«Без мечты ничего нельзя сделать в жизни»: как появился самый волшебный цикл картин Васнецова «Поэма семи сказок. Виктор Васнецов. Сивка Бурка. Описание картины. Шедевры русской живописи Васнецов сивка бурка

Виктор Васнецов. Сивка Бурка.
1919—1926. Дом-музей В.М.Васнецова, Москва, Россия.

Русская народная сказка

Было у отца три сына: два умных, а третий - дурак. Пришло время, стал отец помирать и говорит: «Вот, сыны, как я помру, вы по одному три ночи приходите на мою могилу». И умер. Ну, конечно, сыновья обязаны выполнить отцовский приказ. Стали они конаться, и выпало: в первую ночь идти на могилу старшему брату, во вторую - среднему, в третью - младшему, Иванушке.

Приходит первая ночь. Старший брат и говорит: «Ваня, иди за меня ночуй!» Ваня взял лыка пучок, конопли, кленовое полено, соломы беремя и пошел.

Приходит на могилу, сел; кочедык в руке - плести лапти не плетет, а кочедыком постукивает. Вот приходит полночь, могила вдруг задрожала, а из могилы человеческий голос: «Кто на могиле?»- «Я на могиле». - «Ты, дурак?» - «Я, дурак». - «Вот от меня тебе награда. Ходит в заповедных лугах свинка - золотая щетинка. Твоя будет!» - «Спасибо, батюшка!»

Рассвело; приходит Ваня домой, братья встречают: «Ванюшка-то, Ванюшка-то - живой!»

Приходит вторая ночь. Среднему брату надо идти. Средний брат и говорит: «Ваня, иди за меня ночуй!» - «Ладно!»

Взял он лыка пучок, конопли, кленовое полено, соломы беремя и пошел. Приходит на могилу, сел; плести лапти не плетет, а кочедыком постукивает. Приходит полночь. Могила вдруг задрожала, а из могилы человеческий голос: «Кто на могиле?» - «Я на могиле!» - «Ты, дурак?» - «Я, дурак». - «Вот от меня тебе награда: ходит в заповедных лугах бык золоторогий. Будет твой!» - «Спасибо, батюшка!»

Настало утро. Идет Иванушка домой, братья его встречают: «Дурак, дурак! Живой идет!» Удивляются.

Приходит третья ночь. Ваня говорит: «Ну, я за вас ночевал. Идите вы хоть оба за меня». А они: «Теперь как хочешь, мы свою очередь отбыли!»

Ну, он взял лыка пучок, конопли, кленовое полено, соломы беремя и пошел.

Пришел, сел на могилу: плести лапти не плетет, а кочедыком постукивает. Вот полночь пришла, могила задрожала, а из могилы человеческий голос: «Кто на могиле?» - «Я на могиле.» - «Ты, дурак?» - «Я, дурак». - «В заповедных лугах ходит Сивка-бурка, вещая каурка. Пусть она будет твоей!» - «Спасибо, батюшка!»

Наступило утро; идет Ваня домой, а братья встречают его, удивляются: «Смотри-ка, смотри-ка, дурак идет!»

Старшие братья были женатые, Ваня же - холостой. А у царя была дочь, пришло время ее замуж выдавать. Вот царь построил дом в двенадцать венцов, посадил дочь наверху и сказал: «Кто до моей дочери на коне доскачет, тот будет ей жених».

Собрался весь народ. Пошли братья глядеть. Дурак говорит: «Возьмите меня!» Они начали его всякими словами ругать, а он: «Все равно я там буду!» - «Приди-ка! Мы тебя побьем!»

Ушли они. Он вышел в задние ворота и свистнул-гаркнул: «Сивка-бурка, вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой!» Сивка-бурка бежит - земля дрожит. Прилетела. Он в левое ухо влез: напился, наелся, в правое - нарядился. И такой стал молодец - ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать! И поехал; братьев своих быстро догнал - как хлестнет их плетью!

