-ис-хо-ди-ло на фо-не на-рас-тав-ше-го раз-ло-же-ния Боль-шой Ногайской Орды, вы-хо-да всё боль-ше-го чис-ла мирз из по-ви-но-ве-ния бию, от-ко-чё-вок на-се-ле-ния в Крым-ское, Ка-зах-ское, Бу-хар-ское и Хи-вин-ское хан-ст-ва. Од-ной из гл. при-чин мас-со-вых ми-гра-ций но-га-ев, как и окон-ча-тель-но-го рас-па-да Боль-шой Ногайской Орды в первой тре-ти XVII века, ста-ла ми-гра-ция кал-мы-ков в волж-ско-яиц-кие сте-пи. В 1608 году кал-мы-ки по-до-шли к р. Эм-ба, в 1613 году фор-си-ро-ва-ли Яик, т. е. вторг-лись в пре-де-лы основных но-гай-ских ко-че-вий. В 1630-х годах кал-мы-ки вы-тес-ни-ли б. ч. но-га-ев на пра-вый бе-рег Вол-ги, по-сле че-го но-гаи рас-сея-лись по сте-пям от Ду-ная до Те-ре-ка.

    Ал-ты-уль-ский улус в первой тре-ти XVII века по-пал в за-ви-си-мость от кал-мы-ков и рас-пал-ся. Ма-лая Ногайская Орда (Ка-зы-ев улус) про-су-ще-ст-во-ва-ла до середины XVII века, пред-став-ляя со-бой не-проч-ное со-об-ще-ст-во ко-че-вых улу-сов, пра-ви-те-ли ко-то-рых ори-ен-ти-ро-ва-лись в основном на Крым-ское хан-ст-во и Ос-ман-скую им-пе-рию. В XVII веке в араль-ско-сыр-дарь-ин-ских сте-пях из час-ти по-том-ков жи-те-лей Боль-шой Ногайской Орды сло-жил-ся на-род ка-ра-кал-па-ков.

    Во второй половине XVII века раз-дроб-лен-ные груп-пи-ров-ки ко-че-вых но-гай-ских улу-сов объ-еди-ни-лись в пред-го-су-дар-ст-вен-ные об-ра-зо-ва-ния - Ор-ды (Буд-жак, Еди-сан, Еди-ш-куль, Джем-бой-лук), ла-ви-ро-вав-шие в сво-ей по-ли-ти-ке ме-ж-ду Крым-ским хан-ст-вом, Ос-ман-ской им-пе-ри-ей и Русским го-су-дар-ст-вом.

    Казанский историк о великом прошлом малого народа

    Историк средневековых татарских государств и колумнист «Реального времени» Булат Рахимзянов продолжает цикл статей об истории ногаев, предков современных ногайцев, и их прародительницы - Ногайской Орды. Сегодняшний материал он посвятил экономике ногаев. При подготовке были использованы материалы двух книг известного историка-ногаеведа Вадима Трепавлова - «История Ногайской Орды» и «Орда самовольная».

    Кочевое скотоводство

    Ногаи были кочевыми скотоводами. Вся их экономика строилась на сезонных передвижениях населения и скота по Дешт-и-Кипчаку (Половецкой степи). Иноземные наблюдатели видели в ногаях скитальцев, чуть ли не непрерывно мигрирующих с пастбища на пастбище. Это неудивительно. Ногайская Орда располагалась в степной зоне Нижнего Поволжья, Волго-Яицкого междуречья, Западного и отчасти Центрального Казахстана. В этих краях произрастали травы и травяные кустарники, лесов же было немного.

    Ногайское стадо имело обычный для средневековых степных скотоводов набор видов: «кони и верблюды, овцы и животина» (т. е. крупный рогатый скот). Интересную характеристику дал Адам Олеарий: «Их скот велик ростом и силен… У овец …имеются большие толстые хвосты из чистого сала, весящие иногда до тридцати фунтов … Лошади их невзрачны, но сильны и очень выносливы. У них имеются и верблюды, но редко с одним, а обыкновенно с двумя горбами на спине». Коровы славились размерами и удоями и позднее составили основу пород Ставрополья. Лошадей, как правило, держали косяками из десяти маток и одного породистого производителя; косяки объединялись в табуны по 100-150 голов.

