Что такое человек и его отличие от других живых существ. Чем животные отличаются от других живых организмов? Отличие от других живых

  • III. Психические свойства личности – типичные для данного человека особенности его психики, особенности реализации его психических процессов.
  • Абсолютная и относительная масса мозга у человека и антропоидных обезьян (Рогинский, 1978)
  • АДАПТАЦИЯ И ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ К ЭКСТРЕМАЛЬНЫМ УСЛОВИЯМ СРЕДЫ
  • Акустические колебания, их классификация, характеристики, вредное влияние на организм человека, нормирование.
  • Анализ взаимодействия общества и природы, человека и среды его обитания является давней традицией в истории научной и философской мысли.
  • Вопрос «Что такое Человек?» является поистине вечным: он проходит через всю историю человечества. И сегодня, когда человек достаточно глубоко проник во многие тайны мироздания, истоки его собственного бытия продолжают оставаться загадкой.

    Перед людьми всегда стоял вопросы о том, какое место занимает человек в мире, причем не только чем он фактически является, но и чем он может быть, может ли он стать господином собственной судьбы, может ли он «сделать» себя самого, создать свою собственную жизнь и т. д.

    Человеческая проблематика чрезвычайно многоаспектна. Это и проблема соотношения телесного и духовного, биологического и социального в человеке, и проблема смысла его бытия, проблема отчуждения личности, а также ее свободы и самореализации, стимулов и мотивов поведения, выбора поступков, целей и средств деятельности и т. д.

    Эти вопросы издавна волновали людей. Уже в самых ранних письменных источниках сохранились свидетельства самопознания человека, попыток сопоставления и противопоставления своего бытия миру, попыток понять свою природу и возможности.

    1.Феномен человека

    1.1 Человек -- феномен природы

    С биологической точки зрения появление человека разумного -- вполне ординарное событие. Но человек -- носитель разума, мысли, это особый феномен природы.

    Изменение биологического состояния, приведшее к пробуждению мысли, не просто соответствует критической точке, пройденной индивидом или даже видом. Будучи более обширным, это изменение затрагивает саму жизнь в ее органической целостности, и, следовательно, это знаменует собой трансформацию, затрагивающую состояние всей планеты.

    На протяжении 1--2 млрд. лет в биосфере шел направленный процесс развития, и он никогда не поворачивал вспять. В ходе такого процесса сформировался мозг, материальная основа разума. Элементы разумного поведения проявляют высшие животные и некоторые птицы. Но полноценное проявление разума в биосфере присуще только человеку, так как лишь в его социальном сообществе сформировалась, а затем с ускорением во времени развивалась коллективная память, названная В. И. Вернадским научной мыслью. Научная мысль -- это созданный человеком разумным на определенной стадии его развития независимый от отдельной особи коллективный аппарат сбора, накопления, обобщения и хранения знания. И только человек в состоянии использовать этот аппарат для решения своих практических проблем. Научная мысль в сочетании с трудовой деятельностью человека стала великой геологической силой, способной преобразовать биосферу. В. И. Вернадский говорил: «Научная мысль как проявление живого вещества по существу не может быть обратимым явлением -- она может остановиться в своем движении, но, раз создавшись и проявившись в эволюции биосферы, она несет в себе возможность неограниченного развития в ходе времени».

    1.2 Феномен человека в современных представлениях

    Характерное для нынешнего периода развития человечества растущее его влияние на окружающую среду приводит к существенным её изменениям. Изменяющиеся условия обитания человека, в свою очередь, влияют на него самого, ускоряя его эволюцию. Оба этих взаимосвязанных процесса породили уже немало проблем, существенно влияющих на перспективы развития Человечества. Главная проблема выражается в возникшем противоречии между быстро изменюющимися условиями существования и свойствами самого человека. Некоторыми специалистами утверждается, что человек, как представитель биологического вида подошел в своем развитии к заключительному этапу - вымиранию. Старый биологический вид погибает, но в его недрах зарождается и формируется новый. Отмечается, что в настоящее время наблюдаются признаки формирующегося нового человека, позволяющие быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям среды. Это проявляется в таких явлениях как акселерация, всё чаще встречаются случаи сенситивных возможностей, повышается интеллект, наблюдаются случаи воздействия на собственный организм и организм других людей с целью лечения, придания ему более совершенных функций и т.д. Подобные проявления особенно выражены у лиц, практикующих различные методы самореализации.