Подъезжает к тому дому; Сивка-бурка скакнула - на шесть венцов сразу же, однако шесть венцов еще осталось. Он тут же умчался, превратился в прежнего Иванушку, отпустил Сивку-бурку, вернулся домой и залез на печь. Приезжают братья и рассказывают: «Какого мы молодца видели!» - «Не я ли то, братцы, был?» - «Э-э-э, не ты ли? Вот побьем сейчас!»

Прошло время, царь опять собирает народ. Пошли и братья; Иванушка просится: «Возьмите меня, братцы! Я погляжу, что за царская дочь!» - «Куда тебе!» - «Ну, ладно». И они ушли.

Он вышел в задние ворота, свистнул-гаркнул - Сивка-бурка и катит, лишь земля гудит. Подлетела, он в левое ухо влез: наелся, напился, в правое - нарядился. Такой стал молодец - ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать! Поехал; обгоняет весь народ, катит - вся земля дрожит! Догнал братьев - хлестнул плетью. Подъехал к тому дому, Сивка-бурка скакнула - три венца до дочери царя осталось! Он быстро вернулся, отпустил коня, прибежал домой и лежит на печи. Вернулись братья и рассказывают: «Вот это молодец! Сроду не видали!» - «Не я ли, братцы?» Обругали они его.

Прошло время, царь опять собирает народ. И опять братья пошли: «Аида, поглядим! Может, приедет тот молодец...» А Иванушка просится: «И я поеду смотреть!» - «Куда тебе, урод!» - «Все равно там буду!» - «Приди только! Побьем!» И ушли.

А он вышел в задние ворота и свистнул-гаркнул: «Сивка-бурка, вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой!» Сивка-бурка катит, лишь земля гудит. Прилетела - он в левое ухо влез: напился, наелся, в правое - нарядился. И такой стал молодец - ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать. И поехал; братьев опять по разу плетью хлестнул... Подъехал он к тому дому; Сивка-бурка как скакнула, так на все двенадцать венцов! Дочь царя Иванушке именным кольцом лоб заклеймила, поцеловала его и отдала кольцо. Он быстро вернулся, Сивку-бурку отпустил, кольцо завернул в лохмотья, лоб перевязал полотенцем и забрался на печь. Приходят братья и рассказывают: «Э-э-э, ну и молодец! Достал все же. Теперь свадьба будет».

Он говорит с печи: «Не я ли это, братцы?» - «Э-э-э, не ты ли! А что со лбом?» - «С печки упал». - «Ну вот - с печи упал!» И обругали его.

Настала ночь, а Ване интересно посмотреть кольцо. Развернул лохмотья - в избе так все и засияло. «Дурак, не порти спички!» - «Я и не порчу!»

На другой день царь собирает генералов, чтобы среди них найти того молодца. Собрал и никак не находит. Собрал тогда купцов и тоже не находит. Собрал мужиков - и среди них нет! Приходит Иванушка во дворец. Дочь царя увидела у него кольцо именное и клеймо на лбу, подошла, взяла его за руку и повела к отцу: «Вот, папаша, мой суженый-ряженый!»

Рассердился царь, да делать нечего. Построили им избенку сзади дворца и живут они в ней. Так прошел год. И вот услышал царь, что в заповедных лугах ходит свинка - золотая щетинка. Захотелось ему иметь ее. А у него были еще зятья. Говорит он им: «Поезжайте, поймайте ее!»

Они уехали. Приходит жена Вани в избушку. «Что у папаши новенького?» - спрашивает он. «Да вот свинка - золотая щетинка ходит в заповедных лугах. Собрались все зятья и поехали ее ловить». - «И я поеду! Попроси у отца какую-нибудь лошаденку, поеду погляжу свинку - золотую щетинку!» Она приходит к отцу: «Папаша, дай лошадь: Ваня тоже хочет поехать!» - «Возьми позади двора!»