    Обычным соотношением видов скота у рядовых кочевников было таким: одна лошадь, одна корова, 6-7 овец. Мирзы, конечно, могли себе позволить больший процент лошадей и коров. Достаточным для скудного существования считалось иметь стадо из 50 голов; 500 голов делали человека зажиточным, а тысяча и более - богатым. Именно скот являлся главным богатством и показателем зажиточности: «а опроче … лошадеи и животины, иных никаких животов (т. е. имущества, - прим. Б.Р. ) у них нет».

    Сравнительно немногочисленные верблюды использовались в основном как тягловая сила для перевозки колесных кибиток и иногда при пахоте.

    Черкесы (слева) и ногайцы (справа) с гравюры А. Олеария. Фото kitabhona.org.ua

    Самым тяжелым и убыточным сезоном для скотоводов была зима. Холодное время в восточном Деште (Казахстане) продолжается в среднем 6 месяцев. Стужа и бураны могли нанести сокрушительный урон поголовью скота, а, следовательно, и благосостоянию ногаев. Если же морозы оказывались сильнее обычных или снега выпадало больше, да еще бушевали эпидемии и междоусобицы, то ногаи терпели настоящую катастрофу. В середине 1550-х годов погиб их скот, вспоминал Андрей Курбский, «яко стада конские, так и других скотов, а на лето и сами (ногаи, - прим. Б.Р. ) исчезоша, так бо они живятся млеком точию от стад различных скотов своих». Уже к концу зимы дополнительный урон наносили февральские и мартовские оттепели, когда могли вновь ударить холода, сковав льдом и настом подснежную траву. Ногаи издавна боялись наступления марта, у их дагестанских потомков даже бытовала пословица: «Прошел март - прошло горе».

    Нескотоводческие занятия

    Важным подспорьем для кочевого хозяйства всегда были охота и рыболовство. В Дешт-и-Кипчаке издавна практиковалось три вида охоты: облавная (на антилоп-сайгаков), зверование (на мелких животных) и соколиная. Все они фиксируются у средневековых ногаев.

    Загон сайгаков был любимым развлечением зимующих кочевников. Оставив в кыслав женщин, детей, стариков и бедняков, мужчины, случалось, на несколько месяцев уходили выслеживать добычу. Едва на Волге становился лед, охотники шли на Крымскую сторону, в Подонье, где, очевидно, сохранялись значительные популяции сайгаков. Любопытствующим русским ногаи подробно расписывали свое зимнее времяпрепровождение, когда «люди неуимчивы, ходят для сайгачьи ловли многими людми в степь мало не всю зиму, а в улусах у них в те поры безлюдно». Помимо потехи и военной тренировки массовые облавы приносили и существенную прибавку к пропитанию («тем… они в зимнее время кормятца»).

    По мере концентрации жителей Ногайской Орды в астраханской округе все более важной становилась рыбная ловля. Для разоренных в смутах улусов она зачастую оказывалась единственным способом выжить в зимние месяцы (если падеж или угон лошадей не позволял отправиться на охоту). Есть сведения, что истолченную в муку сушеную рыбу употребляли как хлеб.

    Ногаи, видимо, абсолютно не знали металлургии. В 1576 г. два русских корабля-бусы стояли на рейде у волжского устья. Ногаи подобрались к ним «и те бусы изпортили и изпросекли, и гвоздье и скобы повыдергали». Данная «акция» диктовалась, несомненно, не вандализмом нападающих, а нуждой в железных изделиях. Вместе с тем минимальные потребности в утвари кочевники обеспечивали себе самостоятельно. Например, освоившись на Крымской стороне, они выбирали для становищ лесистые местности Пятигорья, так как «к тем местам подошли леса, и делают… оне (ногаи, - прим. Б.Р. ) избы (т.е. кибитки, - прим. Б.Р. ) и телеги. И как… оне избы и телеги поделают и всяким издельем лесным наполнятца, и оне… покочуют к Астрахани».


    Кочевье ногайцев. Фото elbrusoid.org

    Своеобразный всплеск внимания властей Орды к хлебопашеству наблюдался в пору самого жестокого кризиса, когда кочевой сектор экономики в ходе второй Смуты деградировал. В то время земледелие приобрело чрезвычайное и в целом несвойственное ногаям значение для их обеспечения. Когда же ситуация стабилизировалась, просьбы о поставках зерна из России вновь стали очень редкими, поскольку Орда смогла вернуться к кочевому скотоводству. Население вернулось к привычному (и престижному) выпасу стад, и «начатки земледелия» закономерно заглохли.

