Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте на тему: «Звуки, и буква З»

Марина Юрова
Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [З], [З’]. Буква З»

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе.

Звуки [З] , [З’]; буква З

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников №35 «Лесная сказка»

Учитель-дефектолог Юрова М. А.

Цели :

1. Познакомить со звуками [З] , [З’], буквой З .

2. Вырабатывать навык четкого произношения звуков «[З], [З’]» , формировать умения детей различать звуки по твердости и мягкости.

3. Определять положение звука в слове .

4. Развивать слуховое восприятие, внимание, фонематический слух.

5. Развивать связную речь (умение составить простое распространённое предложение) .

6. Воспитывать положительную установку на участие в занятии , доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование : синий круг, зеленый круг, карточка с буквой «З» (из азбуки, рабочие тетради, касса букв , цветные карандаши, предметные картинки :

ЗОНТ, КОРЗИНА, ЗЕБРА, ЗЕМЛЯНИКА, МЕДУЗА, ЗАМОК, ЗАБОР.

ДОМИКИ С ЗЕЛЕНОЙ И СИНЕЙ КРЫШЕЙ.

ВАЗА – РОЗА, ЗАЯЦ – БЕРЕЗА, ГРУЗОВИК – АРБУЗЫ, ЛИЗА – ЗОНТИК.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед : Раз, два – повернись и в камариков превратись.

Изобразите большого комара, который летит и поет свою песенку.

Дети : З – З – З

Логопед : А теперь превращаемся в маленького комарика, и поем его песенку.

Дети : Зь – Зь – Зь

II. Основная часть.

1. Знакомство со звуками .

Логопед : Посмотрите на доску и назовите нарисованные на картинках предметы : ЗОНТ, КОРЗИНА, ЗЕБРА, ЗЕМЛЯНИКА, МЕДУЗА, ЗАМОК, ЗАБОР. (Приложение №1)

Какой звук мы слышим в каждом слове?

Логопед : Правильно это звук З . Возьмите зеркала, произнесите звук [З] и посмотрите как вы его произносите. Что происходит с губами, когда вы произносите звук [З] ?

Дети : «Улыбаются» .

Логопед : А язычок?

Дети : «Лежит у нижних зубов» .

Логопед : А теперь давайте посмотрим, какой дует ветерок при произнесении звука .

Дети : Холодный.

Логопед : Молодцы, а сейчас мы с вами поиграем.

2. Д/И «Поймай комара»

Логопед : Я буду произносить, разные звуки , слоги и слова в которых встречается звук [З] . Как только вы его услышите, хлопните в ладоши.

М - З - Р – З - К – Т – З …; МА – ЗА – СО – ЗО – ПО – ЗЫ – СИ – ЗИ …; ЗЕБРА – МАК – РЫБА – ЗАБОТ – ЗАМОК – НАСОС - ЗЕМЛЯНИКА - …. ;

Молодцы вы замечательно справились с заданием. А сейчас давайте сравним звуки [З] , [З’] между собой. (Логопед проводит сравнительную характеристику звуков .)

Звук [З] – согласный , звонкий, твердый. Его мы будем обозначать синим цветом.

Звук [З’] – согласный , звонкий, мягкий. Его мы обозначим зеленым цветом.

3. Д/И «Подушка – камень»

Логопед предлагает детям определить какие звуки он будет выделять голосом в слогах и словах в которых встречается звуки [З] ,[З’].

Логопед : Сейчас я буду называть слоги и слова в которых есть звуки [З] , [З’], а вы должны определить мягкий или твердый звук в слове и показать соответствующий знак. (Приложение №2)

ЗА – ЗИ – ЗУ – ЗО – ЗЕ – ЗЫ – ЗЯ – ЗЮ

ЗАМОК – ЗЕБРА – ЗАБОР – ЗУБР – ЗЕМЛЯ – ЗВЕЗДА – ЗИМА – ВЕЗЕТ – и др.

4. Пальчиковая гимнастика «Замок»

Исходное положение : Ладони прижать друг к другу, пальцы переплести. Далее движениями имитировать слова стихотворения.

