Особенности организации культурно-досуговой деятельности населения в домах культуры. Клуб молодых специалистов Организация досуга населения

Календарный план составляется на основе годового и перспективного и дорабатывается с учетом наблюдений за детьми в группе и их оценки, а также обсуждений и бесед с родителями. Он пишется на каждый день или на неделю и включает различные виды деятельности на этапах ознакомления, освоения и закрепления, практического применения знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация. Частые ошибки при планировании.

Вопрос планирования постоянно интересует педагогов-дошкольников. Ведь планирование педагогического процесса в группе - дело довольно сложное, требующее от воспитателя соответствующей подготовки, знания закономерностей психофизиологического развития детей, программы воспитания и обучения в детском саду, методов и приемов общения и воспитания.

Эффективность образовательного процесса в ДОУ во многом зависит от качества его планирования. Попробуем разобраться, какие планы сегодня существуют, как бороться с недостатками в осуществлении планирования и какой все-таки план нужен сегодня дошкольному образовательному учреждению?

Прежде всего определимся, что планирование - это «изучение будущего и набросок плана действия», центральное звено любой деятельности, оно включает постановку целей, разработку правил и последовательности действий, предвидение и прогнозирование результатов.

Планирование - основа содержания воспитательно-образовательной работы в ДОУ.

Планирование позволяет устранить отрицательный эффект неопределенности, сосредоточить внимание на главных задачах, добиться экономичного функционирования и облегчить контроль. Планирование связано с предупреждением ошибок - с одной стороны, и с необходимостью использования всех возможностей - с другой.

План - это условие целеустремленности и организованности труда воспитателя, защита от самотека, от плена мелких текущих дел, однобокости и пропуска каких-то существенных задач развития.

План - это прежде всего целеполагание. Планирование помогает воспитателю равномерно распределить программный материал в течение года, своевременно закрепить его, избежать перегрузки, спешки. План помогает заранее предусмотреть и обдумать методы, приемы, цель воспитания и обучения. Благодаря наличию плана воспитатель знает, что он сегодня будет делать и как, какие пособия и атрибуты будут использованы.

Правильно составленный план работы вносит ясность, предсказывает трудности, экономит время, повышает ответственность, облегчает работу. План - не просто отчетный документ, главное в нем - рабочая ценность, заблаговременный преднамеренный подбор содержания и форм предстоящей работы с детьми, четкие ориентиры в использовании служебного времени.

Совершенствование планирования образовательного процесса необходимо в современном детском саду.

План - это не формальность, а необходимое условие успешной работы с детьми, в плане главное не схема, форма, а содержание. Необходимым условием успешного планирования является твердое знание программы. Но знание программы не является единственным условием успешного планирования. Воспитатель должен хорошо знать детей своей группы, изучать каждого ребенка в динамике его развития.

Успешно спланировать работу воспитателю помогут также методические пособия, рекомендации, полученные на педсовете, методическом объединении, курсах и прочее.

Календарный план составляется на основе годового и перспективного и дорабатывается с учетом наблюдений за детьми в группе и их оценки, а также обсуждений и бесед с родителями. Он пишется на каждый день или на неделю и включает различные виды деятельности на этапах ознакомления, освоения и закрепления, практического применения знаний. Планирование ведется на основе программы и, хотя не отрицает ведущей роли взрослого, во многом определяется интересами и потребностями детей, вытекает из ежедневных наблюдений всего персонала, текущего контроля, рождается в диалоге с родителями. Благодаря такому характеру планирования реализуется дифференцированный и индивидуальный подход к каждому ребенку.

Наиболее встречаемые недостатки и ошибки в календарных планах:

случаи отсутствия у воспитателей планов работы, а ведь это основной документ воспитателя;

вместо планов предоставлена циклограмма работы на месяц или на неделю;

перегруженность (недогруженность) планов;

Отсутствие дат;

расписана организованная деятельность (занятия в детском саду), а про совместную и самостоятельную деятельность нет даже упоминания;

отсутствие взаимосвязи разных видов деятельности (игра-труд-обучение);

пропуск или нерегулярность какого-либо раздела программы;

календарные планы представлены в виде перспективных;

нет указаний, в какие режимные моменты что и кем проводится;

нет сноски на литературу, страницу;

не прописывается индивидуальная работа с детьми.

По таким планам непонятно, кто, что и в какой день проводит, осуществлять контроль невозможно, системы планирования тоже нет. В общем, как ни крути, а планирование должно быть конкретным, чтобы было ясно, что воспитатель проводит. Чтобы воспитатели чувствовали ответственность за каждое мероприятие, которое они запланировали.

На сайте "Народная Экспертиза".

Сельские клубы масштабно начали появляться в российских деревнях и селах в послевоенный период. В то время организация помещения клуба соответствовала основным запросам населения для проведения досуга: большая танцплощадка, сцена для выступлений, кинобудка для просмотра фильмов и большое количество сколоченных в ряды откидных кресел - в дни танцев и массовых гуляний эти кресла расставляли по периметру помещения, а в моменты концертов, показа фильмов или партийно-народных заседаний их составляли в стройные ряды, дабы все присутствующие могли наблюдать за выступлениями на сцене. Из этого назначения вытекала и типичная архитектура здания - одноэтажный домик прямоугольной формы с входом по центру.

В таком виде большинство сельских клубов просуществовало вплоть до распада Советского Союза, да и в последующие двадцать лет не претерпело никаких кардинальных изменений. В один из таких клубов ходил в детстве и автор этих строк, и было это уже в 2000-х. Кинобудка, правда, уже в то время не работала, по субботам из полуживого магнитофона раздавались звуки музыки, призванные организовать "дискотеку", а сельская молодежь использовала клуб в качестве "перевалочного пункта" - всё основное "движение" происходило за зданием клуба, и характеризовалось оно одним ёмким словом: "Побухать ".


Современные реалии

Практически в таком же виде большинство сельских клубов существует и сейчас. В большинстве своем они носят статус "бюрократической отписки": раз в селе есть клуб, значит в нем есть "социально-культурные объекты для населения". Соответственно, участие государства в жизни современных сельских жителей (и в первую очередь молодежи) имеет место быть. Но так ли это на практике?