    Приобретение новых качеств и свойств и дальнейшее развитие существовавших ранее будет сопровождаться очень серьезными переменами и событиями, чреватыми тяжелыми потерями. Формирование нового биологического вида приведёт к возникновению принципиально новых общественных структур, взаимоотношений между их членами. И все это неизбежно отразится на самом человеке.

    Вопрос 1. Как раскрыто происхождение человека в курсе истории?

    Знаменитый постулат – человек произошел от обезьяны, обычно приписывают Чарльзу Дарвину, хотя сам ученый, памятуя судьбу своего предшественника Жоржа Луи Бюффона, поднятого в конце XVIII века на смех за подобные идеи, осторожно высказывался, что у людей и обезьян должно быть некий общий предок, обезьяноподобное существо. Согласно версии самого Дарвина, род homo зародился где-то 3,5 миллиона в Африке. Это был еще не наш соплеменник Homo Sapiens, чей возраст сегодня датируют, примерно, 200 тысячами лет, а первый представитель рода homo – человекообразная обезьяна, гоминид. В ходе эволюции он начал ходить на двух ногах, использовать руки как орудие труда, у него начались прогрессивные преобразование мозга, членораздельная речь и социальность. Ну а причиной эволюции, как и у всех остальных видов, был естественный отбор, а не божий замысел.

    Вопрос 2. Чем человек отличается от других живых существ? Каким образом проявляются человеческие качества?

    Самый важный признак человека заключается в том, что он существо общественное, или социальное. Лишь в обществе, в общении между людьми происходило формирование таких человеческих качеств, как язык (речь), способность мыслить и др.

    Вопрос 3. Сделай вывод о важнейшем качестве человека.

    Умение мыслить – самое лучшее человеческое качество.

    Вопрос 4. Как ты думаешь, может ли каждый человек играть видную роль в обществе; благородную роль? Может ли любой человек делать историю? Если да, то каким образом?

    Мы можем делать историю, но для этого нужна смелость, мужество и принципиальность.

    Вопрос 5. Что означают слова: «Человек - существо биосоциальное»?

    ЧЕЛОВЕК – биосоциальное существо, т. е. живое существо, обладающее даром мышления и речи, нравственно-этическими качествами, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного производства; субъект исторического процесса, творец всей материальной и духовной культуры.

    Вопрос 6. Какие качества человека имеют социальную природу (т. е. возникают только в обществе)?

    Каждый родившийся ребёнок становится человеком только в обществе. И человек из него вырастает только в семье, в обществе, где его учат жить, дают ему знания об окружающем мире, формируют умение трудиться. Будучи общественным (социальным) существом, человек не перестаёт быть существом природы. Природа создала тело человека. Социальное и биологическое слито в человеке воедино. Прямая походка, строение мозга, очертание лица, форма рук - всё это результат изменений, происходивших длительное время (миллионы лет). Каждый ребёнок обладает послушными его воле пальцами: он может взять кисть и краски, рисовать. Но стать живописцем он может только в обществе. У каждого родившегося есть мозг и голосовой аппарат, но научиться мыслить и разговаривать он может лишь в обществе. У каждого человека, как и у любого животного, есть инстинкт самосохранения.

    Вопрос 7. В чём проявляется творческий характер деятельности человека?

    Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т. е. превосходит свои же генотипически обусловленные возможности. Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Пользуясь этими орудиями, он построил современное общество, города, машины, с их помощью произвел на свет новые предметы потребления, материальную и духовную культуру и в конечном счете преобразовал самого себя. Исторический прогресс, имевший место за последние несколько десятков тысяч лет, обязан своим происхождением именно деятельности, а не совершенствованию биологической природы людей.