На двери висит замок,

(Быстро соединять пальцы в замок и разъединять)

Кто его открыть бы смог?

Потянули!

(Пальцы - в замке, потянуть, не расцепляя)

Покрутили!

(Подвигать сцепленными пальцами от себя, к себе)

Постучали!

(Пальцы остаются в замке, постучать основаниями ладоней друг о друга) .

И открыли!

(Расцепить пальцы) .

5. Д/И «Новоселье»

Логопед : Рассмотрите домики, лежащие у вас на столе. Обратите внимание у одного домика крыша синего цвета, а у другого зеленого цвета. А так же у вас на столах лежат карточки с изображением предметов в названии которых есть звуки [З] ,[З’], вы должны поселить их в домики. (Приложение №3)

Логопед : Как вы думаете, какие звуки будут жить в домике с синей крышей?

Дети : В названиях которых слышится твердый звук [З] .

Логопед : А в домике с зеленой крышей?

Дети : В названиях которых слышится мягкий звук [З’] .

Логопед : Молодцы, кроме того, обратите внимание, в каждом домике есть схема, по которой вы узнаете место звука в слове : начало, середина и конец. Расселите все слова – картинки, рассуждая так : в слове КОРЗИНА слышится мягкий звук [З’] , значит поселим его в домик с зеленой крышей, а сам звук находится в середине слова, то поселим его в центральную колонку. (Аналогично проводится работа с другими словами) .

6. Д/И «Составь предложение»

Логопед предлагает детям составить предложения по паре картинок.

(Приложение № 4)

ВАЗА – РОЗА, ЗАЯЦ – БЕРЕЗА, ГРУЗОВИК – АРБУЗЫ, ЛИЗА – ЗОНТИК и др.

7. Физминутка «Зайки»

Зайки белые сидят

И ушами шевелят.

Вот так, вот так,

И ушами шевелят.

Зайкам холодно сидеть,

Надо лапки им погреть.

Вот так, вот так,

Надо лапки им погреть.

Зайкам холодно стоять

Надо зайкам поплясать.

Вот так, вот так,

Надо зайкам поплясать.

Выполняют движения в соответствии с текстом.

8. Работа в тетради.

Знакомство с буквой «З»

Логопед : Посмотрите, вот буква «З» . (Выставляется карточка с изображением буквы «З» ).

Логопед : Найдите букву «З» в своей тетради. Проведите по ней пальчиком (обведите) и раскрасьте ее синим карандашом.

Напечатайте букву «З» в своих тетрадях.

9. Работа с кассой букв . Д/И «Составь словечко»

Дети составляют слова из звуков : [К], [О], [З], [А], [З], [О], [Н], [Т], [З], [И], [М], [А].

Выкладывают из букв и печатают в тетради предложение : У Кати зонт.

Ш. Итог занятия , оценка детей.

Ребята, вспомните, с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии ?

Какой это звук ?

Каким цветом обозначаем?

Что понравилось больше всего?

Список литературы

1. Агранович З. Е. В помощь логопедам и родителям : Сб. домаш. заданий для преодоления недоразвития фонемат. строрны речи у ст. дошкольников / З. Е. Агранович; Худож. О. Р. Гофман. -СПб.: Детство-Пресс, 2004.-147 c.

2. Косинова Е. Уроки логопеда. Игры для развития речи. ООО Издательство «Эксмо» , 2011. – 174 с.

3. Лиманская О. Н. . Первый год обучения . – М.: ТЦ. Сфера, 2010. – 128 с. – (Логопед в ДОУ) .

4. Лиманская О. Н. Конспекты логопедических занятий . Второй год обучения . – М.: ТЦ. Сфера, 2010. – 176 с. – (Логопед в ДОУ) .

5. Миронова Н. М. Развиваем фонематическое восприятие. Планы конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010. – 48 с.

Здравствуйте, дорогие мои читатели!

Сегодня я снова продолжаю рубрику, учим буквы и как вы уже догадались следующая буква «З».