Да, клубы в деревнях и селах работают. Сотрудники этих домов культуры получают зарплаты, а вместе с ними и обязательства проводить культурно-массовые мероприятия для населения. Не будем кривить душой и обманывать себя - по большей степени это делается для галочки, но не для реального вклада в культурное развитие населения. Молодежь сейчас увлечена совершенно другими интересами, и её не затащишь в помещение с деревянным полом и музыкальным центром, даже если в нем проведен "евроремонт", чем так любят бравировать главы районов и сельских поселений. Более взрослое поколение тоже сидит по домам - концерты и кинопоказы давно перешли из кинобудок в экраны телевизоров. Интереса и мотивации "сходить вечером в клуб" нет ни у молодых, ни у старых. Единственные завсегдатаи этих "домов культуры" - подвыпившие селяне, для которых клуб - место, где можно погреться (зимой).

Между тем сельский клуб по прежнему остается практически единственным вариантом культурно-массового досуга в сельской местности. Более того, он может и должен являться площадкой не просто для культурного и современного отдыха, но и базой для формирования самосознания местного населения. Просто необходимо кардинально пересмотреть формат подачи и организации досуга. И сейчас, когда Губернатор Белгородской области говорит о "курсе на деурбанизацию" и привлечении молодежи в сельские территории, вопрос организации культурно-досугового отдыха в сельских поселениях должен стоять одним из ключевых приоритетов, наравне с обеспечением сельской молодежи жильем и рабочими местами.

Запросы сельской молодежи

Чего хочет сельская молодежь? Возможно, ответ покажется странным - но она хочет того же, чего и городская. И первоочередное желание - коммуникации со сверстниками. Посредством танцев, совместных игр либо же распития алкогольных напитков и драк происходят эти коммуникации - это уже, как раз, вопрос социально-культурный. Зависит он от среды и от того, что эта среда молодежи дает. Если у городской молодежи есть такие варианты вечернего досуга, как сходить в кино либо посидеть с друзьями в кафе-пиццерии, то для сельской варианты менее прозаичны - сидеть дома либо идти "за клуб".

Задача "возрождения" социально-культурной роли сельского клуба состоит в том, чтобы по возможности максимально перенести реалии городского досуга на тело сельского клуба. Вычеркнуть из программы то, что является атавизмом, пережитком прошлого. Например - дискотеки. Дискотека в сельском клубе - это от силы человек десять, девять из которых пьяны. С учетом текущего количества населения в деревнях и селах, сама идея сельских дискотек изжила себя. Молодежи нужно как можно больше сверстников вокруг. Сейчас дискотеки сосредоточились в районных центрах. Опять же, реалии XXI века - у значительного количества молодых людей есть автомобили. По крайней мере один на компанию из 3-4-х человек находится. Пусть даже отцовский. И эта компания лучше проедет 10-15 километров до райцентра, где на дискотеку собралось человек сто, чем останется сидеть в сельском клубе, где народу едва ли наберется с десяток. В сельских клубах дискотеки не нужны.

А что же нужно? Совместный просмотр кинофильмов я уже отметал выше - во-первых, телевизоры есть практически у каждого, во-вторых, оборудование для просмотра фильмов есть далеко не в каждом клубе и, в-третьих, в эпоху авторских прав коллективный просмотр киноновинок может влететь в копеечку для заведения. То есть танцы и фильмы мы отметаем. Что остается?

Остается вернуться к изначальному смыслу английского слова "клуб" (club) - место встречи людей с едиными интересами (деловыми, познавательными, развивающими, развлекательными), носящими культурно-развлекательный характер . Идеальным современным примером такой организации населения являются набирающие популярность в молодежной среде "антикафе", где пространство организовано таким образом, что человеку (компании) предоставлен широкий выбор вариантов проведения культурного досуга в приятной обстановке.

Почему в Белгороде так популярны кофейни? Неужели потому, что выросло целое поколение "гурманов и ценителей" настоящего вкуса кофе? Отнюдь. Кофейни и антикафе стали интересным и популярным местом проведение совместного культурного досуга, это и есть "клубы" XXI века. Поэтому - да, если утрированно - сельский клуб должен взять за основу своего устройства модель современных "антикафе".

Организация пространства клуба

Итак, основная цель, которую мы ставим перед помещением "современного клуба" - комфортное размещение населения для проведения досуга. Какую задачу должно решать это помещение? Время работы клуба - вечер. К этому моменту школьники заканчивают обучение в школе, взрослые возвращаются с работы. Самая первая целевая аудитория - это молодежь. Клуб должен предлагать этой категории населения достойную альтернативу прозибанию перед экранами телевизоров или бесцельному блужданию по подворотням.

В основном зале нашего клуба должны разместиться кресла (диваны) с журнальными столиками между ними. Вокруг одного такого столика смогут собраться до шести человек. Здесь компания может поиграть в настольные игры ("мафия", "элиас", "активити", "свинтус", "монополия", даже классические шахматы - сейчас тысяча их, и они являются достойной заменой алкогольному застолью - проверенно на собственном опыте многократно!), почитать книги-журналы, посмотреть видео с ноутбука - я пересказываю вам всё то, чем молодежь занимается в городских заведениях подобного формата.

Рядом с основным залом расположена детская игровая комната. Она может быть отделена от основного зала прозрачной перегородкой по типу пластиковых окон - с одной стороны, детский шум и визг не проникает в основное помещение и не отвлекает взрослых, с другой стороны родители всегда видят, чем занимаются их ребятишки.

Обязательно в клубе наличие туалета (да, сейчас их в подавляющем большинстве случаев нет). Во-первых, дети - это дети. Во-вторых... хм, да неужели в 2014-м году еще нужно приводить аргументы в пользу наличия туалета в общественном заведении?!.

Рядом с детской комнатой и туалетом должна быть небольшая комната-"кухня", как я её назвал. Здесь, опять же, принцип "антикафе" - любой желающий может налить себе чашку чая и перекусить печеньем. Люди могут приносить сюда пакетики чая из дома и что-нибудь сладкое. Соглашусь, что первое время это будет чем-то диковинным и отчасти немыслимым - но сознание людей способно меняться под влиянием примера окружающих (меняться как в хорошую сторону, так и в плохую). Людям нужно показать, что это - реально, что это так же естественно, как принимать гостей у себя в доме, как пить чай у себя на кухне. В деревнях практически все друг друга знают - просто за отсутствием консолидирующих моментов все привыкли жить разобщенно, по принципу "моя хата с краю". Совместное проведение досуга, совместная покупка чая для вечерних посиделок - это ли не шаг в сторону формирования "солидарного общества"?

В помещении клуба должен быть кабинет заведующего. Ведь работа заведующего - это не только "открыть клуб, включить музыку, выключить музыку, закрыть клуб". Это еще и отчеты (куда без них!), планирование работы, прочее, прочее.

