Симфонический оркестр Чеченской государственной филармонии

ПРИГЛАСИТЬ КОЛЛЕКТИВ НА МЕРОПРИЯТИЕ

Симфонический оркестр Чеченской государственной филармонии им. А.Шахбулатова, под управлением Главного дирижера и художественного руководителя, народного артиста Российской Федерации, Чеченской Республики, Республики Дагестан, профессора Валерия Владимировича Хлебникова был воссоздан в 2011 году, по инициативе Главы ЧР, Героя России Рамзана Ахматовича Кадырова. Директор оркестра: заслуженный деятель искусств ЧР Алик Даудович Халилов. Дирижер: заслуженный артист ЧР Илья Викторович Петренко. Солисты: заслуженная артистка ЧР Мария Юрьева, солистка оркестра Айгуль Оразова.

 

Первые попытки создания в Чеченской Республике симфонического оркестра относятся к 1928 году. Именно в том году в Грозном впервые состоялся концерт симфонической музыки, но только спустя 11 лет, в 1939 году, в истории культурной жизни республики произошло событие, которое можно назвать историческим — создан симфонический оркестр, под управлением М.Д.Бреслера, преподавателя музыкального училища, талантливого музыканта и хорошего организатора. У истоков создания оркестра стояли молодые и талантливые музыканты, приехавшие из разных консерваторий страны (Московской, Ленинградской, Армянской, Бакинской и др.). Благодаря работе Михала Давидовича Бреслера, грозненский оркестр становится профессиональным и востребованным коллективом. После Бреслера с оркестром начинает работать высокопрофессиональный дирижер Леонид Матвеевич Шаргородский, приехавший в Грозный из Казахской Республики. Одним из его многочисленных учеников был замечательный и известный чеченский композитор Саид Димаев. К сожалению, оркестр, в разные годы, был вынужден приостанавливать свою деятельность. В послевоенный 1946-й год симфонический оркестр возобновляет свою работу уже при государственной филармонии Чечено-Ингушкой АССР. Тогда Михаил Давидович Бреслер был, как говорили немцы, генерал-мюзик-директор, то есть заправлял и в филармонии, и в музыкальном училище. На тот момент в оркестре работали такие прекрасные музыканты как: скрипачи Климашевские – муж и жена, скрипачи Киршенбаум – отец и сын, скрипачка Галина Онищенко, альтисты Казикян и Бек-Назаров, флейтисты Шустер – дядя и племянник, гобоисты Бельс и Злотник, фаготист Навка, тромбонист Тосунян, контрабасист Роб Девоян,  литаврист Проваторов, кларнетисты Ольга Никитина и Валерий Жусов, фаготист Леонид Хомяков и другие. Говоря о становлении симфонического оркестра нельзя не назвать музыканта и композитора А.М. Халебского, который отдал долгие годы своей жизни популяризации чечено-ингушской музыки. Его произведения входили в репертуар оркестра и постоянно звучали по радио и телевидению. Оркестр и по сегодняшний день исполняет произведения мировых классиков и чеченских композиторов того времени.

 

В самом начале 60-х годов, дирижером симфонического оркестра становится Игорь Ковалев. Именно тогда, вместе с оркестром начинает выступать молодой Муслим Магомаев. Концерты 19-летнего Муслима Магамаева доставляли особую радость грозненской публике. Он пел столько, сколько просили зрители. Он был «хозяином сцены».

 

В те годы в эфире Чечено-Ингушского радио звучали произведения Александра Халебского, Джавады Исакова, Павла Потапова, Юрия Долгова, Бориса Шнапера, Георгия Мепрунова, Александра Давиденко, Николая Речменского, Владимира Ашкенази, Евгения Казановского, Александра Шаргородского, Евгения Захаровича, Александра Розенберга и других композиторов, проведших значительную работу по развитию чеченской профессиональной музыки. Писали музыку и московские композиторы: «Песня партизан» Евгения Крылатова в исполнении Мовлада Буркаева долго звучала в эфире, Оскар Фельдман написал «Песню о Грозном», А. Халебский был известен как автор песни «Чечено-Ингушетия моя». Джавада Исакова прославила песня «Мадина» в исполнении Мустафы Барахоева, Павел Потапов написал музыку к песне об Асланбеке Шерипове. Многие композиторы создали произведения разных жанров на основе чеченской народной музыки. Среди них А. Давиденко, М. Коваль, С. Ряузов, В. Шведов, А. Александров. Свое творчество дарили и чеченцы-композиторы – Умар Бексултанов, Саид Димаев, Аднан Шахбулатов, Али Димаев, получившие высшее музыкальное образование в Москве и Ленинграде. Широкой публике тогда были также известны имена композиторов Натальи Антоненко, и Светланы Татаевой.