Подобранный мною практический материал: художественное слово, загадки, кроссворды, скороговорки и игры, помогут вам и вашему малышу познакомиться с буквой «З».

Буква «З»

Веселые стихи

З – не просто завитушка,З – пружинка, крендель, стружка.

З звенит звонком и нас

На урок торопит в класс.

В. Степанов

Змей над крышами взовьется,

Солнце в небе засмеется,

Скажет тучке: «Вот письмо

К нам с земли летит само!»

Г. Виеру

На эту букву посмотри:

Она совсем как цифра 3.

Едет зайка на трамвае,

Едет зайка, рассуждает:

«Если я купил билет,

Кто я: заяц или нет?»

Звезды видели мы днем

За рекою, над Кремлем.

Занят заклинатель змейЗвонкой музыкой своей.

А под музыку, друзья,

Затанцует и змея.

В. Берестов

В звезде найдешь ты букву З ,

И в золоте, и в розе,

Земле, алмазе, бирюзе,

Заре, зиме, морозе.

Зайке холодно в лесочке –

Свяжем серому носочки.

Заяц зайцу говорит:

– Мне бы волчий аппетит!

– В аппетите мало толку,

Мне бы зубы, как у волка.

Заманите эту птицу

К нам на книжную страницу.

Скороговорки

1. У Зимы много забот, заболел у зайки живот.

2. Зимним утром от мороза на заре звенят березы.

3. Звенит звонок, звонок зовет, и Зоя в класс к себе идет.

4. Зоиного зайку зовут Зазнайка.

Пословицы и поговорки

1. За двумя зайцами погонишься –

Ни одного не поймаешь.

2. Здоровье дороже богатства.

3. Зацепился за пень и стал на весь день.

Игры

Игра «Доскажи словечко».

Е. Серова

Игра «Волшебная цепочка».

Заменяя одну букву (любую) в словах зуб и зима, составьте новые слова.

Зуб – куб – дуб – душ.

Зима – Зина – Рина – рана – рама.

Игра «Наборщик».

Из букв данного слова составьте новые слова:

Здоровье – зов, вор, ров, здоров, взор, вздор, воз, вред.

Игра «Буква потерялась».

Вставьте пропущенные буквы в слова:

я – ык, – онт, – ве – да, – ебра, – убы.

Игра «Лесенка».

Игра «Из одного слова»

Кроссворды

О т в е т: 1) эмаль, 2) молочные, 3) постоянные, 4) по вертикали – клыки, по горизонтали – коренные, 5) резцы, 6) дентин.

Ребусы

О т в е т: занавес, Зинаида, знание.

Загадки

Я на балу никогда не бывала,Чистила, мыла, варила и пряла.Когда же случилосьПопасть мне на бал, То голову принц от любви потерял.А я башмачок потеряла тогда же.Кто я такая? Кто тут подскажет?

(Золушка.)

У косого нет берлоги,Не нужна ему нора.От врагов спасают ноги,А от голода – кора.

(Заяц.)

На черный платок

Насыпано просо.

Пришел петушок,

А склевать-то не просто.

(Звезды.)

Свернешь – клин,

Развернешь – блин.

(Зонт.)

Что за зверь леснойВстал, как столбик, под соснойИ стоит среди травы –Ноги больше головы?

(Заяц.)

Лежит веревка,

Шипит плутовка.

Брать ее опасно –

Укусит. Ясно?

(Змея.)

И так дорогие мои ваша копилка пополнилась новым практическим материалом для буквы «З «

Желаю вам успехов в изучении букв с вашим малышом и с нетерпением жду ваших комментариев, вопросов. И очень бы хотелось чтобы вы поделились своим опытом.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 340 комбинированного вида» города Казани, Республика Татарстан.

Учитель-логопед высшей кв. категории Минина Евгения Викторовна.