Техническое помещение - это комната для коммуникаций. Счетчики воды, света. Система отопления. По площади (да и по структуре) помещение сельского клуба должно быть похоже на большой и уютный жилой дом - в соответствии с этим должны быть обеспечены и все коммуникации.

Еще одну комнату на схеме ниже я назвал "конференц-зал". За громким иностранным словом скрывается помещение, суть которого - большой стол и стулья вокруг. Здесь можно собраться большой компанией для какой-либо дискуссии, презентации, совещания, да и просто задушевного разговора за чашкой чая. Днем здесь могут проходить мастер-классы (или, говоря родным языком, "творческие кружки"), вечером - собираться компании старшей возрастной категории. Играть в домино или обсуждать последние деревенские новости за посиделками - и не отвлекаться на шум из соседнего зала.

Схематично всё вышеописанное выглядит так:


Главный мотив "нового сельского клуба" - собрать людей под одной крышей, предоставить им комфортное место для общения и проведения досуга, позволить им почувствовать себя "как дома". Это площадка, призванная вернуть людям в селах то, что утрачено уже не одно десятилетие - чувство единства, общности. Это не формальная "отписка" об успешной работе социально-культурного кластера на селе - это источник культуры и среда комфортного развития социума.

Организация досуга населения

Основа успешного функционирования подобного заведения, особенно на первых порах, когда это будет "в диковинку" для большинства посетителей - четкое регламентирование правил поведения и осознание меры ответственности каждого посетителя за помещение. Нет больше принципа "Всё вокруг колхозное - всё вокруг моё", и если ты что-то поломал или украл, то понесешь соответствующую материальную или уголовную ответственность. Пришел в заведение с паспортом, распишись у заведующего, что "С правилами поведения ознакомлен, меру ответственности сознаю" - а далее пользуйся всей "инфраструктурой" на здоровье.

А теперь давайте рассмотрим схему функционирования "нового сельского клуба" на конкретном, пусть и гипотетическом примере.

Я - молодой специалист, который переехал в сельскую местность со своей семьей. В плане жилья сейчас в Белгородской области существует несколько хороших программ для молодых семей, поэтому будем считать, что жильем мы обеспечены. В плане трудоустройства на селе тоже работает ряд областных программ, на крайний случай считаем, что супруга работает в социальной сфере, а я развиваю собственный бизнес по программе поддержки малого предпринимательства. На территории сельского поселения есть и детский сад, и школа - пока родители работают, дети тоже при деле.

Вечер. Работа окончена. Домашние хлопоты тоже разрешены. Возникает вопрос о досуге. Придя в сельский клуб мы встречаемся с друзьями - скажем, семьей моего одноклассника, который тоже живет в этом селе. Взрослые, то есть мы, садимся за один из столиков и общаемся на интересующие нас темы, а маленьких детей можно отправить развлекаться в детскую комнату. Я четко знаю, что у ребенка здесь есть развлечения не хуже, чем в белгородских заведениях вроде "Лукоморья" или игровой зоны в каком-нибудь "Мега-Гринне". В помещении есть Wi-Fi (Ростелеком, насколько я знаю, в настоящее время проводит высокоскоростной Интернет во все населенные пункты области - по крайней мере в моей деревне Интернет уже года полтора, как появился), и я по привычке обновляю ленту новостей в какой-нибудь из социальных сетей. А, может быть, даже и пишу какой-нибудь пост в блог.

Я могу встать и заварить себе чашку чая (конечно же принес с собой целую упаковку, да еще и с печеньем!). За соседним столиком сидят мальчишки постарше и что-то рисуют в своих раскрасках. В соседнем "конференц-зале" водитель школьного автобуса о чем-то бурно дискутирует с компанией друзей. Тем не менее, я могу быть спокоен за уши окружающих детей - в клубе четко действует правило трех НЕ: не пить, не курить и не материться.

И, главное, мы все не чувствуем ущербности в том, что это - сельский клуб. В эпоху глобализации границы просто обязаны стираться, и по-хорошему не должно быть разницы, сидим ли мы в сельском клубе или каком-либо заведении областного центра.

Да, я не считаю всё вышеописанное утопией. Это все может быть реальностью. Главное - захотеть.

Цена вопроса

По моим приблизительным расчетам, даже если строить такой клуб "с нуля", то общая смета не превысит семи миллионов рублей. Строительство одноэтажной "коробки" площадью до 250 кв. м обойдется в сумму до 4-х миллионов, еще около трех потребуется вложить во "внутреннее содержание" клуба. В таком помещении смогут комфортно разместиться до 50-ти человек единовременно.

С коммерческой точки зрения эти деньги невозможно будет "отбить". Однако социальная сфера - не то поле, на котором растут деньги. Здесь произрастает куда более важное со стратегической точки зрения зерно - культура общества, его консолидирующая идея, потенциал для реализации роста и развития людей.

Как реалист, я не вижу скорой реализации вышеописанного мною проекта в самом ближайшем времени. Однако посчитал своим долгом изложить своё видение ситуации. Как знать, может быть не сейчас, но через пять, десять лет сфера социально-культурной жизни в сельских поселениях выйдет на качественно новый уровень, которого требуют меняющиеся реалии нашего мира. Я верю, что когда-нибудь система перейдет от слов к делу, и заявленный процесс "деурбанизации" в нашем регионе затронет не только финансово-материальные аспекты жизни, но и духовно-нравственные. Когда-нибудь мы его построим.

Культурно-досуговая деятельность

в условиях модернизации клубных учреждений

Анализ показывает, что процесс модернизации КДУ вызвал к жизни востребованные населением позитивные изменения в социокультурной сфере. И примеров тому – уже немало.

Так, в Атнарском центральном сельском Доме культуры Красночетай­ского района, руководимом Геннадием Шуськиным, в рамках модернизации выполнен большой объем работы: произведен капитальный ремонт здания и помещений, обнов­лено оборудование, облагорожена прилегающая территория.

Несомненно, большая роль в культурно-досуговой работе принадлежит действующим в этом сельском Доме культуры 12 клубным формированиям. В них участвуют 165 человек. Творческих коллективов из общего числа – 9, в них участвуют 123 человека.

В 2010 году этим сельским Домом культуры проведено 370 культурно-досуговых мероприятий, из них для детей до 14 лет – 60. Из общего числа на платной основе проведено 88 культурно-досуговых мероприятий, их посетили 2600 человек.

То же можно сказать и о работе Чуманкасинского сель­ского Дома куль­туры Моргаушского района. Еще в начале года состоялось орга­низационно-методическое посещение этого сельского Дома культуры специа­листами Мин­культуры республики и Дома народного творчества. Ими был сделан вывод о том, что работники Дома культуры во главе с директором Светланой Беловой в тесном сотрудничестве с руководством поселения и рай­она выполнили большой объем работ по капитальному ремонту здания и внут­ренней отделке помещений.