 

Известный чеченский композитор А. Шахбулатов писал свою музыку, будучи прикованным к постели в течение 23 лет после тяжелой аварии, писал, не касаясь стоявшего рядом фортепьяно. В творчестве А. Шахбулатова по-современному сочетаются национальная чеченская музыкальная традиция и традиции русской классики. А. Шахбулатов писал песни на стихи Лермонтова и Есенина, стремился стать продолжателем традиций П. Чайковского и Г. Свиридовав вокальной музыке. Произведения из вокально-симфонического цикла «Из чечено-ингушской народной поэзии» А. Шахбулатова исполняли известные солисты Л. Сенчина, И. Кобзон, Л. Симонова…

 

В 1965 году в Грозный переезжает народный артист Украинской ССР Ярослав Вощак с семьей и становится главным дирижером симфонического оркестра, а жена его – Галина Поливанова – солисткой филармонии. Всеми узнаваемая и любимая певица (сопрано) Галина Полеванова, народная артистка УССР (1963) и педагог была признана грозненской публикой очень быстро и надолго. Среди ее партий, полюбившихся любителям классики: «Татьяна», «Волхова», «Марфа», «Аида», «Виолетта», «Чио-Чио-сан», «Катерина Измайлова» и др.

 

Летом, каждую неделю Я.Вощак организовывал в парке культуры Грозного концерты симфонической музыки и презентовал новую программу. Репертуар был очень разнообразным: вместе с легкой музыкой звучала и серьезная – произведения Листа, Чайковского, Рахманинова, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Мендельсона, Верди, Россини, Вагнера, Штрауса и других композиторов. Кроме того, по приглашению Вощака в Грозный приезжали такие выдающиеся музыканты, как скрипач Леонид Коган, пианисты Генрих Нейгауз, Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, виолончелист Даниил Шафран.Нужно сказать, что к работе в оркестре привлекались лучшие музыканты региона, приглашались музыканты из других городов, прослушивались выпускники музыкальных училищ и даже военные музыканты. В результате оркестр приобрел высокий профессиональный уровень. Билеты на концерты Вощака было очень сложно достать. За короткий отрезок времени он сумел «воспитать» свою постоянную публику, которая посещала все без исключения концерты, а порою даже и репетиции.

 

Симфонический оркестр Госфилармонии ЧИАССР всегда отличался высоким мастерством и входил в десятку признанных в СССР симфонических коллективов. Все концерты этого талантливого коллектива проходили при полном аншлаге. Оркестр принимал участие во всех республиканских мероприятиях: творческие вечера, концерты деятелей искусств, встречи со школьниками и студентами. Одним из главных направлений в творческой жизни коллектива была музыкально-просветительская деятельность. Многие артисты оркестра преподавали в Грозненском музыкальном училище и воспитывали новое поколение музыкантов. Известный певец Муслим Магомаев не раз выступал в Грозном в сопровождении Грозненского симфонического оркестра и ансамбля струнного секстета, созданный Леонидом Киршенбаумом специально для концертов М. Магомаева. В 1977 году Л. Киршенбауму присвоили высокое звание народного артиста ЧИАССР, а созданный им ансамбль же в 1978 году получил звание лауреата Премии Ленинского Комсомола и имел очень насыщенный концертный график.В 1967-68 годах дирижером оркестра становится Владлен Ефимович Мазин.

 

Большой вклад в развитие оркестра внесли дирижеры Павел Ядых, Леонид Сумелиди, Олег Андреев, а также такие известные и узнаваемые солисты как Раиса Кошелева, Валентина Шилова, Раиса Забродкина, Альви Мазаев, Джабраил Хангошвили.

 

С 1973 по 1980 год главным дирижером оркестра был Вальтер Мнацаканов. Будучи знакомым с оркестром с детских лет Мнацаканов застал его не таким, каким он был в 40-е при Бреслере. Многие известные музыканты ушли, много уже теперь играло молодежи. На ответственные концерты приглашали оркестрантов из Владикавказа и Махачкалы. Первый его концерт прошел очень хорошо. Программа была очень сложная – 5 симфония Шостаковича, Яблонская (пианистка) играла первый концерт Рахманинова и Вагнера к опере «Майстензингеры». Художественным руководителем филармонии в то время был Саид Димаев. Вальтер Мнацаканов очень дружил с чеченским композитором Аднан Шахбулатовым, который написал замечательные произведения уже, будучи больным. Вальтер ему помогал в оркестровке,  приходил  домой к Шахбулатову и записывал его музыку, которую потом исполнял оркестр. Мнацаканов впоследствии провел авторский концерт из его произведений, на который вызвали певицу из театра Станиславского (Москва) Нину Исакову. Она разучила его вокальный цикл. При Мнацаканове оркестр грозненской филармонии участвовал во Всесоюзном конкурсе симфонических оркестров и стал его  лауреатом.