Конспект занятия по обучению грамоте

с детьми подготовительной логопедической группы на тему:

«Звук и буква З»

Задачи;

Автоматизация звука З в речи;

Развитие фонематического слуха и восприятия в процессе выделения заданного звука из речевого потока; определения местоположения звука в слове,

Развитие навыка звукобуквенного анализа слов, умения делить слова на слоги. Закрепление понятий «согласный звук», «твёрдый и мягкий согласный»;

Развитие навыков согласования слов в словосочетаниях; обогащение активного словарного запаса существительными и глаголами;

Знакомство с графическим изображением буквы З, составление и чтение прямых слогов, слов;

Совершенствование у детей навыка коллективной деятельности.

Оборудование : магнитная доска, ноутбук, демонстрационный материал (предметные и сюжетные картинки), аудиозапись «Зелёная песенка», тетради, простые карандаши.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Логопед напоминает детям, что:

«Надо разговаривать, надо выговаривать

Так правильно, так внятно,

Чтоб было всем понятно!».

Артикуляционные упражнения: «Почистим зубки», « Горка», «Катушка».

2. Определение темы занятия.

Логопед предлагает детям отгадать загадки и выделить начальные звуки отгадок.

Длинное ухо. Комочек пуха.

Прыгает ловко. Любит морковку. (заяц).

От дождя спасает, а сам не намокает.

Хоть и намокает, а не промокает. (зонт)

Лежит верёвка. Шипит, плутовка.

Брать её опасно! Укусит. Ясно? (змея)

Запорошила дорожки. Разукрасила окошки.

Радость детям подарила. И на санках прокатила. (зима)

3. Логопед просит детей охарактеризовать звук (согласный, звонкий).

Игра «Летит комарик»: дети произносят звук З то громче, то тише (комар летает то близко, то далеко).

4. Педагог просит детей назвать несколько слов, начинающихся на звук З.

Слова для анализа: зонт, змея, земляника, зима, забор, заяц, зеркало.

Задания:

Делить слова на слоги;

Определить, твёрдо или мягко звучит З в каждом слове.

Ответы даются полной фразой.

5. Детям предлагается прослушать «Зелёную песенку » и составить словосочетания со словом зеленый (все дети отвечают по очереди).

6. Задание «Назови наоборот»

Открыть – закрыть

Говорить – замолчать

Помнить – забыть

Развязать – завязать

Разжечь – затушить

Веселиться – загрустить

Расстегнуть – застегнуть

Расплести – заплести

7. Объяснение значения пословицы: «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь!»

8. Физ.минутка:

На улице зима и стало холоднее!

Теперь одежда нам нужна теплее.

Чьи варежки?- Мои.

Чья шапочка? – Моя.

Чей шарфик? – Мой.

Пойдем гулять скорей с тобой.

Чтоб ножки не замёрзли, мы потопаем.

Чтоб ручки отогрелись, мы похлопаем.

Будем весело играть.

Хорошо зимой гулять!

9. Логопед предлагает познакомиться с буквой З:

« Ты на букву посмотри. Она похожа на цифру три».

Логопед читает стихотворение Н. Филатовой («Азбука-сказка»)

Зайчик букву З искал,

Всех зверей на помощь звал.

Даже зебра прискакала,

Из далёких жарких стран.

Букву З змея искала,

Обезьяна и фазан…

Еле-еле отыскали

На опушке под сосной.

Дружно букву обнимали,

Очень рад народ лесной!.

10. Составление и чтение прямых слогов. Словесная игра « Закончи слово»

ЗА (замок, забор, закат)

ЗО (зонт, золото)

ЗУ (зубы, зубр)

ЗИ (зима, Зина)

11. Логопед просит детей отгадать загадку: « Не лает, не кусает, а в дом не пускает». Дети по буквам диктуют слово ЗАМ О К, а логопед пишет на доске. Далее происходит звукобуквенный анализ слова: количество слогов, букв, гласных и согласных звуков.

Логопед обращает внимание детей на то, что один звук в слове выделяется голосом («ударение») и демонстрирует превращение слова ЗАМ О К в слово З А МОК.

12. Игра для развития мелкой моторики:

На двери висит замок.

Кто его открыть бы смог?