    Торговля

    При господстве кочевой экономики Ногайская Орда жизненно нуждалась в получении продукции земледелия и ремесла от оседлых соседей. Будучи окруженной в основном сильными державами, она не могла рассчитывать на обогащение от постоянных набегов и тем более на завоевание их, поэтому необходимые изделия и материалы приобретала чаще путем обмена.

    Развитию русско-ногайской торговли способствовали объективные условия, и прежде всего близкое взаимное расположение стран. Самым привлекательным товаром для русских были лошади. Степные кони, по русским источникам, подразделялись на аргамаков, иноходцев, коней отрядных и кобыл. Все они славились силой и выносливостью. Сами ногаи подразделяли своих скакунов на тулпаров (богатырских), бедеу (княжеских), аргымаков (породистых скаковых), юйрик ат (скаковых), ебе и аласа (ординарных). Признанными авторитетами считались знатоки лошадей - сынши , умевшие распознавать качества особи с жеребячьего возраста.

    Русский рынок кавалерии формировался еще во времена Золотой Орды. Лошади в ней были чрезвычайно дешевы. Ордынцы гоняли табуны на продажу в русские княжества и Иран. Ввоз коней в Россию в 1470-1480-х гг. продолжала и Большая Орда. С 1520-х гг. главными импортерами стали ногаи. За два столетия они поставили в Россию огромное количество лошадей. Масштабы конского импорта из-за Волги в XV-XVI вв. были столь значительны, что создается впечатление, что словом «конь» обозначались тогда лошади только ногайской породы. Из Дешт-и-Кипчака поступал племенной фонд породистых лошадей. Не будет преувеличением утверждать, что дворянская конница формировалась в основном из него.

    Табуны гнали в Россию начиная с середины весны, дождавшись, «как конскои болшои корм поспеет». Излишняя спешка, слишком ранние или поздние снегопады и заморозки в степи приводили к истощению животных, потере их потребительских качеств и удешевлению. Так произошло, например, в 1539 г., когда «были лошади дешевы, едва и живы пришли (в Москву, - прим. Б.Р. ), а иных много помроша, понеже снег пал рано, безъкормиа ради». Поэтому цены колебались в зависимости не только от породы лошадей, но и от физического состояния их.

    Торговля ногаев на рынках Восточной Европы не ограничивалась лошадьми. На втором месте по значению в степном экспорте стояли, очевидно, коровы и овцы. Как правило, «животинный базар» устраивался в поволжских городах. Славились также могучие, тучные быки, которые паслись на лугах левобережья.

    Ногайский базар. Христиан Гейслер. 1804. Фото nogaici.ru

    Один из самых ранних рынков на Руси был посад Холопий в окрестностях Углича, при впадении Шексны в Волгу, - оживленное круглогодичное торжище, куда съезжались и европейские, и восточные купцы. Традиционно привлекательной была Казань, где до русского завоевания устраивались регулярные ярмарки на Гостином острове. Сразу после присоединения ханства к России торг там заглох, но в самом городе базары продолжали работать, и почти вслед за утверждением русской администрации ногаи и Москва стали договариваться о налаживании коммерции в бывшей столице Юрта. Торговля восточными товарами сосредоточилась на Тезицком дворе в центре казанского посада, на Спасской площади. Неподалеку, у церкви Петра и Павла, за Гостиным двором, расположилась особая конская площадка для ногайских табунов.

    При вступлении послов и купцов на русскую территорию правительство обеспечивало их охраной, бесплатными подводами, вьючными животными и, если требовалось, брало на себя расходы по их содержанию. Правда, иногда делегации были столь велики, что эти льготы приходилось ограничивать: на бесплатный корм для лошадей могли рассчитывать только послы биев и мирз, а купцы (которые шли в Россию, как правило, в составе посольств) должны были покупать его.

    При продвижении караванов и табунов по русской территории к месту торга купцам запрещалось совершать сделки с населением, а местным воеводам вменялось в обязанность выведывать ассортимент товаров и заблаговременно извещать о самых ценных государя. По пути ордобазарцы сами должны были следить за сохранностью своих тюков и животных. Местные власти и правительство снимали с себя ответственность при нарушении режима следования, и в случаях, если что-нибудь из товара пропадет, торговцам заранее заученно заявляли, что «то им от себя (то есть по собственной вине, - прим. Б.Р. ) станетца, а платежу (т.е. компенсации, - прим. Б.Р. ) им на Москве… не будет».