А позади двора - кляча; сел Ваня на нее задом наперед, выехал за город, дернул ее за хвост - и кожа слетела: «Сороки-вороны! Вот вам от царя жалованье, от меня обед!» Свистнул-гаркнул: «Сивка-бурка, вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой!»

Сивка-бурка катит, лишь земля гудит. Прилетела, он в левое ухо влез - напился, наелся, в правое - нарядился. И такой стал молодец — ни вздумать, ни взгадать, ни пером написать! И поехал. Зятьёв обогнал - они его и не видели... В заповедные луга приехал, расставил белый шатер и лежит в нем, как генерал какой-нибудь. И они заехали в эти заповедные луга. А свинка - золотая щетинка мелькнула, как птица, - и нет ее. Вот едут они и увидели шатер, а в нем человека: «Что за человек? Может, знает, где свинка - золотая щетинка!» - «Здравствуйте!» - «Здравствуйте!» - «Далеко ли ездили?» - «Да вот царь дал наказ поймать свинку - золотую щетинку, а мы не только поймать - и не видели ее как следует!» - «Чего не пожалеете? Я ее вам поймаю!» - «Да, батюшка, ничего не пожалеем!» - «Я с вас дорого не возьму - у каждого из спины по ремню в палец или в два шириной!» И вырезал у них из спины по ремню. Потом поманил свинку, она подошла к нему, он взял ее и отдал зятьям, а сам их обогнал и дома опять полеживает дурачком. Пришла жена. Он: «Что?» - «Да что, привели зятья свинку... А мы тут, несчастные, живем!» - «Обожди, и у наших ворот праздник будет!» - «И как он придет-то к нам на задворки? У нас не будет праздника!» - «Будет!»

Прошло время. Царь опять услыхал: ходит бык - золотые рога в заповедных лугах. Собрал он зятьев: «Ну, слуги мои верные, слышал я, что бык ходит златорогий в заповедных лугах! Нельзя ли поймать его?» - «Да что ж? Поймали же свинку!» И поехали.

Приходит жена Вани домой. Он: «Что у папаши нового?» - «Уехали быка златорогого ловить!» - «Иди попроси лошаденку». Она приходит: «Папаша, Ваня тоже хочет поехать в заповедные луга поглядеть на быка». - «А есть кляча на заднем дворе, пусть берет!»

Она пошла, взяла, насилу доставила. Он сел на нее задом наперед, за хвост держится. Она глядит: «Эх, милый мой, и садиться не можешь как следует!»

А он выехал за город, дернул клячу за хвост - кожа слетела: «Сороки-вороны, вот вам от царя жалованье, от меня обед!» И свистнул-гаркнул: «Сивка-бурка, вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой!»

Сивка-бурка катит, только земля гудит... Прилетела. Он залез в левое ухо - напился, наелся, в правое - нарядился. И стал такой молодец, что ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать! Поехал и опять зятьев обогнал - они его и не видели. Приехал в заповедные луга, расставил белый шатер и лежит-полёживает. И они заехали в заповедные луга. А бык только рожками им мелькнул. Они: «Разве его поймаешь!»

Едут, увидели шатер: «Подъедем, не тот ли молодец опять?» - «Здравствуйте!» - «Здравствуйте. Что здесь делаете?» - «Да ездим вот, быка золоторогого ловим!» - «Чего не пожалеете? Я поймаю...» - «Батюшка, что хочешь возьми, ничего не пожалеем!» - «Я с вас немного возьму: у каждого с правой ноги по мизинцу отрежу, и всё».

Согласились они, он отрезал по мизинцу и завернул в платок. Потом поманил быка, тот подбежал; он поймал его и отдал им. А сам опять обогнал их, приехал домой и полеживает на печи. А жена пошла во дворец: там - пированье, боже мой! Она наплакалась и идет назад: «Там пируют, а у нас что?» А он опять ей: «Погоди, и у наших ворот праздник будет!» - «Откуда он придет?» - «Придет!»

