О филармонии

Историческая справка о Чеченской государственной филармонии

Первая чеченская филармония, ставшая впоследствии настоящим музыкальным очагом в республике, зародилась в 1939 году.

В июле 1939 года впервые был организован симфонический оркестр под управлением преподавателя музыкального училища, талантливого музыканта и хорошего организатора Д. Беслера. Кроме того, из участников оркестра был организован струнный квартет, эстрадные группы, которого обслуживали районы республики. В дальнейшем главным режиссером симфонического оркестра был Заслуженный деятель искусств Чечено-Ингушской АССР Валерий Раевский.  Вторым дирижером в эти годы работала Заслуженная артистка ЧИАССР Лилия Яндиева.

На основе коллективов художественной самодеятельности при национальном театре, на базе музыкальной студии и оркестра народных инструментов по инициативе директора коллектива Г.Х. Менурнова в том же 1939 году был создан «Чечено-Ингушский ансамбль песни, музыки и пляски», художественным руководителем и главным дирижером которого стал Заслуженный деятель искусства Казахской ССР Л.М. Шаргородский.

С 1969 по 1974-й год в филармонии под руководством Марьям Айдамировой была создана эстрадная группа «Шовда». В ее состав входили: Петимат Махмудова, Зулай Сардалова, Султан Магомедов, Шита Эдисултанов, Мовлади Шабазов, Валид Дагаев, Альви Дениев и Умар Димаев.

В 1972 году руководителем коллектива был Зайнди Чергезбиев. В том же году художественным руководителем филармонии стал композитор Саид Димаев, а директором филармонии — Николай Кирякович Аманатиди.

Конец 70-х, начало 80-х для филармонии был особенно плодотворным. На ее афишах появились новые имена одаренных артистов: Тамары Дадашевой, Зелимхана Дудаева, Апти Далхадова, дуэт Марем Ташаевой и Светы Шаиповой, Малхазни Азиева, дуэт сестер Малики и Аймани Айдамировых.

Вокруг этих артистов было создано несколько народных коллективов: фольклорный ансамбль «Илли», который  существует и по сегодняшний день. Его первым художественным руководителем был Народный артист республики Шита Эдисултанов, а роль музыкального руководителя выполнял Имран Усманов. В состав коллектива входили: Магомед Ясаев, Ильяс Абдулкаримов, Султан Пашаев, Камалди Гамбулатов, Сулейман Токкаев, Магомед Ужахов, Билухажи Дидигов, Рамзан Чакараев, Маьлх-Аьзни Азиева, сестры Малика и Аймани Айдамирова. А также именно в этот период были созданы такие  эстрадные коллективы как «Синтар», «Седа», «Ичкерия», «Зама».

В 1973-1985 годах работала группа «Играй, мой баян». Ее художественным руководителем был Заслуженный артист ЧИАССР Иван Жуков. В коллективе участвовали Раиса Кошелева, Валентина Шилова, Раиса Забродкина, Альви Мазаев, Джабраил Хангошвили и другие.

С 1983 по 1986 годы от Госфилармонии ЧИАССР работали ведущие эстрадные артисты России, Заслуженные артисты Чечено-Ингушской АССР Юрий Антонов, Александр Барыкин, Ирина Понаровская, Екатерина Семенова.

В 1988 году на чеченской эстраде появляется новое имя Хусейна Расаева, которые собирал полные залы и был очень восстребован чеченской публикой. Филармония пополнилась профессиональными артистами и специалистами: Зайнди Хасанов, Али Халилов, Сулейман Токкаев, Исмаил Мусхабов, Имран Усманов, Хизир Ульбиев, Арби Цураев, Лиза Ахматова и многие  другие.

В 1990 году в филармонии начало развиваться новое направление – была создана академическая хоровая капелла под руководством А. Лесицкого. В том же году была создана девичья вокальная группа «Жовхар» под руководством Заслуженной артистки ЧИАССР Аймани Айдамировой.

Непросто было артистам Госфилармонии начинать работу в послевоенные годы. Здание Госфилармонии было разрушено, под руинами оказался театрально-концертный зал, сад имени 1-го мая, где проводились репетиции и концерты. Творческие коллективы филармонии лишились не только всех очагов культуры, но и музыкальных инструментов, сценических костюмов, транспорта.

На период военных действий  деятельность филармонии была приостановлена и многие артисты вынуждены были покинуть республику. И до сегодняшнего дня немногим из них удалось вернуться в республику.

Артисты, оставшиеся на своей исторической Родине, несмотря на страх и риск, делившие со своим народом лишения и боль, умудрялись продолжать творить музыку, дарить своим зрителям надежду на мирную жизнь. Благодаря этим немногочисленным людям, музыка на импровизированных сценах продолжала звучать, наперекор шуму разрывающихся снарядов и пулеметных очередей. И вот эти Патриоты своего дела и своей многострадальной Родины: Зина Анасова, Кока Межидова, Хож-Бауди Исрапилов, Султан Исламов, ансамбли «Жовхар» и «Илли», Исмаил Мусхабов, Хизир Ульбиев и другие.

Трудно приходилось руководству филармонии возрождать искусство после периода военных действий. Надо было начинать все сначала. Местом для репетиций на первых порах стала квартира директора Госфилармонии М. Хомдиева. Непросто было обеспечивать артистов необходимыми костюмами, музыкальными инструментами, организовывать дружеские гастрольные поездки в различные города России.