    По прибытии в Москву огромный табор размещался на кошеном лугу: во избежание потравы запрещалось ставить ногаев на травостойных угодьях. В принципе, власти следили, чтобы между пришлыми коммерсантами и местными жителями не возникало конфликтов. А если они все же случались, то к разрешению их привлекались высокие чины из дипломатического ведомства - Посольского приказа. Но ногаям строго-настрого велели сидеть в своих «корованах» в окружении стрелецкой стражи «от татбы», «чтобы не ходили и не ездили куды торговати, кто их позовет… а торговали б на базаре. Зане ж государство великое (т.е. большое, обширное, - прим. Б.Р. ) - ино лихово где нет?». Пренебрегавшие этими рекомендациями «базарные люди» принимались разъезжать по «непригожим местам» и, случалось, бесследно исчезали в лабиринтах московских закоулков.

    Существенным источником дохода мирз и улусников был полон (плен). Поступал он в основном из набега на русские «украйны». Иногда ногаям удавалось захватить проезжих купцов либо послов или же обратить в рабство и продать послов тех государей, с которыми у Орды портились отношения. В 1560-1570-х годах московское правительство торговало с ордобазарцами «литовским» или «немецким» полоном - европейскими воинами, захваченными воеводами во время Ливонской войны.

    Это была очень мощная в военном отношении держава, что позволяло ей некоторое время существенно влиять на политику соседних государств. Илл. altyn-orda.kz

    Но все же в большинстве своем в ногайскую неволю попадали именно русские. Это были самые беззащитные перед набегами кочевников жители приграничных селений. В источниках отмечено, что полон у ногаев - только деревенский, нет ни одного горожанина.

    Когда набег удавался, русские пленники шли с рук в Большой Ногайской Орде «дешевою ценою: человека золотых в десеть и в пятнатцать, а доброго и молодого в дватцать золотых». Если же добыча оказывалась слишком многочисленной, то «имали… за руского молодого человека по чаше проса, а старых руских людеи били (т.е. убивали, - прим. Б.Р. ), для того что было их купить некому». В мордовских исторических песнях рассказывается о жизни пленных в ногайских кочевьях. Мужчины в основном занимались выпасом скота, а женщин ногаи брали в жены.

    Главным предназначением полона у ногаев была его перепродажа на азиатских рынках. Центрами торговли людьми считались Кафа и Стамбул. Русские люди надолго оказывались в ужасающих условиях каторги. От 1627 г. сохранился рассказ некоего Юшки Петрова. В десятилетнем возрасте он был увезен кочевыми воинами из родной деревни, продан в Стамбул и провел в неволе 14 лет.

    Другим важным направлением сбыта рабов была Средняя Азия («Туркмен», «Юргенч», «Бухары»). Именно туда везли вероломно захваченных русских послов, гонцов, толмачей, служилых людей, направлявшихся для переговоров к биям и мирзам. Порою в узбекские ханства вели вереницы невольников, взятых в набегах. Из Мавераннахра и Каракумов добраться до родины русским людям было неизмеримо труднее, чем из Крыма или Анатолии.

    Итак, в плане общественного уклада Ногайская Орда была наиболее характерным наследником Улуса Джучи, являясь эталоном степного общества для своих соседей. Это была очень мощная в военном отношении держава, что позволяло ей некоторое время существенно влиять на политику соседних государств. У ногаев практически полностью отсутствовал оседлый сегмент общества. У них не было ни одного города, за исключением столицы - Сарайчука (это было наследие Золотой Орды, сами ногаи искусством градостроительства не владели). Данные аспекты существования ногайского государства позволяли ему являться гегемоном Дешт-и-Кипчака некоторое время, однако с изменением исторических условий Мангытский Юрт к середине XVI в. потерял свои позиции и сошел на периферию международной жизни Восточной Европы.

    Булат Рахимзянов

    Справка

    Булат Раимович Рахимзянов - историк , старший научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани АН РТ, кандидат исторических наук.

