Анализ эпического произведения бежин луг. Анализ рассказа «Бежин луг» Тургенева. Темы и проблемы

Широкой кистью рисовал многие бытовые черты современного ему крестьянства, останавливаясь на тех сторонах его жизни, которые наиболее бросались в глаза. Так, в повести «Бежин Луг » из сборника «Записки охотника» изобразил он невежество русской деревни, с её верою в приметы, предчувствия, – словом, с тем суеверным мистицизмом, который граничит еще с языческим представлением о жизни природы.

Рассказы о домовом, лешем, водяном, о русалках, об оборотничестве, о таинственных голосах и привидениях, – рассказа, вложенные в уста крестьянских детей, рассказанные ночью, у трепещущего огнем костра – полны своеобразной мистической прелести. Дети верят тому, что рассказывают сами, и таинственная обстановка, в которой происходит их своеобразная беседа, покоряет воображение читателя, увлекает и его за собой в чудесный мир народных верований... Автору удалось удивительно верно уловить настроения ночной природы, в которых некоторую роль всегда играет таинственное чувство страха. Это мистически приподнятое настроение возбуждает фантазию детей и помогает им с особой силой творить соответствующие образы.

И. С. Тургенев. Бежин луг. Аудиокнига

Все рассказчики обрисованы, в психологическом отношении, удивительно тонко; в их детских лицах уже намечаются все те черты, которые, со временем, разовьются и в зрелом возрасте резко определят их. Один из мальчиков, Павлуша – самый зрелый в умственном отношении; подобно Хорю , он – натура уравновешенная, человек ума, способный ко многому отнестись критически, с лукавым здравомыслием. В нем намечается уже будущий работник, спокойно, без страха смотрящий в жизнь.

Этому спокойствию особенно способствует тот «фатализм», который укрепляет его душу несокрушимою верою в то, что «от судьбы не уйдешь». Когда все его товарищи, запуганные рассказами и впечатлениями ночи и непонятным лаем собаки, – совершенно растерялись, он один, с хворостиной в руках, идет в ночную тьму разузнать причины беспокойства. Это стремление всему найти естественную причину, и, в то же время, отсутствие страха перед «судьбой» – характерная черта его трезвого ума.

В лице Ильюши вывел Тургенев человека, рабски покорившегося всем, самым нелепым представлениям народного мистицизма: он знает множество фантастических поверий, верит в сны, в приметы, – словом, являет собою яркий образец народного невежества, в самой дикой, нелепой его форме.

В рассказах третьего мальчика, Кости, эта вера в фантастические образы принимает несколько иной характер, – он умеет прочувствовать красоту всех этих народных представлений, – он является поэтом-мистиком.

В своей повести Тургенев дает понять, сколько зла причиняет темному деревенскому люду его невежество, сколько жертв приносит необразованный люд своему дикому суеверию: плотник Гаврила, увидевший русалку, стал томиться какой-то тяжелой думой; баба Ульяна ночью на паперти увидела своего «двойника», поверила тому, что умрет скоро, и до такой степени прониклась ожиданием, что действительно умерла. Красавица-Акулина сошла с ума, увидев водяного. Приметы, предчувствия, таинственные, зовущие голоса, – все это тяжелым гнетом лежит на темном человеке и жизнь его делает «несвободной»...

Анализ рассказа И.С. Тургенева "Бежин луг"

В «Записки охотника» И.С.Тургенева входит рассказ «Бежин луг». Рассказ ведется от лица автора, который одновременно является персонажем - охотником, сбив­шимся с дороги и заблудившимся в июльскую ночь. Рас­сказчик впитывает в себя детский взгляд на мир, и благо­даря этому с большей непосредственностью им заявляется одна из главных тем рассказа - природа и герой в их гармоничном единстве. Тема эта очень важна для всего сборника в целом. В замысле его народное и детское объединяются, как два особых отношения к жизни. И чудесные истории, которые рассказывают мальчики в ноч­ном, содержат в себе приметы реальной крестьянской жизни и поэтический вымысел маленьких художников слова.