    Вопрос 8. В чём заключается взаимосвязь между мышлением и речью?

    Между мышлением и языком существует тесная связь. Их невозможно отделить друг от друга, не разрушая того и другого. Язык не существует без мышления, а мышление нельзя оторвать от языка.

    Главная функция речи состоит в том, что она является инструментом мышления. В речи мы формулируем мысль, но, формулируя ее, мы ее и формируем, т. е. создавая речевую форму, мышление само формируется. Мышление и речь не отождествляясь, включаются в единство одного процесса. Мышление в речи не только выражается, но по большей части оно в речи и совершается. Таким образом, между речью и мышлением существует не тождество, а единство; в единстве мышления и речи ведущим является мышление, а не речь; речь и мышление возникает у человека в единстве на основе общественной практики.

    Вопрос 9. Как проявляются способности человека?

    Способности, дарования человека проявляются и развиваются в процессе деятельности.

    Ребёнок играет. Складывает из кубиков дом. Строит из песка крепость. Собирает модель из деталей конструктора. Играет в маму, укладывая спать куклу, в лётчика, продавца, водителя автомашины, космонавта. В игре он повторяет действия старших, приобретая первый опыт человеческой деятельности. Игра учит ребёнка планировать свои действия, намечать их цели, искать подходящие средства. В игровой деятельности развиваются многообразные человеческие качества.

    Наступает время, когда рядом с игровой развивается учебная деятельность. В ней шаг за шагом осваивается опыт. Изучая учебные тексты, читая произведения художественной литературы, решая задачи, выполняя разнообразные учебные задания, человек приобретает необходимые для жизни в обществе знания и умения, совершенствует мышление и речь, развивает свои творческие способности, приобретает профессию. Наряду с учёбой появляется трудовая деятельность. Сначала это работа по дому, затем, возможно, в школьной мастерской, на приусадебном участке и далее труд взрослого человека - профессиональная деятельность на производстве, в сфере услуг, интеллектуальная деятельность. Труд расширяет творческие возможности человека, способствует формированию целеустремлённости, самостоятельности, настойчивости, общительности и других человеческих качеств.

    Трудовая деятельность может быть различной. Обработанные поля, орудия труда, жилые дома и храмы - всё это плоды производственной деятельности. Русская Правда, Судебник 1497 г., другие законодательные акты - результат государственной деятельности. Расширение границ, формирование многонационального государства - следствие политической деятельности. Победы на Чудском озере, на Куликовом поле, в Северной войне или Отечественной войне 1812 г. - результат военной деятельности. Открытия М. В. Ломоносова, изобретения И. П. Кулибина, труды Д. И. Менделеева - продукт интеллектуальной деятельности. Знаменитый русский балет, картины передвижников - воплощение художественной деятельности.

    Вопрос 10. Что такое самореализация человека?

    В деятельности происходит самореализация личности, т. е. воплощение в действительности планов, жизненных целей, что возможно лишь при условии свободной деятельности человека. Побуждает к ней прежде всего внутренняя потребность человека, собственное стремление к выполнению своей жизненной цели, к собственному свободному развитию.

    Вопрос 11. Почему самореализация человека возможна только в деятельности?

    Осуществление жизненных целей - самореализация - требует напряжения сил человека и может рассматриваться как один из показателей его силы воли. В процессе самореализации, в ходе своей деятельности человек преодолевает возникающие трудности, свою собственную лень, робость, неверие в собственные силы. Благодаря этому достигаются значимые для общества результаты, развиваются способности личности. Именно общественно полезные результаты

    самореализации человека приносят ему уважение и признание со стороны других людей, т. е. происходит самоутверждение личности.

    Вопрос 12. Люди на реках строят плотины, и бобры на реках строят плотины. Объясни, чем деятельность человека отличается от действий бобра.

    Инстинкт и разум.