Прошло опять время, и услышал царь, что ходит в заповедных лугах Сивка-бурка. Собрал зятьев (а Ваню и не зовет) и говорит: «Ну, зятья мои верные, я слышал, что в заповедных лугах ходит Сивка-бурка, вещая каурка. Не постараетесь, не поймаете - и не приезжайте назад!» - «Поедем. Поймали же свинку - золотую щетинку и быка золоторогого!» Собрались, поехали.

Приходит жена к Ванюшке. Он спрашивает: «Что новенького у папаши?» - «Да что, уехали Сивку-бурку ловить!» - «Ну, поди и попроси лошаденку для меня». Она пошла и попросила. Царь опять дал клячу. Он сел, выехал за город, дернул ее за хвост - шкура и слетела. «Сороки-вороны! Вот вам от царя жалованье, от меня обед!» Свистнул-гукнул: «Сивка-бурка, вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой!» Сивка-бурка катит - земля гудит. Прилетела, он в левое ухо влез - напился, наелся, в правое - нарядился. И стал такой молодец, что ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать! И поехал. Обогнал их, приехал в заповедные луга, отпустил Сивку-бурку, расставил белый шатер и лежит-полеживает. Вот и зятья заехали в заповедные луга, а Сивка-бурка только мелькнула гривой — и нет ее. «Да разве поймаешь ее!» - говорят они. И увидели опять шатер: «Давай подъедем, не тот ли молодец?» - «Здравствуйте!» - «Здравствуйте!» - «Далеко ли ездили?» - «Да ездили - тут Сивка-бурка ходит, и царь послал ее поймать. Да разве поймаешь!» - «Чего не пожалеете, если вам поймаю ее?» - «Да ничего не пожалеем!» - «Ладно, я с вас дорого не возьму: у каждого с правой руки по мизинцу!»

Они согласились. Он поймал им Сивку-бурку, отдал, они ее увели. А ему пришлось пешком идти.

Пришел домой. И жена приходит. Он спрашивает: «Ну, что у папаши?» - «Да привели Сивку-бурку. Пируют - боже мой!» - «Айда посмотрим, как пируют».

Приходят. Жена прошла вперед: «Папаша, мы пришли с Ваней» (первый раз, а то и не ходили). Ну, конечно, царь ему подал рюмку. А он спрашивает: «Папаша, а что зятья в перчатках сидят за столом? В помещении, — говорит, - тепло». - «А это, - царь говорит, — их воля. Как желают, так пусть и сидят!» - «А ты заставь их снять перчатки!» Царь засмеялся, полюбопытствовал: «Снимите, - говорит, - он как глупый!» Сняли они перчатки - мизинцев нет. А Ваня и вынимает их; как приставит, так и прирастают: «Вот это за Сивку-бурку».

Царь ему вторую рюмку подает. Вот он выпил и говорит: «А ну-ка, папаша, повели им разуться - сапоги снять с правых ног!» -"А ну-ка, зятья, разуйтесь!" Смотрит сам: «Так, нет мизинцев!» А Ваня достал мизинцы, приставил - приросли. «А это, - говорит, - за быка золоторогого!»

Тогда царь ему третью рюмку наливает, Ваня выпил и говорит: «Вели им заворотить на спине рубашки!» Царь тут уж весело говорит: «А ну-ка, заворотите!» Завернули они рубашки, а на спинах - полосы. Ваня достал платок, развернул его, а в нем ремни из кожи лежат. Он приложил их к спинам зятьев - они и приросли. «А вот это, - говорит, - за свинку - золотую щетинку!»

Понял все царь и говорит: «Ага, видно этот человек и ловил это все!» А Ваня вышел на крыльцо, как засвистел, загаркал: «Сивка-бурка, вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой!»