Сама июльская ночь предстает средоточием двух сти­хий: реальной (географически точно обозначены путь охот­ника и местопребывание мальчиков) и фантастический (таинственно-одушевляемая жизнь природы, непонятные звуки и шорохи, врывающиеся в рассказы ребят). Июль­ская ночь, природа выступает посредником между миром взрослых и миром детей. Так оно и было в крестьянском быту: природа во многом определяла отношения людей, связи поколений.

Новаторской чертой Тургенева было постепенное, не­торопливое вхождение в мир природы и в мир человека.

Тургенев видит в природе простоту и величие: она «никогда ничем не щеголяет, не кокетничает» и «добро­душна в своих прихотях». Но она и неиссякаемый источник поэтической, творческой силы именно потому, что не раскрывает себя до конца. Она - стихия таинственного и непознанного, хотя в ней «нет ничего ухмуренного и муд­реного». На этом строится и «Бежин луг», и «Записки охотника» в целом. И это останется во всей дальнейшей работе Тургенева-реалиста. В «Бежине луге» еще и детская чистота и свобода воображения, пронзительность детского взгляда на мир.

Рассказы мальчиков о нечистой силе напоминают со­ревнование. Каждый из них постепенно вдохновляется предметом своего рассказа и вниманием слушателей, у каждого - своя манера говорить. Правда, истории мальчи­ков не столько соперничают одна с другой, сколько одна другую продолжает. Так, с «подхватом», в народе исполня­ют лирические песни.

Постепенно стала определяться ведущая сюжетная линия рассказа. Это линия Павлуши, которая полнее всего обозначила главное в рассказе: природа и человек. Фигура мальчика постоянно возникает в кульминационных, погра­ничных моментах повествования - на грани света от пламени костра и ночного мрака, в который мальчик бросается в погоню за волком; в предрассветный час между утром и ночью, когда, охраняя покой, не спит лишь Павел и т.д.

С Павлом связан необычный финал рассказа. Финал, собственно, не один, а два. Первый - мажорное сообще­ние о наступившем новом дне. В прекрасной картине утренней, возрождающейся жизни рассказ, казалось бы, получил сюжетную завершенность, но не обрел конца. Интуитивно ощущается, что настоящий финал - в трех последних строчках, которые писатель прибавляет к предыдущим словно бы с некоторым недоумением, неохот­но: «Я, к сожалению, должен прибавить, что в том же году Павла не стало. Он не утонул: он убился, упав с лошади. Жаль, славный был парень!» Эти последние слова сообща­ют рассказу подлинную художественную завершенность.

Павел оказывается связующим звеном между отступа­ющим ночным мраком и наступающим днем. Павлуша по-особому выделен: рассказчиком-охотником, товарища­ми и как бы самой природой. Мальчики уважительно реагируют на реплики именно Павла, в споре ждут его мнения. Он один из героев, открыто получивший оценку рассказчика: «Малый был неказистый - что и говорить! - а все-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила». В повторяющихся похвалах герою (что Тургеневу мало свойственно) - выс­шая точка нарушения писателем обычной авторской сдер­жанности, «спрятанности» за рассказчика.

Мальчик своими бодрыми репликами, всем обликом и поведением каждый раз развеивает набегающее из ноч­ного мрака облако страха, мужественно ему противостоит.

Переводя внимание с жутковатых историй, в которые все мальчики отчасти верят, на реальное, близкое и понятное, Павел как бы объединяет собою стихии мрака и света и демонстрирует торжество последнего.

Совершенно ясно, что Павел - мальчик незаурядный, одаренный способностью шагнуть за черту привычного и безопасного.