Культурно-досуговую деятельность Дома культуры обеспечивают 2 твор­ческих работника. Один из них имеет высшее, другой – среднее профессио­нальное образование. В 2010 году в Чуманкасинском сельском Доме культуры проведено 75 культурно-досуговых мероприятий, из них для детей до 14 лет – 28. На платной основе проведено 21 культурно-досуговое мероприятие, их по­сетили 257 человек. Для детей проведено три платных мероприятия, которые посетили 74 чел.


В работе КДУ, конечно же, большая роль принадлежит дейст­вующим в Чуманкасинском сельском Доме культуры 15 клубным формирова­ниям. В них участвуют 126 человек. В учреждении действуют 4 клубных фор­мирования для детей до 14 лет. Творческих коллективов из общего числа – 7, в них участвуют 67 человек.

Заметные позитивные перемены произошли и в работе Большешигаев­ского центрального сельского Дома культуры Большешигаев­ского сельского поселения Мариинско-Посадского района. Здесь также выполнена объемная работа по ка­питальному ремонту здания Дома культуры и отделке его помеще­ний.

В настоящее время в сельском Доме культуры – 12 клубных формиро­ваний. В их деятельности участвуют 165 человек. В учреждении действуют 7 клубных формирований для детей до 14 лет. Творческих коллективов из об­щего числа – 9, в них участвуют 85 человек.

Культурно-досуговую деятельность Дома культуры обеспечивают 5 твор­ческих работников. Один из них имеет высшее образование , остальные про­фессионального образования не имеют. В 2010 году здесь проведено 213 куль­турно-досуговых мероприятий, из них для детей до 14 лет – проведен­ное специалистами КДУ платное мероприятие посетили 5 тыс. человек.

Примером позитивного развития служит и Чувашско-Сорминский куль­турно-досуговый центр Аликовского района. В истекшем году здесь подготов­лено и проведено 175 культурно-досуговых мероприятий. Однако в данном клубном учреждении предстоит целенаправленно внедрять в практику прове­дение мероприятий на платной основе.

Лишь положительно характеризуется населением также работа Куль­турно-спортивного комплекса Опытного сельского поселения Цивильского района, Большешемердянского сельского Дома культуры Большешемердян­ского сельского поселения Ядринского района и двух культурно-досуговых уч­реждений Янтиковского района: Новобуяновского сельского Дома куль­туры Новобуяновского сельского поселения и Муниципального учреждения куль­туры «Янтиковский районный культурно-досуговый центр ».

Особую актуальность в ходе модернизации и создания в сельских посе­лениях базовых клубных учреждений приобретает работа по отслеживанию и анализу состояния дел в культурно-досуговой деятельности на местах. При этом важным ее фактором является опора на результаты мониторинговых ис­следований и данные объективного учета. Исходя из этого, в январе 2010 г. Чувашским республиканским Домом народного творчества осуществлен прием документов годовой отчетности культурно-досуговых учреждений за 2009 год. В соответствии с установленным графиком получены и систематизированы от­четы из всех районов и городов республики.

Фиксация итогов деятельности данных учета и отчетности культурно-до­суговых учреждений республики за 2009 год сделала возможным создание ин­формационной базы данных , как для контроля, так и для принятия после­дующих организационных и методических решений. Результаты работы спе­циалистов Чувашского республиканского Дома народного творчества в отчет­ный период изложены в итоговом аналитическом материале об объективной ситуации в культурно-досуговой сфере республики «Клуб и народное творче­ство Чувашии в 2009 году».

Итоги деятельности клубных учреждений республики в 2009 г. рассмот­рены на Республиканском семинаре-практикуме директоров муниципальных и межпоселенческих культурно-досуговых учреждений, проведенном в марте 2010 г. в рамках реализации Чувашским республиканским Домом народного творчества совместно с факультетом дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) Чувашского государственного инсти­тута культуры и искусств долгосрочной Программы повышения управленче­ской компетентности руководителей и специалистов муниципальных куль­турно-досуговых учреждений на годы.

С участниками семинара встретились специалисты Минкультуры Чува­шии и ЧРДНТ. Были обсуждены актуальные вопросы обеспечения пропаганды и популяризации Послания первого Президента Чувашии Гос­совету республики «Чувашия - из будущего и для будущего», итоги развития отрасли, в том числе – культурно-досуговой деятельности, в 2009 году и за­дачи на 2010 год, а также проблемы формирования перечня культурно-досуго­вых услуг, оказываемых населению на платной и бесплатной основе, и сохра­нения традиционных культур народов, населяющих Чувашию.

В завершение творческой учебы директора муниципальных и межпосе­ленческих КДУ посетили г. Алатырь. Здесь они ознакомились с историко-культурным наследием города и приняли участие в показательном мероприя­тии Республиканского (в рамках Всероссийского) фестиваля народного твор­чества «Салют Победы», посвященного 65-летитю Победы в Великой Отечест­венной войне г. г.

В целях пропаганды культурно-досуговыми средствами исторического значения Победы в Великой Отечественной войне, создания и обогащения ре­пертуара клубных учреждений произведениями гражданской и героико-пат­риотической тематики, а также совершенствования работы, направленной на укрепление нравственных устоев общества, внедрение новых форм и методов патриотического воспитания, развитие массовости и повышение исполнитель­ского мастерства клубных формирований, в рамках фестиваля народного твор­чества «Салют Победы» с января по май 2010 г. Чувашским республиканским Домом народного творчества организован и проведен Республиканский смотр-конкурс агиткультбригад и передвижных клубных учреждений «Подвиг Сол­дата – в наших сердцах!». Смотр-конкурс проходил в III этапа:

На I этапе (январь-февраль 2010 г.) состоялись районные и городские смотры-конкурсы агиткультбригад и передвижных клубных учреждений «Под­виг Солдата – в наших сердцах!». Организация и подведение итогов I этапа смотра-конкурса производились конкурсными комиссиями, созданными при администрациях муниципальных территорий.

В результате обсуждения темы, членами совета – специалистами Рес­публиканского Дома народного творчества сделан вывод: культурно-досуговая работа с детьми, подростками и молодежью в Цивильском районе ведется сис­темно, целенаправленно активизируются востребованные формы досуговой работы по гражданскому и патриотическому воспитанию подрастающего поко­ления, формированию и развитию у молодежи культуры здорового образа жизни. В молодежной среде получает развитие волонтерское движение. Ак­тивно проходят в районе молодежные экологические акции. С октября 2009 года реализуется молодежный социальный проект «Школа молодых лидеров Цивильского района», развивается инфраструктура летнего отдыха детей. В рамках выполнения Республиканской целевой программы «Молодежь Чуваш­ской Республики: гг.» осуществляется социальный проект «Моло­дежное правительство Цивильского района», в составе которого - 17 предста­вителей молодежи.