    У бобра, как и у пчёл, пауков, птиц – инстинкт. Как строили они свои «сооружения» поколение за поколением, так и будут строить, не лучше и не хуже. В отличие от человека.

    Вот что пишет об этом, например, Лев Успенский в книге «Слово о словах»:

    Появившись на свет, я не умел ни вязать рыболовные снасти, ни лепить из глины кринки для молока. Но если мне это понадобится, я, как Робинзон Крузо, научусь и тому и другому. Сначала я буду, конечно, работать хуже моих учителей, потом могу сравняться с ними и, может быть, даже перегнать их. Кто знает: возможно, я даже усовершенствую их мастерство!

    А вот паук-дитя, вчера появившись на свет, уже умеет плести сети не хуже самого опытного паучища, съевшего на своем веку множество мух. Пчела, выйдя из куколки, начинает лепить ячейки или приготовлять воск не менее искусно, нежели престарелые крылатые мастерицы ее улья.

    Но сколько бы они ни прожили на свете, юная пчелка и начинающий паучонок, никогда они не перегонят старших. Никогда ни один из них не придумает в своей работе ничего существенно нового.

    Вопрос 13. Прочитай стихотворение и выскажи своё отношение к словам автора.

    Для человека мысль - венец всего живого, А чистота души есть бытия основа. По этим признакам находим человека: Всех тварей на земле превыше он от века. А если он живёт не мысля и не веря, То человек не отличается от зверя.

    Если человек не будет мыслить, то он будет равносилен зверю, человек должен мыслить и думать, потому что он человек, а не зверь. У зверей одна мысль: поесть, найти добычу, а человек должен создавать и привносить в жизнь что-то новое.

    Вопрос 14. Объясни, чем различаются два утверждения:

    а) человек - существо биологическое и социальное;

    б) человек - существо биосоциальное.

    а) Биологическое, потому что возник в ходе эволюции. Социальное, потому что всю жизнь его окружают другие люди.

    б) Проявляет деятельность индивида, которая является следствием взаимодействия биологического и социального.

    Вопрос 15. Укажи, что в человеке заложено природой, а что - обществом.

    Природой в человеке заложено умение выживать, а так же различные потребности в пище и т.д. а общество развивает в человеке личность, культуру.

    каковы основные отличия человека от других живых существ? и получил лучший ответ

    Ответ от Кэп[гуру]
    животные умеют адаптироваться под среду обитания
    человек среду обитания адаптирует под себя.
    Одно из главных отличий человека от животного заключается в его отношениях с природой. Если животное является элементом живой природы и строит свои отношения с ней с позиции приспособления к условиям окружающего мира, то человек не просто приспосабливается к природной среде, а стремится в определенной степени подчинить ее себе, создавая для этого орудия труда. С созданием орудий труда изменяется образ жизни человека. Способность создавать орудия для преобразования окружающей природы свидетельствует о способности сознательно трудиться. Труд – это специфический, присущий только человеку вид деятельности, заключающейся в осуществлении воздействий на природу с целью обеспечения условий своего существования.
    Основная особенность труда заключается в том, что трудовая деятельность, как правило, осуществляется только совместно с другими людьми. Это справедливо даже для простейших трудовых операций или деятельности, имеющей индивидуальный характер, поскольку в процессе их выполнения человек вступает в определенные отношения с окружающими его людьми. Например, труд писателя может быть охарактеризован как индивидуальный. Однако, для того чтобы стать писателем, человек должен был научиться читать и писать, получить необходимое образование, т. е. его трудовая деятельность стала возможна только вследствие включенности в систему отношений с другими людьми. Таким образом, любой труд, даже кажущийся на первый взгляд сугубо индивидуальным, требует сотрудничества с другими людьми.
    Следовательно, труд способствовал образованию определенных человеческих сообществ, которые принципиально отличались от сообществ животных. Эти отличия заключались в том, что, во-первых, объединение первобытных людей было вызвано стремлением не просто выжить, что характерно в определенной мере и для стадных животных, а выжить путем преобразования природных условий существования, т. е. с помощью коллективного труда.
    Во-вторых, важнейшим условием существования человеческих сообществ и успешного выполнения трудовых операций является уровень развития коммуникации между членами сообщества. Чем выше уровень развития коммуникации между членами сообщества, тем выше не только организация, но и уровень развития психики человека. Так, высший уровень человеческой коммуникации – речь – обусловила принципиально иной уровень регуляции психических состояний и поведения – регуляции с помощью слова. Человеку, способному общаться с помощью слов, для формирования своего поведения или представления о реальном мире нет необходимости вступать в физический контакт с окружающими его объектами. Для этого ему достаточно иметь информацию, которую он приобретает в процессе общения с другими людьми.
    Следует отметить, что именно особенности человеческих сообществ, заключающиеся в необходимости коллективного труда, обусловили возникновение и развитие речи. В свою очередь, речь предопределила возможность существования сознания, поскольку мысль человека всегда имеет вербальную (словесную) форму. Например, человек, по определенному стечению обстоятельств попавший в детские годы к животным и выросший среди них, не умеет говорить, а уровень его мышления хотя и выше, чем у животных, совершенно не соответствует уровню мышления современного человека.
    В-третьих, для нормального существования и развития человеческих сообществ законы животного мира, основанные на принципах естественного отбора, непригодны. Коллективный характер труда, развитие коммуникации не только повлекли вслед за собой развитие мышления, но также обусловили формирование специфических законов существования и развития человеческого сообщества. Эти законы известны нам как принципы нравственности и морали.