И.С.Тургенев стремился к наибольшей выразитель­ности и сюжетной завершенности образа Павла. Он доби­вался глубокого, художественно острого проникновения во взаимоотношениях природы и человека, используя при этом элементы фантастики и раскрывая тему «природа и герой» в соответствии с народным поэтическим миропониманием.

Иван Тургенев - подлинный мастер слова, который в своих произведениях умело смешивал слова литературного языка и диалектизмы Орловской губернии. Рассмотрим роль описания природы в рассказе «Бежин луг», входящем в замечательный цикл «Записки охотника», знакомство с которым происходит в средней школе.

Особенности пейзажа

Природа занимает в небольшом рассказе Тургенева особое место, словно становится еще одним его действующим лицом. Будучи настоящим патриотом, писатель настолько проникновенно и точно описывает место действия, что у читателя перед глазами оживают подлинно прекрасные картины. Посмотрим, как описание природы в рассказе «Бежин луг» помогает воплотить в жизнь авторский замысел.

Сначала писатель подробно описывает место действия. Его герой направляется на охоту в Тульской губернии, при этом время действия также указывается - «прекрасный июльский день». Какая же картина встает перед глазами читателей, знакомящихся с рассказом?

  • Раннее ясное утро. Интересно, что, будучи настоящим знатоком народных примет, Тургенев обозначает, что такая погода, как правило, устанавливается ненадолго.
  • Утренняя заря заливается кротким румянцем, будто робкая стыдливая девушка.
  • Солнце - приветливое, лучезарное, доброжелательное, сам образ дарит хорошее настроение.
  • Описывая небо, Тургенев активно использует уменьшительно-ласкательную лексику: «облачка», «змейкой», сравнивает облака с разбросанными по бескрайней морской глади островами.

Картина действительно восхитительная, при этом каждое слово описания природы в рассказе «Бежин луг» дышит искренней авторской любовью и не может оставить равнодушными вдумчивых читателей, вызывает отклик в их душах.

Композиция

Несмотря на то что произведение небольшое по объему, в нем можно выделить несколько смысловых частей:

  • Описание прекрасного утра, которое переходит в погожий день, будто идеально созданный для охоты.
  • Охотник заблудился, вокруг него сгущается тьма.
  • Встреча с мальчиками, мир вновь обретает свои прекрасные краски.
  • Ночь становится торжественной и величавой.
  • Наступает утро.

Краткое описание природы в рассказе «Бежин луг» можно встретить в каждой из этих смысловых частей. Причем везде пейзаж будет живым, психологичным, не просто фоном, но действующим лицом.

Природа и настроение героя

Итак, сначала Тургенев рисует нам картину раннего утра, именно тогда и началась охота его героя на тетеревов. Сама природа словно выражает приподнятое настроение персонажа. Он настрелял много добычи, насладился удивительными пейзажными видами, подышал чистейшим воздухом.

Далее описание природы в рассказе «Бежин луг» становится еще более важным - окружающий мир начинает выражать настроение героя. Он понял, что заблудился. И природа меняется вместе со сменой его настроения. Трава становится высокой и густой, ходить по ней «жутко», появляются отнюдь не приятные человеку обитатели леса - летучие мыши, ястреб. Сам пейзаж словно сопереживает заплутавшему охотнику.

Картина ночи

Наступает ночь, охотник понимает, что он совершенно заблудился, устал и не знает, как выйти к дому. И природа становится соответствующей:

  • Ночь приближается, «словно грозовая туча».
  • Темнота «льется».
  • «Все кругом чернело».
  • Появляется образ пугливой птицы, которая, случайно задев человека, поспешно скрылась в кустах.
  • Мрак становится угрюмым.
  • Жалобно пищит испуганный зверек.

Все эти образы полны психологизма, помогая Тургеневу передать внутреннее состояние своего героя. Заметим, что напрямую очень мало говорится о том, что охотник испуган, устал, начинает испытывать досаду. Все его внутреннее состояние автор выражает через описание природы в рассказе «Бежин луг». И мастерство его поражает.