В районе функционируют 3 пришкольных профильных лагеря военно-спортивной и военно-патриотической направленности, в работе которых уча­ствуют 70 детей и подростков. Их показательное выступление стало для участ­ников заседания наглядным свидетельством востребованности и эффективно­сти совместной работы учреждений культуры и образования с детьми, подро­стками и молодежью.

Следующее выездное заседание Координационно-методического совета Чувашского республиканского Дома народного творчества на тему: «Матери­ально-технический ресурс базовых клубных учреждений и инновации в куль­турно-досуговой деятельности» состоялось во II квартале в Муниципаль­ном культурно-досуговом центре Комсомольского района. На нем рассмотрен со­временный опыт работы базовых клубных учреждений на примере Вурнар­ского, Ибресинского и Комсомольского районов.

Программу учебно-методического мероприятия, в котором приняли уча­стие 75 руководителей и специалистов базовых клубных учреждений респуб­лики, предварила их поездка в Чичканское сельское поселение района. Здесь участники заседания посетили и ознакомились с деятельностью Чурачикского социально-культурного центра, прошедшего этап модернизации одним из пер­вых в республике. Об опыте решения базовым клубным учреждением социо­культурных задач в современных социально-экономических условиях гостям рассказали глава Чичканского сельского поселения Юрий Лукиянов и дирек­тор КДУ Елена Шуряшкина. Важные аспекты современного развития куль­турно-досуговых учреждений на селе на примере Чурачикского социально-культурного центра затронул в своем выступлении заведующий сектором куль­туры администрации Комсомольского района Василий Васильев. Впечатления от увиденного и услышанного в Чурачиках стали импульсом для последующего делового разговора клубных специалистов на пленарном заседании. С подроб­ной информацией об опыте работы базовых клубных учреждений своих терри­торий в ходе него выступили директора муниципальных культурно-досуговых центров Ибресинского, Вурнарского и Комсомольского районов Людмила Константинова, Инна Шашкова и Галина Бормотина. В ходе обсуждения вы­ступлений коллег, участники заседания обменялись опытом модернизации клубных учреждений. Состоялся заинтересованный разговор по вопросам ор­ганизации ремонтных работ , материально-технического обеспечения, привле­чения финансовых ресурсов, организации платных мероприятий в базовых клубных учреждениях.

В мае 2010 года коллегией Минкультуры Чувашии был рассмотрен во­прос: «О работе муниципальных культурно-досуговых учреждений республики по формированию перечня услуг, оказываемых населению на платной и бес­плат­ной основе и ведение билетного хозяйства». В соответствии с ее рекомен­да­циями Республиканским Домом народного творчества обобщен опыт работы клубных учреждений по нормативному регулированию оказания платных услуг населению. Примером для обобщения послужила реализация культурно-досу­говых запросов и предпочтений жителей Аликовского и Порецкого районов.

В материале содержится анализ состояния дел по нормативному сопро­вождению клубной работы в названных районах. Здесь же приведены решения и постановления органов местного самоуправления по вопросам регулирова­ния платных услуг КДУ, положения о платных услугах и социально-творче­ском заказе , перечни бесплатных и платных культурно-досуговых услуг, пре­доставляемых населению учреждениями культуры, а также прейскуранты на платные услуги.

Анализ современного опыта культурно-досуговой деятельности в респуб­лике показывает, что еще не во всех муниципальных территориях республики создана система нормативного регулирования культурно-досуговых услуг, ока­зываемых населению на бесплатной и платной основе, а также ведению би­летного хозяйства. Поэтому обобщенный ЧРДНТ опыт работы клубных учре­ждений Аликовского и Порецкого районов в этом направлении стал примером для совершенствования нормативной базы культурно-досуговой деятельности в республике.

Вопросы формирования спектра современных культурно-досуговых ус­луг, оказываемых населению на платной и бесплатной основе, а также исполь­зование в клубной работе туристических методик на примере Мариинско-По­садского района в сентябре 2010 г. рассмотрены на очередном выездном засе­дании Координационно-методического совета Чувашского республиканского Дома народного творчества, проведенного на базе Мариинско-Посадского районного Дома культуры.

В заседании приняли участие руководители и ведущие специалисты клубных учреждений Батыревского, Вурнарского, Ибресинского, Канашского, Комсомольского, Мариинско-Посадского, Моргаушского, Порецкого, Ци­вильского, Шемуршинского, Шумерлинского, Ядринского, Яльчикского рай­онов и города Чебоксары.

Итогом заседания стало решение о наращивании процесса обучения и переподготовки специалистов культурно-досуговых учреждений по вопросам внедрения платных услуг. Важным признано также изучение и распростране­ние опыта работы по формированию перечня современных услуг, оказываемых КДУ населению на платной и бесплатной основе, работе по организации тури­стической деятельности и в других сельских территориях.

Федеральным Законом «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия в сфере культуры пе­реданы органам местного самоуправления, и им, как показывает практика, требуется организационная поддержка и методическая помощь в исполнении названных полномочий, в том числе и в ходе совместной реализации Указа Президента Чувашии № 97 от 9 ноября 2007 г. «О мерах по развитию сельских учреждений культуры в Чувашской Республике».

Исходя из этого, Домом народного творчества в 2010 г. разработаны и распространены методический материал «Типология способов хозяйствования в учреждениях культуры клубного типа», и рекомендации по проведению мо­ниторинга «Культурно-досуговые потребности сельских жителей».

На основе результатов мониторинга «Культурно-досуговые потребности сельских жителей», проведенного с использованием рекомендаций ЧРДНТ в Вурнарском районе, специалистами Дома народного творчества разработана и распространена информационно-аналитическая справка. Материал содержит основные цифровые показатели и выводы, полученные в ходе мониторинга, осуществленного во исполнение Постановления коллегии Минкультуры Чу­вашии от 01.01.01 года № 8 «О работе муниципальных культурно-досуго­вых учреждений по формированию перечня услуг, оказываемых населению на платной и бесплатной основе, и ведению билетного хозяйства».

В целях совершенствования работы клубных учреждений сельских посе­лений, а также для получения объективной информации о культурно-досуго­вых потребностях и запросах населения Вурнарского района, в рамках мони­торинга осуществлен опрос.