    Ответ от Ѐоманов Дмитрий [гуру]
    Способность мыслить абстрактно


    Ответ от Какой уж есть. [гуру]
    Мышление. т. е. разум.


    Ответ от Marisa [эксперт]
    наличие речевого аппарата и биологическая потребность быть принятым в сообщество себе подобных, отсюда развитие мышления и интеллекта и др, инструментов человеческой деятельности


    Ответ от Костя Чичайкин [новичек]
    пасибки


    Ответ от Анна Солнцева [новичек]
    спасибо большое

    Человек с биологической точки зрения определяется, как животное, которое принадлежит к классу млекопитающих вида Homo sapiens, к отряду приматов.

    Что такое человек?

    Но человек значительным образом отличается от других живых существ, и главное отличие состоит в его сознании и в том, что человек обладает самосознанием. Человек обладает социальными и психологическими качествами, и функционирует не только, как живой организм, но и как социальный объект.

    Человек способен осознавать свою натуру, мыслить и осознавать окружающие его объекты и мир. Следовательно, человек считается самым разумным существом на Земле. Человек сумел создать и развить собственную культуру. Люди создали того, что называется цивилизацией и продолжают активно ее совершенствовать и обновлять.

    Чем человек отличается от других живых существ?

    Философия и психология изучают внутренний мир человека, его общественную сторону и развитие его личности, а анатомия изучает телесную оболочку человека. Основными признаками человека, как отдельного биологического вида, является прямохождение, наличие рук, приспособленных к труду и высокоразвитый мозг, которые способен отражать и осмыслять мир в определенных понятиях и категориях.

    Видовые и индивидуальные признаки человека формируются под воздействием социальных и природных условий, во многом зависят от того региона планеты, в котором он живет и в каком социуме он функционирует. У людей существуют определенные расовые разновидности - по цвету кожи, по цвету волос, по разрезу глаз. Это зависит от адаптации к особенностям природной среды обитания людей.

    Поэтому и существуют разные физиологические, биологические и анатомические признаки. Но несмотря на это любой человек, несмотря на расу и среду обитания, все равно обладает общими человеческими признаками. И всем людям присуще участие в сфере жизнедеятельности и в обществе.

    Природное и общественное в человеке

    Человек отличается от всех других видов живых существ тем, что он может сочетать в себе две сущности - биологическую и социальную. Помимо того, что он является отдельным биологическим видом, он живет в природе и постоянно взаимодействует с другими живыми видами и существами.