Поэтому пейзаж становится не просто местом действия, но и способом выразить мысли и переживания героя.

Встреча с мальчиками

В анализе описания природы в рассказе «Бежин луг» отрывок, повествующий о встрече героя с деревенскими мальчишками, имеет особое значение. Заметив в отдалении огоньки, уставший охотник решает выйти к людям, чтобы переждать ночь. Именно так он и встречает простых и бесхитростных мальчиков, которые заслуживают его симпатию и восхищение своей близостью природе, полной искренностью. После разговора с ними меняется и авторское восприятие окружающего пейзажа, исчезает его мрачность, унылость и черные краски. Процитируем: «Картина была чудесная». Казалось бы, ничего не изменилось, все та же ночь, так же герой далек от дома, но его настроение улучшилось, описание природы в рассказе «Бежин луг» становится совсем иным:

  • Небо стало торжественным и таинственным.
  • Окружают персонажей животные, которые издавна считались друзьями и помощниками людей - лошади и собаки. При этом очень важны звуки - если раньше охотник слышал жалобный писк, то теперь воспринимает, как лошади «бодро жуют» траву.

Посторонние пугающие шумы не тревожат героя, рядом с деревенскими ребятами он нашел покой. Поэтому описание природы в рассказе «Бежин луг» помогает не просто воссоздать место действия, но и выразить чувства и переживания героя.

Способы художественного рисования

Для создания картин окружающего охотника пейзажа писатель использует цветовые и звуковые образы, а также запахи. Именно поэтому описание природы в рассказе «Бежин луг» Тургенева получается живым и ярким.

Приведем примеры. Чтобы воссоздать прекрасные картины, открывающиеся взору героя, прозаик использует огромное число эпитетов:

  • «Круглое красноватое отражение».
  • «Длинные тени».

Имеется и большое количество олицетворений, ведь описание природы в рассказе «Бежин луг» показывает ее живым действующим лицом:

  • пыль несется;
  • тени добегают;
  • мрак борется со светом.

Есть в изображении окружающего мира и звуки: собаки «злобно лают», «детские звонкие голоса», звонкий хохот мальчиков, лошади жуют траву и фыркают, рыба негромко плещется. Присутствует также и запах - «запах русской летней ночи».

В небольшом отрывке Тургенев использует огромное число изобразительно-выразительных приемов, которые помогают ему нарисовать подлинно великолепную, наполненную жизнью картину окружающего мира. Именно поэтому можно сказать, что роль описания природы в рассказе «Бежин луг» велика. Зарисовки помогают автору передать настроение героя, который близок по духу самому Тургеневу.

Часто понять значение художественного произведения помогает отзыв. «Бежин луг» - это произведение, которое входит в знаменитый цикл "Записок охотника", который начал выходить в свет с 1847 года. Этот сборник пользовался большой популярностью и любовью читателей за колоритные описания русской природы, тонкий анализ душевных переживаний героев и интересный сюжет.

Мнения о пейзажных зарисовках

Подготовить школьный урок по рассматриваемому произведению поможет отзыв. «Бежин луг» - это повесть, проникнутая теплым чувством любви к родному краю. Все читатели отмечают великолепное описание июльского дня, когда главный герой, охотник, бродит по лесу. Пользователи в один голос указывают на поэтическое и тонкое описание красот окружающей среды. По их мнению, автору особенно хорошо удалось передать цветовую гамму уходящего дня. Светлые праздничные тона постепенно сменяются темными и мрачными оттенками, которые показывают изменение настроения рассказчика. Любовь современных читателей к рассматриваемому произведению доказывает отзыв.

«Бежин луг» - это рассказ, в котором нашли отражение основные принципы творчества И. С. Тургенева. Он через состояние природы умел передавать душевный настрой. По мере наступления ночи и сгущения красок рассказчик чувствует тревогу и волнение. Он теряется в лесу и случайно выходит на незнакомую поляну, где встречается с деревенскими мальчиками.