    • Окончил исторический факультет (1998) и аспирантуру (2001) Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина.
    • Автор около 60 научных публикаций, в том числе двух монографий.
    • Проводил научное исследование в Гарвардском университете (США) в 2006-2007 академическом году.
    • Участник многих научных и образовательных мероприятий, в их числе - международные научные конференции, школы, докторские семинары. Выступал с докладами в Гарвардском университете, Санкт-Петербургском государственном университете, Высшей школе социальных наук (EHESS, Париж), университете Иоганна Гуттенберга в Майнце, Высшей школе экономики (Москва).
    • Автор монографии «Москва и татарский мир: сотрудничество и противостояние в эпоху перемен, XV-XVI вв.» (издательство «Евразия», Санкт-Петербург).
    • Область научных интересов: средневековая история России (в особенности восточная политика Московского государства), имперская история России (в особенности национальные и религиозные аспекты), этническая история российских татар, татарская идентичность, история и память.

    Ногайская Орда: история, культура и присоединение к России

    История образования и расцвет

    В конце 14 столетия в Золотой Орде начался процесс распада на отдельные ханства. Одним из них стала Ногайская Орда или же, как они сами называли свое государство - Мангытский юрт, а себя - мангытами.

    Территория ее местонахождения была между реками Волгой и Уралом (Яиком). Свое формирование она начала еще в конце 14 - начале 15 столетий, а окончательно оформилась в самостоятельное государственное образование к 1440-м годам.

    Столицей стал город Сарайчик или Сарайджук, расположенный на берегу реки Урал (Яик), который являлся центром крупной торговли из Причерноморья в Среднюю Азию. В 14 веке там проживало около 100 тысяч жителей.

    Как и остальные ханства, вышедшие из Золотой Орды, Ногайская Орда продолжала вести кочевой образ жизни, основной деятельностью было скотоводство и охота. Окончательно государство обособилось при сыне Едыге Нур-ад-дине. Именно этот период принято расцветом Ногайской Орды.

    Правители

    Титул правителя Ногайской Орды имеет название «бий» или «Ногайский бий». Первым правителем Мангытского юрта считается Едыге хан (1392-1412), именно он основатель династии, которая встала во главе кочевого государственного образования. После смерти Едигея во главе государства стал его сын - Нуррадин (1412-1419), он продолжал политику отца и смог многое вложить в процесс формирования самостоятельного Мантыгского юрта.

    После смерти Нуррадина бием стал старший сын Едигея - Мансур (1419-1427). После того как Мансур был казнен в 1427 году к власти пришел его младший брат - Гази (1427-1428), стал беклярбеком правителя Восточного Дешта, где и был убит из-за зависти в карьерном росте. После к власти приходят наследники Нуррадина. Ваккас-бий, сын Нуррадина (1428-1447). При нем сохранялась самостоятельность Мантыгского юрта и сложились основы Ногайской Орды.

    На его место стал сын Ваккаса - Хорезми (1447-1473), сведений о его правлении не так много, однако известно, что он проводил постоянные поиски союзников, а также участвовал в сражениях, в одном из таких в 1473 году был убит стрелой. Следующим беем стал Аббас - сын Нуррадина (1473-1491). Его правление было озаглавлено тенденцией к отделению от сильных союзников и соседей, известно так же что Аббасу в виду каких-то размолвок пришлось бежать.

    Теперь у власти Муса (1491-1502), сын Ваккаса и один из самых активных деятелей. Главным достижением считается окончательная независимость Ногайской Орды, усилилось ее влияние в Европе и внешние политические связи. После его смерти, беем стал брат Мусы - Ямгурчи (1502-1504). Он продолжал политику брата и был признан законным наследником, однако ее статус на политической внешней арене был уже гораздо ниже. Он придерживался мирной политики по отношению к Московскому царству.

    После Ямгурчи наступает период междоусобных войн. Хассан - младший сын Ваккаса (1504-1508), он не пользовался таким авторитетом как братья и поэтому пытался укрепить свое положение разными союзами. Сведения о нем пропадают, начиная с 1508 года, тогда вместо него становится сын Мусы - Шейх-Мухаммед (1508-1510 и 1516-1519).

    Последними биями были Алчагир, сын Мусы (1508-1516), Агиш, сын Ямчурги (1521-1524), Саид-Ахмед, сын Мусы (1524-1541), Шейх-Мамай, сын Мусы (1541-1549) , Юсуф, сын Мусы (1549-1554) и Исмаил, сын Мусы (1557-1563).

    Культура

    Про культуру кочевников ногаев известно совсем не много, большинство свидетельств были записаны путешественниками уже после крушения Ногайской Орды. Так, начнем с повседневной жизни. Проживали ногаи в юртах - больших сферических конструкциях. Обычно на одну большую семью приходилось две юрты - одна для детей и одна для старшего поколения. Свои стоянки размещали в местах богатых на кормовые культуры для скота.