    Но уже долгое время человек не только не подчиняется природе, но и старается подчинить ее полностью себе, чтобы удовлетворять свои потребности разного рода. Человек особенен тем, что у него есть и социальные потребности, и используя ресурсы природы, он пытается их удовлетворить.

    Также человек признается существом общественным, которое не может находиться постоянно вне общества и сильно зависит от него на всех уровнях. Человек своими силами создал развитое общество, и теперь пытается ему соответствовать. По этой причине и считается, что главные признаки человека - это то, что он является общественным существом и то, что он способен мыслить разумно и обладает самосознанием.

    В настоящее время в науке утвердилось представление, что человек - биосоциальное существо, соединяющее в себе биологическую и социальную компоненты. С этим можно согласиться, не забывая: во-первых, что человека можно рассматривать и с физической точки зрения, и изучать происходящие в нем химические процессы и, во-вторых, что не только человек обладает социальной формой существования, но и многие животные. Существует множество данных о том, что социальное поведение человека во многом генетически детерминировано. Человека также называют телесно-духовным существом, имея в виду его тело и дух.

    Прежде чем говорить о времени появления человека, следует выяснить вопрос об отличии человека от животных, поскольку

    именно представление о том, что такое человек, формирует выводы о его становлении. Сначала о сходстве человека и животных. Оно определяется, во-первых, вещественным составом, строением и поведением организмов. Человек состоит из тех же белков и нуклеиновых кислот, что и животные, и многие структуры и функции нашего тела такие же, как и у животных. Чем выше на эволюционной шкале стоит животное, тем больше его сходство с человеком. Во-вторых, человеческий зародыш проходит в своем развитии те стадии, которые прошла эволюция живого. И в-третьих, у человека имеются рудиментарные органы, которые выполняли важные функции у животных и сохранились у человека, хотя не нужны ему (например, аппендикс).

    Однако и отличия человека от животных фундаментальны. К ним прежде всего относится разум. Что это такое? Изучение высших животных показало, что они обладают многим из того, на что раньше считались способны только люди. Эксперименты с обезьянами обнаружили, что они могут понимать слова, сообщать с помощью компьютера о своих желаниях, и с ними можно вести таким образом диалог. Но чем не обладают самые высшие животные, так это способностью к понятийному мышлению, т.е. к формированию отвлеченных, абстрактных представлений о предметах, в которых обобщены основные свойства конкретных вещей. Мышление животных, если о таковом можно говорить, всегда конкретно; мышление человека может быть абстрактным, отвлеченным, обобщающим, понятийным, логичным.

    Чем выше способность к понятийному мышлению, тем выше интеллект человека. Оценить действительное значение разума помогает, в частности, соперничество человека с шахматным компьютером, который пытается выиграть за счет громадных скоростей перебора всех возможных вариантов. Этология получает все больше данных о том, что в поведении человека и животных много схожего. Животные испытывают чувства радости, горя, тоски, вины и т. п.; у них есть любопытство, внимание, память, воображение. Тем не менее остается справедливым, что хотя животные имеют очень сложные формы поведения и создают изумительные произведения (например, паутина, которую ткет паук), человек отличается от всех животных тем, что до начала работы имеет план, проект, модель постройки. Благодаря способности к понятийному мышлению, человек сознает, что он делает, и понимает мир.



    Вторым главным отличием является то, что человек обладает речью. Опять-таки, у животных может быть очень развитая система общения с помощью сигналов (что, кстати, позволило говорить

    о «цивилизации дельфинов»). Но только у человека есть то, что И.П.Павлов назвал второй сигнальной системой (в отличие от первой - у животных) - общение с помощью слов. Этим человеческое общество отличается от других общественных животных.

    В естествознании, пытающемся выяснить естественные причины человеческих способностей, известна гипотеза происхождения речи из звуков, произносимых при работе, которые потом становились общими в процессе совместного труда. Сначала появились корни глаголов, соответствующие определенным видам деятельности, затем другие части слова и речи. Таким же путем в процессе общественного труда постепенно мог возникнуть разум.