А она была заперта на двенадцать замков, чтоб не убежала. Разбила все и встала перед ним. Он в левое ухо влез - напился, наелся, в правое - нарядился. И такой стал молодец, что ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать! Вошел он во дворец и говорит: «Вот теперь я царский зять!»

Царь тех зятьев прогнал, а ему отдал полцарства. И зажил Ваня с женой счастливо.

И сейчас живут. Я недавно у них был, мед-пиво пил, видел, что живут великолепно.


Наверное, ни один из русских художников рубежа XIX-ХХ вв. не вызывал таких противоречивых отзывов о своем творчестве, как Виктор Васнецов : им то восхищались и называли истинно народным художником, то обвиняли в «ретроградстве и мракобесии». В 1905 г. он отказался от звания профессора Академии художеств в знак протеста против увлечения студентов в большей степени политикой, чем живописью. В революционные годы Васнецов создал свою самую волшебную серию картин «Поэма семи сказок» . В ней он постарался запечатлеть ту утраченную старую Русь, человеком которой себя считал.



Виктор Васнецов родился в семье сельского священника в Вятской губернии, он вырос в крестьянской среде и с детства был погружен в атмосферу исконно русской народной культуры. Его первыми рисунками стали иллюстрации к пословицам. Фольклор для него был воплощением истинной сущности и духовного облика всего народа. «Я всегда был убежден, что сказках, песне, былине сказывается весь цельный облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим», – говорил художник.





Еще в 1860-х гг. наблюдался всплеск интереса к фольклору и в науке, и в искусстве: именно в этот период появляются фундаментальные исторические исследования, издаются сборники произведений устного народного творчества. На исторические темы писали Репин, Максимов, Суриков, однако первым среди художников Васнецов обратился к былинно-сказочной тематике. Он создал целую серию работ о «старой Руси», которую он в революционные годы противопоставлял современной России, называемой им «нерусью», с маленькой буквы.



К народному эпосу живописец обратился еще в 1880-е гг., а начиная с 1900 г. и до конца своих дней (особенно интенсивно – в 1917-1918 гг.) Васнецов работал над циклом картин «Поэма семи сказок». В него вошли 7 полотен: «Спящая царевна», «Баба Яга», «Царевна-лягушка», «Кащей Бессмертный», «Царевна-Несмеяна», «Сивка-бурка» и «Ковер-самолет». В этих сказочных сюжетах художник искал воплощение основных черт национального характера своего народа, среди которых выделял душевную чистоту, мужество и патриотизм.



Сказочные произведения Васнецова были для него не иллюстрацией к устному народному творчеству, а «актом поэтического прозревания сердцевины жизни, закрытой от людей пеленой действительности». Художник не принял революции и страдал, наблюдая за тем, как «старая Русь» безвозвратно исчезает. Сказки были для него своеобразной внутренней эмиграцией. Он поэтизировал старину, видел в ней идеал, о существовании которого современники, по его мнению, забыли. Тем временем художественные журналы называли Васнецова «обветшалым ретроградом и мракобесом».



Современные критики находят в «Поэме семи сказок» нотки тревоги за Россию и ее будущее. Так, например, сказочный сюжет «Спящей царевны» художник истолковал по-новому, намекая на события современной ему реальности. Девочка спит на «Голубиной книге», известной своими вещими предсказаниями. И в этом контексте образ «спящей царевны» выглядит метафорой российского государства. Многие критики сходятся во мнении, что главной героиней «Поэмы семи сказок» стала Русь – одурманенная и заколдованная. И все ее жители уснули и не ведают, что происходит вокруг.



«Поэму семи сказок» он писал не на заказ, а для себя, это было его отдушиной и способом отгородиться от внешнего мира. Все картины так и остались в мастерской художника, в его московском доме, похожем на древнерусский терем (в народе его так и называли – «теремок»). Этот дом был построен по его эскизам, Ф. Шаляпин говорил, что это «нечто среднее между крестьянской избой и древним княжеским теремом». В 1953 г. тут открыли Дом-музей Васнецова. Кроме картин и рисунков, здесь представлена коллекция древних предметов и икон, которую художник собирал всю жизнь.