Герои

Обратить внимание учащихся на основные идеи книги поможет отзыв. «Бежин луг» - это удивительно проникновенное произведение, в котором поэтичное описание природы органично соединяется с тонким психологическим анализом действующих лиц.

Охотник пристраивается на ночлег у костра и наблюдает за мальчиками, каждый из которых привлекает его внимание своей внешностью и характером. По словам читателей, создание образов мальчиков - несомненная удача писателя. Повесть «Бежин луг», главные герои которой - простые деревенские жители, привлекает любителей творчества писателя своей душевностью и непосредственностью.

Безусловное лидерство в компании принадлежит старшему Федору. Он одет хорошо, так как, очевидно, принадлежит к богатой семье. Павлуша - сильный смелый мальчик, хотя на вид несколько неловок. Илюша несколько замкнут и не очень разговорчив. Костя все время задумчив и печален, чем резко выделяется среди товарищей. Самый младший Ваня спит и не принимает участия в разговоре.

Рассказы

Одним из самых известных является сборник рассказов «Записки охотника». «Бежин луг» - это повесть, которая входит в школьную программу и изучается в среднем звене. По словам читателей, самой драматичной и мрачной частью повествования является сцена, где мальчики рассказывают друг другу страшные выдумки, в которых отразились многие языческие верования. В этом месте описание природы делается еще более зловещим. Ночные шумы, крики, лай собак - все страшит мальчиков, и без того напуганных собственными рассказами.

По отзывам пользователей наиболее запоминающимся является эпизод, когда один Павлуша бросился вслед за убежавшими собаками, почувствовавшими присутствие волка. Повествователь делится с читателями своим восхищением храбростью и отвагой мальчика. После этого инцидента ребята продолжают пугать друг друга страшными фантазиями и засыпают только к утру.

Образ охотника

Почти никто из читателей не обошел вниманием личность самого рассказчика. По их наблюдениям, это очень добрый и отзывчивый человек, который тонко чувствует красоту природы и по своему миросозерцанию приближен к простому народу, несмотря на принадлежность к дворянскому сословию. Он с интересом наблюдает за простыми деревенскими мальчишками, а в финале с горечью сообщает о гибели Павлуши, прибавляя, что это был славный парнишка.

Произведение «Бежин луг» входит в известный цикл рассказов «Записки охотника», которые впервые стали публиковаться в журнале «Современник» в 1847 году. Тургенев показал общественности крестьянское сословие в новом свете, заставляя читателей добровольно задумываться о судьбе этих простых людей. Название самого цикла детально раскрывает содержание всех произведений, составляющих его, но при этом смысловая нагрузка каждого из них заслуживает отдельного внимания.

Стимулом к созданию «Записок охотника» послужило для Тургенева его знакомство с литературным критиком В. Г. Белинским. Он и вдохновил Ивана Сергеевича на это творчество, которое впоследствии стало отправной точкой в вовлечении читателей в жизнь крестьян и их быт.

Проводя лето в деревне, Тургенев сам глубже проникал в жизненный уклад простого люда, наблюдал и делал заметки. «Бежин луг», в частности, словами автора раскрывает личность, характеры и мышление крестьянских детей.

Сперва Тургенев, посвящая все свое свободное время общению с крестьянами и их детьми, попутно создавал черновик своих наблюдений, периодически внося множество поправок и дополнений. А в 1851 году рассказ был завершен и в полном объеме опубликован в «Современнике».

Жанр, направление

Цикл «Записки охотника» — это сборник рассказов, и жанром данного произведения, соответственно, является рассказ, чей повествовательный характер, согласно литературному определению, и раскрывает конкретный эпизод.