Постучали, повертели, покрутили..

И – открыли!

13. Письмо в тетрадях печатного варианта буквы З.

14. Итог занятия. Ответы детей на вопросы: « С какой буквой познакомились? Какой это звук?». Определение лучших ответов детей.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Презентация к уроку: Изучаем букву З, з.

Есть у меня шестёрка слуг, Проворных, удалых. И всё, что вижу я вокруг, Всё знаю я от них. Они по зову моему Являются ко мне. Зовут их Как? и Почему? Кто? Что? Когда? И Где?

Плакат со схемами: Первое слово в предложении Фамилии, имена, отчества людей Клички животных. Каждая строчка стихотворения Географические названия.

За Зо Зу Зы Зе Зя Зю Зи

«Алгоритм чтения». Читаю Понимаю Объясняю Составляю предложения.

Узоры на стекле

Предварительный просмотр:

Открытый урок

по обучению грамоте (чтение).

1 «А» класс

«Изучаем букву З, з.»

Подготовила:

Хафизова Фануза Асгатовна,

Учитель 1 квалификационной категории

Средней школы №22 Советского района г.Казани

Тема урока: Изучаем букву З,з. (по УМК «Начальная школа XXI век»).

Цель урока: Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих

требованиям информационного общества.

Задачи урока: 1. Формировать основные приёмы смыслового чтения

букварной страницы:

а) распознавать и называть задания учебника;

б) интерпретировать полученную информацию - переформулировать

практические задания (что делать?) в учебные задачи урока (чему буду

учить себя? как это сделать?)

2. Формировать первоначальные навыки сбора информации, используя

вопросы познавательного характера.

3. Отрабатывать навыки работы с текстовой и внетекстовой информацией.

4. Учить детей отвечать на вопросы по прочитанному.

5. Развивать алгоритмическое и логическое мышление.

6. Отрабатывать различные приёмы отслеживания планируемых

результатов:

а) уметь задавать вопросы познавательного и учебного характера к

материалам страницы учебника,

б) уметь слушать, понимать вопрос, используя для ответа слова из вопроса,

в) уметь соотносить прочитанные слоги с тем или иным словом, в котором

есть данный слог,

г) самостоятельно проводить звуко- буквенный анализ слова с опорой на

звуковую матрицу и алгоритм звуко- буквенного анализа.

Оборудование урока.

Для учащихся:

1. Букварь: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных

учреждений: в 2 ч. 41./ Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова. - М.: Вентана -

Граф, 2012.

2. Абак.

Для учителя:

1. Карточки с вопросами КАК? ПОЧЕМУ? КТО? ЧТО? КОГДА? ГДЕ?

2. Учебник «Букварь».

3. Перечень учебных заданий с. 88:

1) Знакомство с новыми буквами,

2) Звуковой анализ слов.

3) Чтение слогов с этой буквой,

4) Чтение и понимание слов с новой буквой,

5) Чтение текстов,

6) Работа с иллюстрацией.

4. Алгоритм выполнения первого задания (Схема):

1) Задаём вопрос.

2) Слушаем ответы.

3) Обсуждаем, обобщаем.

5. Плакат со схемой «Работа заглавной буквы»:

1) Первое слово в предложении.

2) Фамилии, имена, отчества людей.

3) Клички животных.

4) Каждая строчка стихотворения.

5) Географические названия.

6. Схемы: проведи звуко - буквенный анализ слов и подели слово

на слоги.

7.Игрушка

8.Абак. Буквы з, а, я, о, ё, у, ю, ы, и.

9.Слоги за, зо, зу, зи, зе, зы, зя, зю

10.Плакат «Алгоритм чтения»:

1) Читаю.

2) Понимаю.

3) Объясняю.

4) Составляю предложения.

11.Словари С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова «Толковый словарь русского

языка»; А.А. Семенюк, М.А. Матюшина «Школьный толковый

словарь русского языка».

Ход урока .