 

После В. Раевского (в 1992-1993 гг.) дирижером оркестра становится заслуженный деятель искусств РСФСР, народный артист ЧИАССР, композитор и дирижер, человек необычайно одаренный широким творческим диапазоном Алаш Эдисултанов. В свое время им был создан эстрадный оркестр, в котором он был и руководителем и дирижером. Долгие годы А. Эдисултанов работал дирижером в цирке. Репертуар оркестра тогда пополнился новыми произведениями таких композиторов как А.Шахбулатов, У.Бексултанов, С.Димаев, З.Чергизбиев, а концерты проходили при полном аншлаге.В 1980 году руководить республиканским симфоническим оркестром в город Грозный пригласили Валерия Раевского. На тот момент оркестр почти развалился, но за довольно короткий срок Раевскому удалось его восстановить и с успехом выступить на Днях Чечено-Ингушской АССР в Москве. В 1982 году,  после выступления в столице страны, ему было присвоено звание Заслуженного деятеля искусств Чечено-Ингушской АССР. В те годы вторым дирижером с В.Раевским работала заслуженная артистка ЧИАССР Мединат Яндиева. Работоспособность и преданность любимому делу позволили ей в дальнейшем добиться блестящих успехов на профессиональном поприще. В настоящее время она, первая дирижер-ингушка, заслуженный деятель искусств Республики Ингушетия, ректор Музыкальной академии (Парагвай). Сам же Валерий Раевский ныне является главным дирижером симфонического оркестра Кировской филармонии. Талантливый, энергичный и трудолюбивый Раевский внес большой вклад в работу оркестра филармонии ЧИАССР, сделав музыкальную жизнь республики насыщенной и интересной. оркестра была сама разнообразная подача своего материала: предоставление студенческих абонементов, организация различных творческих вечеров и концертов национальной музыки, на которых исполнялись произведения Умара Бексултанова, А. Халебского, Бориса Шнапера. У оркестра была сама разнообразная подача своего материала: предоставление студенческих абонементов, организация различных творческих вечеров и концертов национальной музыки, на которых исполнялись произведения Умара Бексултанова, А. Халебского, Бориса Шнапера.

 

С середины 90-х годов для оркестра наступили тяжелые времена. Военные действия на территории республики нанесли непоправимый ущерб культурной сфере региона. Материальная база и все имущество были полностью уничтожены, музыканты выехали из республики и оркестр приостановил свою деятельность.

 

Возрождение оркестра случилось в 2011 году, когда Указом Главы Чеченской Республики Р.А. Кадырова вновь воссоздается симфонический оркестр Чеченской Республики, но уже как отдельное государственное учреждение. Во главе оркестра становится Заслуженный деятель искусств Чеченской Республики Халилов Али Даудович, а на должность главного дирижера оркестра в 2011 году приглашают профессора Ростовской консерватории, Народного артиста России, (ныне и Народный артист Чеченской Республики) Хлебникова. Вместе с ним вторым дирижером в оркестре работает лауреат всероссийских конкурсов молодых дирижеров Илья Петренко.

 

Солистами оркестра являются лауреат Международных конкурсов, Народная артистка Республики Ингушетия Любовь Барахоева, заслуженная артистка ЧР Хадижат Асхабова и окончившая Ставропольский Государственный Университет оперная певица (Концертно-камерная певица, преподаватель вокала) Мария Юрьева, которая работала в Ставропольской Государственной Краевой филармонии солисткой симфонического оркестра г. Ставрополь.

 

В виду того, что состав музыкантов еще не полный на ответственные концерты приглашаются оркестранты из Владикавказа, а так же приглашаются и известные солисты из Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Владикавказа и других городов. Оркестр гастролирует по республике и планирует гастроли за ее пределами. Государственный симфонический оркестр ЧР успешно ведет концертную деятельность по республике. Руководство оркестра проводит большую работу по пополнению репертуара произведениями чеченских композиторов, пропагандируя классическое музыкальное искусство Чеченской Республики.

На протяжении нескольких лет оркестр успешно дает концерты, исполняя музыкальные произведения великих композиторов для ценителей классической музыки. Традиционно, в завершении каждого концерта, отдавая дань национальной чеченской культуре, оркестр исполняет произведения великих чеченских композиторов. Популяризируя классическую музыку, оркестр активно выступает в городах и селах Чеченской Республики, участвует в открытии фестивалей, значимых мероприятий, различных объектов региона. Неоценимый вклад выдающегося дирижера Симфонического оркестра высоко оценен руководством республики.

 

Текст был составлен при помощи и поддержке бывших дирижеров, музыкантов, композиторов. Это: Мнацаканов В.Г. (дирижер), Раевский В.А.(дирижер), Щербаков М.А.(дирижер), Киршенбаум Л.А. (концертмейстер), Адаев С. (музыкант), Бексултанов У.А. (композитор), В.Паподатос (преподаватель музучилища), В.Михайлова (солистка филармонии около 30 лет, «Заслуженный работник культуры ЧИАССР», концертмейстер М.Магомаева, телеведущая), Беликова Л. (музыкант), Бутякина Л. (музыкант), Дробинина Л. (музыкант).

 

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
  • Валерий Хлебников – главный дирижер и художественный руководитель, народный артист Российской Федерации, Чеченской Республики, Республики Дагестан, профессор
  • Илья Петренко – дирижер, заслуженный артист Чеченской Республики

ПРИГЛАСИТЬ КОЛЛЕКТИВ НА МЕРОПРИЯТИЕ