    Способность к труду - еще одно фундаментальное отличие человека от животных. Конечно, все животные что-то делают, а высшие животные способны к сложным видам деятельности. Обезьяны, например, используют палки в виде орудий для доставания плодов. Но только человек способен изготовлять, творить орудия труда. С этим связаны утверждения, что животные приспосабливаются к окружающей среде, а человек преобразует ее, и что в конечном счете труд создал человека.



    Со способностью к труду соотносятся еще два отличительных признака человека: прямохождение, которое освободило его руки, и, как следствие, развитие руки, особенно большого пальца на ней. Наконец, еще два характерных признака человека, повлиявших на развитие культуры, - использование огня и захоронение трупов.

    Главные отличия человека от животных: понятийное мышление, речь, труд - стали теми путями, по которым шло обособление человека от природы.

    Потребности человека

    Американский ученый А. Маслоу определил в качестве фундаментальных такие потребности, неудовлетворение которых вызывает болезни. Фундаментальные потребности присущи человеку как представителю вида Homo sapiens. Они могут быть разделены на физиологические и психологические. Иерархия фундаментальных потребностей, по Маслоу, выглядит так:

    1. Физиологические потребности (пища, вода, сон и т.п.).

    2. Потребность в безопасности (стабильность, порядок).

    3. Потребность любви и общения (семья, дружба).

    4. Потребность в уважении (самоуважение, признание).

    5. Потребность самоактуализации (развитие способностей).

    Ранее названные потребности должны удовлетворяться прежде названных позже. «Человек может жить хлебом единым, если ему не хватает хлеба. Но что происходит с желаниями человека, когда хлеба достаточно, когда его желудок постоянно сыт? Сразу же появляются другие, более высокие потребности, и начинают доминировать в организме. Когда и они удовлетворяются, новые, еще более высокие, потребности выходят на сцену, и так далее» 1 . К этому надо добавить, что человек может не осознавать своих психологических потребностей и стремиться к удовлетворению других, нефундаментальных. Психологические потребности не так очевидны, как физиологические. Это само по себе создает проблему человеческого существования. Не всегда также физиологические потребности идут именно в данной последовательности. Потребность самоактуализации может быть и на втором месте, опережая остальные.

    К данным фундаментальным потребностям можно добавить и другие, без которых существование человека невозможно, но которые вряд ли заслуживают названия потребностей, так как принципиально неудовлетворимы. Это такие чувства, от которых мы хотели бы отказаться, но не можем, потому что именно то, что от них не удается избавиться, обеспечивает существование человека. Например, страх смерти, который является разновидностью инстинкта самосохранения. Потребность в страхе смерти - особый вид негативных потребностей, или потребностей в негативном, неудовлетворимость которых обеспечивает жизнь. Если люди преодолеют страх смерти, жизнь потеряет для них большую долю ценности, и легко будет с нею расстаться. Наличие такой неустранимой потребности делает жизнь человека фундаментально противоречивой, хотя и неабсурдной. Жизнь абсурдна в том случае, если человек умирает «насовсем». Если же отказаться от этого предположения, то страх смерти сам по себе отнюдь не абсурден, а необходим для жизни и эволюции. Различие между позитивными и негативными потребностями показано в таблице.

    1 Теории личности в западно-европейской психологии / сост. Д. Я. Райгород-ский. - М., 1996. - С. 418.

    Маслоу также использует понятие высших, или метапотребно-стей, которые составляют единство с фундаментальными потребностями, так что неудовлетворение их вызывает «метапатологии». Это может быть ощущение недостатка ценностей, бессмысленности и бесцельности жизни. Так что к иерархии фундаментальных потребностей есть основания добавить такие потребности, как потребность в справедливости, истине, красоте, смысле жизни, добре, совершенстве и т. п. Неудовлетворение метапотребностей вызывает метажалобы. Наличие таких жалоб показывает, что все обстоит достаточно благополучно. Уровень жалоб, по Маслоу, может свидетельствовать о степени просвещенности общества.