I. Организационный момент.

Школьник - это не тот, кто в школу ходит, а тот, кто учит себя и

получает новые знания, призывая на помощь своих верных

помощников. Давайте расскажем, кто они. Чтение детьми

стихотворения С.Я.Маршака «Есть у меня шестёрка слуг...»

Есть у меня шестёрка слуг,

Проворных, удалых.

И всё, что вижу я вокруг,

Всё знаю я от них.

Они по зову моему

Являются ко мне.

Зовут их Как? и Почему?

Кто? Что? Когда? И Где?

Эти вопросы и верные друзья учеников - учебники помогают нам

познавать секреты родной речи.

Как называется учебник, который знакомит нас с буквами русского

алфавита, их секретами и помогает научиться читать?

(«Букварь».)

II. Постановка учебных задач.

Откройте учебник на с. 88.

Посчитайте, сколько учебных задач на этой странице? 1, 2, 3... на

пальцах покажи.

Как мы это узнаём? (Смотрим, сколько заданий предлагает

учебник и ставим учебные задачи.)

1 задание - Знакомство с новыми буквами.

(Учебная задача: узнать, сколько секретов у букв З, з и какие.)

2 задание - Звуко - буквенный анализ слов (зебра, замок).

(Учебная задача: Запомнить порядок выделения звуков в слове,

способы их обозначения буквами.)

3 задание - Чтение слогов с новой буквой.

находить слова с каждым новым слогом.)

4 задание - Чтение и понимание слов с новой буквой.

объяснять их значение.)

5 задание - Чтение текстов.

вопросы по прочитанному.)

6 задание - Работа с иллюстрацией.

(Учебная задача: Сравнить то, что написано в тексте с

иллюстрацией.)

III. Выполнение учебных задач.

1. - Приступим к выполнению 1 задания. Знакомство с новыми

буквами.

Работать будем по алгоритму:

1.3адаём вопрос.

2. Слушаем ответы.

3. Обсуждаем, обобщаем.

Задайте познавательные вопросы.

(- Как называется эта буква?

Почему художник нарисовал две буквы?)

Встаньте те дети, у кого в имени или фамилии, отчестве

прячется буква З, з.

В каком положении: в начале слова, середине, конце слова? - Встаньте те дети, кто живёт на улице Завойского, Заря. –Еще в каких случаях пишется заглавная буква в слове?

(Повторение правила написания заглавной буквы).

2. Приступим к выполнению 2 задания. Чтение слов по

картинке и выполнение звуко - буквенного анализа слов.

Прочитайте по картинке 1 слово(2).

Какое задание даёт вам учебник?

(Учебник велит нам сделать звуко - буквенный анализ слов.)

Разделите слова на слоги.

Назовите только первый слог в слове зебра.

Назовите гласную букву в этом слоге.

Назовите второй слог этого слова.

Назовите гласную букву этого слога.

Назовите первый слог слова замок.

Назовите гласные звуки в этом слове.

Сравните звуки слов, на которые указывает красная стрелочка.

(В слове замок звук з твёрдый, а в слове зебра - мягкий.)

Вывод: У буквы «З» две работы: обозначать мягкий и твёрдый

звуки.

Ещё о двух работах этой хитрой буквы мы узнаем через 2 урока.

IV. Физкультминутка.

На что похожа буква З?

З не просто завитушка, З – пружинка, крендель, стружка. Прочитайте на доске скороговорку про зайку.

Знойного зайку зовут Зазнайка.

Что вы заметили?

(Буква З прячется в каждом слове.).

V. 3 задание. Чтение слогов с новой буквой. Работа со слоговым

абаком. 1. -

Зайка любит играть, перекликаться, слоги составлять, чтобы потом

с ними слова придумывать. Давайте поиграем. Возьмите абак. В

первое окошечко поставьте букву З.

Зайка покажет букву а - мы ответим твёрдо - за,

Зайка покажет букву я - мы ответим мягко - зя,..

2. - В каких словах есть слог за (зо, зу, зи, зе)?

(Заря, зоопарк, зубр, зима, зерно,…).

VI. 4 задание. Чтение столбиков слов. Работа в парах.

Алгоритм чтения:

1.) Читаю.