Вскоре возрождение национальной культуры приняло планомерный характер. В Госфилармонии снова заработали творческие коллективы: мужской фольклорный ансамбль «Илли», «Жовхар», «Безаман аз», «Экспансия», «Ламанхой» и вновь созданный оркестр народных инструментов.

О заслугах творческого коллектива говорит и тот факт, что за большие успехи по пропаганде музыкальной культуры и искусства среди населения республики многие артисты Госфилармонии удостоены почетных званий Чеченской Республики. Среди народных  артистов Чеченской Республики — Марем Ташаева, Макка Межиева, Зелимхан Дудаев, Имран Усманов, а также заслуженные артисты Чеченской Республики Кузани Абдурашидова, Таус Мусаева, Бислан Суипов, Зина Анасова, Малика Юнусова, Тоита Исраилова, Ваха Сааев. Многочисленные звания и правительственные награды у руководителя ансамблей «Жовхар» и «Нур-Жовхар» Аймани Айдамировой – Заслуженная артистка ЧИАССР, Народная артистка Чеченской Республики, Народная артистка Республики Ингушетии, Заслуженный работник культуры ЧР, Заслуженный деятель культуры ЧР, лауреат ежегодной национальной премии «Человек года»-2005, Заслуженная артистка РФ, а также  является Кавалером Ордена Кадырова, и имеет медаль «За заслуги перед ЧР».

В 2006 году при Госфилармонии из числа местных музыкантов создан оркестр народных инструментов. За короткий срок создается совершенно новая программа. И через три месяца первым среди творческих инструментальных ансамблей в концертном зале проходит сольный концерт оркестра.

Филармония внесла огромный вклад в развитие музыкальной культуры чеченского народа. Так, Государственная филармония, состоящая в основном из талантливых участников художественной самодеятельности, вырос в художественно полноценный профессиональный коллектив и, признавая этот факт, руководство республики проводит реорганизацию.

Согласно распоряжения Правительства Чеченской Республики, с 1 сентября 2012 года, государственное бюджетное учреждение культуры «Чеченская государственная филармония имени А. Шахбулатова» реорганизовывается путем присоединения к нему государственного автономного учреждения культуры «Государственный театрально-¬концертный зал в г. Грозный» и государственного автономного учреждения культуры «Государственный ансамбль народной песни «Нур-Жовхар».

С этого  момента и по сегодняшний день художественным руководителем филармонии является Заслуженная артистка РФ и ЧИАССР, Народная артистка ЧР Аймани Айдамирова, а возглавляет работу этого дружного коллектива Заслуженный работник культуры Чеченской Республики Тамара Денильханова.

 

Годы жизни:1937-1992

Рождение: 27 декабря 1937 г. с. Урус-Мартан, Чечено-Ингушской АССР.
Образование: Грозненское музыкальное училище; Московский институт искусств им. Гнесиных. Семья: жена — Зайнап (Зоя) Шахбулатова, дочь — Индира (1967 — 2009).
Звания: Заслуженный деятель искусств РФ, Заслуженный деятель искусств ЧИАССР; лауреат премии им. Ленинского Комсомола и премии им. М. Глинки.
Недуг: После автокатастрофы 29 октября 1973 года в г. Орджоникидзе почти 20 лет жизни провел прикованным к постели.
Творчество: Первый председатель Союза Композиторов Чечено-Ингушской АССР; основоположник чеченской/ингушской эстрадной, симфонической, камерной музыки; автор более 800 музыкальных произведений (песни, сюиты, пьесы, сонаты, романсы, сонатины, кантаты).

 

20132182История театрально-концертного зала началась в далекие семидесятые годы. Согласно генеральному плану 1969 года, его строительство было запланировано на пересечении улицы Дагестанской и проспекта Революции. Из Киева пригласили группу архитекторов под руководством В. Добровольского и 4 ноября 1977 года новое здание театрально-концертного зала строителями было сдано в эксплуатацию. Стоит подчеркнуть, что в 80-е годы это сооружение считалось одним из самых красивейших зданий на всем Северном Кавказе. Рассчитано оно было на 750 посадочных мест. Первым директором ГТКЗ был Владимир Наумович Белоцерковский, но уже в 1978 г. им стал Владимир Ковтун. В том же году здание переименовали в Русский драматический театр им. М. Лермонтова. В него переехал и Чечено-Ингушский театр им. Х. Нурадилова. На сцене этого театра ставились спектакли таких известных как в республике, так и за ее пределами режиссеров как Мимолта Солцаева, Руслана Хакишева, заслуженный деятель искусств РФ Хусейна Гузуева и многих других. В 1993 году здание было переименовано в Чеченский государственный драматический театр им. Х. Нурадилова и действовал вплоть до начала военных действий в республике. К большому сожалению, в период военных действий на территории Чеченской Республики в период 1994 – 2000 годы здание было полностью разрушено, и лишь в 2002 году начались работы по его восстановлению. Реконструкция здания длилась долгих 6 лет и была ускорена только после того, как первый Президент ЧР Ахмат-Хаджи Кадыров обратил внимание на необходимость скорейшего завершения восстановления здания.

Читать далее →