«Без поэзии, без мечты ничего нельзя сделать в жизни», – утверждал художник и воплощал этот принцип в своем творчестве. Его полотна символичны и содержат немало секретов. .

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Виктор Васильевич ВАСНЕЦОВ (1848 - 1926)

Виктор Васнецов, талантливый живописец, иллюстратор, декоратор, родился 15 мая 1848 года в селе Лопиял Вятской губернии в семье священника. В семье было пятеро детей. Их мать умерла рано, отец воспитывал детей один. Он стремился дать детям разностороннее воспитание. В 1867 году Васнецов уезжает в Петербург, на следующий год становится студентом Академии художеств. В 1893 году Васнецов становится действительным членом Академии художеств.

В творчестве Виктора Васнецова ярко представлены разные жанры, ставшие этапами очень интересной эволюции: от бытописательства к сказке, от станковой живописи к монументальной, от приземленности передвижников к прообразу стиля модерн. На раннем этапе в работах Васнецова преобладали бытовые сюжеты, например в картинах «С квартиры на квартиру» (1876). «С квартиры на квартиру» (1876)

Позже главным направлением становится былинно-историческое - «Витязь на распутье» (1882), «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), «Алёнушка» (1881), «Иван Царевич на Сером Волке» (1889), «Богатыри» (1881-1899). «Витязь на распутье» (1882)

«После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880) На зелёном травяном ковре под унылым небом лежат тела русских богатырей, поражённых вражескими стрелами и копьями. А над ними за свою добычу, словно за души погибших праведников, дерутся длиннокрылые стервятники – символ дьявольщины. Лица мёртвых воинов спокойны и суровы. В центре композиции юный княжич, пронизанный стрелою в грудь.

«Алёнушка» (1881) Простоволосая девушка, сидя на камне у пруда, задумалась над своей горькой судьбой. Окружающая природа – бледно-серое небо, колючие лапы ёлок, облетевшие осины и тёмная поверхность пруда с застывшими на нём жёлтыми листьями – всё передаёт её подавленное состояние. На густой глади омута не видно отражения тоскующей героини: её словно затягивает туда. Мастер не просто написал художественный лирический образ из сказки про Алёнушку и её братца Иванушку, он проникновенно отобразил на полотне страдающую душу русского народа.

«Богатыри» (1881 - 1889) Васнецов работал над картиной почти двадцать лет. На картине изображены три богатыря, они примечают в поле, нет ли где врага, не обижают ли где кого? Посередине на вороном коне Илья Муромец, смотрит вдаль из-под ладони, слева на белом коне Добрыня Никитич вынимает меч из ножен. Справа на коне гнедой масти Алеша Попович держит в руках лук со стрелами.

«Иван Царевич на Сером Волке» (1889) К этому образу хочется присоединить и Елену Прекрасную С робко опущенным взором, кроткая и пленительная, склонила царевна голову на грудь своего суженого. Прототип он искал в реальной действительности. Писал для Елены Прекрасной этюд с племянницы Мамонтова юной Наталии Мамонтовой. Для Васнецова было важно не внешнее сходство, а настроение, внутреннее душевное состояние модели. Истинно прекрасна русская царевна в своем великолепном царственном убранстве.

После 1917 Васнецов продолжал работать над народными сказочными темами, создавая полотна «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» (1918); «Кощей Бессмертный» (1917-1926). «Кощей Бессмертный» (1917-1926)

Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем. 1918 На картине автор не показывает лицо витязя, потому что в бою с неведомой силой уверенным и бесстрашным тот уже быть не может. Верхнее пространство холста занимает серо-зелёное чешуйчатое тело змея с хищно сжатой когтистой лапой, переплетающимися длинными шеями и раскрытыми зубастыми пастями. Контраст тёмно-зелёного и уныло-красного цветов создаёт атмосферу напряжённости.