2.) Понимаю.

3.) Объясняю.

4.) Составляю предложения.

Мы будем выполнять это задание в парах, чередуясь, читая по

очереди по 1 слову. (1 минута)

2. Проверка самостоятельного чтения слов.

Давайте проверим нашу работу.

1, 2 столбик.

Какую букву заменили в первом слове, чтобы получить второе?(Заменить «н» на «м» , «л» на «к».)

3 столбик.

Сколько предметов обозначает первое слово? Второе?

Составьте предложение с первым словом 4 столбика. Со вторым словом .

(Знай правила дорожного движения. Зайка сидит под кустом.)

VII Физминутка. VII I . 5 задание. С. 89 Прочитайте слова первого столбика. (заря, замок, загар, заноза) - Что общего в этих словах? (Первый слог за). Составьте предложения с этими словами. – Прочитайте слова второго столбика.(роза, гроза, заноза, глаза) Составьте предложения с этими словами. Читаем и работаем с текстом.

1. - Сколько предложений на с 89?

Как узнали?

В русском языке будут встречаться предложения, состоящие из одного слова.

Прочитаем вместе первое предложение.

О чем оно?

(О зиме).

Читаем второе предложение.

О чем оно? (На улице мороз). – Читаем третье предложение. – Что узнали из третьего предложения? (На окне разные узоры). – А кто из вас наблюдал это явление природы зимой? - Что вы увидели на окнах своей квартиры? - - Какие еще явления природы вы наблюдали зимой? (Снег, гололед, вьюга, иней).

6 задание. Соотносим прочитанный текс с иллюстрацией.

Те, кому захочется, могут нарисовать иллюстрацию к

тексту.

7 задание. Прочитайте слова на второй половине страницы. Соотнесите каждое слово с картинкой. Назовите слова, которые состоят из 2 слогов. Сколько слогов в словах зеркало, мимоза, заколка? - Докажите. IX Давайте подведём итог урока.

1. - Сколько учебных задач мы поставили в начале урока? Удалось

ли нам их выполнить?

2. Если работа на уроке вам понравилась, нарисуйте на своём

листочке цветочек.

Если задания урока для вас пока ещё были трудными и не всё

ещё получается, не огорчайтесь: очень скоро мы их освоим и

учебником.


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 14 «Тополек»

г.Южноуральска Челябинской области

Конспект НОД

«Звук и буква З»

подготовила

учитель - логопед

Серова Елена Вячеславовна

г. Южноуральск

2013

Тема «Звук и буква З»

Цели:

а) коррекционно - образовательные:

  1. закрепление правильного произношения звука З в слогах, словах, предложениях;
  2. закрепление умения определять место звука в слове, составлять схему слова;

б) коррекционно- рзвивающие:

  1. развитие фонематического восприятия, навыков самоконтроля;
  2. развитие мелкой моторики;

в) коррекционно - воспитательные:

  1. формирование положительной учебной мотивации.

Оборудование: карточки с буквами; картинки: замок, забор, избушка, замок, заяц; мяч; карточки для обозначения места звука в слове; карточки для составления схемы слова; незабудка с написанными на лепестках предложениями, карточки для решения кроссворда.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Д/и «Найди себе пару»

Найти парную картинку и сесть на стул.

  1. Сообщение цели занятия.

Послушайте присказку: «В загадочном царстве в загадочном государстве жила-была или жил-был….»… Знаете, я забыла, про кого присказка. Помогите, пожалуйста, мне вспомнить, вот у меня и подсказка есть. Посмотрите, здесь написано, про кого присказка. Но все буквы заблудились. (приложение 1). Расставьте все цифры по порядку и мы прочитаем, как зовут сказочного персонажа! (ЗОЛУШКА)

Правильно, теперь я вспомнила, про кого была моя присказка. «В загадочном царстве в загадочном государстве жила-была Золушка. Загрустила Золушка, все уехали на бал в сказочный Замок, а Золушке задали много заданий. Очень хочется Золушке поехать на бал, поможем ей выполнить задания?» Царство загадочное, поэтому задания необычные!»