Анкетирование проведено в течение месяца – с 22 сентября по 22 ок­тября 2010 года - в 10 сельских поселениях Вурнарского района: Большетор­ханском, Большеяушском, Ершипосинском, Вурманкасинском, Малояушском, Янгорчинском, Кольцовском, Хирпосинском, Шинерском и Апнерском. В нем приняли участие 100 респондентов в возрасте от 15 до 65 лет. Из них 41 – мужчины, 59 - женщины. Большая часть респондентов имеет среднее специальное образование - 48 %, среднее образование имеют 31 %, высшее образование – 21 %.

На вопрос «Чем Вы чаще всего занимаетесь на досуге?» большинство респондентов (58%) отметили, что в свободное время посещают культурно-до­суговое учреждение, смотрят телевизор - 24 %. 12 % опрошенных жителей в свободное от работы и учёбы время предпочитает заниматься спортом, чте­нием художественной литературы , газет и журналов, а 6 % предпочитают про­гулки на свежем воздухе.

Анализ ответов, полученных на вопрос «Как часто Вы посещаете Дом культуры (сельский клуб)?» показал следующее: 52 % респондентов ответили, что они занимаются в любительских объединениях клубных учреждениях, по­этому 2-3 раза в неделю бывают в местном ДК, клубе, 22 % посещают КДУ периодически, а четверть опрошенных (25 %) посещают его только тогда, ко­гда проводятся «масштабные», по их мнению, мероприятия. И лишь 1 % рес­пондентов совершенно не интересуется культурно-досуговой деятельностью и не посещает клубное учреждение.

Ответы на следующий вопрос анкеты позволяют оценить роль Дома культуры (сельского клуба) в жизни населения Вурнарского района. Ответы таковы: 88 % респондентов считают, что Дом культуры (сельский клуб) делает жизнь разнообразнее, интереснее, и без них она была бы скучной и серой. 9 % считают, что в необходимых случаях можно отдохнуть и посетить инте­ресное культурно-досуговое мероприятие, проводимое работниками клубного учреждения, а 3 % респондентов могут обойтись и без Дома культуры, так как ничего в жизни не изменится и без него.

Для большинства опрошенных жителей Вурнарского района, наиболее востребо­ванными культурно-досуговыми мероприятиями являются дискотеки (79 %), вечера, посвящённые календарным датам и праздникам (69 %), кон­церты кол­лективов народного творчества (64 %) и развлекательные шоу-про­граммы (62 %). Менее популярны среди сельских жителей района выставки (22 %), лите­ратурно-музыкальные вечера (22%), тематические вечера (18 %), фестивали (10 %). Менее всего востребовано сегодня в районе посещение и просмотр кино­фильмов в КДУ. Как показывают результаты опроса, 2 % жите­лей района во­все не интересуется тем, что происходит в клубном учреждении.

В то же время в подготовке культурно-досуговых мероприятий активно участвуют 42 % респондентов, 38% участвуют в них по просьбе работников культуры, а 17 % по тем или иным причинам не участвуют, но хотели бы. Лишь 3% опрошенных совершенно не изъявляют желания участвовать в клуб­ных мероприятиях.

Ответы респондентов на вопрос, «Какие, на Ваш взгляд, платные куль­турно-досуговые мероприятия востребованы населением Вашего поселка (села, деревни?)» представлены ниже в виде таблицы (в сравнении данных взрослого населения и детей до 14 лет):

взрослое население

дети до 14 лет

□- дискотеки – 8 %

□ - демонстрация кинофильмов - 0

□ - смотры-конкурсы – 25 %

□ - развлекательные шоу-программы – 8 %

□ – спектакли – 28 %

□ - театрализованные представления – 11 %

□ – концерты - 20 %

□- дискотеки -30 %

□ - демонстрация кинофильмов - 2 %

□ - смотры-конкурсы – 5 %

□ - развлекательные шоу-программы - 18 %

□ – спектакли – 10 %

□ - театрализованные представления – 19 %

□ – концерты – 16 %

Ответы на следующий вопрос анкеты позволили оценить удовлетворен­ность респондентов качеством предоставляемых клубными учреждениями ус­луг. 86 % - качеством услуг удовлетворены полностью, 14 % – не в полной мере, что связано с невысоким уровнем качества того или иного культурно-до­сугового мероприятия КДУ, отсутствием современной аппаратуры, компью­терной техники и опытных специалистов.

На вопрос «Хочется ли Вам чаще посещать клубные учреждения?»

75 % респондентов - жителей района ответили положительно, указав причиной посещения КДУ реже желаемого:

Финансовые затруднения – 19 %

Отсутствие свободного времени – 31 %

Опасаюсь криминальной обстановки – 3 %

Не позволяет здоровье – 3 %

Нет компании – 13 %

Другие причины, в том числе учёба – 6 %.

У 25 % респондентов нет особого желания чаще посещать клубные уч­реждения.

Результаты изучения показывают, что на сегодняшний день около 1/6 части жителей Вурнарского района не в полной мере удовлетворены качеством предоставляемых клубными учреждениями услуг. В целом же сельские жители удовлетворены работой КДУ (86 %). Они считают, что Дом культуры (сельский клуб) делает жизнь села, деревни разнообразнее и интереснее, и именно там можно с пользой провести свободное время, отдохнуть от житейских забот, посетив досуговое мероприятие. Следовательно, работники культурно-досуговых учреждений, используя разнообразные формы и методы работы с населе­нием, способствуют возрождению национальных художественно-творческих традиций и обрядов, выявлению и поддержке молодых дарований, развитию культуры республики.

Итоги мониторинга позволяют сделать вывод о том, что руководителям КДУ района необходимо системно решать следующие проблемы: переоснаще­ние учреждений современной техникой и аппаратурой, новыми музыкальными инструментами. В этой связи необходимо продолжить начатую модернизацию клубных учреждений, целенаправленно работать над приобретением музы­кального инструментария и сценических костюмов для творческих коллекти­вов; активизацией участия населения в культурной жизни, систематически приглашать с выступлениями творческие коллективы из соседних муници­пальных территорий и регионов. Важно также вести целенаправленную работу по привлечению в клубные формирования молодежь, молодые семьи и пожи­лых людей, расширяя спектр кружков любительских объединений и клубов по интересам.

Необходим также активный диалог работников культуры с представите­лями органов местного самоуправления, так как разъяснение своей профес­сиональной позиции позволит клубным специалистам более эффективно ре­шать вопросы развития культурно-досуговой деятельности на местах.