«Ковёр – самолёт» 1880 В этой картине удивительно сплетены мотивы арабских и русских сказок. На ярком восточном ковре с древнерусскими узорами над дремучими лесами, реками и болотами гордо проносится Иван-царевич, освещая себе путь огромным фонарём.

«Три царевны подземного царства» В основе этого произведения живописи лежит сказка об Иванушке, спустившимся в подземелье в поисках своей матери. Там он повстречал трёх прекрасных девушек, воплощавших собой богатство земных недр, спрятанные от человека: Золото, Драгоценный камень и Медь.

«Царевна Лягушка» Эта картина – ещё один сказочный сюжет, в котором сквозит едва уловимое отчаяние. Царевна, сбросившая лягушачью кожу и одетая в расшитое зелёное парчовое платье, исступлённо танцует, в то время как гусляры и балалаечники увлечённо играют на своих инструментах.

«Снегурочка» Новым словом художника стали и его декорации и костюмы к весенней сказке А.Н. Островского "Снегурочка", вначале поставленной на домашней сцене у Мамонтовых в 1882 году, а затем, в 1885 году, в частной опере Саввы Ивановича на музыку Римского-Корсакова. На картине изображена девочка, одиноко бредущая по заснеженному лесу. Снегурочка в интерпретации Васнецова - это не просто идеальный женский образ. Это выражение мечты о прекрасном, это природа, ставшая на какое-то время одушевленной.

« Гамаюн, птица вещая» 1895 Гамаю́н - в славянской мифологии вещая птица, поющая людям божественные песни и предвещающая будущее тем, кто умеет слышать тайное. Гамаюн знает всё на свете. У А.Блока есть стихотворение с таким же названием. « Н а гладях бесконечных вод, Закатом в пурпур облеченных, Она вещает и поет, Не в силах крыл поднять смятенных...»

«Спящая царевна» В картине изображён красивый деревянный дворец, окружённый дремучим лесом. И царевна, и все её слуги, и звери, и птицы погружены в непробудный сон. Сюжет этого полотна – сплав двух похожих литературных произведений «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина, и «Спящей красавицы» Ш. Перро. В композиции наиболее ярко проявился декоративный талант мастера, ведь узорами украшено всё: и роскошный сарафан царевны, и костюмы её скомороха и слуг, и платья чернавок.

«Сивка-Бурка» 1926 В картине «Сивка-бурка» В.М.Васнецов, чтобы показать полет волшебного коня в воздухе, использует удачное композиционное решение: в нижней части картины распложена толпа людей, а в верхней – облака. Сивка-бурка как бы парит над землей. Еще больше этот эффект усиливает тень коня, бегущая по стенам башни, и полы кафтана, развивающиеся на ветру.

Спасибо за внимание!


Написанная в теплой гамме и нежных тонах, картина Васнецова Сивка-Бурка оживляет всем известную старую сказку о трех братьях. Двое старших братьев крепко стоят на ногах, всему знают свою цену, и собственной выгоды никогда не упустят. А что же самый младший, юный Иван? Ему незнакома зависть, он не ищет выгоды, мечтатель, он верит в любовь и ради любимой готов на подвиги. В общем, по мнению отца, братьев и окружающих он – дурачок.

Герой сказочной картины Виктора Михайловича Васнецова Сивка-Бурка

Младшему из братьев, Ивану, близок мир старой магии, ему и лошадь достается волшебная, и борется он за любовь зачарованной красавицы. На сказочной картине Васнецова Сивка-Бурка запечатлен момент мимолетной встречи влюбленного Ивана и предмета его страсти – красавицы царевны, заточенной в тереме. И этот миг окажется роковым для двух молодых сердец.