    Миграционные процессы в племени происходили сезонно и связанны были с потребностью постоянной смены места проживания. Одевались ногаи в соответствии со своим образом жизни. Так, мужчины носили длинные суконные кафтаны, которые могли быть голубого, красного или же серого цветов. Под ним находились суконные или овчинные штаны и хлопчатобумажные рубахи. Женщины же носили схожую одежду, некоторые могли позволить себе белые полотняные одеяния и шелковые халаты.

    Зависимо от погодных условий и мужчины, и женщины носили овечьи шубы. Головными уборами мужчин были остроконечные буреки или шапки из куниц, а у женщин - круглые складчатые шапки ушитые русскими монетами. Обувью служили кожаные и практичные сапоги.



    Питались ногайцы мясом домашних животных, молочными продуктами разнообразного приготовления, иногда пекли из просяной или рисовой муки лепешки, также разнообразили свое питание дичью и рыбой. С напитков у них были мед и алкогольные кумыс, айран и буза.

    Внутренняя организация отношений происходила нормами обычного права, то есть традиционными (например, кровная месть за убийство или же выкуп за невесту и т.д.). В силу своей истории, географического местонахождения и соседей Ногайская Орда придерживалась мусульманского вероисповедания турецкого образца, но как у кочевников, у ногайцев сохранились довольно сильные пережитки до мусульманских верований предков - языческих.

    Что касается литературы, то в Ногайской Орде преобладала литература устной формы. Формировалась она на основе постоянных сезонных перемещений, что также влияло на появление новых элементов культур соседей и распространении своей. Хранителями культуры были старожилы. Письменная культура в первую очередь использовалась правителями Орды и мирзами для переписок с монархами.

    Известно, что в Ногайской Орде город и столица Сарайчук выступал важным экономическим, политическим и в некотором плане религиозном центром. Но на вопрос о других городах ногайцев историки отвечают отрицательно. Так как ногайцы были «заядлыми» кочевниками, то строить города и укрепления они не собирались, как одна из возможных теорий, можно предположить, что они пользовались сооружениями, которые достались в наследство от Золотой Орды. Однако археологические, краеведческие и фольклорные находки позволяют нам задавать такие вопросы, ответы на которые крайне неоднозначны.

    Войны

    Так как ногаи являются кочевым народом, то их основной военной силой стала конница, преимущественно легкая и мобильная. Так как такие войска не были лишне обряжены, они использовались в долгих передвижениях и засадах. Тактика заключалась в быстрых и маневренных ударах. Наиболее боеспособными были гвардия хана и дружины удельных мурз и биев, так как они лучше всего были обеспечены.

    Самой значительной считается война, которую в 90-х гг. 14 столетия вел Едыге против Тохтамыш хана в течении 15 лет. Благодаря ей, территории Ногайской Орды расширились до Западно-Сибирской низменности. Во всех остальных случаях войны проходили с соседними племенами или же ногайские воины выступали в военных действиях как наемники.

    Присоединение к России

    Лишь после того, как этнополитическая общность ногайцев (уже не мангытов) полноценно сформировалась, а случилось это ближе ко второй половине 15 столетия, можно говорить о начале действительно дипломатических ногайско-русских отношений. Они начинают формироваться еще с конца 14 века и выражались в усилении торгово-экономических и политических связей Ногайской Орды с Русским государством.

    Царствовавший считал, что Казанское и Астраханское ханства угрожаю русским землям, а также держат в подчинении Волжский торговый путь. После нескольких неудачных дипломатических попыток, царь решил взять эти ханства военной силой. После присоединения Казанского и Астраханского ханств к России, а также других азийских народов, Ногайская Орда признала свою зависимость от Московского государства.

    Через некоторое время наступило время упадка ногаев и в результате междоусобиц среди ногайского правящего рода, Ногайская Орда распалась на несколько самостоятельных орд. Так из нее выделились три утворення - Ногаи Большие, Ногаи Малые и Алтыульская Орда.

    • ногаи выделились из Золотой Орды, а как самоназвание свое объединения использовали - Мангытский юрт, а себя называли мангытами;
    • ногайская Орда придерживалась мусульманского вероисповедания турецкого образца, но как у кочевников, у ногайцев сохранились довольно сильные пережитки до мусульманских верований предков - языческих;
    • титул правителя Ногайской Орды имеет название «бий» или «Ногайский бий».