С целью получения объективной информации о работе КДУ, культурно-досуговых потребностях и предпочтениях граждан в муниципальных террито­риях, необходимо провести аналогичные мо­ниторинговые исследования и в других районах, городах, сельских поселениях республики.

В соответствии с Планом реализации Федеральной целевой программы «Культура России» на 2010 г. Государственным Российским Домом народного творчества в рамках VIII Всероссийского смотра информационной деятельно­сти домов (центров) народного творчества с 29 сентября по 3 октября 2010 г. в Москве проведен Всероссийский семинар-совещание, в котором принял уча­стие специалист ЧРДНТ. Согласно программе, в течение трех дней специалистами культуры страны рассмотрены следующие вопросы: «Издательское редактирование в современных условиях»; «PR-деятельность в социокультур­ной сфере: новые коммуникативные реалии и инновации»; «Мето­дика описания объектов нематериального культурного наследия»; «Искусство редактирова­ния изданий (печатных, электронных и т. д.) в сфере народного творчества и культурно-досуговой деятельности»; «О совершенствовании пра­вового положения и реформе финансирования государственных и муници­пальных учреждений». Проведены практические занятия по формированию реестра нематериального культурного наследия.

В завершение семинара оглашены итоги Всероссийского смотра инфор­мационной деятельности региональных домов и центров народного творчества, в ходе которого выступили рецензенты и члены жюри. Они ознакомили коллег с работой корпоративных информационных средств в сфере культуры. Состоя­лось также обсуждение проблем и перспектив развития информационной дея­тельности сети домов и центров народного творчества.

Чувашский республиканский Дом народного творчества по итогам пре­стижного смотра отмечен двумя наградами: дипломом лауреата - за сохранение традиционного песенного фольклора и издание сборника «Родные мои – кры­лья мои!» (составитель – Светлана Лаврентьева) и дипломом – за издание бук­лета «Родники, ах, родники!» к XVII Всероссийскому фестивалю народного творчества «Родники России» и VII Всероссийскому конкурсу мастеров деко­ративно-прикладного искусства «Русь мастеровая» (руководитель проекта Та­мара Шамсеева, ответственный за выпуск Лия Чернова).

Во втором полугодии 2010 г. Чувашский республиканский Дом народ­ного творчества продолжил работу по проведению выездных учебно-методиче­ских мероприятий.

Так, на базе Культурно-досугового центра Батыревского района в ок­тябре проведен выездной Республиканский семинар-практикум директоров муниципальных и межпоселенческих культурно-досуговых учреждений «Об опыте работы органов местного самоуправления Батыревского района по при­данию клубным учреждениям статуса юридического лица».

Участники семинара-совещания побывали и ознакомились с деятельно­стью муниципального учреждения культуры «Центр развития культуры и на­родного творчества Тойсинского сельского поселения», созданного на базе Староахпердинского сельского Дома культуры. В ходе методического посеще­ния КДУ района коллег интересовали вопросы, касающиеся работы по оказа­нию платных услуг, в том числе - в малонаселенных пунктах.

В ноябре проведено заседание Координационно-методического совета «О деятельности муниципальных (межпоселенческих) КДУ и информационно-методических служб культурно-досуговой деятельности Янтиковского, Канаш­ского и Цивильского районов по реализации Программы повышения управ­ленческой компетентности руководителей и специалистов культурно-досуго­вых учреждений». В нем приняли участие клубные специалисты Алатырского, Аликовского, Канашского, Цивильского, Чебоксарского, Урмарского и Ше­муршинского районов.

О деятельности муниципальных и межпоселенческих культурно-досуго­вых учреждений и их информационно-методических служб по реализации Программы повышения управленческой компетентности руководителей и спе­циалистов культурно-досуговых учреждений выступили специалисты Канаш­ского, Цивильского и Янтиковского районов.

В ходе обмена опытом обсуждены вопросы формирования годового плана районных семинарских занятий клубных специалистов, тематики учебно-методических мероприятий, методики их проведения.

Подводя итоги заседания, члены совета - специалисты Дома народного творчества заострили внимание коллег на том, что работа с кадрами - одна из наиболее сложных и трудных и многогранной деятельности руководителя. Для успешной деятельности он, прежде всего, должен учитывать индивидуальные характеристики, способности, мотивы поведения и трудовые стимулы каждого сотрудника.

Все ли делается на местах для того, чтобы помочь начинающим и моло­дым работникам культуры освоиться на рабочем месте? Увы, не всегда. Это приводит к тому, что, приходя работать в сельские дома культуры, молодые специалисты на протяжении долгого времени не могут правильно сориентиро­ваться и строить свою работу. Им недостает практических навыков решения вопросов организации труда, этики трудовых взаимоотношений и многого другого. Поэтому молодые специалисты, которым не хватает знаний и навыков работы с людьми, покидают сферу культуры и устраиваются на работу, порой, далекую от полученной ими специальности. В этом - одна из причин текуче­сти кадров КДУ. Потому главной целью руководителей и специалистов ин­формационно-методических служб культурно-досуговых учрежде­ний в работе с кадрами, по мнению участников Координационно-методического совета, должно стать опера­тивное определение роли и места работника в современном учреждении культуры. Координационно-методический совет рекомендовал коллегам системно проводить семинарские занятия с работниками культурно-досуговых учреждений, так как эта форма учебы является основной в работе по повышению профессиональной квалификации на муниципальном уровне. При этом подчеркивается необходимость включения в план учебно-методиче­ских мероприятий для клубных специалистов вопросов, связанных с организа­цией работы учреждений, являющихся прокатными площадками и филиалами базовых домов культуры, внедрения в практику выездных дней профессио­нальной учебы по обмену опытом работы базовых КДУ.

Нина Черепанова
Консультация для молодых специалистов дошкольного учреждения по ФЭМП

для выступления на методическом объединении для педагогов Завьяловского района по направлению «Познавательное развитие»

Н. Л. Черепанова Ст. воспитатель МАДОУ «Црр – Октябрьский д/с»

Теоретические основы формирования и развития математических представлений у дошкольников

Слайд 3 Детский сад – первая и очень ответственная ступень общей системы образования. Перед педагогами дошкольных учреждений и учеными в настоящее время стоит общая задача – совершенствование всей воспитательно-образовательной работы и улучшение подготовки детей к обучению в школе.

Слайд Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место.

Это вызвано целым радом причин : обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.

Преследуется главная цель : вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.

Слайд Формирование элементарных математических представлений - это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель – не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей

Слайд Какие же общедидактические принципы лежат в основе методики обучения ФЭМП ?