  1. Изолированное произнесение звука З, характеристика звука.

Сейчас, мы с вами будем, будто бы смотреть в волшебное зеркало, все видеть и помогать Золушке»

Какой первый звук в имени Золушка? (звук З )

Сегодня мы с вами повторим звук З. (схема – приложение 2)

Губы в улыбке, зубы сомкнуты, спинка языка поднята, широкий кончик языка прижат внизу за зубами, воздушная струя долгая и холодная.

Повторим «З» - громко, тихо.

Дайте характеристику звука «З» - звук «З» согласный, звонкий, твердый.

  1. Произношение звуков в слогах.

Чтобы Золушке выйти из дома надо открыть замок, с помощью волшебного заклинания.

Игра «Поймай звук» (с мячом).

Поймайте звуки «З», «А». Какой слог вернете? (ЗА).(аналогично – зо, зу, зы)

Назовите, первый звук из слога «ЗУ»? («З), второй? («У») (аналогично(за, зо, зы)

Поймайте твердый слог, верните мне мягкий? (за – зя, зо – зё, зу – зю, зы – зи)

А теперь поймайте и повторите волшебное заклинание:

за-зо-зу-зы

зо-зу-за-зы

зу-зы-за-зо

зы-за-зо-зу

Молодцы! Замок открылся!

Чтобы выполнить следующие задания, приглашаю вас сесть за стол.

  1. Произнесение звука в словах.

Замок открылся, Золушка вышла из дома, но на ее пути ЗАБОР.

Где в слове забор находится звук З? (в начале)

Чтобы калитка открылась, нужно составить схему слова ЗАБОР.

Перед вами карточки и кружочки. Составьте, пожалуйста, схему слова забор.

(приложение 3).

Какой первый звук? Кружочком какого цвета вы его обозначите? (и т.д.)

Сколько всего звуков в слове ЗАБОР?

  1. Пальчиковая гимнастика.

На двери висит замок.

Кто открыть его бы мог?

Потянули,

Покрутили,

Постучали

И открыли.

  1. Произнесение звука в словах, определение его позиции.

Забор мы преодолели. Вышли на поляну, а на поляне спрятались звери. Вспомните зверей, в названии которых, есть звук З (заяц, зубр, змея, бизон).

Звери для Золушки и для каждого из вас приготовили задание. Посмотрите, для каждого конверт с заданием.

У вас карточка со схемами (приложение 4) и картинки. Определите, где находится звук З в названии картинки, и закройте соответствующую схему.

  1. Физминутка. «Зайки»
    Сели зайки на пеньки, (приседание)
    Оттянули вниз носки, (опустили кисти рук)
    Спины чуть прогнули (выпрямили спину)
    И лопатки все сомкнули,
    Посмотрите на зайчат, (повороты головой в стороны)
    Как красиво все сидят.
    Руки в стороны подняли
    И наклоны делать стали. (наклоны в стороны).
  1. Произнесение в словах, составление схемы слова.

X. Произнесение слов в предложении.

Возле замка газон с цветами. На газоне растет волшебная незабудка. Что-то у нее на лепестках написано, попробуйте прочитать.

Мы изучаем азбуку.

На цветке сидела стрекоза.

На столе в вазе стояли розы.

На газоне посадили незабудки.

Лиза и Зоя рисуют берёзы.

  1. Решение кроссворда.

Вот мы и подошли к сказочному замку. Выполним последнее задание и Золушка попадет на бал.

У вас на карточке кроссворд. Нужно вписать в клеточки название картинки. Первая буква ужу есть. (приложение 6).

Посмотрите Золушкино старое платье уже превратилось в красивое бальное платье. Как вы думаете, смогли мы помочь Золушке?

Спасибо, дети вы меня очень порадовали своей работой. Мне было очень приятно с вами работать.

Приложение 1.

Приложение 2.

СХЕМА ЗВУКА З

Приложение 3.

Приложение 5.

Приложение 6.