Казалось бы, И. С. Тургенев — яркий представитель реализма в литературе 19 века. Однако в его рассказе «Бежин луг» прослеживаются нотки романтизма. Чувства главных героев неразрывно связаны с описанием природы, они постоянно перекликаются. Более того, некоторые природные явления имеют явный сказочный подтекст, быть может, основанный на мифах, тем не менее, при прочтении ощущается тревожное нагнетание атмосферы вокруг. Это состояние граничит с душевностью изложения автором своих воспоминаний. Выражается это посредством описания внешности главных героев. Тем самым в рассказе проявляются черты поэзии.

Суть

Повествование ведется от лица автора, и вот, о чем он говорит: рассказчик, отправившись на охоту вместе со своей собакой, заблудился в лесу. Плутая до наступления темноты, он оказался у оврага, под которым разглядел равнину. В тех местах она была известна под названием Бежин луг. Сквозь сумрак ночи охотник заметил на нем несколько человек, копошащихся у костров. Спустившись к ним, понял, что это были крестьянские мальчишки разного возраста, всего их было пятеро. Ребята сторожили ночью пасущийся табун лошадей. Автор попросился заночевать с ними в поле, сообщив, что заблудился. Мальчики сначала настороженно отнеслись к ночному гостю, но немного поговорили с ним, а после сидели у костра и молчали какое-то время. С ними были две большие собаки.

Автор улегся под кустик чуть поодаль от ребятишек и, пока не уснул, наблюдал за ними. Мальчишки поочередно рассказывали друг другу старые деревенские байки и легенды, эмоционально делились своими переживаниями на этот счет. Некоторые истории из их уст звучали довольно пугающе и зловеще. А слова одного из них о том, что все в жизни каждого предопределено, и судьбу свою никто не минует, тяжелым грузом повисли в теплом ночном воздухе, заставив героев на время умолкнуть и задуматься.

Ребята рассказывали друг другу удивительные истории о домовом, лешем и водяном, напоминая о трагическом финале некоторых из них. В итоге печальный исход постиг одного из мальчишек: в том же году он погиб, упав с лошади. Об этом мы узнаем от автора, когда тот уже покинул свой нечаянный ночлег, поутру кивнув на прощание тому самому пареньку. Подробнее о сюжете мы написали в , там описаны основные события из рассказа.

Главные герои и их характеристика

  1. Федя выглядел самым старшим из них, лет четырнадцати. По его внешнему облику и особенностям держать себя рассказчик высказывает предположение, что мальчик из богатой семьи, а ночь в поле с табуном он проводит лишь ради забавы. В Феде чувствуется уверенность и стремление вести себя с остальными ребятами на правах старшего.
  2. Другой мальчик, Павлуша , является полной противоположностью первого относительно своего происхождения. Одет он бедно, однако сразу вызывает симпатию автора. На Павла была возложена ответственность за похлебку в котелке, он хорошо разбирался в речной рыбе и звездах на небе. Плюс ко всему мальчик оказался очень смелым: не испугавшись, он один побежал ночью вглубь леса за хищным зверем. А вернувшись, рассказал, как склонившись к реке, услышал зов водяного. Но, не будучи от природы суеверным, Павел сказал, что является фаталистом, верит только в судьбу. О его печальной и внезапной гибели читатели узнают в конце рассказа.
  3. Илья , по сравнению с Павлом, оказался трусоват. Он был испуган рассказом друга о водяном. На вид ему лет двенадцать. Автор описывает его опрятным крестьянским мальчиком, трудолюбивым и твердо верившим во все народные приметы.
  4. Костя , мальчик лет десяти, одет был бедно, обладал задумчивым и вместе с тем печальным взором. Автор рассмотрел в его взгляде желание высказать некие свои мысли, но, казалось, что мальчик не находит для их выражения слов, отчего и печалится.
  5. Самым молчаливым неприметным оказался и самый младший из ребятишек, семилетний Ваня . Он лишь изредка поднимал свою голову, свернувшись калачиком под рогожей. Его внешний облик автор не описывает, но сообщает другие важные характеристики мальчика. Ваня наблюдателен, мечтателен, чуток и душевен. Это становится очевидным из его восхищения ночным звездным небом и природой в целом.
  6. Тургенев трепетно описывал мальчиков, восторгаясь их нравом, трудолюбием, выносливостью с раннего детства и сформировавшимся взглядом на окружающий мир.