Слайд В основе методики обучения математическим знаниям лежат обще-дидактические принципы : систематичность, последовательность, постепенность, индивидуальный подход, научность, доступность, коррекционная направленность, непрерывное повторение материала.

Слайд С точки зрения Л. С. Выготского, понятие «математическое развитие дошкольников » является довольно сложным, комплексным и многоаспектным и состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий.

Слайд Из скольких разделов по ФЭМП состоит программа каждой возрастной группы?

Работа педагога должна обеспечивать усвоение детьми обобщенных, систематизированных знаний по всем разделам в объеме программы :

1 Количество и счет, 2 Величина, 3 Форма, 4 Ориентировка в пространстве, 5 Ориентировка во времени.

Слайд (Экспериментирование) Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений, связанных с ними логических операций.

В математической подготовке предусмотренной программой, большое внимание уделяется операциям с наглядным материалом, проведению измерений с помощью условных мерок, определению объема жидких и сыпучих тел, развитию глазомера ребят, их представлений о геометрических фигурах, о времени, формированию понимания пространственных отношений.

Слайд При организации детского экспериментирования стоит новая задача : показать детям различные возможности инструментов, помогающих познавать мир, например микроскопа.

Требуется довольно много материалов для детского экспериментирования, поэтому, если позволяют условия, желательно в детском саду для старших дошкольников выделить отдельную комнату для экспериментов с использованием технических средств

Слайд На занятиях по математике воспитатель осуществляет не только образовательные задачи, но и решает воспитательные. Педагог знакомит дошкольников с правилами поведения, воспитывает у них старательность, организованность, привычку к точности, сдержанность, настойчивость, целеустремленность, активное отношение к собственной деятельности.

Слайд Перечислите методы и приемы используемые на занятиях по ФЭМП

На занятиях по математике воспитатели используют различные методы (словесный, наглядный, практический, игровой) и

приемы (рассказ, беседа, описание, указание и объяснение, вопросы детям, ответы детей, образец, показ реальных предметов, картин, дидактические игры и упражнения, подвижные игры).

Современные требования к отбору содержания, средств, методов и приемов, стимулирующих активность и направленных на развитие детской самостоятельности им инициативности.

Слайд Большое место в работе с детьми всех возрастных групп занимают методы развивающего обучения. Это и систематизация предлагаемых им знаний, использование наглядных средств

Слайд Если педагоги сами подбирают наглядный материал, им при этом следует строго соблюдать требования, вытекающие из задач обучения и особенностей возраста детей. Эти требования следующие :

Достаточное количество предметов, используемых на занятии;

Разнообразие предметов по размерам (большие и маленькие) ;

Обыгрывание с детьми всех видов наглядности до занятия в разные отрезки времени, с тем, чтобы на занятии их привлекала только математическая сторона, а не игровая (при обыгрывании игрового материала нужно указать ребятам его назначение);

Динамичность ребята действуют с предложенном им предметом в соответствии с заданиями воспитателя, поэтому предмет должен быть прочным, устойчивым, чтобы его можно было переставить, перенести с места на место, взять в руки;

Художественное оформление.

Наглядный материал должен привлекать детей эстетически. Красивые пособия вызывают у ребят желание заниматься с ними, способствуют организованному проведению занятий и хорошему усвоению материала.

Слайд Повышение детской самостоятельности и познавательных интересов определяет более широкое применение в группе познавательной литературы (детских энциклопедий, рабочих тетрадей.

Наряду с художественной литературой в книжном уголке должна быть представлена справочная, познавательная литература, общие и тематические энциклопедии для дошкольников .

Воспитатель показывает детям, как из книги можно получить ответы на самые сложные и интересные вопросы. Хорошо иллюстрированная книга становится источником новых интересов дошкольника

Слайд Обучение математике в детском саду основывается на конкретных образах и представлениях. Эти конкретные представления подготавливают фундамент для формирования на их основе математических понятий.

Без обогащения чувственного познавательного опыта невозможно полноценное владение математическими знаниями и умениями

Слайд Математические способности относятся к познавательным (32) и тесно взаимосвязаны с познавательными процессами : сенсорными и интеллектуальными.

Сенсорные способности обусловливают непосредственное восприятие окружающего мира.

Интеллектуальные - обусловливают его осмысление.

Слайд Фото В основе сенсорных познавательных способностей лежит такой познавательный процесс, как восприятие, а в основе интеллектуальных познавательных способностей – мышление.

При этом остальные познавательные процессы (внимание, память, воображение) выступают в этой иерархии как условия активной и успешной реализации как первых, так и вторых.

Слайд Формы организации детской деятельности по развитию математических представлений

Коллективные формы :

Математический утренник,

Праздники, развлечения,

Викторина

Встречи с интересными людьми,

Экскурсии;

Индивидуальные формы :

Гувернёрство,

Репетиторство;

Индивидуально-групповые :

Кружковая работа,

Дифференцированное обучение,

Сюжетно-ролевые игры

Оформление выставок и т. д.

Слайд В ходе совместной математической деятельности педагога с детьми

оказывается помощь и педагогическая поддержка детям, плохо усваивающим математический материал, а также детям, проявляющим повышенный интерес к математике;

используются дидактические игры, компьютерные игры, коллекционирование, сюжетно-дидактические игры, экспериментирование и проектная деятельность.

В ходе самостоятельной деятельности дети занимаются в интеллектуально-математической среде, созданной в группе;

педагог наполняет среду играми и игровыми материалами в соответствии с запросами детей;

педагог создает условия для самостоятельного экспериментирования и развития познавательно- исследовательской деятельности детей.

Слайд Заключение

Мастерство воспитателя возбуждать, укреплять и развивать познавательные интересы ребенка в процессе его развития состоит из умения сделать содержание своего предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности - разнообразными, творческими, продуктивными.

Пусть дети не видят, что их чему-то обучают. Пусть думают, что они только играют. Но незаметно для себя, в процессе игры, дошкольники считают , складывают, вычитают, более того – решают разного рода логические задачи, формирующие определенные логические операции. Это детям интересно потому, что они любят играть.

Использованные информационные ресурсы

Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников : Вопросы теории и практики : Курс лекций для студ. дошк . факультетов высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 400с.

Щербакова Е. Н. Теория и методика математического развития дошкольников . – М.: Издательство Московского психолого- социального института; Воронеж : Издательство НПО «МОДЭК» , - 2005.-392с.

В. Ф. ПЕТРОВА Методика математического образования детей дошкольного возраста

http://rudocs.exdat.com/docs/index-9473.html?page=2

http://madan.org.il/node/5476 h

ttp://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%