Описание картины Васнецова Сивка Бурка – любовь и волшебство художника

Что мы видим на картине художника В. Васнецова Сивка Бурка? Миг свидания влюбленных при очень странных обстоятельствах – белоснежный конь взлетел едва ли не к облакам, к самой верхушке терема, где у окошка сидела девушка, и свидетелями этого чуда был изумленный народ, толпящийся на площади. Иван, пролетая на коне мимо окошка, поцеловал свою любимую. Это – всего лишь эпизод из старой сказки, но русский художник Васнецов вложил в сказочную картину Сивка Бурка свои представления о любви, добре, честности и отваге. Персонажи картины празднично одеты, живописец уделил особое внимание деталям, которых в ней множество. Именно эти детали подчеркивают важность происходящего с героями картины Виктора Васнецова Сивка-Бурка.

Но не только царевна и Иван-дурак являются героями великой сказочной картины Сивка Бурка. Стоит обратить внимание на коня. А конь замечательный! Волшебный красавец-жеребец, умный и сильный, благородный и верный. Его могучее тело вытянулось в прыжке, конь замер, подарив юноше возможность поцеловать прекрасную царевну. Это живописное полотно содержит призыв художника к вере в любовь и справедливость – вот о чем говорит описание картины Сивка-Бурка.

Эта картина Виктора Михайловича Васнецова, была написана в 1919-1926 годах.

Удивительное, красивое и благородное животное. Сыгравшее огромную роль в истории человечества, по сей день вдохновляющее писателей и поэтов. Для многих людей конь стал самым близким другом. Особенно это заметно в отношениях воинов и их боевых коней. "Прощай, мой товарищ, мой верный слуга" - вот слова, которыми прощается Вещий Олег со своим конём.

Лошадь наряду с собакой справедливо считается лучшим другом для человека. В течение долгих тысячелетий мы использовали силу этих великолепных животных себе во благо. Многие великие деяния человечества тесно связаны с непарнокопытным товарищем. Однако пришло время высоких технологий и использование вездесущих машин практически полостью исключило труд лошади из нашей повседневной жизни.

Но вряд ли кто знает, что предок современной лошади, одного из крупнейших животных на земле, был ростом с кошку. На передних ногах первобытной лошади было по три пальца. Эту первобытную лошадку называют эогиппус. В лесах Европы в те же времена жил его ближайший родственник хиракотериум. От них то и произошли, как считают современные ученые, наши лошади. В эпоху миоцена (около 20 млн. лет тому назад) климат на планете изменился. Леса уступили место обширным степям. Потомкам эогиппуса пришлось приспосабливаться к новым условиям жизни: сочной листвы осталось немного, ее сменили жесткие степные травы.

В результате длительных и удивительных сложных превращений природа создала великолепное существо лошадь, жизнь которой неразрывно связана с жизнью человека. С тех пор как потомки лесных эогиппусов превратились в обитателей степей, лошадь могла спасаться от преследователей лишь с помощью быстрых ног. У нее развились выносливость и резвость. Этими ее качествами и воспользовался человек. Верхом на лошади он превосходил своих врагов, успешнее охотился и быстрее сообщал новости. Лошадь он запряг в соху и в повозку. Так, даже прежде чем превратиться в верховое животное, лошадь сделалась ценнейшим достоянием человека.

Первобытные лошади обитали как в областях с мягкой и плодородной почвой, так и на крутых горных склонах, в засушливых степях и пустынях. Соответственно и сформировались и различные виды лошадей. Жившие вблизи болот обладали мощным корпусом и широкими, сравнительно мягкими копытами. Горные? оставались небольшими, изящными, с узкими и твердыми копытами. Масть лошадей соответствовала цветовому фону окружающей среды. Если в лесистых районах водились преимущественно лошади темных мастей, то у обитателей пустынь и степей она становилась желтой и серой, что помогало им быть менее заметными.