    Темы и проблемы

  • Основная тема рассказа — тема природы, а также ее единение с людьми. Автор уделяет повышенное внимание описанию природы тех мест, где происходят события, используя множество ярких и звучных эпитетов. Природа подчеркивает эмоции и чувства его героев, раскрывает их. Именно в гармонии человека и окружающей среды Тургенев видит основу всей жизни, а в детях — будущее. Писатель подчеркивает, насколько важно с малолетства взращивать в детях любовь к труду, любовь к ближнему, говорит о важности коллективной работы и взаимовыручки. И все это на фоне бережного отношения к природе.
  • Отдельной строкой можно выделить тему народных верований , примет и нечистой силы. Автор подчеркивает то, насколько твердо в сознании деревенских жителей сидит убеждение в существовании сверхъестественного. Однако на общем фоне выделяется прагматично настроенный Павлуша. Несмотря на то, что он ясно слышал голос водяного, обращенный к нему самому, мальчик уверенно заявлял о своих позициях фаталиста.
  • Гармоничное взаимодействие человека и природы является и проблемой рассказа «Бежин луг». Также можно выделить проблему детской души, детской психологии и мировоззрения. Автор пытался побудить читателей относиться с любовью и нежностью к крестьянским детям, задуматься об их дальнейшей судьбе на примере Павла. Через образы пятерых ребятишек Тургенев показал, как тонко простые крестьянские мальчишки могут чувствовать природу, бережно обходиться с ее дарами, насколько богат их духовный мир.
  • Главная мысль

    Автор неочевидно рассуждает о крестьянском сословии, пробуждая интерес к простым людям как наиболее трудолюбивым, честным и открытым. Он указывает на тот факт, что они достойны не меньшего уважения, чем приверженцы других слоев населения. Ведь уважение и любовь должны быть спутниками жизни не по принципу происхождения, а в дар за заслуги, в этом и заключается смысл рассказа.

    Проводя много времени с крестьянами и их детьми, Тургенев убедился, насколько это выносливые и старательные люди, с малых лет привыкшие к труду и выполнению своих обязанностей, насколько душевными и глубокими людьми могут оказаться некоторые их них. Эту мысль и старался донести автор до своих читателей.

    Основная идея рассказа – это писательский посыл об ответственности за свою жизнь и отсутствии уныния. Ведь, невзирая на все тяготы крестьянской жизни, эти пять ребятишек находили свои радости. Выгонять табун лошадей на ночь в поле для них было своего рода приключением. Разговоры о нечистой силе сближали мальчиков, не давая думать об усталости. А возможность оказаться на лоне матушки-природы — для них самая значительная награда за труд.

    Чему учит?

    Рассказ учит созиданию чувства любви и уважения к природе, способности понимать и оберегать ее. Важным аспектом этого является то, что сама природа уравнивает всех людей, не разделяя их на сословия. Воспитание в себе уважительного отношения к людям является залогом счастливой и гармоничной жизни. При этом она может быть полноценной и без основных материальных благ. Для принятия этой мысли автор намекает нам о важности обретения в себе способности замечать красоту и радость в мелочах. Это и есть вывод, который можно сделать из чтения данной книги.

    Также мораль рассказа заключается в том, что природа и труд сближают людей и делают их внутренний мир богаче. Герои – еще совсем дети, но уже рассуждают о таких серьезных предметах, как судьба. Значит, для полноценного развития человеку достаточно ответственного труда и возможности постигать красоту через общение с природой.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!